Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.1993, 18 января 2006 г. ****************##
 ##################################################################
                                      Право на пристойных экспертов


       СКОРО ОБЪЯВЯТ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЭКСПЕРТИЗУ ПО ТРУБЕ НА ВОСТОК


    Закон и здравый смысл против "Транснефти"
    Российская федерация   16 января 2006 г. Москва. Сегодня Гринпис России
призвал специалистов, проводящих государственную экологическую экспертизу
технико-экономического обоснования нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий
океан" (ВСТО) не поддаваться давлению компании "Транснефть" и принять честное
и непредвзятое решение.
    Сегодня в Ростехнадзоре должно было быть объявлено заключение
государственной экспертной комиссии. Однако вместо этого пройдет очередное
заседание руководителей экспертных групп. Принятие окончательного вердикта
экспертов перенесено на 20 января.
    "Мы не знаем истинных причин переноса заключительного заседания комиссии,
но можем догадываться, зная формы и методы, которыми компания "Транснефть"
добивается нужных им результатов, - комментирует происходящее руководитель
Байкальской кампании Гринпис России Роман Важенков, - Дело в том, что 12
января руководители групп высказались однозначно против прокладки нефтепровода
по берегу Байкала. Теперь, видимо, на экспертов будут давить изо всех сил,
чтобы они изменили свою позицию. Мы обращаемся к специалистам, занятым в
экспертизе, с просьбой отстаивать свои убеждения до конца и не потакать
сиюминутным желаниям нефтяников".
    Специалисты, отвергающие проект прокладки нефтепровода в 800 метрах от
Байкала, в своем убеждении отнюдь не одиноки. Их позиция подкреплена выводами
специалистов, проведших общественную экспертизу проекта и доказавших его
высокую экологическую опасность и экономическую непродуманность.
    С просьбой защитить Байкал к президенту В.Путину обращаются известные
актеры и музыканты. К ним присоединяются десятки тысяч граждан России, которым
небезразлична судьба озера, в том числе и депутаты Государственной Думы.
    Главе Ростехнадзора направлено официальное письмо, подписанное академиками:
председателем Сибирского отделения РАН Н.Л.Добрецовым и председателем
Научного совета по Байкалу, директором Иркутского научного центра СО РАН
М.И.Кузьминым. Они указывают на реальную альтернативу - нефтепровод вполне
может идти по территории Якутии, что поможет обойти сейсмоопасные районы на
севере Байкала и снять угрозу загрязнения озера нефтью.
    С просьбой прояснить ситуацию и выразить точку зрения министерства, к
министру природных ресурсов Ю.Трутневу обратился Комитет по всемирному
наследию, официальная позиция которого - нефтепровод и Байкал несовместимы.
    С убедительной просьбой отказаться от строительства трубы через
территорию Всемирного природного наследия "Озеро Байкал", к премьер-министру
М.Фрадкову обратился Генеральный директор ЮНЕСКО Коичиро Мацура.
    Защитить Байкал требуют представители практически всех групп и слоев
общества, как в России, так и за рубежом. Услышат ли их голос? 16 января
может стать "моментом истины", который покажет, способны ли государственные
структуры России стоять на стороне закона и здравого смысла.
     Сайт "Гринпис" http://www.greenpeace.org/russia/ru/press/releases/304549

    Нефтепровод к Тихому океану начнут строить летом
    Владимир Путин объявил о том, что летом 2006 года должно начаться
строительство нефтепровода из Восточной Сибири к побережью Тихого океана.
Это заявление президент России сделал во время визита в Якутию.
"Решение принято. В апреле, я думаю, мы закончим все согласования, и летом планируем
начать практическую работу по реализации этого проекта", - сказал российский лидер.
    На первом этапе строительства труба протянется от Тайшета в Иркутской
области до Сковородино в Амурской области. Окончание строительства первой
очереди намечено на 2008 год. В дальнейшем нефтепровод будет проложен до
бухты Перевозная на побережье Тихого океана.
    Всего же протяженность нефтепровода составит 4200 километров, по трассе
будут построены 44 насосные станции. Как ожидается, по трубе будет
транспортироваться до 80 млн. тонн нефти, которая пойдет на экспорт в Китай,
Японию, Южную Корею, Индонезию и Австралию.
    Путин вместе с тем признал, что по данному проекту "еще не все завершено
с точки зрения согласования", и выразил надежду на то, что в апреле 2006
года эти согласования будут завершены.
    Экологи выражали опасения в связи с прокладкой трубы вблизи уникального
природного комплекса озера Байкал, а также возможного ущерба природе в
заповедной бухте Перевозная, где будет сооружен нефтяной терминал - там
расположен заповедник амурских барсов.
    Токио или Пекин?
    Последние несколько лет в Москве велись споры, куда направить новую
сибирскую трубу - к порту Находка, с прицелом на Японию и США, или в
китайский Дацин.
    О принципиальном решении строить нефтепровод от Ангарска до Находки с
ответвлением на Дацин объявлял еще в бытность премьером Михаил Касьянов в
марте 2003 года.
    И Пекин, и Токио крайне заинтересованы в российских энергоносителях:
Япония практически полностью зависит от поставок нефти с Ближнего Востока,
а Китай, согласно оценкам экспертов, в ближайшие 20 лет будет наращивать
энергетические потребности рекордными темпами.
    Определенного ответа Москва не давала несколько лет, намекая на то, что
ни одна из сторон в обиде не останется. Но эксперты указывали, что выбирать
все же придется, поскольку, судя по оценкам, ангарской нефти не хватит на
то, чтобы сделать обе варианта рентабельными.
    На "китайском" варианте некогда настаивал и ЮКОС, который прежде
поставлял нефть в КНР по железной дороге, но был вынужден прекратить это
после ареста банковских счетов в ходе судебного разбирательства с налоговыми
органами.
    Впрочем, во время поездки в Токио в ноябре 2005 года Путин дал понять,
что Япония без российской нефти не останется.
    В обмен, как утверждают аналитики, Россия рассчитывает получить японские
инвестиции - не только для развития богатой нефтью Сибири, но также
машиностроения и сектора высоких технологий.
    Правад по утверждению шеф-корреспондента газеты "Майнити" в Москве
Юкихико Матиды, японский бизнес в отличие от правительства сомневается в
выгодности строительства нефтепровода.
    "Скорее министерство экономики. торговли и промышленности, а также
близкие к нему круги хотят сотрудничать с Россией по нефтепроводу, чтобы
показать, что могут добиваться поставленных целей", - отмечал журналист.
    Реакции КНР на последние заявления Путина пока не поступало.
            Русская служба Би-би-си, 6 января 2006 г.
            http://news8.thdo.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_4587000/4587316.stm

    Восточный нефтепровод начнут строить летом
    В этом году, как и в прошлом, одной из "горячих" тем остается проект
нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Необходимость строительства не
оспаривается, но экологи требуют удалить стройку подальше от Байкала и из
бухты Перевозная. Результаты государственной экологической экспертизы обещают
огласить до конца января, но уже известно, что в апреле будут закончены все
согласования, а строительство Восточного нефтепровода начнется летом 2006 г.
    Об этом Президент РФ Владимир ПУТИН заявил 6 января на совещании по
вопросам социально-экономического развития Якутии. Правда, речь пока идет о
строительстве первого этапа - от Тайшета до Сковородино. Правда, когда
стройка приблизится к Байкалу, ситуация может обостриться.
    Правда, президент "Транснефти" Семен ВАЙНШТОК в интервью интернет-журналу
"Нефть и капитал" заявил, что запланированы беспрецедентные меры обеспечения
экологической безопасности. На участке вдоль Байкала (около 60 км) задвижки
предусмотрены через каждые 5-6 км (в 6 раз чаще, чем предписано нормативами),
и труба из специальной стали будет с большим запасом по толщине, а "умные
вставки" обеспечат круглосуточный мониторинг, чтобы не допускать развития
коррозии, образования микротрещин и т.п. Кроме того, предусмотрены
круглосуточные посты, а все переходы под реками будут сделаны по технологии
"труба в трубе". При таком проектном уровне аварии исключены на 100%, считает
С.Вайншток. Тем не менее решено держать на прибайкальском участке аварийный
поезд быстрого реагирования, бонопостановщики и спецфлот в Северобайкальске.
    В сумме "экологическая составляющая" строительства прибайкальского участка
ВСТО, по текущим оценкам, потребует дополнительно около 6 млрд руб инвестиций.
Но удовлетворит ли все это "зеленых" - пока неясно.
    Остается открытым и вопрос по нефтетерминалу в бухте Перевозная. В том же
интервью С.Вайншток заявил, что недавно получена информация из Министерства
природных ресурсов со ссылкой на Министерство обороны, что Перевозная - не
оптимальный выбор. "Если эта информация подтвердится, "Транснефть" поищет
другой вариант для размещения порта", - заявил он. График строительства это
не нарушит. "По проекту разница в начале строительства линейной части
нефтепровода и терминала составляет год, так что есть время для принятия
решения", - отметил он. Как разъяснил "ЗР" один эксперт, за безопасную
навигацию отвечает одно из подразделений Минобороны. По неофициальной
информации, расчеты показали, что в районе Перевозной для танкеров
300-тысячников - не очень удобные условия: нужно на малой скорости делать
два поворота, а места для маневров мало.
    После этих высказываний главы "Транснефти" появились мнения ряда экспертов,
что терминал построят скорее всего в Находке (в районе порта Восточного).
    Об изменении маршрута высказывались министры Юрий ТРУТНЕВ, Игорь ЛЕВИТИН
и Герман ГРЕФ. Тем не менее в ожидании результатов государственной
экологической экспертизы "Транснефть" не торопится с проработкой
альтернативных вариантов. Кроме того, чтобы в целом сделать проект более
привлекательным, С.Вайншток предложил сократить экспорт сырой нефти на 50-60%
и построить на конце трубы НПЗ, чтобы поставлять на мировой рынок готовую
продукцию. По его словам, он обсуждал вопрос с губернатором Приморья и нашел
поддержку, тем более, что краевые власти и сами об этом мечтают и даже ведут
переговоры с инвесторами.
    А вот какой комментарий дал "ЗР" эксперт, имеющий отношение к подготовке
материалов ТЭО. По его убеждению, терминал будет построен в бухте Перевозной,
так как это - самое идеальное место для строительства, а экологи в своих
аргументах "передергивают факты". Он отметил, что маршрут нефтепровода
специально проложен в технологическом коридоре железной дороги, в том числе
в районе Байкала, чтобы нанести меньше ущерба дикой природе. Если менять
маршрут, как раз придется углубляться в нетронутую тайгу. И тут возникает
вопрос с энергообеспечением и другой необходимой инженерной инфраструктурой,
которую придется создавать заново.
    По его словам, все бухты, которые экологи предлагают вместо Перевозной,
не имеют нужных глубин для приема танкеров 300-тысячников, но самая главная
проблема - там сопки спускаются прямо к береговой полосе и нет ровных
площадок, которые нужны для размещения нефтехранилищ, инфраструктуры для
причала и нефтеперерабатывающего завода. И Находка поэтому тоже не подходит.
    Так что, по его мнению, пока построят первую очередь нефтепровода, шум
постепенно затихнет, и терминал построят, где и планировалось, - в бухте
Перевозная.
    И.Дробышева, "Золотой Рог", 17.01.2006, http://www.zrpress.ru/zr/2006/3/14/

    Оглашение итогов госэкспертизы проекта нефтепровода "Восточная Сибирь -
Тихий океан" перенесено
    Оглашение заключения государственной экспертной комиссии
технико-экономического обоснования нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий
океан" (ВСТО), которое должно было состояться сегодня 16 января, перенесено
на 20 января. Продолжаются согласования позиций руководителей экспертных
групп. Экологи предполагают, что задержка оглашения решения связана с
давлением, которое может оказывать на специалистов, проводящих государственную
экологическую экспертизу, АК "Транснефть". В связи с этим Гринпис России
призвал экспертов не поддаваться давлению компании и принять честное и
непредвзятое решение.
    "12 января руководители групп высказались однозначно против прокладки
нефтепровода по берегу Байкала. Теперь, видимо, на экспертов будут давить
изо всех сил, чтобы они изменили свою позицию. Мы обращаемся к специалистам,
занятым в экспертизе, с просьбой отстаивать свои убеждения до конца и не
потакать сиюминутным желаниям нефтяников, - заявил руководитель Байкальской
кампании Гринпис России Роман Важенков. - Специалисты, отвергающие проект
прокладки нефтепровода в 800 метрах от Байкала, в своем убеждении отнюдь не
одиноки. Их позиция подкреплена выводами специалистов, проведших общественную
экспертизу проекта и доказавших его высокую экологическую опасность и
экономическую непродуманность".
    По мнению Гринпис России, разработчики проекта не представили убедительных
доказательств обеспечения экологической безопасности намечаемой деятельности
для населения, окружающей среды и, в первую очередь, для уникальной
экосистемы озера Байкал - участка Всемирного природного наследия.
    Главе Ростехнадзора направлено официальное письмо, подписанное
академиками: председателем Сибирского отделения РАН Николаем Добрецовым и
председателем Научного совета по Байкалу, директором Иркутского научного
центра СО РАН Михаилом Кузьминым, которые высказались в пользу альтернативного
маршрута нефтепровода, проходящего значительно севернее - по территории
Якутии, обходя сейсмоопасные районы на севере Байкала.
    Кроме того, с просьбой отказаться от строительства нефтепровода через
территорию Всемирного природного наследия "Озеро Байкал" к премьер-министру
России Михаилу Фрадкову обратился Генеральный Директор ЮНЕСКО Коичиро Мацуура.
    Согласно проекту, проходящему в настоящее время государственную
экологическую экспертизу, труба нефтепровода на протяжении более 100 км труба
пройдет по территории Всемирного наследия, в то числе на одном из участков
она окажется всего в 800 м от берега Байкала. В этой связи в конце октября
2005 г. Россию и озеро Байкал посетила экспертная комиссия ЮНЕСКО и
Международного союза охраны природы и естественных богатств (МСОП (IUCN)) с
целью собрать информацию о планировании нефтепровода. Представители
Министерства природных ресурсов России заверили экспертов ЮНЕСКО, что
приложат все усилия, чтобы не допустить строительства трубы через территорию
Всемирного наследия. Как подчеркивают экологи, прохождение нефтепровода через
территорию Всемирного наследия, будет грубейшим нарушением Конвенции о
Всемирном наследии. Это подтвердили и эксперты ЮНЕСКО, заявившие, что если
это произойдет, Комитет Всемирного наследия переведет Байкал в список
"Всемирное наследие в опасности", чему Россия активно сопротивлялась в
последние несколько лет. Более того, если российские власти так и не
предпримут конкретных шагов по сохранению озера, Байкал вообще может быть
исключен из списка Всемирного наследия. Подобных прецедентов в мире еще не
было.
    По информации Гринпис России, расчеты самих разработчиков ТЭО показывают,
в аварийных ситуациях объемы аварийных разливов нефти достигнут 4 тыс. тонн
сырой нефти. Время, за которое нефть попадет в Байкал будет колебаться в
пределах от 20 мин. до 49 часов. Проект предусматривает локализацию нефтяных
разливов в акватории озера Байкал с использованием катера-нефтесборщика.
Однако никаких оценок нанесенного ущерба экосистеме уникального озера не
приводится. Не оценивается и риск причинения ущерба здоровью местного
населения, получающего питьевую воду либо прямо из рек, либо из скважин,
которые будут загрязнены в результате неизбежных разливов нефти. Через
большинство рек, встречающихся на пути, труба будет прокладываться простым
траншейным способом.
    Разработчики не оценивали воздействие аварийных разливов нефти на
экосистему озера и водно-болотные угодья дельт рек Кичера и Верхняя Ангара
(внесены в "теневой" список вводно-болотных угодий Рамсарской конвенции).
При этом, по мнению экологов, противоаварийные мероприятия выглядят
практически нереализуемыми в существующих природно-климатических условиях
Восточной Сибири и, по утверждениям самих разработчиков, никогда в условиях
Сибири не апробировались.
            ИА REGNUM, 16.01.2006 г., http://www.regnum.ru/news/572794.html

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2006 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.1

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами