Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

 
     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.605, 21 января 2002 г. ****************##
 #################################################################
                                  Право на общественную активность


               ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКО-АКТИВНОСТЬ В ЗАПОРОЖЬЕ

    УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ЗАПОРОЖЬЯ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ,
РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРЫХ ВЛИЯЕТ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
    Конец 80-х в Запорожье ознаменован взрывом общественной
активности в защиту природы. Кампания по отмене строительства
мостов через Хортицу,прорыв на страницы газет ранее закрытых
сводок о превышении пром.предприятиями ПДВ вредных и канцерогенных
веществ в десятки и сотни раз, оглашение данных о высокой
заболеваемости и смертности запорожцев в сравнении со средними по
Украине, премьерный показ в крупнейшем кинотеатре города и затем
изъятого из проката документального фильма "Усталые города" с
Запорожьем в главной роли - взорвали горожан. Кульминацией общественного
движения тех лет стал 1-й в Украине массовый эко.митинг 5 июня 1988 г.
Впервые произошло неформальное объединение экологически мыслящих граждан
и появился прообраз будущих официально зарегистрированных НГО - группа
"Экологическая перестройка".В следующий период был создан ряд экоНГО -
городской детско-юношеский эко.клуб (20 декабря 1990 г.), "Союз-Чернобыль",
"Чисте повiтря", ассоциация "Экологическое  образование" и  др.
    Координатор АсЭкО Виталий Шелегеда (vita@vita.zp.ua) сделал для
"Экоклуба" ретроспективный анализ общественного участия в планировании и
принятии решений властными органами в области экообразования.
    Под знаком NB! - комментарии редактора.
    С ЧЕГО НАЧИНАЛОСЬ
    Начало систематическому взаимодействию между общественностью и
различными ветвями власти в Запорожье было положено в 1993-1994 гг.,
когда по инициативе депутата экологич. комиссии горсовета М.Д.Чернышевой
общественные и госбюджетные эко.организации города были привлечены к
созданию общегородской Программы эко.безопасности Запорожья на период
1994-2000 гг.
    Эта программа стала 1-й попыткой объединить усилия общественности,
органов власти, предприятий и организаций Запорожья для осуществления
конкретных мероприятий, направленных на улучшение эко.ситуации в городе.

NB! 1-я подобная комплексная программа под названием "Биосфера" была
    принята в 1988 г.- после упомянутого митинга, но оказалась неудачной,
    во многом популистской и объективно (по причине отсутствия в то
    время унифицированных методик) не имеющей достаточного научного
    обоснования и организационных ресурсов и осталась невыполненной.
    В сфере эковоспитания и образования общественность нередко выполняла
    отдельные проекты (бесплатно и часто за счет своих средств) в
    сотрудничестве с органами власти как по собственной инициативе,
    так и по инициативе горисполкома, эко.комиссии горсовета и даже
    по личной инициативе 1-го секретаря горкома КПУ тов. Ваната П.П.
    Общая цель была - не было системности и систематичности и
    отсутствовало доверие друг к другу.

    В частности, в рамках работы по подготовке программы была создана
творческая группа педагогов и экологов-общественников, которую возглавил
Исследовательский Центр совершенствования эко.образования - РИЦЭО при
Индустриальном ин-те (рук. доцент В.Н.Барякин). Этой группой в 1994 г.
разработана комплексная Программа непрерывного эко.образования жителей
Запорожья.
    По мнению координатора программы В.Н.Барякина, ее значительная часть
была выполнена в виде декларативных теоретических пожеланий, не
подкрепленных конкретными исполнителями и средствами. Тем не менее,
программа стала основным нормативным документом, на основе которого
осуществлялся процесс взаимодействия общественности и органов власти
по совершенствованию и реорганизации как государственного, так и
неформального эко.образования:
 - 1995 г.- на базе обл. станции юных туристов (ОСЮТур) создан отдел
"Экологическое краеведение" как центр внешкольного (неформального)
эко.образования учащихся области;
 - 1996 г.- при Научно-методическом центре горУНО (создан в 1994 г.)
образована лаборатория "Эко.образование", на которую была возложена
координации работы учителей, преподающих экологию в школе.
    Оба центра в течение 1996-97 гг. были оснащены компьютерным и
множительным оборудованием, позволяющим оперативно разрабатывать и
тиражировать необходимую документацию (положения, программы и т.д.).
 - 1995-97 гг.- разработан и реализован ряд образовательных и
просветительских программ АсЭкО, в т.ч.: "Три мачты" (восстановление
природных комплексов о-ва Хортицы), "Эколагерь" (полевой практикум для
кружковцев-экологов и лидеров детского "зеленого" движения), "Экослет"
(слет-форум детско-юношеских экоНГО), "Круглый стол" (семинары-тренинги
для активистов природоохранного движения плюс ежемесячный семинар для
преподавателей города) и др.;
 - 1996-97 гг.- начато создание сети опорных дошкольных, школьных
и внешкольных учреждений, как центров эко.образования и воспитания
подрастающего поколения;
 - с 1995 г. АсЭкО в рамках городской программы совместно с отделом
"Экологическое краеведение" ОСЮТур приступила к изданию общественного
эко.бюллетеня "Вестник АсЭкО", а с 1997 г. - журнала "Vita-Жизнь",
посвященного анализу и обобщению опыта запорожских педагогов в области
эковоспитания детей.
    Казалось, созданы все условия для последовательного системного
развития в Запорожье и области нового направления педагогической теории
и практики - экологического.

NB! Из-за экономии места здесь перечислена лишь часть проектов АсЭкО,
    выполненных при активной поддержке горисполкома, облУНО, горУНО -
    те, которые были "плановые", т.е. включены в общегородскую Программу
    эко.безопасности и в значительной степени финансировались из
    гор.эко.фонда. Другие НГО и кружки при школах и внешкольных
    учреждениях также активно влияли на политику горсовета в области
    эковоспитания и образования и пользовались достаточным доверием и
    подержкой. Напр., международный проект гор.эко.клуба и СоЭС по
    созданию Центра экопросвещения в ландшафтно-парковом комплексе в
    центральной части города включен сессией горсовета в декабре 1993 г.
    в число стратегических приоритетов вышеназванной программы (правда,
    так и остался невыполненным).

    К ЧЕМУ ПРИШЛИ
    1997 год оказался переломным, если не сказать катастрофическим для
педагогов-экологов Запорожья. Ссылаясь на статьи в Законе об образовании,
которые предусматривали "отменить, уменьшить, исключить", горУНО провело
ряд действий, которые свели на нет предыдущие усилия эко.общественности.
    Была реорганизована (фактически уничтожена) лаборатория НМЦ горУНО
"Эко. образование". Оргтехника лаборатории "канула" в отделах НМЦ,
а созданная ею система базовых школьных и дошкольных центров
эко.образования брошена и запущена. Из 22-х внешкольных учреждений
Запорожья кружки эколого-биологической направленности остались только в
двух (!).

NB! Вместо разогнанной лаборатории экообразования начальник горУНО
    Н.Фролов создает отдел психологии образования, который возглавила
    аспирантка 1-го года обучения ф-та психологии ЗГУ, а в штате - три
    девушки, студентки 2-3 курсов (это они-то учителей должны учить!).
    Догадайтесь, чьи они родственницы?

    Не лучше обстоят дела и в области. В отдельных городах (районах)
работает 1-2 эко.кружка (клуба), а в таких как Акимовский, Васильевский,
Веселовский, Куйбышевский, Новониколаевский, Ореховский, Пологовский,
Приазовский, Розовский их нет совсем.
    Администрацией НЗ "Остров Хортица" в 1996 г. в одностороннем порядке
полностью и без логического обоснования отменена программа АсЭкО для
учащейся молодежи "Три мачты" - изучение, сохранение и восстановление
природных ландшафтов о-ва Хортицы. Программа "Три мачты" являлась
составной частью общегородской комплексной Программы непрерывного
эко.образования. Остро встал вопрос о реорганизации (фактически
закрытии) отдела "Экологическое краеведение" ОСЮТур.
    В этот кризисный момент В.Н.Барякин отказался от своей миссии как
координатора общегородской программы, сославшись на бессмысленность
работы при сложившейся политич. и экономич. ситуации.
    В 1996 г. по инициативе Госуправления эко.безопасности в Запорожской
области (нач. А.В.Добровольский) во исполнение министерского приказа
создается Общественный эко.совет. Основной целью создания Совета
декларировалось оказание помощи природоохранным органам в решении
эко.проблем города и области со стороны экоНГО, усиление влияния НГО
на экологическую и социальную политику местных органов власти.
    В состав Совета вошли 8 экоНПО Запорожья, имеющие статус юридич.лица:
экоклуб, АсЭкО, ДОП ЗГУ, "Чисте повiтря", "Дочери Земли", обл.УООП,
"Союз-Чернобыль", "Наш город - наш дом", а также легализованный через
прессу филиал НЭЦУ "Ниневия".

NB! Об экоНПО из др. городов и р-нов области и не вспоминали.

    Созданный "сверху" уже после нескольких заседаний Совет фактически
прекратил свою работу. Этому способствовали как проблемы внутри самих
организаций-членов Совета (многие прекратили активную деятельность),
так и снисходительно-пренебрежительное отношение-позиция Госуправления
к работе Совета.
    Кульминацией общественного движения 80-х годов в Запорожье стал 1-й
в Украине массовый эко. митинг 5 июня 1988 г. Появился прообраз будущих
НГО - группа "За экологическую перестройку". В следующий период был создан
ряд экоНГО - городской детско-юношеский экологич. клуб (20 дек.1990 г.),
"Чисте повiтря", АсЭкО и др. До середины 90-х годов  процес развития
эколого-просветительского направления в деят-ти НПО шел на фоне развала
гос.экономической системы и роста коррумпированности чиновничьего аппарата,
но в целом - по нарастающей. Неприятным ударом было  увольнение 28 апреля
1993 г. зав. экоотделом обл. станции юных туристов А.Левина по статье
за прогул (в день открытия Международной конференции, посвященной 10-летию
его эко.кружка ОСЮТур). Однако на ОСЮТур остались ведущие кружководы-экологи,
и в 1995 г. отдел реорганизовался и укрепился, а А.Левин возглавил
украинско-российское СП Центр экопросвещения "ХХI век" (СоЭС). В 1997 г.
попытка разгона экоотдела дирекцией ОСЮТур повторилась, но снова не удалась.
К тому времени гос. система экообразования фактически пришла в упадок,
лаборатория экообразования НМЦ горУНО - ликвидирована.

    К ЧЕМУ ПРИШЛИ (продолжение)
    В этих условиях единственными центрами эко.образования и воспитания
подрастающего поколения в городе и области стали детско-юношеские
общественные эко.организации и клубы, возглавляемые
учителями-энтузиастами.
    Несмотря на отсутствие организационной, технической и профессиональной
поддержки, на огромную загруженность учителей, они системно и
последовательно на общественных началах (т.е., бесплатно), проводили
работу по формированию экологической культуры детей и юношества,
активизации их участия в процессах национального возрождения,
реализации общегородской Программы эко.безопасности Запорожья.
    Миссию координации и консолидации деятельности школьных и внешкольных
экокружков взяла на себя АсЭкО при тесном взаимодействии с Запорожским
горисполкомом [гор.экофонд - ред.] и международным фондом ИСАР.
    За период 1998-2000 гг. АсЭкО совместно с отделом "Экологическое
краеведение" ОСЮТур при поддержке горисполкома реализует серию
образовательных и природоохранных проектов и программ для учащейся
молодежи, в т.ч.:
- эколого-краеведческая экспедиция "Первоцветы Запорожья";
- общегородской праздник "День Довкiлля";
- полевой эколагерь "Красная книга Запорожья";
- эколого-краеведческая экспедиция "Зеленая сеть" - создание сети
  природно-заповедных территорий;
- проект "Днепровская Лука" - подготовка научной документации по
  созданию национального природного парка на территории Запорожской
  области;
- экослет-форум "Экология - шаг в 21-е столетие";
- издание методич. журнала по экообразованию и воспитанию "VITA-ЖИЗНЬ";
- проект "Школа общественной инициативы" - проведение
  семинаров-тренингов для лидеров экоНГО и др.
    Т.о., в период 1997-2000 гг. в Запорожье четко определилась тенденция:
осуществление городской программы по эко.образованию и воспитанию на
общественных началах, силами педагогической общественности и экоНГО.
    ЧТО БУДЕТ
    В 1999 г. Правительство и Верховный Совет Украины признали сложность
эко.ситуации в Запорожье и необходимость разработки природоохранных
мероприятий, направленных на выход города и всего региона из кризиса
(постановление Кабмина #715 от 28.04.99 "О проведении эколого-
экономического эксперимента в г.Запорожье на период 2001-2010 гг.").
    В связи с этим городской и областной Советы депутатов приступили к
разработке 10-летней "Программы выхода Запорожья из экологического
кризиса" с привлечением специалистов научных, государственных учреждений
и общественных организаций.
    Запорожскому горУНО и АсЭкО было предложено войти в состав рабочей
группы по разработке раздела программы "Эко.образование жителей
Запорожья" (Розпорядження мiського голови No 1253 вiд 24.11.2000).
    Как и в предыдущие годы, горУНО и облУНО проигнорировали участие в
разработке программ - от них не поступило ни одного предложения. На базе
АсЭкО была сформирована творческая группа из представителей экоНГО
Запорожья, которая к февралю 2001 г. разработала пакет предложений и
рекомендаций по эко.образованию школьников и учащейся молодежи Запорожья
для включения в городскую и областную программы. Среди них:
 1) Создание (восстановление) сети эко.кружков и клубов при школах и
внешкольных учреждениях города и области как системы взаимосвязанных
научно-методических и профильных центров. В первую очередь такими
центрами должны стать внешкольные учреждения (вместо одного кружка
рукоделия или рисования, ввести хотя бы один кружок экологич.профиля).
Сначала - по одному в районе. Затем - в каждом внешкольном учреждении.
    Следующий, перспективный, этап - создание подобных центров (кружков)
в опорных школах, в каждом образовательном учреждении города и области.
Вся система образования - от детского садика до ВУЗа должна
ориентироваться на формирование у детей и учащейся молодежи
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИМПЕРАТИВА.
 2) Создание общественного экологического ресурсно-методического центра,
который бы осуществлял информационную, методическую, ресурсную,
консультативную и даже финансовую помощь экоНГО, связь природоохранной
общественности с органами власти и государственной системой образования.
 3) Создание при Общественном Совете экоНГО [Гром.Рада екоНУО при
облдержуправлiннi мiнекоресурсiв] комиссии (творческой группы)
по вопросам эко.образования населения, которая бы стимулировала
процесс реорганизации системы экообразования и воспитания на местах,
способствовала включению экопроектов в национальные, региональные и
ведомственные планы социально-экономического развития.
 4) С учетом существующего опыта, накопленного [учреждениями] школьной
и внешкольной системы образования и экоНГО, разработать и внедрить в
учебно-воспитательный процесс учебных заведений серии долговременных
комплексных программ, проектов и конкурсов, направленных на вовлечение
детей и учащейся молодежи, их родителей, педагогических коллективов в
практическую деятельность по улучшению экологической ситуации на местах,
на активизацию их творческого потенциала в области экологии.
 5) Создание "единиц управления", тематических центров и лабораторий с
детально разработанными планами работы по программам и проектам.
 6) Создание творческих групп из руководителей детско-юношеских
эко.объединений, систематическое проведение с ними школ, тренинговых
программ, круглых столов и др. мероприятий по обмену и обобщению
накопленного позитивного опыта.
    К сожалению, следующий этап подготовки - обсуждение и утверждение
городской программы, прошел без участия общественности. В результате
некоторые пункты программы изменены и сокращены, а два пункта
(именно - пп. 1 и 5) вовсе не включены в ее конечный вариант.
    Тем не менее, без изменений в городскую программу вошли пункты 5 и 6
Программы и проекты для учащихся. Правда, есть одно НО - их выполнение
будет осуществляться, как и раньше, на общественных началах.

        Э К О К Л У Б, 02/2002 (261-262), 13 января 2001 г.
                       03/2002 (263-264), 20 января 2002 г.
                       root@ecoclub.zp.ua

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Социально-экологическим Союзом и     *
* Союзом "За химическую Безопасность"                        *
*   Редактор и издатель Лев А. Федоров                       *
*   Все бюллетени имеются на сайте: www.index.org.ru/eco     *
* ***********************************                        *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83         *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru       *
**************************     Распространяется только       *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность