Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

  #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.606, 22 января 2002 г. ****************##
 #################################################################
                                            Право на живую природу

                   КАХАХСТАН: ЗАЩИЩАЮТ СОКОЛА-БАЛАБАНА
                     (арабам можно, своим нельзя?)

    7 декабря 2001 года прошло расширенное заседание президиума
Национального экологического общества Республики Казахстан. В числе
поднятых экологических проблем была тема ограничения изъятия
соколов-балобанов в проведении охоты на дрофу-красотку. Приводились
факты сокращения численности соколов-балобанов и предлагались
чрезвычайные меры по сохранению этих исчезающих птиц. На заседании
было решено провести в 2002 г. акцию за введение моратория на
отлов в Казахстане и вывоз за его пределы иностранцами
соколов-балобанов.
    3 января 2002 г. сотрудники Национального экологического общества
направили письмо о соколах-балобанах в адрес Президента Н.Назарбаева.
    Письмо полностью приводится ниже.
              Президенту Республики Казахстан  НАЗАРБАЕВУ Н.А.

    Многоуважаемый Нурсултан Абишевич!
    Разрешите от имени президиума и действительных членов Национального
экологического общества Республики Казахстан поздравить Вас с наступившим
2002 годом, пожелать здоровья и счастья, поблагодарить  за огромные Ваши
усилия на благо народа на посту главы государства.
Просим Вас обратить внимание на следующий  волнующий  общественность вопрос.
    Ежегодно в Казахстане  в соответствии с постановлениями правительства
проводится отлов и вывоз соколов-балобанов. Такие разрешения выдаются
только высокопоставленным охотникам из арабских государств. Их сафари
крайне непопулярны по следующим причинам:
 1. Сокол-балобан является  исчезающим видом, занесенным в Красные книги
Казахстана, СНГ и мира. Численность балобанов в природе неуклонно
сокращается. В Казахстане местные популяции балобанов уже истреблены и на
огромных территориях сохранились лишь единичные гнездящиеся пары.
 2. В Казахстане арабов привлекают не местные балобаны, а возможность отлова
этих соколов, гнездящихся в России и появляющихся у нас в период осенней
миграции. Поскольку птицы во время пролета концентрируются в определенных
местах на открытых пространствах, их отлов становится более доступным и
самым истребительным. Арабские соколятники в короткие сроки облавливают
российские популяции балобанов, выбирая лучшие особи. Допуская такие охоты,
наше правительство не соблюдает в отношении соколов-балобанов Соглашение
об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их
обитания, совершенное государствами - участниками СНГ 9 сентября 1994 г.
в городе Москве.
 3. Легализация отлова балобанов арабами неотвратимо провоцирует в этих
государствах браконьерство и незаконный вывоз птиц, в которые вовлекается
население. Борьба с этими преступлениями сложна и требует больших затрат.
Как следствие, в России и других странах не допускают деятельности арабских
сокольников. Но в Казахстане им разрешают охотиться повсеместно. На
сегодняшний день наше государство специалисты считают рассадником
международного браконьерства и контрабандной торговли соколами-балобанами.
 4. Ни в одной другой стране, в отличие от Казахстана, не практикуется
отлов и вывоз соколов-балобанов высокопоставленными арабами с целью решения
государственных задач в сферах внешней политики и экономики.
 5. Разрешая арабам отлов и вывоз соколов-балобанов, наше законодательство
не предусматривает возможность гражданам Республики Казахстан культивировать
национальную охоту с ловчими  птицами, хотя бы в строго ограниченных и
контролируемых пределах. Такой подход - арабам можно, а своим нельзя -
население воспринимает с непониманием и обидой.
 6. Деятельность с соколами-балобанами в Казахстане сосредоточена
исключительно в руках государства, но общественность устранена от участия
в принятии решений и контроле. Это противоречит мировой практике и ряду
международных актов, в том числе ратифицированной Республикой Казахстан
Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия
решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды
(Дания, Орхус, 1998 г.).
 7. Монополизировав деятельность с соколами-балобанами, наше государство не
осуществляет мероприятий по их воспроизводству в природе и разведению в
неволе. Утвержденная  правительством в 1997 г. Программа сохранения,
восстановления и использования хищных птиц в Республике Казахстан не
финансируется и не выполняется. В то же время, национальное законодательство
не позволяет отечественному частному капиталу создавать специализированные
питомники и развивать в разумных масштабах охоту с ловчими  хищными птицами.
 8. Есть группа государственных служащих, причастных к принятию решений по
соколам-балобанам и их реализации, которая заинтересована в сохранении
сложившейся в Казахстане практики. Их заинтересованность, возможно,
определяется тем, что арабы, будучи очень богатыми людьми, рассчитываются за
оказываемые им содействие и услуги наличными деньгами в существенных суммах
и ценными подарками. Некоторые из этих должностных лиц, скрывая лоббирование
ими высокопоставленным арабам, распускают слухи, что соколиные сафари
организуются по личному указанию Президента Республики. Общественность
считает необходимым внести ясность в этот вопрос и  строго наказать
недобросовестных  чиновников, не взирая на лица.
    Соколиная проблема в Казахстане, к сожалению, настолько
заадминистрирована, что исключает гласность и позволяет волевыми методами
манипулировать заключениями государственной экологической экспертизы и
рекомендациями государственного Института зоологии МОН. Эти материалы не
публикуются и, как правило, не соответствуют действительности.
 9. Утвержденные правительством в 2000 г. Правила о порядке пользования
отдельными видами животных в Республике Казахстан в исключительных случаях
ставят отлов и вывоз соколов-балобанов иностранцами в ранг государственной
политики, но этот акт по своей юридической сути является беспрецедентным.
Вместе с тем преднамеренно сдерживается развитие национального
законодательства в области охраны, воспроизводства и использования животного
мира. Стыдно сказать, но это факт: до сих пор действует Положение об охоте
и ведении охотничьего хозяйства на территории Казахской ССР, утвержденное
постановлением Совета Министров Казахской ССР от 8 сентября 1978 г. # 353.
    Группа депутатов Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан
подготовила в 1998-1999 гг. проект Закона РК "О редких и находящихся под
угрозой исчезновения видов животных". На него Правительство дало
положительное заключение, после чего закон был принят Парламентом. Однако
в окончательном варианте оказались неправильности в части собственности на
животных, отнесенных к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам,
содержащихся в неволе или полувольных условиях. Вследствие этого
Конституционный Совет Республики Казахстан обоснованно признал закон не
соответствующим Конституции. С учетом  постановления Конституционного Совета
заново переделан законопроект, его исправленная редакция имеется в
Минприроде и Мажилисе, но она лежит в течение двух лет без движения.
 10. Позвольте с глубоким сожалением констатировать, что основная вина за
беспорядки в отношении соколов-балобанов, в том числе за неправильное
информирование Правительства, находится на совести руководства Комитета
лесного, рыбного и охотничьего хозяйства Минприроды РК. Будучи недостаточно
компетентным в вопросах животного мира, этот Комитет фактически развалил в
республике охотничье хозяйство. Таким образом потеряны пушной и сайгачий
промыслы, массовая любительская и спортивная охота, доведен до критического
состояния Казохотрыболовсоюз, ранее бывший крепкой общественной
организацией. Охотничья деятельность Комитета целиком и полностью направлена
на организацию валютных охот для иностранцев на виды животных, занесенных в
Красные книги.
    По мнению ученых и специалистов, требуется безотлагательно вывести
из ведения этого Комитета животный мир и заповедники и восстановить
самостоятельное ведомство по образу Главного управления заповедников и
охотничьего хозяйства при Совете Министров Казахской ССР, стабильно
функционировавшее на протяжении более двадцати лет и добившееся
значительных достижений.
    В связи с изложенным выше и решением президиума Национального
экологического общества Республики Казахстан просим Вас издать
распоряжение, которым:
 - ввести мораторий на отлов и вывоз за пределы республики соколов-балобанов
иностранцами до решения в законодательном порядке вопросов правового
регулирования охраны, воспроизводства и использования  редких и находящихся
под угрозой исчезновения видов животных;
 - указать Правительству на несоблюдение им Соглашения об охране и
использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания от 9
сентября 1994 г. и отменить постановление Правительства Республики Казахстан
от 28 июня 2000 г. No 696 "Об утверждении Правил о порядке пользования
отдельными видами животных в Республике Казахстан в исключительных случаях",
как принятое без учета этого Соглашения и согласования с Российской
Федерацией и другими заинтересованными государствами;
 - поручить Правительству подготовить и внести не позднее чем в трехмесячный
срок по его законодательной инициативе на рассмотрение Мажилиса Парламента
Республики Казахстан проекты законов Республики Казахстан "О редких и
находящихся под угрозой исчезновения видах животных", "О внесении изменений
и дополнений в Закон Республики Казахстан "Об охране, воспроизводстве и
использовании животного мира" и "Об охоте и охотничьем хозяйстве";
 - поручить Правительству рассмотреть статьи "Птичьи сафари" в газете
"Экологический курьер от 10 ноября 2001 г. и "Охота на: Красную книгу" в
газете "Столичная жизнь" от 20 декабря 2001 г., принять необходимые меры и
довести о них до сведения общественности через средства массовой информации;
 - поручить Генеральной прокуратуре,  Верховному Суду, Минюсту, КНБ, МВД и
Минприроде Республики Казахстан рассмотреть практику привлечения к
ответственности нарушителей в сфере обращения с редкими и находящимися под
угрозой исчезновения видами животных, осуществить комплекс мер по
ужесточению надзора и контроля, обеспечить возможность организации и
функционирования общественных инспекций по животному миру.
    Прилагаются:
 1. Газетные статьи "Птичье сафари" ("Экологический курьер" от 10 ноября
2001 г.) и "Охота на Красную книгу" ("Столичная жизнь" от 20 декабря 2001 г.);
 2. Принятый Парламентом РК Закон Республики Казахстан "О редких и
находящихся под угрозой исчезновения видах животных" и  постановление
Конституционного Совета РК от 29 июля 1999 г. No 1612 "О соответствии Закона
Республики Казахстан "О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах
животных" Конституции Республики Казахстан".
    Председатель Национального экологического общества Республики
Казахстан К.Елкин (ecolog-yolkin@mail.kz).
    Сопредседатели общественного Совета по наземному животному миру
             А.Артыкпаев, В.Украинский.
     Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 267,
               21 января 2002 г., OT@lorton.com

           Предыдущее сообщение на эту тему см.ECO-HR.543

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Социально-экологическим Союзом и     *
* Союзом "За химическую Безопасность"                        *
*   Редактор и издатель Лев А. Федоров                       *
*   Все бюллетени имеются на сайте: www.index.org.ru/eco     *
* ***********************************                        *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83         *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru       *
**************************     Распространяется только       *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами