Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск


     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.614, 30 января 2002 г. ****************##
 #################################################################
                                              Право на живой город

                         САНПИНЫ, СНИПЫ  И ЖИЗНЬ

    Слово о СаНПиНе
    От представителей власти в Нижнем Новгороде мы время от времени
слышим: "Санпины не применяются", "Если применять санпины, в городе
ничего нельзя строить"  - и тому подобное. Последняя фраза
принадлежала юристу (городской администрации) и была произнесена в
зале суда.
    У нас необыкновенная страна! Вы можете себе представить, что
где-нибудь еще юрист может спокойно заявить на суде, что данная
норма не должна применяться потому, что она неудобна чиновникам? А
недавно проконсультированные нами по "зеленому телефону" нижегородцы
прибежали к нам взволнованные после разговора с адвокатом застройщика.
Она "проинформировала" их: "санпины не имеют силы закона".
    В действительности, конечно, соблюдать эти нормативные документы
- "санитарно-гигиенические правила и нормы" - обязывает на территории
РФ абсолютно всех федеральный Закон "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии". Но соблюдать закон городским чиновникам (а зачастую,
увы, и самим городским и областным санитарным врачам) не хочется,
проще сделать вид, что этих норм вовсе не существует. Удобней по
умолчанию при согласовании любого проекта, который должен
реализоваться в городской среде, от автостоянки до цеха, сделать вид,
что существуют только строительные нормы - СНИПы.
    СаНПиНы стали каким-то "тайным знанием для посвященных" - как Веды.
Причем чем прогрессивней, разумнее тот или иной конкретный СаНПиН, тем
меньше шансов на его соблюдение. Между тем ряд СаНПиНов, будучи, в
отличие от законов, очень конкретными, - хороший, полезный рабочий
инструмент в борьбе за чистоту окружающей среды. Кроме того, увы, очень
во многих законах, в том числе природоохранных, если хорошенечко
порыться, найдешь лазеечки, которые делают их из неприступной плотины по
отношению к какому-либо природоопасному деянию - плотиной с "дыркой".
Например, то-то и то-то нельзя делать в таких-то зонах... без
согласования с таким-то органом. А если согласовать, то можно.
    На мой вгляд, СаНПиНы, по крайней мере те, с которыми мы работаем
(то есть имеющие отношение к среде населенных пунктов), грешат этим
меньше. Наверное, именно поэтому больше всех не везет СаНПиН 2.1.6.983-00
"Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха
населенных мест". Этот скромный и, возможно, скучный для многих
документ лежит в русле современных представлений о естественных
"пределах роста". Он ограничивает эти пределы в области загрязнения
воздуха. "Не допускается проектирование, строительство и ввод в
эксплуатацию объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы,
на территориях с уровнями загрязнения, превышающими установленные
гигиенические нормативы", гласит пункт 3.1.2. Есть пределы роста.
Нельзя "потреблять воздух" больше, чем в определенных рамках, причем
нет возможности "уладить дело", когда "если нельзя, но очень хочется,
то можно".
    Если вытащить этот документ из искусственного забвения и
заставить применять в полную мощь - ситуация в городах и поселках,
страдающих сейчас от химического загрязнения, была бы кардинально
иной. А значит, и вообще глобальная ситуация в загрязнением воздуха,
как известно, границ не имеющего. Если, в самом деле, в микрорайоне
с превышением ПДК по какому-либо виду загрязнения воздуха, нельзя
построить ни одного объекта, хоть как-то воздействующего на воздух -
ни автостоянки, ни гаражного комплекса, ни АЗС и т.п., - это может
заставить городские власти взяться за меры по оздоровлению воздуха
всерьез, а не на словах.
    Сейчас же для этого практически нет ни одного серьезного стимула.
И пока стимула не будет, не будет и серьезного оздоровления среды -
лишь демонстрационные меры типа оснащения нейтрализаторами нескольких
муниципальных авто. Чтобы не проводить серьезные программы по реабилитации
среды и снижению загрязнения, будут находиться сотни экономических
отговорок, всегда, при любом наполнении городского бюджета, при любых
уровнях рентабельности предприятий-загрязнителей (хотя у нас в Нижнем,
промышленном городе, основной загрязнитель воздуха - не промышленность,
а транспорт: 86%; в Москве - свыше 90%).
    Кто может сделать "таинственный СаНПиН" работающим?
    Казалось бы, понятно кто - надзорные органы, ЦСЭНы, санитарные врачи,
согласующие проекты. Взял данные о состоянии воздуха - их худо-бедно
УГМС замеряет - выше ПДК? Извините, не положено здесь новый источник
загрязнения строить. Дергайте городскую администрацию, сначала воздух
давайте оздоровим: стимулируем перевод транспорта на газ, и вообще
привлечем фирмы, работающие на рынке средств экологизации двигателей,
ограничим автопотоки, проведем дополнительное озеленение, обяжем
предприятия поставить нормальные фильтры либо изменить технологии...
    Увы. Это мечта. На деле СЭС, то бишь ЦСЭН, боится как черт ладана
даже упоминания о СаНПиНе на воздух населенных мест, а особенно, конечно,
о крамольном пункте. Характерный откровенный разговор произошел у меня с
сотрудником городского ЦСЭНа. Он, правда, дал отрицательное заключение
(что само по себе - редкость) по проекту крупной платной автостоянки
на месте официальной рекреационной зоны (где и без того превышены
нормы загрязнения воздуха), но как мог его зашифровал. - Дмитрий
Александрович, а что ж вы на такой-то СаНПиН, такой-то пункт не
сослались? - Да вот, заглянул в свое будущее, и не сослался. Вроде и
"опасный" пункт не нарушил, а все же обошел его молчанием. А
главсанврач Нижегородской области Петров поступил еще проще: по тому
же проекту через голову города взял и прислал застройщику письмо, что,
мол, можно, ничего, стройте - без каких-либо аргументов.
    На эту тему мне удалось поговорить на Гражданском Форуме с главным
санитарным врачом РФ Онищенко. - Геннадий Григорьевич, вот такая ситуация.
Людям и так дышать нечем, у них в низине скапливаются все загрязнения,
рядом фабрика, авторазвязки, магистрали, а им новый источник суют, это
же нарушение закона. И типичное. - Да, вы знаете, в Москве тогда нигде
ничего строить нельзя... - Знакомая песня. Так вы тоже за нарушение
закона? - Нет-нет, закон нарушать нельзя, я Петрову позвоню.
    В общем, на "санитаров" надежда плохая. Но недавно в Нижнем произошло
радостное и вроде как прецедентное событие. Районный суд "узаконил"
данный СаНПиН в решении по той самой автостоянке на месте рекреационной
зоны на улице Даргомыжского. После того, как мы сообщили об этом в
электронную рассылку, неожиданно на это судебное решение пришло столько
запросов из самых разных НПО, сколько мы никак не ждали.
    Наверное, это и есть путь - возбуждать судебные дела по ситуациям
нарушения этого документа - а их легион. И тогда, я уверена, он выйдет
из забвения, а уж тогда практически наверняка катастрофическая кривая
здоровья россиян "разогнется" и общее загрязнение среды сократится.
           И.Фуфаева, kasha@dront.ru, 28 января 2002 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Социально-экологическим Союзом и Союзом *
* "За химическую Безопасность" (http://www.seu.ru/members/ucs)  *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайте: www.index.org.ru/eco        *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************







Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами