Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####  Сообщение ECO-HR.629, 15 февраля 2002 г. ****************##
 #################################################################
                                              Право на чистую воду

                  В КАЗАХСТАНЕ ПОДУМАЛИ О ВОДЕ
                    (см. также UCS-INFO.827)

    11 февраля 2002 г. по инициативе Министерства ПРООС РК прошел
Правительственный час в Парламенте РК на тему: "О состоянии и
перспективах обеспечения водой в Республике Казахстан", а так же
рассмотрены другие вопросы, связанные с охраной окружающей среды.
    АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
    Казахстан относится к числу наименее водо-обеспеченных стран планеты
по объему речного стока. Ресурсы поверхностных (речных) вод Казахстана в
средний по водности год составляют 100,5 км3, из которых только 56,5 км3
формируется на территории республики. Остальной объем 44,0 км3 поступает
из сопредельных государств: Китая-18,9; Узбекистана-14,6; Кыргызстана-3,0;
России-7,5 км3.
    Распределение водных ресурсов по территории крайне неравномерно. Все
это обуславливает нестабильность и неравномерность водообеспеченности
регионов и отраслей экономики. В свою очередь ресурсы речного стока
полностью использовать в экономике в силу разных причин не представляется
возможным.
    В маловодные годы общий объем водных ресурсов снижается до 58 км3, а
располагаемый, соответственно, до 26 км3. Таким образом, наличные водные
ресурсы республики из-за неравномерной водности по годам колеблются от 26
до 46 км3. Запасы утвержденных, т.е. возможных к эксплуатации, пресных
подземных водных ресурсов на современном этапе составляют 15,1 км3. Уровень
использования подземных вод пока невысок и составляет 11.3% или 1,7 км3.
    Водопотребление отраслей экономики Казахстана на современном уровне
(1995-2001 гг.) колеблется от 29,5 до 21,5 км3, составляя в среднем 25,5
км3. Колебания используемых объемов воды обусловлены водностью лет, а
главное - спадом производства, в особенности, сельскохозяйственного.
    Ситуация с водообеспечением на территории Республики Казахстан различны.
Есть регионы вполне обеспеченные водой, например, бассейн реки Иртыш, но
есть регионы, где вода является дефицитом, например, Мангистауская область.
Поэтому территорию Республики можно условно разделить на 8 регионов по
бассейновому принципу: Арало-Сырдарьинский бассейн, Шу-Таласский,
Балхаш-Алакольский, Иртышский, Ишимский, Нура-Сарысуйский, Тобол-Торгайский
и Урало-Каспийский бассейны.
    Для решения общих вопросов, связанных с водными проблемами Министерством
предлагается ряд концептуальных подходов.
    КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ
    Министерством разработана отраслевая программа "Питьевые воды" в
которой отражены следующие концептуальные подходы по обеспечению населения
качественной питьевой водой
    На ближайшую перспективу:
 1. Поддерживать техническое состояние действующих систем водоснабжения с
целью не допустить ухудшения здоровья населения;
 2. Реорганизовать работу некоторых групповых водопроводов с отключением
отдельных веток (сегментов) и заменой их локальными или небольшими
групповыми системами с использованием местных источников водоснабжения;
 3. Реконструировать  и обновить участки групповых водопроводов, сегментация
которых невозможна или нецелесообразна;
 4. До перехода всех систем водоснабжения на самоокупаемость обеспечить
выделение средств из государственного бюджета для возмещения затрат на
эксплуатацию и содержание отдельных систем водоснабжения;
    На средне- и долгосрочную перспективу:
 1. Построить новые локальные системы централизованного водоснабжения крупных
поселков при наличии гарантированных источников водоснабжения;
 2. Построить групповые системы централизованного  водоснабжения в
густонаселенных регионах, необеспеченных источниками водоснабжения;
 3. Построить новые и восстановить существующие сооружения водоподготовки и
водоочистки для обеспечения кондиционной водой население городов и сельских
поселков;
 4. Ввести систему коммерческого обеспечения питьевой водой в районах,
испытывающих дефицит в пресной воде, в том числе за счет реализации
привозной бутылированной пресной воды через торговую сеть.
 5. Обеспечить широкое использование подземных вод;
 6. Сформировать рынок по подаче воды населению с широким привлечением
населения в финансирование строительства объектов водоснабжения и возмещении
затрат на их эксплуатацию;
 7. Приступить к созданию высокотехнологических производственных мощностей
по выпуску оборудования и устройств для водоснабжения;
 8. Повысить информированность и просвещенность населения по проблемам
рационального использования питьевой воды, сформировать экологическую
культуру населения;
 9. Усилить научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы в
области питьевого водоснабжения.
    Программа рассчитана до 2010 года и для ее реализации необходимо 115
млрд. тенге.
    КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМ СЕКТОРОМ ЭКОНОМИКИ
    21 января 2002 года постановлением No 71 Правительство Республики
Казахстан утвердило Концепцию развития водного сектора экономики и
водохозяйственной политики Республики Казахстан до 2010 года, разработанную
МПРООС РК в развитие Указа Президента Республики Казахстан от 17 февраля
2000 года No 344 "О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития
Казахстана до 2030 года".
    Основной целью Концепции является определение основных путей решения
проблем сохранения и рационального использования водных ресурсов страны для
здоровья и благополучия граждан республики, обеспечения баланса потребности
социально-экономического развития и возможности воспроизводства водных
ресурсов на уровне требований нормативного качества вод - "устойчивое
водопользование".
    В Концепции определены долгосрочные, среднесрочные, а также и на
ближайшую перспективу приоритеты и принципы водохозяйственной политики
государства.
    Основными задачами реализации национальной водной политики являются:
    I. В области рационального использования водных ресурсов и
водообеспечения:
 1.Разработка и реализация республиканской и региональных Программ
рационального использования и охраны водных ресурсов в разрезе бассейнов
крупных, направленных на решение водообеспечения отраслей экономики,
населения и природных комплексов.
 2. Совершенствование системы платежей за водные ресурсы и оказание услуг
по подаче воды.
 3.Создание единой информационной системы мониторинга за водопользованием.
    II. В области сохранения и поддержания здоровой экологической
обстановки:
 1.Восстановление и сохранение водных экосистем.
 2.Размещение новых и реконструкцию старых производств с учётом их
экологически допустимой антропогенной нагрузки на водный бассейн.
 3.Исключение сброса в водные источники неочищенных сточных вод
 4.Разработка Схем комплексного использования водных ресурсов речных
бассейнов и на их основе обоснование объёмов природоохранных и комплексных
попусков в бассейнах рек.
    III. В области государственного управления водным сектором экономики:
Реформирование (децентрализация, реструктуризация) и совершенствования
структуры управления водными ресурсами и водным хозяйством с разграничением
функций управления от хозяйственных функций.
    IV. В области международного сотрудничества в совместном использовании
трансграничных водных источников:
 1. Переход от заключения межгосударственных договоров на вегетационный
период к заключению многолетних соглашений.
 2. Комплексное решение проблем использования трансграничных вод с учетом
потребностей соседних государств в природных ресурсах, имеющихся в
Казахстане, и транзитном потенциале страны.
    V. В области нормативных правовых основ управления, использования и
охраны водных ресурсов:
    Подготовка новой редакции Водного Кодекса РК и рассмотрение необходимости
внесения изменений в действующее законодательство в соответствии с
современными правовыми, экономическими, а также экологическими отношениями
в стране, нормами международных договоров в области использования и охраны
водных ресурсов.
    В целом, не вдаваясь в подробности можно привести несколько примеров
решения водных проблем в Казахстане.
    В течение года велись переговоры со странами Центральной Азии об
водообеспеченности южных регионов Казахстана во время вегетационного
периода, в частности договор с Кыргызстаном об использовании воды из
Токтогульского водохранилища в обмен на приобретение электроэнергии,
поставки угля и мазута Кыргызстану.
    По приглашению Казахстанской стороны состоялись 2 заседания
Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии, на которых
рассматривались актуальные вопросы водообеспеченности Центральной Азии.
    В настоящее время за счет средств республиканского бюджета и средств
займов осуществляется строительство, ремонт и реконструкция ряда
водопроводов Арало-Сырдарьинского бассейна. Ряд объектов предполагается
построить в рамках программы "Питьевые воды".
    В течении прошлого года, за счет гранта Азиатского Банка Развития были
проведены исследования на предмет использования различных вариантов (от
отдельных малых населенных пунктов до групп поселков) по обеспечению их
питьевой водой с применением как передвижных так и стационарных очистных
установок на базе как подземных так и поверхностных водных ресурсов
Ишимского бассейна.
    Осуществляется пилотный проект водоснабжения и канализации г.Атырау
с целью обеспечения надежной и безопасной питьевой водой и отводом
канализационных стоков на сумму 16,5 млн. долларов США, финансируемых за
счет средств Всемирного Банка.
    За последние 2 года состоялось 5 раундов казахстанско-китайских
переговоров по трансграничным рекам и 2 заседания Рабочих групп экспертов,
в ходе которых произошло определенное  сближение позиций сторон по проблеме,
а также состоялся взаимный осмотр гидротехнических сооружений, в т.ч. канала
Иртыш-Карамай, произошел обмен мнениями по видам наблюдений, средствам
измерений гидролого-гидрохимических характеристик и методам обработки
данных, взаимное посещение гидрологических постов на реке Или и Иртыш. В
ходе официального визита Премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи в Казахстан 12-13
сентября 2001 г. в г. Астане подписано Соглашение между Правительствами
Республики Казахстан и Китайской Народной Республики о сотрудничестве в
сфере использования и охраны трансграничных рек.
    Пресс-служба МПРООС Республики Казахстан,
                 Н.Н.Аязбаев, info@nature.kz

     Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 275,
               13 февраля 2002 г., OT@lorton.com

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Социально-экологическим Союзом и Союзом *
* "За химическую Безопасность" (http://www.seu.ru/members/ucs)  *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайте: www.index.org.ru/eco        *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************




Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами