Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####    Сообщение ECO-HR.653, 12 марта 2002 г. ****************##
 #################################################################
                                            Право на живую природу

                         СВЯЩЕННЫЙ БАЙКАЛ?

    ПИШУТ НАЧАЛЬНИКУ
    БАЙКАЛУ НУЖНЫ НЕ ТОЛЬКО СЛОВА, НО И ДЕЛА ПРЕЗИДЕНТА. 18
февраля 2002 г., Москва. Сегодня Гринпис отравил президенту В.Путину
посылку с 6 736 письмами жителей Германии, призывающих его
воспользоваться своими полномочиями для спасения объекта всемирного
наследия ЮНЕСКО - озера Байкал. Их авторы пишут: "За последние 20 лет
исполнительная власть самого высокого уровня принимала решения о
сохранении Байкала и о прекращении варки целлюлозы на комбинате. В 1992 г.
правительство России приняло решение о прекращении варки целлюлозы не
позднее конца 1995 г. Это решение не только не было выполнено, но не
предпринимались даже попытки его выполнения. Комбинат продолжает
загрязнять одно из уникальнейших озер мира".
    Ровно два года назад (18.02.2000), тогда еще и.о. президента РФ В.Путин,
посетив Иркутск, подписал перечень поручений по итогам XXXIII заседания
совета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", где говорилось о
перепрофилировании БЦБК и развитии г.Байкальска. Правительству было
поручено решить проблему улучшения экологической обстановки на озере Байкал.
Были определены сроки исполнения и назначены исполнительные лица. Тогда
В.Путин заявил: "Решение данного вопроса затягивается необоснованно, и чем
более оно затягивается, тем проблема становится острее". Тем не менее,
прошло уже два года, а предприятие продолжает сбрасывать токсичные отходы в
воды озера. Только в прошлом году в самый крупный на Земле резервуар
питьевой воды было сброшено около 50 000 т неочищенных стоков - это
железнодорожный состав из 833 шестидесятитонных цистерн. До сегодняшнего дня
Министерство природных ресурсов РФ утвердило лишь 1-й этап программы
перепрофилирования БЦБК, предусматривающий создание замкнутого водооборота
и переход на выпуск только небеленой целлюлозы. В целом же, программа была
признана государственной экспертизой экологически неприемлемой, и 2-й и 3-й
ее этапы возвращены "на переработку". К созданию водозамкнутого цикла
производства на БЦБК так и не приступили.
    "С каждым годом растет вероятность потери Россией уникального
природного объекта как национального, так и мирового достояния,- сказал
Роман Пукалов, координатор байкальской кампании Гринпис России. - Не
случайно в этом году в ЮНЕСКО рассматривался вопрос о переносе озера
Байкал в Список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой.
В силах президента России этого не допустить и сохранить неповторимость
"священного моря" для будущих поколений". Гринпис обращается к президенту
России с требованием принятия безотлагательных мер для прекращения
загрязнения озера Байкал стоками и выбросами БЦБК и, как говорит сам
президент, "придания ему (БЦБК - прим. ред.)) приемлемых, с экологической
точки зрения, параметров".
    Источник: Polina.Malysheva@diala.greenpeace.org, 19 февраля 2002 г.

    СОБИРАЮТ СОВЕЩАНИЯ
    Байкал и интересы: кто останется в выигрыше?
    В столице Республики Бурятия, городе Улан-Удэ, в начале марта этого
года состоялись два события:  Совещание по проблемам охраны оз.Байкал, где
обсуждались результаты выполнения федеральной целевой подпрограммы "Охрана
озера Байкал и Байкальской природной территории" - (5-6 марта) и
общественные слушания по проекту "Экологическое зонирование Байкальской
природной территории" (7 марта), одному из проектов подпрограммы.
    Краткое предисловие:
    В 1999 году принят закон Российской Федерации "Об охране озера Байкал"
в связи с тем, что Российское государство признало свою ответственность за
сохранение уникального творения природы - озера Байкал - перед своими
гражданами и мировым сообществом. Для выполнения этого закона в федеральном
бюджете стали предусматриваться специальные  средства. Сначала в виде
федерального целевого фонда по охране озера Байкал и федеральной целевой
программы. Когда этот фонд был упразднен, осталась только подпрограмма
"Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории" в Федеральной
целевой программе "Экология и природные ресурсы". После упразднения
Госкомэкологии эта программа управляется Министерством природных ресурсов,
которое уже более двух лет постоянно реформируется. На средства этой
Байкальской подпрограммы этим же министерством разрабатываются подзаконные
акты для их принятия в виде Постановлений Правительства Российской
Федерации, которые призваны укрепить рамочный по своей сути федеральный
закон "Об охране озера Байкал". Так, например, в августе 2001 года принято
Постановление Правительства о запрещенных видах деятельности в центральной
экологической зоне Байкальской природной территории, разрабатывается проект
этой центральной зоны, нормирование хозяйственной деятельности,
территориальные схемы природопользования. Однако, как показывают события
последнего месяца, высока вероятность того, что последующее постановление
(о зонировании) может в значительной степени лишить смысла предыдущее (о
запрещенных видах деятельности). В связи с этим хочется поговорить и
об эффективности использования государственных бюджетных средств, и о роли
двойственного положения Министерства природных ресурсов и как
природопользователя, и как природоохранника.
    На федеральную целевую программу "Экология и природные ресурсы", в том
числе на подпрограмму "Охрана озера Байкал и Байкальской природной
территории" из бюджета Российской Федерации предусмотрено ежегодное
выделение средств в течение 2001-2010 годов. На Байкальскую подпрограмму в
2000 г. из федерального бюджета было потрачено 60 млн руб., в 2001 г.
планировалось выделить 93,76 млн руб., в 2002 г. - 43,7 млн руб. (из
протокола Совещания).
    Прежде наша общественная организация безуспешно пыталась получить
информацию по Байкальской программе, а в этом году нам впервые благодаря
своей настойчивости и терпимости организаторов удалось присутствовать на
обсуждении её результатов в столице Республики Бурятии, городе Улан-Удэ.
    Для нас осталось загадкой, как формируются цели, задачи и мероприятия
подпрограммы, как защищены государственные (то есть наши с вами) средства
от неэффективного использования: никаких конкурсов, никаких публичных
обсуждений результатов по инициативе заказчика - то есть Министерства
природных ресурсов - пока не проводилось. Ежели не ясна конкретная цель
программы, не проводятся открытые конкурсы среди потенциальных исполнителей,
нет публичного обсуждения эффективности проведенных работ, а также
неизвестно, как полученные наработки могут быть использованы для принятия
решений - велика вероятность воспроизводства сценки Райкина: костюм носить
невозможно, а к пуговицам претензий нет. Исполнителям мероприятий, как
правило, не очень интересно, кто и как будет использовать результаты их
работ, главное отчитаться перед министерством. Местное население и
общественные организации вообще остаются на задворках этой программы и
нигде не фигурируют, хотя они в первую очередь заинтересованы в конечном
результате и могли бы проследить за внедрением результатов в практику. И
неудивительно, если в очередной раз созданные на государственные деньги
материалы в лучшем случае "лягут в стол", в худшем - обществу придется
расхлебывать последствия непродуманных решений, в очередной раз тратя
бюджетные деньги.
    Попробую проиллюстрировать сказанное конкретными фактами.
    Во-первых, для нас, участников Совещания от общественности, оказались
недоступными тексты отчетов, поэтому заранее подготовить свое выступление
в обсуждениях было практически невозможно, а списки выступающих были
сформированы заранее. Задать вопрос после отчетов не всегда представлялось
возможным по забывчивости ведущего. В общем, создалось впечатление, что
Министерство природных ресурсов совсем не интересует мнение населения и
общественных организаций. Но это и не удивительно, так как это ведомство
изначально занимает двойственную позицию - с одной стороны, в качестве
основной деятельности должно продавать лицензии на пользование ресурсами,
а с другой (в результате передаче им функций бывшего комитета по экологии) -
обеспечить охрану этих же самых ресурсов. Например, как выяснилось на
общественных слушаниях, организованных после Совещания, в Комитете
природных ресурсов по Республике Бурятия в планах в который раз стоит
продажа лицензии на разведку и добычу газа в дельте р.Селенги - тогда каким
образом тот же самый комитет может одобрить включение этой территории в
центральную зону Байкальской природной территории, если там запрещена
добыча газа? Конечно, не может, ведь продажа лицензий для Комитета
приоритетнее. В результате согласования этих взаимоисключающих интересов
центральная зона стала выглядеть в виде фигового листочка, где практически
каждой вырезке соответствует определенный интерес ресурсодобытчиков: вот
вам возможность для добычи полезных ископаемых, а вам - газа, а вам -
прокладки трубопровода и т.д. В результате смысл предложенного варианта
центральной зоны будет потерян в течение ближайших одного-двух лет, а
государственные средства, затраченные на Постановление о запрещенных видах
деятельности (разработанное, кстати, тем же Комитетом природных ресурсов по
Республике Бурятия) потеряют своё значение. А должны были бы обеспечить
охрану целостности уникальной экосистемы озера Байкал лет на десять вперед.
И нельзя сказать, что вложенные в "нормальную" центральную зону средства
заморозили бы экономическое развитие региона - вовсе нет. Они бы защитили
местный, в основном, маломасштабный бизнес, основанный на традиционном
природопользовании и туризме, от вторжения крупных корпораций, таких как
нефтяные и газовые компании, перекачивающих ресурсы и финансы из региона.
Например, на общественных слушаниях по зонированию местное население очень
четко и недвусмысленно показало свою заинтересованность в более широкой
центральной зоне, так как они знают, что могут потерять средства к
существованию при добыче газа, золота, прокладке трубопроводов и т.д.
    На слушаниях по зонированию был высказан ряд  очень серьезных замечаний
к предложенному варианту центральной зоны  и главное предложение - принять
границы центральной зоны Байкальской природной территории по варианту,
разработанному десятками институтов Академии наук в 80-е годы, так
называемый ТЕРКСОП (территориальная комплексная схема охраны природы).
    Все материалы слушаний будут переданы в Правительство РФ и во все
государственные структуры, имеющие к этому отношение. Пока это единственная
возможность повлиять на развитие событий. Есть ли кто-нибудь в этих
структурах, реально заинтересованный в конечном результате - сохранении
уникальности озера Байкал и, соответственно, достойной жизни местного
населения? Эти два тезиса обычно противопоставляются, однако, общественные
слушания в Улан-Удэ показали со всей очевидностью, что с потерей
уникальности озера Байкал - достойное самостоятельное развитие местных
сообществ невозможно. Возможно только превращение в ресурс транснациональных
корпораций.
       М.Рихванова, "Байкальская экологическая волна,
                     marina@baikalwave.eu.org, 11 марта 2002 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Социально-экологическим Союзом и Союзом *
* "За химическую Безопасность" (http://www.seu.ru/members/ucs)  *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайте: www.index.org.ru/eco        *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами