Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.691, 20 апреля 2002 г. ****************##
 #################################################################
                                            Право на живую природу

                РОССИЯ: ПРИРОДА ИМЕЕТ ЦЕНУ

    Порядок учета платежей за загрязнение окружающей среды при
налогообложении прибыли (на примере страховой организации)
    В соответствии сo ст. 21 Закона РСФСР от 19.12.1991 No 2060-1
"Об охране окружающей природной среды", платежи за выбросы, сбросы
загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение
отходов и другие виды загрязнения подлежат перечислению в
государственные внебюджетные экологические фонды, а не в
соответствующие бюджеты.
    Данный платеж распространяется на предприятия, учреждения,
организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие
любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные
с природопользованием (далее - природопользователи), и предусматривает
взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую
природную среду:
 - выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных
   источников;
 - сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
 - размещение отходов;
 - другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и
   радиационные воздействия и т.п.).
    Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:
 а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие
виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
 б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие
виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно
согласованных нормативов).
    Базовые нормативы платы определяются по каждому ингредиенту
загрязняющего вещества (отхода) ввиду вредного воздействия с учетом
степени их опасности для окружающей природной среды и здоровья населения.
    Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к
базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы.
    Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых
нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
    Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не
превышающих установленные природопользователю предельно допустимые
нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения
отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения
соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения
и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
    Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах
установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих
ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми
выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов,
уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений
по видам загрязнения.
    Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды
определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение
в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы
выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней
вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных
произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный
повышающий коэффициент.
    В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном
порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение
отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях
определяется как сверпредельные платежи.
    Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ,
размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет
себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за
счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
    Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды
сверх предельно допустимых нормативов устанавливаются в процентах от
прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, дифференцированно
по отдельным отраслям народного хозяйства с учетом их экономических
особенностей.
    Если указанные платежи, определенные расчетно в соответствии с
настоящим Порядком, равны или превышают размер прибыли, остающейся в
распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными
государственными органами в области охраны окружающей природной среды,
органами санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими
органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке
или прекращении деятельности соответствующего предприятия, учреждения,
организации.
    Средства, взимаемые за загрязнение окружающей природной среды, в
соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды",
перечисляются природопользователями в бесспорном порядке в размере 90%
на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов
и 10% в доход республиканского бюджета Российской Федерации для
финансирования деятельности территориальных органов государственного
управления в области охраны окружающей природной среды.
    Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки,
устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и
природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных
сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном
порядке.
    Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает
природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды
и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в
полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и
имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной
среды, в соответствии с действующим законодательством.
    Согласно подпункту "з" п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость
продукции (работ, услуг) включаются текущие затраты, связанные с
содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения: очистных
сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов,
расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних
организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов,
очистку сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат.
    Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ
в природную среду осуществляются за счет себестоимости продукции (работ,
услуг), а платежи за их превышение - за счет прибыли, остающейся в
распоряжении природопользователей.
    Действующим законодательством с 1 января 1992 года установлен единый
порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль, а также единые на
всей территории Российской Федерации льготы по уплате данного налога. При
этом льгота по налогу на прибыль на средства, поступившие за проведение
экологической экспертизы, не предусмотрена.
    Конкретные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и
размещение отходов устанавливаются в порядке, утвержденном постановлением
Правительства РФ от 28.08.1992 No 632 "Об утверждении Порядка определения
платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды,
размещение отходов, другие виды вредного воздействия", а также в
соответствии с другими инструктивно-нормативными документами,
разрабатываемыми и утверждаемыми Минприроды России по согласованию с
Минфином России и Минэкономики России.
    Плата за загрязнение окружающей среды в размере 10% определялась от
общей величины платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы.
    Начиная с 2001 года плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и
сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного
воздействия на окружающую среду установлена в размере 19% доходов
(ст.9 Федерального закона от 27.12.2000 No 150-ФЗ "О федеральном бюджете
на 2001 год").
    Страховые организации, так же как и все предприятия, имея здания и
автомобили, являются плательщиками платежей за загрязнения окружающей
среды. Для уплаты данного платежа страховая организация должна составить
экологический паспорт.
    Затраты природоохранного назначения определены Перечнем работ и услуг
природоохранного назначения, утвержденным приказом Госкомэкологии России
от 23.02.2000 No 102, в котором, в частности, предусмотрена экологическая
паспортизация.
    ГОСТ 17.0.0.04-90 "Экологический паспорт промышленного предприятия.
Основные положения. Госстандарт СССР" устанавливает порядок определения
платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами,
загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды
вредного воздействия.
    В экологическом паспорте отражаются общие сведения о предприятии и
его реквизиты.
    В соответствии с п. 12 Положения о составе затрат затраты на
производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции
(работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся,
независимо от времени оплаты - предварительной или последующей (арендная
плата, плата за абонентское обслуживание, плата за подписку на
периодические издания нормативно-технического характера и т.п.).
    Учитывая изложенное, затраты страховой организации по оплате услуг
сторонних организаций, выполняющих работы по изготовлению экологического
паспорта для уплаты платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы)
загрязняющих веществ в природную среду, относятся на себестоимость страховых
услуг и учитываются равными долями при формировании налоговой базы по налогу
на прибыль в течение срока, на который выдан паспорт в соответствии с
подпунктом "з" п. 2 Положения о составе затрат.
    Согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, утвержденной
приказом Росстрахнадзора от 27.11.1992 No 02-02/5, счет 68 "Расчеты с
бюджетом" предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетом по
налогам, уплачиваемым страховой организацией, и налогам с персонала этой
страховой организации.
    Счет 68 "Расчеты с бюджетом" кредитуется на суммы, причитающиеся ко
взносу в бюджет [в корреспонденции со счетами 81 "Использование прибыли
(дохода)", на сумму налога на доход страховой организации, и за превышение
предельных платежей, со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" -
на сумму подоходного налога и т.д.], и дебетуется на суммы, фактически
перечисленные в бюджет.
    Аналитический учет по счету 68 "Расчеты с бюджетом" ведется по видам
налогов.
    В соответствии с новым Планом счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его
применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н,
счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" предназначен для обобщения информации
о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и
налогам с работниками этой организации.
    Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" кредитуется на суммы,
причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты
[в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки" - на сумму налога на
прибыль, со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму
подоходного налога и т.д.].
    По дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" отражаются суммы,
фактически перечисленные в бюджет.
    Для учета специфических операций организация может по согласованию с
Минфином России вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные
синтетические счета, используя свободные номера счетов.
      М.В.Романова, советник налоговой службы I ранга, к.э.н.
                   "Налоговый вестник", No (72)11 от 12.10.2001, с.85

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Социально-экологическим Союзом и Союзом *
* "За химическую Безопасность" (http://www.seu.ru/members/ucs)  *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность