![]() |
![]() |
| О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест | |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
#################################################################
########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************##
#######**** ***************************************************##
#### Сообщение ECO-HR.717, 16 мая 2002 г. ****************##
#################################################################
Право на живую природу
В КАЗАХСТАНЕ СТРЕМЯТСЯ РАЗВИВАТЬСЯ УСТОЙЧИВО
(МПРООС, ПРООН, ВСУР, КУР и другие)
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
7 мая в г. Астане Министерством природных ресурсов и охраны
окружающей среды (МПРООС) РК совместно с Комитетом по вопросам
экологии и природопользования Мажилиса Парламента РК, Министерством
экономики и торговли РК, Агентством по стратегическому планированию
при поддержке совместной Программы МПРООС и ПРООН "Институциональное
усиление для устойчивого развития" был проведен Национальный Форум
"Казахстан на пути к устойчивому развитию".
В форуме приняли участие представители Парламента, Администрации
Президента, Министерств и ведомств, НПО, науки, международных
организаций.
Целью форума стало обсуждение подготовки Казахстана к Всемирному
Саммиту по Устойчивому развитию "Рио+10" (ВСУР), проведение которого
намечено с 26 августа по 4 сентября 2002 года в Йоханнесбурге -
столице Южно-Африканской Республики (ЮАР). На Саммите будет осуществлена
оценка прогресса, достигнутого мировым сообществом по выполнению
решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию.
Процесс подготовки к ВСУР идет уже более года под патронажем
Комиссии Устойчивого Развития (КУР) ООН и не имеет прецедентов по охвату
выносимых вопросов и консолидации мнений мировой общественности. Все
стороны многостороннего диалога (правительства, парламентарии, бизнес,
НПО) активно участвуют в деятельности подготовительных комитетов.
Для подготовки ко Всемирному саммиту в РК и разработке Казахстанской
Повестки Дня на 21 век 15 апреля 2002 г. постановлением Правительства РК
была создана Межведомственная комиссия (МВК) с участием ключевых министерств
и ведомств. Комиссию возглавил Главный Секретарь РК Министр иностранных
Дел К.Токаев. Координирующую роль в подготовке к Саммиту будут играть три
министерства - МИД РК, МПРООС РК и Минэкономики и торговли РК.
В процессе подготовки Казахстанской Повестки 21 был проведен широкий
анализ мировых моделей развития, а также правовых, концептуальных и
стратегических документов РК. На основе этого анализа казахстанскими
экспертами к настоящему моменту разработана универсальная концепция
устойчивого развития (УР).
Главная цель государственной политики в области УР состоит в
обеспечении благоприятной среды обитания человека, рационального
природопользования и сохранения природных ресурсов для будущих поколений,
постоянном улучшении уровня и качества жизни всего населения.
Эффективность выполнения Республикой Казахстан Повестки 21 зависит от
состояния гражданского общества, уровня развитости его демократических
институтов, активности различных групп населения. Казахстан достиг
опреде-ленного прогресса в информировании групп, вовлечении этих групп в
процесс выполнения Повестки 21.
На состоявшемся Национальном Форуме неоднократно подчеркивалась мысль
о том, что устойчивое развитие не стоит теоретизировать, а также о
необходимости перехода от обсуждения общих проблем к конкретным действиям,
например, к разработке концепции Устойчивого развития для конкретного
города/региона.
Старший советник ПРООН-Казахстан г-н Ж.Такенов отметил тот факт,
что к настоящему моменту ПРООН разработано руководство для того, чтобы
подготовленный Казахстаном отчет влился в отчеты субрегиональный и
региональный. Подготовка данного отчета очень важна. И столь же важны
критика и дополнения к этому отчету сегодня.
В прозвучавших на Форуме докладах был представлен обзор прогресса
Казахстана и перспективы различных секторов в свете Стратегии-2030.
В своем выступлении вице-министр МПРООС РК г-н М.Турмагамбетов
подчеркнул, что если проводимая работа и началась со стороны
природоохранных ведомств, то без экономических и иных структур ее
дальнейшее продвижение невозможно. Устойчивое развитие - это
сбалансированное развитие экономической, социальной и экологической сфер.
После Конференции по окружающей среде и развитию 1992 года, идеология
Рио оказала сильное влияние на самосознание казахстанского общества, создала
определенные политические, организационные и финансовые предпосылки для
развития процесса Рио. За этот период в Казахстане стабильно увеличивается
потенциал природоохранной деятельности, то есть происходит усиление средств
и возможностей решения существующих экологических проблем.
Трансформируются правовая и институциональная системы. Созданы
Агентство по стратегическому планированию, Министерство природных
ресурсов и охраны окружающей среды, Национальный экологический центр
устойчивого развития, Межведомственный координационный центр по вопросам
изменения климата.
После Всемирной Конференции Казахстан постоянно участвует в
международных форумах по окружающей среде и развитию, вступил во все
основные международные организации, такие как Комиссия устойчивого развития
ООН, ЕЭК, ООН, ЭСКАТО и другие, а также активно инициирует соглашения на
двусторонней и многосторонней основе. Республика активно участвует в
конвенционном процессе: ратифицированы Конвенция по биоразнообразию (1994),
Рамочная конвенция ООН по изменению климата (1995), трансграничные
Конвенции ЕЭК ООН (2000), всего около 20 экологических конвенций и
соглашений.
В докладе г-на С.Акназарова (ОО "Экология биосферы") о развитии
неправительственного сектора в Казахстане была подчеркнута мысль о том, что
процесс реформирования системы управления в республике Казахстан является
составляющей частью перехода к устойчивому развитию. Масштабы таких
изменений требуют консолидации всех сил общества. Активное участие
общественности в процессе принятия решений может служить залогом успешного
и эффективного проведения программ. Особую роль в этом процессе могут и
уже играют неправительственные организации, которые являются наиболее
организованной и активной частью общества.
Участниками Форума было принято решение выработать общие требования,
необходимые всему региону.
Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 305, 13 мая 2002 г.
OT@lorton.com
КАЗАХСТАН НА ПУТИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
7 мая в Астане прошел Национальный форум, на котором приняли
участие представители Мажилиса парламента РК, администрации Президента,
министерств и ведомств, местных органов управления, бизнеса, научных
учреждений, международных и неправительственных организаций, СМИ. На
форуме был представлен Обзор прогресса РК по выполнению Повестки 21 за
десятилетнюю историю и Концепция устойчивого развития страны. Обзор
10-летнего прогресса Казахстана по выполнению Повестки 21 к ВСУР
"РИО+10" и Концепции устойчивого развития" можно найти по адресу:
www.neapsd.kz
По мнению Инессы ФРАНЦ, (Институт сотрудничества в целях развития -
idc;idc@nursat.kz ) в разделе "Процесс развития НПО в Казахстане",
подготовленному С.Акназаровым (ОО "Экология биосферы"): не освещается роль
НПО, а только экологических организаций. Другие субъекты гражданского
общества также способны участвовать в реализации концепции УР. В главе
следует отразить задачи НПО, механизм реализации, методологию. Необходимо
тажке раскрыть специфику и осбенность НПО сектора, что приведет к лучшему
понимаю их роли в решении задач РИО+10, а также очертить основные
направления деятельности НПО в разрезе общей социально-политической
проблематики развития Казахстана. "Институт сотрудничества в целях развития"
выпускает пособие по развитию НПО сектора в Казахстане - которое может быть
полезным при составлении главы о роли НПО."
Инесса Франц также прокомментировала "Обзор Прогресса Казахстана по
выполнению Повестки 21 к ВСУР "РИО+10" и Концепции устойчивого развития:
- недостаточно аналитики, идет лишь перечисление фактов;
- отправной точкой отчетов желательно делать "Стратегию-2030",
"Стратегический план развития РК - 2010", национальную программу по
борьбе с бедностью, отчет о человеческом развитии (ЧР);
- в отчете отсутствует оценка по выполнению международных и региональных
обязательств РК по УР - обязательства только перечислены;
- отсутствует информация по конвенциям, не ратифицированным РК - дан
обзор лишь ратифицированных конвенций;
- не отражены цель и методология отчета (в начале);
- необходим PELTS анализ (анализ политической, экономической,
законодательной и технологической ситуации);
- отсутствуют цифры по бедности; индекс ЧР;
- отмечается факт принятия некоторых законов. Почему именно этих законов?
Имеет ли смысл их перечисление?
- нет обзора "угроз" реализации УР;
- информация по НПО неполная и некорректная;
- не отмечены важные проблемы - городская миграция, наркотрафика,
преступности:
В рекомендациях отсутствуют:
- рекомендации по конвенциям, которые необходимо ратифицировать
Казахстану и предложения о том, что необходимо для этого сделать;
Необходимо:
- создать механизмы мониторинга и реализации ратифицированных конвенций;
- принять активное участие в реализации Стратегического плана развития
РК 2010 (см. ниже основные аспекты);
- способствовать совместному принятию решений - с комиссиями по борьбе
с бедностью - добиться интеграции в национальные и государственные
программы по борьбе с бедностью, релизации принципов УР;
- способствовать (через государственные программы, РЭЦ, Министерства)
развитию и внедрению новых и альтернативных технологий в области
развития сельского хозяйства (биогазовые установки, альтернативная
энергетика (на основе опыта Индии и Китая);
- в области развития сельского хозяйства делать акцент на органическое
землепользование - внедрение и развитие землесберегающих технологий;
- способствовать развитию экологического туризма - создать нормативную
базу, институциональные механизмы;
- разработка институциональных механизмов для прозрачности деятельности
транснациональных корпораций (ТНК) на территории РК как инструмент
ликвидации основы для развития макрокоррупции, разработка
законодательных инициатив, не позволяющих работе тех ТНК в РК,
которые скомпрометировали себя фактами дачи взяток национальным
правительствам в других развивающихся странах (Шелл, например)".
После дискуссий и выступлений участники форума приняли решение
доработать Обзор прогресса РК и представить его на второе заседание
Межведомственной комиссии по подготовке к Всемирному Саммиту по
устойчивому развитию и разработке Казахстанской Повестки 21.
Мнения и комментарии к Обзору должны быть представлены до 20 мая 2002г.
Ответственной за сбор предложений и замечаний назначена И.Франц.
Л.Астанина, агентство экологических новостей "Greenwomen"
greenwomen@nursat.kz, http://www.greenwomen.freenet.kz
*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Социально-экологическим Союзом и Союзом *
* "За химическую Безопасность" (http://www.seu.ru/members/ucs) *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров *
* Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco *
* и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr *
* *********************************** *
* Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru *
************************** Распространяется только *
* "UCS-PRESS" 2002 г. * по электронной почте *
*****************************************************************
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |