Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####     Сообщение ECO-HR.744, 12 июня 2002 г. ****************##
 #################################################################
                                  Право на общественную активность

          НОВОСТИ АНТИЯДЕРНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА

    СЕМИПАЛАТИНСК
    Семипалатинское молодежное объединение "За будущее Казахстана"
и "Ай-студия "семипалатинской телерадиокомпании провели 28 мая 2002
года в прямом эфире молодежную программу "Backstreet" на тему ввоза
и захоронения радиоактивных отходов на территорию Республики Казахстан.
В программе приняли участие студенты, дебатеры, волонтеры молодежных
и экологических общественных объединений, а также представители
регионального управления охраны окружающей среды.
    Телевизионное ток-шоу ставило своей целью проинформировать молодежь
о проблеме РАО через телевизионную молодежную программу и узнать мнение
молодых людей об этой проблеме. Программа велась на казахском языке,
активное участие в ней принял городской дебатный клуб.
    Программа получила отклик среди студенческой молодежи. После эфира
поступили сообщения от жителей Казахстана о том, что им не нужны чужие
отходы, что предки сохранили эту землю не для радиоактивного мусора, а
деньги на захоронение имеющихся источников радиоактивности нужно искать
из бюджета.
                        З.Сайбулатова, zarema@isar.almaty.kz
     КОНТАКТ: А.Уанов, "За будущее Казахстана",
              Семипалатинск, istok@relcom.kz
       ЭкоПравда-Казахстан, No 316, 10 июня 2002 г., OT@lorton.com


    АЛМАТЫ
    23-24 мая 2002 г. в г.Алматы в рамках антиядерной программы НПО РК и
ЭкоФорума НПО РК при поддержке Мильюконтакт Ост Европа и содействии ISAR CA
Карагандинский экологический центр  "ЭкоЦентр" провел Встречу Рабочей группы
по подготовке и проведению общественных слушаний по проблемам радиоактивных
отходов (РАО) в Казахстане.
    На встрече был проведен обзор основных результатов антиядерной кампании
в 2001-2002 гг. и разрабатывался стратегический план проведения открытых
парламентских слушаний по проблемам РАО в Казахстане.
    Было принято Обращение НПО Казахстана к Парламенту.
    Всех, кто готов поддержать данное обращение, просьба связаться по
нижеследующим адресам:
kaisha@nursat.kz  Кайша Атаханова
tg@nursat.kz       Гульсум Какимжанова
ecoalmati@nursat.kz  Сергей Соляник
    Надеемся на ваш оперативный отклик и участие!

    ОБРАЩЕНИЕ
    Председателю Мажилиса Парламента Республики Казахстан Ж.Туякбаю
    Председателю Сената Парламента Республики Казахстан О.Абдукаримову
    Председателю Комитета по вопросам экологии и природопользованию
               Мажилиса Парламента Республики Казахстан Т.Сыздыкову
    Председателю Комитета по вопросам регионального развития и местному
      самоуправлению Сената Парламента Республики Казахстан Л.Бурлакову

    Общественные организации Республики Казахстан (РК) обеспокоены
сложной радиационной и санитарно-гигиенической обстановкой в стране. На
этом фоне особое беспокойство общественных организаций вызывает кампания,
проводимая "Казатомпромом" и группой депутатов Мажилиса Парламента РК,
которая направлена на изменение законодательства Республики Казахстан, с
целью узаконить ввоз, хранение и захоронение радиоактивных отходов других
государств на территории Казахстана. Сторонники ввоза радиоактивных
отходов других стран активно выступают в средствах массовой информации,
пропагандируя свою идею в государственных органах, в том числе и в стенах
Парламента Республики Казахстан, имея неизмеримо больше ресурсов и
возможностей для этого по сравнению с общественностью страны, которая
выступает решительно против подобных планов.
    В связи с этим общественные организации Казахстана, реализуя свои
права, закрепленные в Конституции и законодательстве РК, а также в
международных документах, ратифицированных Республикой Казахстан,
предлагают Парламенту Республики Казахстан (в соответствии со статьей
57 Конституции РК) провести открытые парламентские слушания по вопросу
реализации государственной политики в области обеспечения радиационной
безопасности и инициативе ввоза, хранение и захоронение радиоактивных
отходов других государств на территории Казахстана.
    Необходимость проведения Парламентом РК парламентских слушаний
по данным проблемам продиктована вопросами обеспечения национальной
безопасности Республики Казахстан (в соответствии со статьей 10 Закона
РК О национальной безопасности Республики Казахстан). К парламентским
слушаниям необходимо привлечь общественные организации страны и
независимых местных и зарубежных экспертов. В ходе парламентских слушаний
общественность также надеется получить ответы на следующие вопросы:
 1. Как Правительство РК обеспечивает выполнение статьи 19 "Право граждан
на радиационную безопасность" Закона РК от 23.04.1998 г. No 219-1 "О
радиационной безопасности населения" и статей 13 "Обращение с
радиоактивными отходами", 15 "Учет и контроль ядерных материалов и
источников ионизирующего излучения" Закона РК от 14.04. 1997 года No 93-1
"Об использовании атомной энергии", в которых оговорены вопросы ликвидации
радиоактивных отходов и радиационного загрязнения, создание кадастров
ядерных материалов и источников ионизирующего излучения в Республике
Казахстан.
 2. Какие мероприятия по улучшению радиационной и санитарно-гигиенической
обстановки в Республике Казахстан были утверждены, согласно Постановлению
Кабинета Министров Республики Казахстан от 31 декабря 1992 года No 1103
"О неотложных мерах по улучшению радиационной обстановки в Республике
Казахстан" (далее Постановление) и как они выполняются? Как выполняется
2-й пункт Постановления, в котором говорится: "Государственному комитету
по экономике, Министерству финансов Республики Казахстан ежегодно при
разработке планов прогноза и бюджетов предусматривать ассигнования на
целевое финансирование природоохранных работ по радиоэкологии"?
 3. Как выполняется блок 6 "Радиационная безопасность населения"
Национального плана действий по гигиене окружающей среды Республики
Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан
от 9 июня 2000 года No 878?
 4. Почему в разделах 2.5 "Охрана окружающей среды и природопользование"
и 10 "Обеспечение безопасности государства, укрепление правопорядка и
борьба с преступностью" Программы Правительства Республики Казахстан на
2002-2004 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от
28 марта 2002 года No 827, не отражены мероприятия по улучшению
радиационной обстановки в Республике Казахстан? Зато в разделе
Минерально-сырьевой комплекс указывается, что будет проведена работа по
"рациональной разработке действующих месторождений и рудников, а также
обеспечено наращивание мощностей на предприятиях атомной промышленности
с одновременной консервацией и ликвидацией отработанных урановых
месторождений".
    Правовые основания настоящего обращения
 1. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, принята 30.08.1995 г. (с
изменениями от 7 октября 1998 г.)
Статья 4
1. Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции,
соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных
договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений
Конституционного совета и Верховного суда Республики.
2. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей
территории Республики.
3. Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет
перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из
международного договора следует, что для его применения требуется издание
закона.
Статья 18
        3. Государственные органы, общественные объединения, должностные
лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину
возможность ознакомиться  с затрагивающими его права и интересы документами,
решениями и источниками информации.
Статья 20
       2. Каждый имеет право  свободно получать и распространять информацию
любым,  не запрещенным законом, способом. Перечень сведений, составляющих
государственные секреты  Республики Казахстан, определяется законом.
Статья 31
      1. Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной
для жизни и здоровья человека.
      2. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих
жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом.
Статья 33
      1. Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении
делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться
лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в
государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 57
Каждая из палат Парламента самостоятельно, без участия другой палаты:
5) проводит по вопросам своей компетенции парламентские слушания.
----------------------------
 2. Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе
принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся
окружающей среды (Орхус, 25 июня 1998 года)
Статья 6
УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ
ПО КОНКРЕТНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4. Каждая Сторона обеспечивает участие общественности уже на самом раннем
этапе, когда открыты все возможности для рассмотрения различных вариантов и
когда может быть обеспечено эффективное участие общественности.
6. Каждая Сторона требует от компетентных государственных органов обеспечить
заинтересованным кругам общественности по получении от них запроса, где это
требуется в соответствии с национальным законодательством, бесплатный доступ
ко всей информации, относящейся к процессу принятия решений, упоминаемому в
этой статье, и имеющейся в распоряжении на момент осуществления процедуры
участия общественности, в целях ее изучения по мере ее поступления без
ущерба для права Сторон отказывать в раскрытии определенной информации в
соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 4. Соответствующая информация должна,
по крайне мере и без ущерба положениям статьи 4, включать:
а) описание промышленного объекта и физических и технических характеристик
предлагаемой деятельности, включая оценку предполагаемых остатков и
выбросов;
b) описание значительного воздействия планируемой деятельности на окружающую
среду;
с) описание мер, предусмотренных для предотвращения и/или уменьшения
воздействия, включая выбросы;
d) нетехническое резюме вышеуказанного;
е) план основных альтернатив, рассмотренных подателем заявки; и
f) в соответствии с национальным законодательством основные доклады и
рекомендации, направленные государственному органу, в то время когда
заинтересованной общественности будет предоставляться информация в
соответствии с пунктом 2 выше.
7. Процедуры участия общественности позволяют ей представлять в письменной
форме или, в необходимых случаях, в ходе публичного слушания или
рассмотрения вопроса с участием подателя заявки любые замечания, информацию,
анализ или мнения, которые, как она считает, имеют отношение к планируемой
деятельности.
8. Каждая Сторона обеспечивает, чтобы в принимаемом решении надлежащим
образом были отражены результаты участия общественности.
Статья 7
УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ, КАСАЮЩИХСЯ ПЛАНОВ,
ПРОГРАММ, И ПОЛИТИКИ, СВЯЗАННЫХ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
Каждая Сторона предусматривает соответствующие практические и/или другие
положения в отношении участия общественности в рамках открытой и
справедливой структуры в процессе подготовки планов и программ, связанных с
окружающей средой, предоставляя общественности необходимую информацию. В
рамках этой структуры применяются пункты 3, 4 и 8 статьи 6. Соответствующий
государственный орган с учетом целей настоящей Конвенции определяет круги
общественности, которые могут принимать участие в этом процессе. По
возможности каждая Сторона прилагает усилия для обеспечения общественности
возможности для участия в разработке политики, связанной с окружающей
средой.
Статья 8
УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПОДГОТОВКЕ НОРМАТИВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ИМЕЮЩИХ
НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ СИЛУ, И/ИЛИ ОБЩЕПРИМЕНИМЫХ ЮРИДИЧЕСКИ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
Каждая Сторона прилагает усилия для содействия эффективному участию
общественности на соответствующем этапе, пока остаются открытыми возможности
для выбора, в подготовке государственными органами нормативных положений,
имеющих непосредственную исполнительную силу, и других общеприменимых
юридически обязательных правил, которые могут оказать существенное
воздействие на окружающую среду. С этой целью принимаются следующие меры:

а) устанавливаются сроки, достаточные для обеспечения эффективного участия;
b) проекты правил публикуются или предоставляются общественности иным
образом; и
с) общественности предоставляется возможность представить свои замечания
непосредственно или через представительные консультативные органы.
Результаты участия общественности учитываются в максимально возможной
степени.
---------------------------
 3. Закон Республики Казахстан от 26 июня 1998 г. No 233-1 О национальной
безопасности Республики Казахстан (внесены изменения в соответствии с
Законом РК от 28.04.2000 г. No 45-II)
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
национальная безопасность Республики Казахстан (далее - национальная
безопасность) - состояние защищенности национальных интересов страны от
реальных и потенциальных угроз;
национальные интересы Республики Казахстан (далее - национальные интересы) -
совокупность политических, экономических, социальных и других потребностей
Республики Казахстан, от реализации которых зависит способность государства
обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, ценностей
казахстанского общества, основополагающих государственных институтов;
экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных
интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в
результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду;
Статья 4. Национальные интересы Республики Казахстан
Национальными интересами Республики Казахстан являются:
1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
Статья 5. Угрозы национальной безопасности Республики Казахстан
Угрозами национальной безопасности Республики Казахстан являются:
9) резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные
чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и
эпизоотии;
Статья 10. Полномочия Парламента Республики Казахстан
Парламент Республики Казахстан:
4) проводит парламентские слушания по вопросам обеспечения национальной
безопасности;
5) осуществляет иные полномочия по вопросам обеспечения национальной
безопасности, возложенные Конституцией Республики Казахстан.
Статья 21. Обеспечение экологической безопасности
Обязанностью соответствующих государственных органов, организаций,
независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан является:
1) защита окружающей среды, рациональное использование и охрана природных
ресурсов;
2) недопущение неконтролируемого ввоза в Казахстан экологически опасных
технологий, веществ и материалов;
3) предотвращение радиоактивного, химического загрязнения,
бактериологического заражения территории страны;
4) сокращение масштабов применения экологически опасных и несовершенных
технологий;
5) ликвидация негативных экологических последствий хозяйственной и иной
деятельности.
------------------------
 4. Закон РК от 23 апреля 1998 г. No 219-1 О радиационной безопасности
населения
Статья 19. Право граждан на радиационную безопасность
Граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства,
проживающие на территории Республики Казахстан, имеют право на радиационную
безопасность. Это право обеспечивается проведением комплекса мероприятий по
предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего
излучения выше установленных норм, а также выполнением гражданами и
организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников
ионизирующего излучения, требований по обеспечению радиационной
безопасности.
Статья 20. Право граждан, общественных объединений и организаций на
получение информации
Граждане, общественные объединения и организации имеют право получать
информацию в области обеспечения радиационной безопасности через полномочные
государственные органы по использованию атомной энергии и средства массовой
информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан об
использовании атомной энергии.
-------------------------------
 5. Закон Республики Казахстан от 14 апреля 1997 года No 93-1
Об использовании атомной энергии
Статья 3. Основные принципы государственной политики в области использования
атомной энергии
1. Основными принципами государственной политики в области использования
атомной энергии являются:
обеспечение ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной
энергии;
доступность, объективность и своевременность информации о воздействии
объектов атомной энергии на население и окружающую среду;
запрещение захоронения радиоактивных отходов других государств на территории
Республики Казахстан;
обеспечение государственного контроля и надзора за ядерной и радиационной
безопасностью при использовании атомной энергии;
обеспечение социальной защиты персонала объектов использования атомной
энергии, а также населения, проживающего и осуществляющего трудовую
деятельность в районах их расположения;
возмещение ущерба, причиненного радиационным воздействием;
участие граждан, общественных объединений и иных юридических лиц в
обсуждении государственной политики, проектов законов и иных нормативных
правовых актов Республики Казахстан в области использования атомной энергии.
Статья 21. Права граждан, общественных объединений и организаций в области
использования атомной энергии
Граждане Республики Казахстан, общественные объединения и организации имеют
право:
получать информацию через государственные полномочные органы по
использованию атомной энергии и средства массовой информации о безопасности
намеченных к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и
выводимых из эксплуатации объектов использования атомной энергии, об
осуществляемом контроле за радиационной обстановке в местах их проживания
или осуществления трудовой деятельности, а также о дозе полученного
облучения;
участвовать в обсуждении политики, проектов законодательных актов и программ
в области атомной энергии;
проводить общественную экологическую экспертизу проектных документов и
контроль за радиационной обстановкой окружающей среды в соответствии с
законодательством Республики Казахстан;
посещать в ознакомительных целях в установленном порядке ядерные установки,
пункты хранения и захоронения;
на возмещение убытков и вреда в результате ядерной или радиационной аварии
за счет эксплуатирующей организации, допустившей эту аварию;
на компенсации за негативное воздействие ионизирующего излучения на здоровье
человека при превышении нормативных пределов доз облучения и за
дополнительные факторы риска за счет эксплуатирующей организации в порядке,
установленном законодательством.
      23 мая 2002 года
     Подписи под обращением общественных организаций Республики Казахстан
от 23 мая 2002 года по вопросу проведения парламентских слушаний по
проблеме реализации государственной политики в области обеспечения
радиационной безопасности.
      Фамилия, имя, отчество                  Адрес Дата Подпись

       ЭкоПравда-Казахстан, No 317, 11 июня 2002 г., OT@lorton.com

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Социально-экологическим Союзом и Союзом *
* "За химическую Безопасность" (http://www.seu.ru/members/ucs)  *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами