Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####     Сообщение ECO-HR.753, 21 июня 2002 г. ****************##
 #################################################################
                                  Право на общественную активность


              В ДУШАНБЕ СЕМИНАРИЛИ В ПОЛЬЗУ ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ

    4-7 июня в Душанбе (Таджикистан) состоялся Второй Центрально-Азиатский
семинар по Орхусской Конвенции, организаторами которого выступили
Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК ООН), Секретариат Орхусской
Конвенции, Программа ООН по Окружающей Среде (ЮНЕП)/Региональный
Европейский Офис, ЮНЕП/ГРИД-Арендал,  Ассоциация Американских
Адвокатов/Инициатива по Правовым вопросам в регионе центрально-восточной
Европы (ABA/CEELI) Узбекистан, Туркменистан, OБСE Таджикистан.
    В семинаре приняли участие представители пяти стран Центрально-Азиатского
региона (ЦАР), как на уровне государственных служащих, так и общественных,
неправительственных организаций и СМИ.
    Первый Центрально-Азиатский семинар состоялся в Ашгабаде в мае 2000 года.
Его целью было инициирование диалога между представителями государственных
органов и неправительственных организаций, задействованными в активной
поддержке и осуществлении Орхусской Конвенции, о наиболее оптимальном
подходе к применению на практике положений Орхусской конвенции в регионе ЦАР.
    На Втором семинаре был рассмотрен прогресс, достигнутый странами
Центрально-Азиатского Региона в практической применении положений Орхусской
Конвенции за этот период.
    Как известно, Орхусская Конвенция вступила в силу 30 октября 2001 года.
Сейчас она ратифицирована 20 сторонами: Албания, Армения, Азербайджан,
Беларусь, Венгрия, Грузия, Дания, Италия, Казахстан, Кыргызстан, Литва,
Македония, Мальта, Польша, Республика Молдова, Румыния, Таджикистан,
Туркменистан, Украина, Эстония. Из республик ЦАР ее не ратифицировал только
Узбекистан.
    На семинаре состоялись тематические пленарные сессии и заседания
рабочих групп, которые обсудили текущее состояние ратификации и реализации
Конвенции, развитие событий по Конвенции, подготовку к Первой Встрече
Сторон, а также подробно - три составляющие Орхусской Конвенции: доступ к
информации, участие общественности в процессе приятия экологически значимых
решений (процедуры ОВОС) и доступ к правосудию по вопросам, касающимся
окружающей среды.
    Кроме того, были обсуждены подтемы: Регистры выбросов и перевозки
загрязняющих веществ (РВПЗВ), Генетически измененные организмы (ГИО),
Стратегическая экологическая оценка (СЭО), Оценка проблем и нужд, связанных
с реализацией Конвенции в Центральной Азии, конкретные примеры изменений в
национальных законодательствах согласно ратификации Конвенции и др.
    На семинаре также была сделана презентация обзора, подготовленного
Американской ассоциацией адвокатов ABA/CEELI - "Обзор законодательства
республик Центральной Азии относительно доступа к правосудию, включая
процессуальную правоспособность, судебные запреты, издержки, ущерб и
средства защиты, альтернативное разрешение споров и исполнение решений".

    1. Доступ к информации.
    Марианна Большакова, Менеджер по проектам Регионального Экологического
Центра в Венгрии, рассказала об успешном примере предоставления доступа
населения к экологической информации в Венгрии.
    Там в Министрестве экологии существуют целых три специальных отдела:
по связам с общественностью, по базам данных и по работе со СМИ.
    Любой гражданин может прийти в отдел по связям с общественостью и
получить любую интересующую его экологическую информацию бесплатно. Плата
берется только в том случае, если запрашивается большой объем информации,
требущий затрат на копирование (более 100 листов). Кроме того, работает
"горячая линия" - телефон, по которому можно получить краткую оперативную
информацию. Все письменные запросы, поступающие в Министерство,
регистрируются. Если запрашиваемая информация есть в базах данных, она
должна быть выслана в тот же день. Если требуется некоторое время на
обработку, то срок предоставления информации увеличивается до двух недель.
Подобные отделы есть во всех региональных отделениях министерства.
    Отдел по базам данных структурирует информацию в интернете и составляет
базы данных по окружающей среде и реализуемым проктам в данном регионе. В
отделе по связям с общественостью есть несколько компьютеров для
посетителей, на которых можно разыскать нужную информацию.
    Отдел по связям со СМИ готовит пресс-релизы для средств массовой
информации, контактирует с журналистами и проводит пресс-конференции.
    После обсуждения в группах и общей дискусии участники семинара пришли к
выводу, что в каждой из республик ЦАР  неплохое законодательство в области
предоставления информации. Проблема в другом - не всегда это
законодательство выполняется. Не во всех Министерствах охраны окружающей
среды есть пресс-служба, свой веб-сайт, а также отдел, отвечающий на
письма граждан.
    Вторая трудность - часто люди просто не знают, где взять нужную
информацию. В этом плане очень полезен опыт Датского проекта по Орхусской
Конвенции, релизуемого сейчас в Казахстане (местный менеджер - Татьяна
Шакирова, Tshakirova@neapsd.kz). В рамках проекта прошла инвентаризация
источников экологической информации в республике, а также  скоро начнет
действовать веб-сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей
среды. Участники семинара согласились, что опыт этого проекта очень ценен
и может быть использован в других республиках ЦАР.
    На семинаре были предложены следующие пути решения сложившейся ситуации
в каждой из республик ЦАР в области доступа к информации:
 - сделать единый информационный центр;
 - провести инвентаризацию информационных ресурсов;
 - предложить выделить штатные единицы в министерствах и ведомствах и
   обучить их работе с информацией;
 - усилить работу РЭЦов и НИЦов и других промежуточных структур по связям
   с НПО и СМИ.
    Камнем преткновения стал опять вопрос о платности информации. Мнения
участников разделились - большая часть из них считала, что необходимо брать
деньги только за копирование информации, но тем не менее некоторые, ссылаясь
на недостаток финансирования госорганов, предлагали брать плату за саму
информацию.

    2. Участие общественности.
    Вводная презентация по процедурам участия общественности в процессе
принятия решений была сделана проф.Ежи Ендроска, Польша. Было отмечено,
что ст.6 Орхусской Конвенции устанавливает лишь минимум требований по
участию общественности. Главные же вопросы, которые должны стоять перед
странами, ратифицировавшими Конвенцию:
 - Как законодательство определяет эти процедуры?
 - Кто несет ответственность за их обеспечение?
 - Кто есть общественность?
    Минимум процедур, который должен быть соблюден при участии
общественности в процессе принятия решений, в Польше, следующий:
 - Уведомление общественности о планируемой деятельности;
 - Обеспечение общественности доступа к документации по ОВОС;
 - Предоставление 21 дня общественности для комментариев и предложений;
 - Принятие во внимание комментариев и окончательное решение с их учетом.
    Детально было рассказано об опыте Польши в выполнении каждой из
вышеуказанных стадий, самой общественности, с которой осуществляется
взаимодействие, методах работы с общественностью, ответственных за данное
направление структурах на национальном, областном и местном уровнях.
    Дмитрий Скрыльников, представитель организации "ЭкоПраво", Львов,
Украина, поделился опытом Украины в области участия общественности. По его
мнению, в последнее время стало модным проводить общественные слушания,
т.к. формально факт участия населения налицо, а на самом деле общественность
имеет только совещательный голос, к которому редко прислушиваются.
    В Казахстане есть непосредственный опыт реализации данных Орхусской
Конвенцией прав на участие общественности в принятии решений.
    Так, в рамках реализации первого в Центральной Азии Датского проекта по
Орхусской Конвенции, начатого осенью 2001 г., в Павлодарской области
выполняется пилотный проект по участию общественности в принятии
экологически значимых решений на примере стоительства объекта, который
потенциально может оказать влияние на состояние окружающей среды города
Павлодара.
    На данном примере проигрываются все стадии участия общественности,
начиная с самой ранней - извещения ощественности о планируемой деятельности,
с соблюдением всех процедур, принятых в развитых странах.
    В выполнение проекта вовлечены широкие слои общественности - НПО
региона, СМИ, общественный совет "Согласие", государственные организации и
бизнес-сектор. По итогам пилотного проекта в Павлодаре будет издано
"Руководство по участию общественности", которое отразит все основные стадии
и опыт выполнения пилота, и, в свою очередь, будет распространено на весь
Казахстан. Параллельно проводится анализ национального законодательства на
предмет соответствия положениям Орхусской Конвенции в области второй
составляющей конвенции - участия общественности.
    При успешном выполнении пилота Казахстан надеется на продолжение проекта
и перенесение опыта на весь Центрально-Азиатский регион.
    Участники семинара обсудили состояние законодательства в этой области в
республиках ЦАР. Так, представители Узбекистана говорили о том, что
необходимо положение об общественной экологической экспертизе и желательно
иметь процедуру подготовки резюме заключения с обоснованием учета
высказанных мнений. Общественные организации Таджикистана считают, что в их
республике необходимо принять Закон об экологической экспертизе и
постановление Правительства об утверждении Положения "Об ОВОС".
    Была рассмотрена возможная роль местных органов самоуправления. В
частности, Кодыр Ботуров, начальник Управления информации и международных
отношений Министерства природы Таджикистана, и Фируза Абдурахимова, Директор
НПО "Дружина охраны природы", рассказали про местные органы самоуправления
в Таджикистане. Органами самоуправления в поселке и на селе, согласно
Конституции РТ, являются джамоаты шахрак и дехот (поселковые и сельские
общины) и махалли. Кроме этого, очень активно действуют центры местного
самоуправления: махаллинские комитеты и советы, советы микрорайонов,
домовые комитеты, кишлачные организации, гузары (небольшие микрорайоны),
табагы (сходы), то есть органы, образующие низовую основу системы местного
самоуправления.
    Пока жители махаллы городов принимают участие в решении социально-бытовых
проблем. Так, махалла Железнодорожного района г.Душанбе решили сами
проложить линию газопровода к своим домам. С просьбой о помощи с
недостающими материалами махаллинский комитет обратился в ТАСИФ. В
результате в махаллу стал поступать природный газ. Люди поверили в свои
силы и создали комитет по микропроектам. Совместными усилиями они далее
улучшили также и систему водоснабжения, провели линию электропередачи и
т.д. Теперь есть идея о восстановлении парка и озеленению района.
    Все это дает возможность наделить реальными полномочиями местное
гражданское население; выработать местную стратегию, отражающую интересы
местных граждан, которые должны быть вовлечены в принятие решений;
участвовать членам махаллинских советов в районных, областных программах
по вопросам окружающей среды на локальном уровне.

    3. Доступ к правосудию.
    По словам ведущего секции, Дмитрия Скрыльникова, Исполнительного
директора благотворительного фонда "Экоправо-Львов" (Украина): "Люди не
только в странах ЦАР, но и на территории ННГ не знают своих прав и не верят
в правосудие." "ЭкоПраво-Львов" работает с 1994 года и имеет большой опыт
ведения административных и судебных дел. Когда организация только начинала
работать, общественность очень пассивно реагировала на ущемление своих
экологических прав. Сейчас все изменилось -  к ним ежемесячно обращаются
около 50 граждан за консультацией, и они рассматривают около 50
административных дел в месяц (http://www.ecopravo.lviv.ua).
    В рамках Датского проекта в Казахстане планируется стажировка
представителей МПРООС и специализированных НПО Казахстана по обмену опытом
в обеспечение доступа к правосудию на Украине (НПО "ЭкоПраво", Киев), либо
в Региональном Общественном Центре "по правам  человека и охране окружающей
среды" Российской Федерации. Вышеупомянутые организации обладают наиболее
богатым опытом в регионе бывшего Советского Союза в данной области.
    Действительно, в странах Центальной Азии очень мало примеров доступа к
правосудию.
    В 2000 году был создан прецедент судебной защиты экологических прав в
г.Алматы. Организацией "Азиатско-Американское партнерство" ("КазLEEP") была
оказана помощь жителям одного из микрорайонов города, обратившихся в суд по
вопросу нарушения их экологических прав владельцем заправочной станции,
строительство которой намечалось в непосредственной близости с жилым
массивом. В результате судебного разбирательства удалось достигнуть мирового
соглашения между владельцем автозаправки и жителями, согласно которому
владелец заправки обязался благоустроить территорию за свой счет. Этот
случай помог выявить некоторые недостатки существующего законодательства,
что в дальнейшем послужит основанием для его совершенствования. Кроме того,
была показана реальная возможность судебной защиты экологических прав.
    Общественные объединения Кыргызстана были против строительства
итальянской компанией ITI мусоросжигающего завода в г.Бишкек. В августе
2000 г. ОО "ГЛИП" подало судебный иск на мэра города. Из районного суда
дело было возвращено, потому что юридическое лицо якобы не имеет права
подавать на юридическое лицо мэрия в районный суд, и было предложено
передать дело в экологическую Прокуратуру Кыргызстана или опротестовать
решение судебных органов в течение 10 дней. Вместо того, чтобы подавать в
ЭкоПрокуратуру, "ГЛИП" решил инициировать Парламентские слушания в Жогорку
Кенеше. Обращение подписали четыре организации. Но Парламентские слушания
не состоялись в связи с тем, что, наконец, заказчики предоставили
необходимые документы на экспертизу. В результате согласованных действий
НПО Кыргызстана добились привлечения общественного внимания к проблеме и
добились соблюдения законодательства КР - подготовки пакета документов
(ТЭО и ОВОС). Была проведена общественная экспертиза (ее сделало ОО
"Независимая экологическая экспертиза", г.Бишкек) и государственная
экспертиза документов, которые дали отрицательную оценку. На настоящий
момент строительство завода отложено -  компании ITI преложено выбрать
или другое место для строительства или другую технологию.
    Марианна Большакова рассказала про опыт Словении. В этой стране граждане
давно пользуются своим правом подавать в суд за нарушение их экологических
прав. Общественные экологические организации в этой стране очень активны, и
часто идут в суд, отставивая общественные интересы, и выигрывают дела.
    В конце семинара было принято Решение:

                     Предложения в Решение семинара от стран ЦАР:
    4-7 Июня 2002г, г. Душанбе, Таджикистан
    Мы, участники Второго Регионального Семинара по Орхусской конвенции,
представители государственных, неправительственных организаций и СМИ,
    Обращаемся к организаторам Семинара:
 1. Проведение Региональных семинаров по Орхусской конвенции исключительно
важно и полезно как для Центрально-Азиатского Региона (ЦАР), так и каждой
отдельной страны региона.
 2. В ЦАР отмечен значительный прогресс в ратификации и реализации
Орхусской Конвенции со времени Ашгабадского семинара:
 2.1. Сложилось устойчивое взаимодействие пяти стран на суб-регионалльном
уровне по реализации положений Орхусской конвенции, с учетом приоритетов
ЕЭК ООН и региональной экологической специфики.
 2.2. Наработан положительный опыт и примеры наилучшей практики по всем
трем составляющим Орхусской Конвенции.
 2.3. Созданы условия для развития и поддержки сети экспертов стран ЦАР по
Орхусской Конвенции.
    Предлагаем:
 1. Рассматривать ЦАР, как единое пространство в составе ЕЭК ООН, в
реализации Орхусской конвенции, со своими специфическими особенностями.
 2. Оставить ЦАР в сфере интересов, приоритетов и поддержки международных
организаций и финансовых институтов, работающих в области реализации
Орхусской конвенции - ЕЭК ООН, ЮНЕП, ОБСЕ, АБА, как регион, активно
реализующий Орхусскую Конвенцию.
 3. С учетом политики финансирования экологических проблем стран ЦАР,
обращаемся к странам-донорам (Дания, Норвегия, Италия, Нидерланды, США и
др.), активно работающим в области Орхусской Конвенции, и международным
организациям, поддерживающим реализацию Орхусской Конвенции:
 - продолжить полезное и эффективное содействие прогрессу реализации
Орхусской конвенции в странах ЦАР через поддержку выполнения пилотных
проектов по всем трем составляющим Орхусской Конвенции,
 - развивать сети взаимодействия с экспертами и НПО по Орхусской
Конвенции,
 - содействовать повышению уровня специалистов и экспертов по Орхусской
Конвенции через проведение тренингов, семинаров и конференций на
Суб-региональном уровне для правительственных, неправительственных
организаций и СМИ,
 - оказывать содействие публикациям материалов по международному опыту
и национальной практике стран ЦАР в реализации Орхусской Конвенции,
 - РЭЦ ЦВЕ и РЭЦ ЦА, НИЦ МКУР - оказывать содействие в реализации
Орхусской Конвенции в ЦАРе.
    Мы выражаем искреннюю благодарность организаторам Семинара - ЕЭК ООН,
ЮНЕП, ОБСЕ, АBА/CEELI, правительствам Норвегии и Таджикистана, а также
представителям Польши и Украины, и надеемся на дальнейшее успешное
сотрудничество в области Орхусской конвенции.
    Статья подготовлена О.Тарнецкой, НПО "Экологический ПрессЦентр"

         ЭкоПравда-Казахстан, No 320, 18 июня 2002 г., OT@lorton.com

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Социально-экологическим Союзом и Союзом *
* "За химическую Безопасность" (http://www.seu.ru/members/ucs)  *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами