Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####     Сообщение ECO-HR.762, 30 июня 2002 г. ****************##
 #################################################################
                                  Право на ответственных политиков


                   УКРАИНА: БДЕНИЯ ВОКРУГ ЭКОЛОГИИ

    ПАРЛАМЕНТ БЕЗ "ЗЕЛЕНОЙ ПАРТИИ" ОСИРОТЕЛ
    Ситуация. Потерянный приоритет. Будет ли экологическая политика
в парламенте безхозной?
    Украинский парламент продолжает пребывать в кадровом параличе. После
выборов руководства Верховной Рады последовал первый этап - распределение
портфелей комитетов. Однако современный темп жизни требует неотложных
законодательных решений. Главные парламенткские игроки в качестве
приоритетов заявляют налоговую, пенсоинную, медицинскую реформы и,
главное, - систему власти. Тем временем как-то незаметно прошел
Международный день защиты окружающей среды - возможно потому, что
Украинский парламент остался без партии зеленых. Вопрос о том, кто будет
заниматся решением экологических проблем в Раде, становится актуальным.
    Экологической ситуацией в стране изначально уделялась лишь
незначительная часть политических усилий. В свое время ПЗУ активно
работала в этой политической нише, но законодательных усилий оказалось
явно недостаточно. За четыре год законотворчества "зеленые" (по данным
партийного сайта - WWW.greenparty.ua) подготовили четыре экологических
законопроета, в частности "Об отчете Кабинета министров Украины о
состоянии выполнеия Закона Украины "О статусе и социальной защите
граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы", "О внесении
изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно
стимулирования развития ветроэнергетики Украины", "Об обращении с
животными в населенных пунктах", Об основах экологически
благоприятной хозяйственной деятельности". Выходит, по одному
документу в год. В остальном члены ПЗУ активно лоббировали вопросы
приватизации, гастрольно-концертной деятельности и различные кадровые
назначения в парламенте. Но если их лидер Виталий Кононов демонстрировал
свою активность за счет выступлений с трибуны ВР, то другие ведущие
функционеры и списочники ПЗУ по экологической тематитке не выступали
даже с места. Следовательно, речь о какой-нибудь системной работе по
изменению экологического законодательства не идет. Довольно странно,
если учесть, что экологическая политика была заявлена как приориет ПЗУ.
    Вряд ли стоит говорить, насколько важна эта тема для Украины. Тем
не менее весомых результатов на государственном уровне пока нет. Согласно
данных Международного института экологии, Украина находится в первой
десятке мировых стран, грубо нарушающих право граждан на безопасную
окружающую среду. Находясь с визитами в Киеве, представители Европейского
Союза неоднократно заявляли, что в экологическое законодательство
Украины необходимо внести более 300 изменеий. Кроме того, нужны гарантии
что оно (законодательство) будет работать. Но на сегодняшний день Украина
никаких гарантий дать не может, зато может похвастаться целым букетом
экологических проблем: отсуствием необходимых условий для переработки
отходов...; физическим износом опасных объектов и покрытой мраком темой,
касающейся ядерного комплекса. Наконец, промышленные предприятия, иногда
не имеющие даже элементарных очистных сооружений. С питьевой водой тоже
далеко не все в норме. Ясно, что сама собой, учитывая состояние водных
ресурсов на территории Украины, вода не может быть чистой. С грязной водой
пытаются бороться путем хлорирования, чтобы убить болезнетворные
бактерии.....
    Однако реальная защита окружающей среды практически невозможна до
тех пор, пока данная проблема не станет приоритетной в государственных
документах. Причиной экологического неблагополучия в Украине является
множество факторов. Но если отдельные из величин переменные, то три
фактора по праву можно считать основополагающими в силу их постоянства.
Именно они и препятствуют любым конструктивным усилиям.
    Фактор материальной заинтересованости.
    Потреблять все и вся созданное природой оказалось значительно
выгоднее, чем возвращать, восстанавливать и оберегать. Каждое действие,
направленное на охрану природы, требует немалых затрат, то есть лишает
нас выгоды. Отсюда настроженное отношение к экологам, "зеленым", к
призывам беречь и спасать природу. Никто не желает упускать свою выгоду.
    Фактор разрозненности усилий.
    Вся природная система, вся биосфера - чрезвычайно чуткий, очень
сложный, но единый механизм. Поэтому лечить и оздоравливать его
отдельными удобно разделенными для нас кусками, - занятие абсолютно
бессмысленное. Столь же бессмысленное, как спасение отдельной части
нашего тела, тонущего в реке человека.
    Фактор нереальности финансирования.
    Тратить деньги "на экологию", не перекрыв предварительно каналы
загрязнения природы - дело безнадежное и сверхразорительное. Поэтому
все попытки решения экологической проблемы стандартными методами
обречены на провал.
    Теперь, когда Верховная рада осталась без ПЗУ, многие полагают что
зеленая тема может оказаться и вовсе забытой. На самом деле с
конкретными законопроектами в парламент пришли ряд специалистов. Среди
них Владимир Гошовский. Главный принцип экологического законодательства,
по его мнению, заключается в следующем: "Должен появится закон,
провозглашающий природу, окружающую среду высшим по отношению к человеку
субъектом права". Депутат уверен, что с таким подходом можно избежать
нависшей над Украиной угрозы техногенной катастрофы. Ведь по оценкам
экспертов на техногенно опасной територии проживает более двух третей
населения Укрины. В случае аварии на крупном объекте (АЭС, плотины,
магистральные трубопроводы) пострадать могут десятки миллионов человек.
Тогда приоритеты власти и налогообложения будут никому не нужны.
     А.Степюк, "День", No 100, 6 июня 2002 года.
     Источник: Viatcheslav A Sandul, vas@nikopol.net, 29 июня 2002 г.

     А МАРУШЕВСЬКОМУ НЕ ТЕРПИТСЯ В НАТО
     25 июня председатель Оргкомитета украинских НПО по подготовке
к 5-й конференции европейских экоминистров "Окружающая среда для
Европы" Геннадий Марушевский направил Министру экоресурсов Украины
С.Курыкину ответ от имени Оргкомитета на повторное приглашение Министра
принять участие в разработке "Экологической стратегии 12 стран".
                                 Министру экологии и природных
                                 ресурсов Украины г-нy Курыкину С.И.
    ОТНОСИТЕЛЬНО УЧАСТИЯ НПО В РАЗРАБОТКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ
    12 СТРАН
    Уважаемый Сергей Иванович!
    29 мая 2002 г. на очередном заседании Оргкомитета было рассмотрено
Ваше обращение к Оргкомитету по поводу участия НПО в разработке
Экологической стратегии 12 стран. Этот вопрос рассматривался также 13
июня на заседании Общественного совета при Минэкоресурсов Украины.
    Было отмечено, что за последнее время Вы во второй раз обращаетесь
к экоНПО Украины по поводу подготовки указанного документа.
    Общественные организации удивляет та настойчивость, с которой Вы
продолжаете лоббировать работу над этим документом, считая, что именно
тесное сотрудничество Украины со странами СНГ является основным
направлением развития экологической политики Украины.
    Для того, чтобы в странах СНГ произошел сдвиг в сторону устойчивого
развития, правительствам этих стран нужно пройти путь демократических,
экономических, технологических преобразований, которые в ближайшее время
невозможны. Одни только заявления представителей правительств стран СНГ
не приведут к сдвигам в этих вопросах, даже если они делаются на
международном уровне.
    Общественные организации Украины не видят заинтересованности в
подготовке этого документа со стороны министров стран СНГ, кроме Вас и
Министра экологии Грузии, которые выступили инициаторами создания этого
документа. Ни одного черновика проекта стратегии, подготовленного
правительствами этих стран (кроме Украины), не было предоставлено
общественности.
    Общественные организации Украины уже высказывали Вам свое отношение
к этому документу. Общественность считает, что подготовка вышеуказанного
документа - это напрасный труд работников Минэкоресурсов Украины,
экспертов, общественности.
     Вся история развития отношений между странами СНГ показывает, что
ни один документ, принятый в рамках этого сообщества, никогда не был
реализован. Общественность считает, что экологическая политика Украины
должна быть направлена на сотрудничество с Европейским сообществом, где
существует развитая экологическая политика во всех сферах общественной
жизни.
    Украина должна решать экологические проблемы на основании международных
соглашений о сотрудничестве с пограничными странами, а также на основе
бассейнового подхода. Подтверждением общественного мнения по этому вопросу
являются последние инициативы Президента и Правительства Украины, которые
заявили на высшем уровне о желании Украины вступить в ЕС и НАТО.
    Общественные организации могут присоединиться к разработке проекта
стратегии и подать свои предложения только после того, когда будет
поддержка этого документа со стороны Верховной Рады Украины и Кабинета
Министров, а также после того, как общественность получит информацию о
конкретной работе над этим документом представителей правительств других
стран СНГ.
    С уважением, Председатель Оргкомитета Геннадий Марушевський
       Оргкомитет укр.НПО по подготовке к
       5-й конференции "Окружающая среда для Европы"
       РЭЦ-Киев, 01133, Киев-133, бул.Леси Украинки, 26
       тел/факс: (044)295-89-61
       E-mail: conference@rec-kyiv.org.ua

    Источник: Э К О К Л У Б, социально-экологический еженедельник,
              No 22 (295), 29 июня 2002 г., root@ecoclub.zp.ua

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Социально-экологическим Союзом и Союзом *
* "За химическую Безопасность" (http://www.seu.ru/members/ucs)  *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами