Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.798, 5 августа 2002 г. ****************##
 #################################################################
                                     Право на ответственный бизнес

            РОССИЯ: КАК БОРОТЬСЯ С БРАКОНЬЕРСКИМ БИЗНЕСОМ

    ВЛАСТЬ
    Обложили
    Хозяевам заводов придется полюбить природу
    На минувшей неделе московское правительство обсудило концепцию
закона "О комплексном природопользовании". После окончательной
разработки и принятия закона осенью этого года предприятиям придется
полюбить природу под угрозой закрытия или прогрессирующих штрафов.
    Основное новшество городского закона - дифференциация воздействия на
природу заводов и фабрик, расположенных в разных частях города. Чем ближе
источники загрязнения находятся к жилым районам, тем строже будут для них
нормативы по вредным выбросам. Кроме того, хозяева "грязных" производств
должны будут сами разработать и передать в Москомприроду честные цифры
своего воздействия на окружающую среду, так как отныне платить за свои
выбросы и отходы производства они станут по индивидуальным тарифам. И
схитрить им вряд ли удастся. Если теоретический расчет выбросов предприятия
будет превышать общие предельно допустимые нормы - его просто закроют,
если план по выбросам будет занижен - то заводу придется платить за
сверхнормативные выбросы по повышающимся коэффициентам. Следить за
точностью исполнения нормативов будут службы экологического мониторинга
Москомприроды, Госсанэпиднадзор и экологическая милиция.
Пока главное препятствие в действенности нового городского закона -
нынешние федеральные нормативы и тарифы, превышать которые местным
властям нельзя.
 - Индексация платежей за загрязнение на федеральном уровне отстает от
существующего уровня цен больше чем в 80 раз, - сообщил "Известиям"
руководитель столичного департамента природопользования Леонид Бочин. -
Фактически заводам невыгодно строить очистные сооружения и менять
технологию, поскольку стоимость этих мероприятий гораздо выше
существующей платы за сверхнормативные выбросы. Для примера: в прошлом
году плата за выбросы 116,7 тонны оксидов азота (трехкратное превышение
нормы) ЗАО "Флакон: Москва-Париж" составила 52 тыс. руб. Стоимость
оборудования по очистке воздуха для этой фабрики равна 45 млн руб., и
мероприятие по его установке по существующим тарифам окупились бы за 900
лет.
    Городской закон по идее должен пересмотреть существующие нормы,
фактически не нарушая их. Федеральное законодательство предусматривает
закрытие предприятий-нарушителей в случае несоблюдения ими
природоохранного законодательства. Теперь московские власти намерены этим
активно пользоваться.
 - После принятия закона мы получим мощный инструмент воздействия на
предприятия Москвы вплоть до их остановки, - прокомментировал обсуждение
проекта закона мэр Москвы Юрий Лужков. - Хотя мы пока не можем говорить
о монополии Москвы на реализацию этих прав. К сожалению, слишком много
федеральных служб дублируют природоохранные функции, что может привести
к полной неразберихе. Мы обязательно вынесем этот вопрос на обсуждение с
руководством государства. Важно, чтобы контроль за соблюдением
природоохранного законодательства выполнялся одним органом - и именно
субъектом федерации.
               Б.Устюгов, "Известия", 29 июля 2002 года

    ОБЩЕСТВО
    Исполнение решений суда
    В последние годы общественные экологические организации и граждане
все чаще начинают бороться с экологическими правонарушениями, обращаясь
с исками в суд. Нередко решение выносится в пользу таких истцов (или в
пользу государства, если речь идет о компенсации за экологический ущерб).
И хорошо, если ответчик выполнил решение суда в добровольном порядке. А
если нет? Что делать в таком случае?
    Согласно статье 13 ГПК РСФСР, вступившие в законную силу решения
судов являются обязательными для всех без исключения юридических и
физических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории
РФ. Исполнение судебных решений - завершающая стадия правоохранительной
деятельности по защите нарушенных прав и интересов, и на этой стадии
стороны именуются взыскателем и должником. Притом не имеет значения,
по "денежному" или "неденежному" делу было вынесено решение.
    В том случае, когда должник отказывается добровольно исполнить
решение суда, исполнение судебного решения осуществляется с помощью мер
принудительного характера: взыскания присужденных денежных сумм, отмены
принятых решений или постановлений должностными лицами или госорганами,
понуждения должностного лица исполнить то или иное действие.
Исполнительное производство в этом случае ведется по правилам Раздела
V ГПК РСФСР и Закона РФ от 21.07.97 ? 119-ФЗ "Об исполнительном
производстве".
    Решение суда вступает в силу через 10 дней после его оглашения судьей
(если оно не обжаловано должником или не опротестовано прокурором) либо
непосредственно после вынесения судом кассационной инстанции определения
"оставить решение суда первой инстанции в силе".
    После вступления судебного решения в законную силу взыскателю выдается
исполнительный лист. Его выдает судья, вынесший подлежащее исполнению
решение. Если исполнение должно быть произведено в различных местах либо
если решение вынесено в пользу нескольких истцов или против нескольких
ответчиков, суд по просьбе взыскателен может выдать несколько
исполнительных листов. Если истцов несколько, а в судебном решении, кроме
общих требований, удовлетворены отдельные требования кого-то из истцов,
то в части собственных требований, удовлетворенных судом, данный истец
осуществляет решение суда самостоятельно. Решение суда, по которому
взыскателем является гражданин, может быть предъявлено им к
принудительному исполнению в течение трех лет. Но это не означает, что
взыскатель может бездействовать без уважительной причины на протяжении
всего этого срока. Закон подразумевает, что взыскатель добросовестно
осуществляет
    Принудительное исполнение судебных решений производится судебными
приставами-исполнителями. Гражданин, получивший на руки решение суда и
исполнительный лист, может обратиться к судебному приставу, состоящему в
штате суда. Процедура исполнения решений суда по взысканию денежных сумм
описана гражданско-процессуальным законодательством (ГПК РСФСР и Закон
РФ "Об исполнительном производстве") достаточно подробно. По спорам
неимущественного характера такая процедура прописана не так детально,
видимо, в силу пока еще небольшой правоприменительной практики. Вместе
с тем, основными нормами, на которые следует опираться при исполнении
решений по неимущественным спорам, являются статьи 73 и 85 Закона РФ
"Об исполнительном производстве".
    На основании решения суда и исполнительного листа судебный пристав в
трехдневный срок принимает постановление о возбуждении исполнительного
производства. При выполнении своих обязанностей судебные приставы
выступают как представители власти, и их законные распоряжения и указания
обязательны для всех участников исполнительного производства, в первую
очередь для сторон судебного процесса. Неисполнение распоряжений
судебного исполнителя влечет применение к виновному лицу санкций
дисциплинарного, процессуального или административного характера.
    Если в пятидневный срок с момента возбуждения исполнительного
производства решение суда не исполнено в добровольном порядке, судебный
пристав вправе применить меры принудительного исполнения: обращение
взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и
его продажи; обращение взыскания на заработную плату и прочие доходы
должника; иные меры, указанные в названных выше законодательных актах.
    В соответствии со статьей 73 Закона РФ "Об исполнительном производстве"
в случае невыполнения должником требований исполнительного документа,
обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться
от их совершения, в установленный пятидневный срок судебный пристав-
исполнитель применяет к должнику штрафные санкции, предусмотренные
статьей 85 названного федерального закона. В этом случае судебный пристав
выносит постановление о наложении на должника штрафа в размере до 200
минимальных размеров оплаты труда и назначает новый срок для исполнения.
    При последующих нарушениях должником без уважительной причины новых
сроков выполнения решения суда размер штрафа каждый раз удваивается. При
повторном невыполнении без уважительной причины решения суда судебный
пристав вносит в соответствующие органы представление о привлечении
гражданина-должника или должностного лица, которое в силу своих
служебных обязанностей должно выполнить судебное решение, к
административной или уголовной ответственности, предусмотренной
законодательством РФ.
    Наряду с наложением штрафов за неисполнение должником без уважительной
причины решения суда судебный пристав-исполнитель вносит представление о
привлечении виновного к административной или уголовной ответственности
(ст. 315 УК РФ).
    Согласно статье 315 УК РФ, если представитель власти, государственный
служащий, служащий органа местного самоуправления, государственного или
муниципального учреждения, коммерческой или иной организации злостно не
исполняет вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной
судебный акт, равно как и препятствует исполнению, то такой должник
наказывается:
- штрафом в размере от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда
  (либо в размере зарплаты или иного дохода лица, подвергнутого
  уголовной ответственности) за период от 2 до 4 месяцев:
- либо лишением права занимать определенные должности или заниматься
  определенной деятельностью на срок до 5 лет;
- либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов;
- либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев;
- либо лишением свободы на срок до 2 лет.
    По Указу Президента РФ от 6 июня 1996 г. "О мерах по укреплению
дисциплины в системе государственной службы" неисполнение или
ненадлежащее исполнение вступивших в законную силу решений судов
является однократным грубым нарушением дисциплины в системе госслужбы.
Такое нарушение влечет за собой применение к виновному должностному
лицу (и в системе федеральных органов исполнительной власти, и в системе
органов исполнительной власти субъектов РФ) мер дисциплинарной
ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности, а также
является основанием для привлечения к иным видам ответственности. Вопрос
об ответственности виновного должностного лица вправе поставить как
взыскатель, в отношении которого не исполняется судебный акт, так и
судебный пристав после возбуждения исполнительного производства.
    Постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа
утверждается старшим судебным приставом. Оно может быть обжаловано в
соответствующий суд в 10-дневный срок.
    В ряде случаев исполнительное производство может быть прекращено.
К таким случаям относятся: отказ взы-скателя от взыскания; заключение
мирового соглашения между взыскателем и должником; смерть взыскателя
или должника, когда требования или обязательства не могут перейти к
правопреемнику умершего; ликвидация юридического лица, являющегося
должником; истечение установленного законом срока исковой давности по
данному виду взыскания; отмена решения суда, на основании которого
выдан исполнительный лист. В этих случаях исполнительное производство
прекращается, а исполнительный лист возвращается судье.
    Исполнение судебных решений о взыскании компенсаций за экологический
ущерб в доход государства осуществляется непосредственно уполномоченными
государственными органами (Министерством природных ресурсов РФ) путем
безакцептного, то есть не требующего согласия должника, списания
присужденных сумм с его счетов.
    Неправомерные действия судебного исполнителя могут быть обжалованы
как взыскателем, так и должником. В любом случае правильность и
своевременность исполнения решения суда контролирует судья.
    В силу конституционного принципа независимости суда и судей в
деятельность суда никто не вправе вмешиваться, а значит, контролировать
деятельность судьи не может никто - ни взыскатель, ни должник. Вместе с
тем, если взыскатель считает, что судья не выполняет возложенную на него
гражданско-процессуальным законодательством (ГПК РСФСР) обязанность
следить за исполнением принятых судебных актов, он вправе обратиться с
жалобой сначала к Председателю суда, а затем, если полученный результат
его не удовлетворит, в квалификационную коллегию судей. Квалификационные
коллегии судей - это орган судейского сообщества, который, в частности,
вправе налагать дисциплинарную ответственность на судью, совершившего
дисциплинарный проступок. Квалификационные коллегии судей образованы
при Верховных судах субъектов Российской Федерации.
     В.Байраченко, юрист Института эколого-правовых проблем "Экоюрис"
     Источник: ЭкоLogos (журнал Московского ИСАР), No 15, 2002 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами