Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####  Сообщение ECO-HR.804, 11 августа 2002 г. ****************##
 #################################################################
                                            Право на живую природу


                 ЗАПОВЕДНИКИ УКРАИНЫ: БИТВА В ПУТИ

    ЛУГАНСК
    ИЗ ПЕРЕПИСКИ
    Уважаемые коллеги! Высылаем ответ Луганской обладминистрации на
наше общее обращение по поводу расширения "Провальской степи", а ниже -
наш ответ на их ответ. Его мы сразу разместили и в гостевой книге
Луганской обладминистрации - http://www.oda.lg.ua/rus/gk.php3
    Нужно отметить, что луганские чиновники отреагировали только на
коллективное письмо. Поэтому тем, кого интересует дальнейшая судьба
заповедника, наверное, нужно продолжать в том же духе. Свое письмо мы
отослали, можно и другим коллегам написать в гостевую книгу свое мнение
о такой позиции луганских чиновников.
    С наилучшими пожеланиями, С. Шапаренко
    =======================================
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ
ЛУГАНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
91055, г.Луганск, ул. Свердлова, 58, тел. 53-80-92, факс 53-80-92
    22.04.02 No 01-16/604-04 на No 16-03-02 р. от 17.03.02
    Председателю совета экологической группы "Печенеги" Шапаренко С.А.
61105 г. Харьков, пер. Забайкальский, 13, кв. 6
    Уважаемый господин Председатель!
    Луганским областным управлением земельных ресурсов рассмотрено Ваше
обращение к председателю Луганской облгосадминистрации Ефремову А.С.
относительно расширения филиала Луганского природного заповедника
"Провальская степь".
    По сути обращения разъясняем, что в соответствии со статьями 51 и 52
Закона Украины "О природно-заповедном фонде Украины" ходатайство о
необходимости создания или объявления территорий и объектов
природно-заповедного фонда предварительно рассматривается в месячный срок
относительно территорий и объектов общегосударственного значения
Министерством экологии и природных ресурсов Украины, которому Вам и следует
адресовать Ваше ходатайство.
    Ходатайство должно содержать обоснование необходимости создания или
объявления территории или объекта природно-заповедного фонда определенной
категории, характеристику природоохранной, научной, эстетической и другой
ценности природных комплексов и объектов, которые предлагаются для
заповедания, сведения о местонахождении, размерах, характере использования,
собственников и пользователей природных ресурсов, а также соответствующий
картографический материал.
    Заместитель начальника управления, О.М.Сырой
    =============================
    Экологическая группа "Печенеги"
61105, Украина, Харьков, А/Я 8393
e-mail: pecheneg@ic.kharkov.ua
    No 33-04/02 от 28. 04. 02 на No 01-16/604-04 от 22. 04. 02
    Председателю Луганской областной государственной администрации,
г.А.С.Ефремову
    копия: Заместителю начальника Луганского областного управления
земельных ресурсов, г.О.М.Сырому
    Повторное обращение относительно расширения филиала Луганского природного
заповедника "Провальская степь"
    Уважаемые господа!
    Мы признательны вам за разъяснение положений Закона Украины "О
природно-заповедном фонде Украины", с которыми, однако, мы были знакомы.
     Готовя обращения "О необходимости расширения отделения Луганского
природного заповедника "Провальская степь", которое было прислано вам
письмом No 16-03-02 от 17.03.02, мы не считали его ходатайством об
организации или объявлении территорий и объектов природно-заповедного фонда.
    Относительно "Провальской степи", согласно положениям действующего
законодательства, такое ходатайство было подготовлено и передано
соответствующим инстанциям Луганским природным заповедником в августе 2001
г. Министерство экологии и природных ресурсов Украины осведомлено об этом.
    Письмо министерства ясно свидетельствует, что расширение "Провальской
степи" не происходит не из-за нарушения порядка создания и объявления
территорий и объектов природно-заповедного фонда организациями, которые
инициируют расширения заповедника, а через нежелание землепользователей
поддержать эту инициативу.
    Относительно же положений Закона "О природно-заповедном фонде Украины",
мы со своей стороны, хотели бы процитировать ее констатирующую часть:
    "Природно-заповедный фонд составляют участки суши и водного
пространства, природные комплексы и объекты которых имеют особую
природоохранную, научную, эстетичную, рекреационную и другую ценность и
выделены с целью сохранения природного разнообразия ландшафтов, генофонда
животного и растительного мира, поддержания общего экологического баланса и
обеспечения фонового мониторинга окружающей природной среды.
    В соответствии с этим законодательством Украины природно-заповедный
фонд охраняется как национальное достояние, в отношении которого
устанавливается особый режим охраны, воспроизведения и использования.
Украина рассматривает этот фонд как составную часть мировой системы
природных территорий и объектов, которые находятся под особой охраной."
    Природно-заповедный фонд является национальным достоянием. Ценность
природного наследия не меньше наследия исторического или культурного, его
сохранение требует со стороны властей особого внимания.
    Готовя свое предыдующее обращение, мы рассчитывали привлечь внимание
областной власти к настоящей жемчужине Луганщины - "Провальской степи".
Поэтому нас удивило ваше письмо, из которого понятно, что Луганская
облгосадминистрация вообще не осведомлена по этому поводу.
    В конце апреля - в начале мая каждого года проходит международная
кампания "Марш парков". Она направлена на привлечение внимания власти и
населения к проблемам природно-заповедного фонда.
    МЫ НАДЕЕМСЯ, что Луганская областная государственная администрация
поддержит международную инициативу по содействию особо охраняемым природным
территориям, и, все-таки, обратит внимание на решение проблем одной из
ценнейших природных территорий Луганщины, "Провальской степи", и приложит
со своей стороны необходимые усилия для ее расширения.
    С уважением, Председатель Совета ЭкГ "Печенеги", Шапаренко С.А.
                Источник: pecheneg@ic.kharkov.ua, 29 апреля 2002 г.
    ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ ИТОГ
    Стартовал проект по защите природно-заповедного фонда Луганщины
    6-7 августа была проведена акция по установлению охранных знаков на
границе отделения Провальская степь Луганского природного заповедника. В
ней приняли участие члены Луганской  областной организации "Зелений Свит",
молодежного экоклуба ГринЛайф, студенты Луганского педагогического
университета, волонтер Корпуса Мира (США) и сотрудники заповедника. Как
считают участники акции, это поможет улучшить условия охраны  заповедника,
а значит и его растительного и животного мира. Охранные знаки установлены на
грунтовых дорогах, по которым через территорию заповедника осуществлялись
контрабандные перевозки ГСМ, а также в местах, где назаконно выпасается скот.
    Акция состаялась в рамках проекта "Охрана живой природы путем защиты
и просвещения", который выполняет Луганский "Зелений Свит". Еще предстоит
установить охранные знаки на границах ихтиологических заказников "Донецкий"
и "Деркульский", ландшафтного заказника "Шаров Кут", а также провести
информационно-обучающий семинар. На него будут приглашены активисты
экологического движения, в том числе и с других областей Украины,
представители госструктур, науки и бизнеса. Они дадут оценку степени
сохранности объектов природно-заповедного фонда в регионах, выработают
предложения, направленные на решение насущных проблем.
    Проект стал  возможным благодаря поддержке фонда Чарльза Стюарта
Мотта, организации ИСАР-Еднання (Киев) и Корпуса Мира в рамках праграммы
"Экологический путь в будущее".
            Председатель ЛОО "Зелений Свит" В.Денщик,
                         grworld@ua.fm, 10 августа 2002 г.

    ДУНАЙ
    ОБРАЩЕНИЕ
    Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
    Как уже многие из вас знают, в последнее время Министерство транспорта
Украины активно лоббирует строительство судоходного канала через абсолютно
заповедную зону Дунайского биосферного заповедника.
    Флора заповедника насчитывает более 1500 видов, фауна - 3600. Из них 16
видов занесены в Европейский Красный список, а более 70 - в Красную книгу
Украины. В заповеднике охраняется уникальная водно-болотная экосистема,
ценность которой подтверждена Рамсарской конвенцией. Заповедник включен
ЮНЕСКО в систему биосферных резерватов мира.
    Строительство канала, как и любая другая хозяйственная деятельность на
подобных территориях, категорически запрещена законами Украины. Несмотря на
это, чиновники Минтранса, пользуясь своими связями "на высшем уровне",
настаивают на строительстве канала через абсолютно заповедную часть
заповедника, поскольку этот вариант, якобы является наиболее экономически
выгодным. Они утверждают, в частности, что канал будет проложен по протоке
глубиной 8 метров - достаточной для прохождения судов.
    В 20-х числах марта этого года в этих местах побывал академик Национальной
Академии Наук Украины, директор Института гидробиологии, В.Д.Романенко. По
его свидетельству, глубина выбранной Минтрансом протоки на некоторых
участках недостаточна даже для свободного прохождения моторных лодок.
    Примечательно, что проект получил отрицательные оценки экологической и
научно-правовой экспертиз, без них это строительство является незаконным.
Также интересно, что Минтранс игнорирует остальные поданные на конкурс 7
вариантов строительства.
    Руководитель сектора природопользования и охраны природы
Научно-организационного отдела Президиума Национальной Академии Наук
Украины, В.В.Волошин, от имени Академии выразил глубокую признательность
всем организациям, поддержавшим кампанию против сооружения в абсолютно
заповедной зоне Дунайского биосферного заповедника судоходного канала
"Дунай - Черное море".
    К сожалению, угроза Дунайскому заповеднику до сих пор не миновала.
Появилась информация, что власти Украины, несмотря ни на что, приняли
(или принимают?) решение о сооружении канала в абсолютно-заповедной зоне
заповедника.
    Поэтому мы снова просим вас поддержать заповедник, отправив письма
поддержки в Рамсарский комитет. Проект письма:
    ============================
    Региональному координатору в Европе Рамсарской конвенции о
водно-болотных угодьях, г. Тобиасу Салате
    Уважаемый г. Салате!
    Как Вы знаете, в последнее время Министерство транспорта Украины
активно лоббирует строительство судоходного канала через абсолютно
заповедную зону Дунайского биосферного заповедника, водно-болотные угодья
международного значения.
    Мы считаем, что сохранение Дунайского биосферного резервата, в случае
реализации данного проекта станет невозможным.
    Поэтому мы полностью поддерживаем позицию Национальной Академии Наук
Украины, относительно того, что строительство данного канала возможно лишь
в охранной зоне резервата.
    Мы просим Вас приложить возможные усилия, чтобы не допустить
строительства судоходного канала Дунай - Черное море через абсолютно
заповедную зону Дунайского биосферного заповедника.
    С уважением и надеждой на сохранение Дунайского биосферного
заповедника,
    подписи
    ==========================
    Это письмо, или любое другое, просим отправлять либо напрямую в
Рамсарский комитет, либо - ЭкГ "Печенеги". А мы уже перешлем адресату.
    Рамсарский комитет: Ramsar Bureru - 28, rue Mauverneu - CH-1196 Gland -
Svitzerland /Suisse/suiza
Tel. +41 (0)22 999 01 73
FAX +41 (0)22 999 01 69, E-mail salathe@ramsar.org
            Экологическая группа "Печенеги", pecheneg@ic.kharkov.ua,
                                 23 июня 2002 г.
    В Ы П И С К А
    из протокола No 19/3 от 26.06.2002 г. заседания  общественного
Совета при Государственном управлении экологии и природных ресурсов в
Одесской области
Присутствовали: члены общественного Совета, представители
                      проектных организаций, научно-исследовательских
                      институтов, Дунайского биосферного Заповедника.
    Слушали: О создании судоходного канала через украинскую часть
             дельты р.Дунай
    Выступили:
 1.Шевчук А.И., председатель Одесского отделения международного
Социально-экологического союза
    Решением Юнеско от 02.02.1999г. Дунайский биосферный заповедник получил
международный сертификат биосферного резервата. Этим же решением ЮНЕСКО
создан единый румыно-украинский билатеральный резерват  "Биосфера дельты
Дуная".
    В 2000 году Президент Украины дал поручение "щодо реалЁзацЁc
конкретних шляхЁв вЁдновлення судноплавства на украcнськЁй частинЁ р.Дунай"
и "гирло Бистре було визначено мЁсцем будЁвництва глибоководного судового
ходу Дунай-Чорне море"". Заключение института государства и права НАН
Украины вполне достаточно для прекращения всяких попыток даже приблизится к
запретной теме. Таких резерватов, как этот - всего 5 в мире. НАН Украины и
многие общественные организации Украины обращались к Президенту, в Минтранс
Украины, КМУ и в другие инстанции с предложением об альтернативных вариантах
обеспечения выхода Украины в Черное море через Дунай. Собрано более 600
подписей... Однако, обращения НАН Украины, ее Президента Патона Б.Е.,
Вилковского городского совета (решение сессии No 166 от 26.02.02) и
экологической общественности Украины в Министерство транспорта Украины и
КМУ остаются без конструктивного ответа. Строительство канала приведет к
нарушению целостности заповедника, снижению природоохранного значения этой
территории и, в конечном счете, к полной его потери, что вырастет в
международную проблему в соответствии со всей совокупностью международных
правовых актов, подписанных Украиной. Необходимо рассмотреть альтернативные
проекты строительства канала вне зоны строгой заповедности. Необходимо
начать международную кампанию по защите биосферного резервата "Биосфера
дельты Дуная".
 2. Александров Б.Г., к.б.н., директор ИНБЮМа.
    Был государственный заказ Министерства транспорта - произвести ОВОС по
одному варианту. Мы затребовали от заказчика проект, подсчитали
экологический ущерб по гирлу Быстрому. Мнение ученых ИНБЮМа: движение судов
с большим водоизмещением принесет несомненный ущерб уникальной природной
среде; произойдут крупномасштабные изменения природной среды; будет нанесен
экономический и социальный ущерб г.Вилково, порт Усть-Дунайск прекратит свое
существование. Хотелось бы, чтобы вы поддержали рекомендации института и
Академии наук - заповедник делить нельзя.
 3. Корзюков А.И., к.б.н., доцент ОГУ
    По поручению Рамсарской конвенции я много лет работал в плавневых зонах
заповедника и, как никто другой, знаю, как легко можно уничтожить эту
заповедную зону.
 4. Зизак В.П. - директор ПКФ "Проектгидрострой"
    Я предлагаю альтернативный проект строительства канала. Карты дельты
существуют с 1830 года и видно, как дельта растет к югу вправо. Проект, над
которым мы работаем, был предложен еще в 1901г. Канал должен проходить
выше г. Вилково с 2-мя затворами. Трасса канала проходит по суше 8,5 км и
по акватории - 4.5 км. В материковой части канал проходит по вилковским
кучугурам. Такой вариант канала минимизирует вмешательство человека в
дельтообразующие процессы. Конструкция канала выбрана с минимальным
воздействием объекта на окружающую среду. Откосы канала будут естественными.
Этот канал кардинально решит проблему судоходства раз и навсегда с
незначительными эксплутационными затратами. Общественный совет рассматривал
это предложение пять лет тому и дал положительное заключение. Порт
Усть-Дунайск не всостоянии обеспечить очистку акватории порта от все
увеличивающейся заносимости акватории порта через соединительный канал
(до 2-1.5 мил тонн в год).
    На строительство канала необходимо 60 млн. долларов. Первоочередные
мероприятия - обеспечение судов типа река-море и нормальную работу порта
Усть-Дунайск - требуют 3 миллионов долларов, инвестор имеется, нужна
добрая воля Минтранса Украины.
 4. Игнатьев В.В., Одесское отделение Всеукраинской экологической лиги
    Для решения таких спорных вопросов при общественном Совете необходимо
создать научный и экспертный Советы из независимых ученых. В г.Киеве при
Всеукраинской экологической Лиге создан ученый Совет. Мнение ученых этого
Совета: проект по гирлу Быстрому самый удачный и должен финансироваться
государством.
 5. Жмуд Е.И., к.б.н., ст.н.с. Дунайского биосферного заповедника
    Деньги на проработку альтернативных вариантов не выделены. В ТЭО по
"Быстрому" есть ущерб не только экономический. Никто не дает ответа об
истинном экологическом ущербе, нет таких прецедентов. Мы работаем с
космическими снимками: в 1997 г. - было чистое море, в 1999 г. уже появилась
коса длиной 100 м. В районе "Быстрого". Огромные изменения идут в районе
"Прорвы". Самой ценной территории заповедника при строительстве по
"Быстрому" - она будет полностью уничтожена.
    В центре города собираются открытым способом перегружать фосфаты. В
этой ситуации г.Вилково вместе с заповедником исчезнет. А жители города до
сих пор пьют воду из ериков. Я предлагаю обратиться в Международные
организации за помощью о предоставлении льгот при прохождении судов по
румынской стороне и не строить канал.
 6. Корзюков А.И., к.б.н., доцент ОГУ
    С экономической точки зрения - канал государству нужен, но по "Быстрому"
строить нельзя однозначно. Эта идея не выдерживает никакой критики. Нельзя
трогать заповедные территории, рекомендовать строительство по трассе
Соломонов рукав-Жебриянская бухта.
 7. Кудинский О.Ю., к.б.н., Союз журналистов Украины
    По - моему мнению, вариант Зизака В.П. наиболее приемлемый.
 8. Романов Ю.С., к.ф.-м.н., проректор ОГУ по науке
     Подводя итоги, предлагаю:
 - еще раз поддержать Президента НАН Украины Б.Е. Патона в стремлении
спасти биосферный резерват "Биосфера дельты Дуная " от уничтожения;
 - пригласить на заседание общественного Совета ученых Шуйского, Топчиева,
Бондаря и заслушать их мнение по поводу строительства канала.
    Решили:
 1. Повторно поддержать Президента НАН Украины Б.Е. Патона в его
мужественном стремлении спасти международный резерват Дунайский биосферный
заповедник НАН Украины от уничтожения и разработку варианта строительства
канала Дунай-Черное море через Саломонов рукав - Жебриянскую бухту.
 2. Считать недопустимым саму постановку проблемы строительства канала в
зоне строгой заповедности международного резервата Дунайского биосферного
заповедника НАН Украины.
 3. Обратиться в Кабинет Министров Украины с предложением рассмотреть
альтернативные варианты проводки судов, не затрагивающих территории строгой
заповедности биосферного резервата ЮНЕСКО.
 4. Выйти с предложением к ОЦНТИ о проведении научно-практической
конференции по строительству канала на р.Дунай (в рамках конференции по
Черному морю) с привлечением ученых, общественности, представителей власти.
 5. Подготовить письмо в Министерство транспорта об альтернативном проекте
строительства судоходного канала.
 6. Подготовить серию информационных публикаций о строительстве канала в
СМИ (Шевчук А.И., Зизак В.П., Александров Б.Г.).
        Председатель                         Романов Ю.С.
               Источник: alla@eco.odessa.ua, 6 июля 2002 г.
    МИНТРАНС УКРАИНЫ
    Дунайский биосферный заповедник: Минтранс Украины не унимается
    Вроде бы окончательно похороненный экологически опасный проект
строительства судоходного канала Дунай - Черное море через гирло
Быстрое вновь "всплыл на поверхность" при активном участии лоббистов
из министерства транспорта Украины. Это происходит, несмотря на то,
что в начале 2002 года президент Кучма, ознакомившись с отрицательным
заключением Минэкоресурсов, повелел Минтрансу "...разработать
альтернативный вариант и строго придерживаться закона".
    Напомним, что 23 марта 2002 года Президиум Национальной академии
наук Украины (НАНУ) рассмотрел альтернативный вариант канала по маршруту
"Соломонов рукав-Жебриянская бухта" и счел его недопустимым со всех точек
зрения. Авторов проекта - "Проектгидрострой" - просили продолжить работу,
в том числе рассмотрение других альтернатив.
    29 апреля НАНУ создала временный творческий коллектив из 16 специалистов
с целью подготовки экологического обоснования возможных альтернативных
вариантов.
    16 мая, выполняя поручение кабинета министров Украины, Госдепартамент
морского и речного транспорта Минтранса Украины выдал "Проектгидрострою"
"Техническое задание на разработку ТЭО инвестиций создания глубоководного
судового хода Дунай - Черное море по трассе Соломонов рукав - Жебриянская
бухта". "Проектгидрострой" подготовил Техзадание и подал на утверждение.
    5 июня Госдепартамент морского и речного транспорта написал письмо
автору идеи трассы Вилемиру Зизаку, в котором просил его учесть
определенные замечания. Зизак полностью учел все требования и передал
техническое задание на окончательное утверждение.
    И вдруг 10 июня Минтранс разослал протокол совещания межведомственной
рабочей группы по вопросам создания глубоководного судового канала Дунай -
Черное море, в котором вновь упоминался маршрут через гирло Быстрое -
притом, что на совещании об этом маршруте не было и речи!
    Тем временем обеспокоенность ситуацией стал проявлять секретариат
Рамсарской конвенции по защите водно-болотных угодий.
    26 июня состоялось заседание Общественного совета экоНПО при
Госуправлении экологии и природных ресурсов в Одесской области по данной
проблеме. Совет решил считать недопустимой саму постановку проблемы
строительства канала в зоне строгой заповедности международного резервата
"Биосфера дельты Дуная", обратиться в кабинет министров Украины с
предложением рассмотреть альтернативные варианты проводки судов, не
затрагивающих территории строгой заповедности биосферного резервата ЮНЕСКО,
выйти с предложением о проведении научно-практической конференции по
строительству канала на реке Дунай (в рамках конференции по Черному морю)
с привлечением ученых, общественности, представителей власти.
    Дополнительная информация:
     А.Шевчук, Одесское отделение МСоЭС, г.Одесса, alla@eco.odessa.ua
               Источник: ЭКОСВОДКА, No 26 (243), 9 июля 2002 года,
                         seupress@seu.ru
    ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
    Начата общественная экспертиза проекта канала Дунай - Черное море
    Межрегиональная общественная организация "Печенеги" (г.Харьков,
Украина) объявила о начале общественной экологической экспертизы проекта
глубоководного судоходного канала Дунай - Черное море по гирлу Быстрое,
которое находится в заповедной части дельты Дуная. Председатель Совета
"Печенегов" С.Шапаренко направил письмо разработчику проекта - фирме
"Дельта-Лоцман" - с запросом о предоставлении проектной документации.
    Строительство канала приведет к полному или частичному уничтожению
уникальных животных и растений (в заповеднике сейчас обитает 94 вида,
занесенных в Красную книгу), нарушатся пути миграций нескольких миллионов
птиц 133 видов, процесс воспроизводства дунайской сельди будет полностью
парализован (сейчас 95% дунайской сельди воспроизводится именно в этом
месте).
    Более того, еще 16 апреля 2002 года заместитель директора фирмы "Дельта
лоцман" К.Сизов официально отказался от варианта строительства канала по
гирлу Быстрому.
    23 марта 2002 года Президиум Национальной академии наук Украины (НАНУ)
рассмотрел альтернативный вариант канала по маршруту "Соломонов
рукав-Жебриянская бухта" и счел его недопустимым со всех точек зрения.
Авторов проекта - "Проектгидрострой" - просили продолжить работу, в том
числе рассмотрение других альтернатив.
    29 апреля НАНУ создала временный творческий коллектив из 16 специалистов
с целью подготовки экологического обоснования возможных альтернативных
вариантов.
    16 мая, выполняя поручение кабинета министров Украины, Госдепартамент
морского и речного транспорта Минтранса Украины выдал "Проектгидрострою"
"Техническое задание на разработку ТЭО инвестиций создания глубоководного
судового хода р.Дунай-Черное море по трассе Соломонов рукав - Жебриянская
бухта". "Проектгидрострой" подготовил Техзадание и подал на утверждение.
    5 июня Госдепартамент морского и речного транспорта написал письмо
автору идеи трассы Вилемиру Зизаку, в котором просил его учесть определенные
замечания. Зизак полностью учел все требования и передал техническое задание
на окончательное утверждение.
    И вдруг 10 июня Минтранс разослал протокол совещания межведомственной
рабочей группы по вопросам создания глубоководного судового канала Дунай -
Черное море", в котором вновь упоминался маршрут через гирло Быстрое - при
том, что на совещании об этом маршруте не было и речи!
    Только 11 июля появилось технико-экономическое обоснование проекта - до
этого полтора года Минтранс пытался приступить к реализации проекта канала
без всякого обоснования. Кроме того, процедура оценки воздействия на
окружающую среду (ОВОС) проекта была выполнена с нарушением законодательства
Украины, так как рассматривался только один вариант проекта - по гирлу
Быстрое, и альтернативы даже не упоминались.
    Проект строительства судоходного канала развивается, несмотря на
отрицательное заключение экологической экспертизы. Заповедник защищен
Рамсарской конвенцией, внесен в список мировой сети резерватов ЮНЕСКО,
входит в состав украино-румынского трансграничного биосферного резервата.
Несмотря на то, что проект нарушает украинское и международное
законодательство, в бюджете Украины уже заложено около 5 млн.долл США на
строительство канала.
    Дополнительная информация: reserve@odtel.net, Дунайский
                               биосферный заповедник
          Источник: МСоЭС, seupress@seu.ru, 31 июля 2002 г.
    ЕЩЕ ОДНО ОБРАЩЕНИЕ
    Уважаемые коллеги!
    Многие из вас знают, что Минтранс Украины в настоящее время
усиленно лоббирует сооружение судоходного канала Дунай - Черное море
через заповедную зону Дунайского биосферного заповедника... Кстати,
четыре года назад, 10 августа, этот заповедник был включен в сеть
биосферных резерватов ЮНЕСКО... В течение воскресенья и понедельника
можно виртуально обратиться к Министерству транспорта Украины.
    Тех, кому небезразлична судьба Дунайского биосферного, мы просим
использовать возможность высказаться по этому поводу. Решение, сооружать
канал в заповедной зоне или нет, будет приниматься властями Украины скоро -
в сентябре. К этому времени было бы желательно обозначить отношение к
данному проекту общественного мнения (или хотя бы мнения экологических
организаций).
    Поддержите, пожалуйста, Дунайский заповедник.
       Заранее благодарны, Сергей Шапаренко, Экологическая группа
       "Печенеги", pecheneg@ic.kharkov.ua, 11 августа 2002 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность