Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####  Сообщение ECO-HR.820, 27 августа 2002 г. ****************##
 #################################################################
                               Право на законодательную инициативу


       РОССИЯ: ДУМЕЦ В.ГРАЧЕВ НАСТРОЧИЛ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН
            (атомные и военные лоббисты всегда в цене)

    ПРОЕКТ ЗАКОНА
    Вносит депутат Государственной Думы
    Проект No 21152-3
    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
    О плате за негативное воздействие на окружающую среду
    Статья 1. Понятие платы за негативное воздействие на окружающую среду
    Плата за негативное воздействие на окружающую среду является
обязательным сбором, взимаемым с организаций, индивидуальных
предпринимателей и физических лиц, в том числе иностранных юридических и
физических лиц, которые осуществляют хозяйственную и иную деятельность на
территории, относящейся к юрисдикции российской Федерации, и
устанавливаемым с учетом материальных затрат на компенсацию ущерба,
причиненного окружающей среде в результате этого негативного воздействия,
в целях финансового обеспечения деятельности в области охраны окружающей
среды, направленной на реализацию конституционного права граждан на
благоприятную окружающую среду.
    Статья 2. Плательщики платы за негативное воздействие на окружающую
среду
    Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду
признаются российские и иностранные юридические лица, индивидуальные
предприниматели и физические лица, производящие на территории Российской
Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической
зоны негативное воздействие на окружающую среду, на которое необходимо
получить разрешение в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации и настоящим Федеральным законом.
    Плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду далее
в настоящем законе именуются плательщиками.
    Признаются плательщиками: органы государственной власти и органы
местного самоуправления.
    Статья 3. Постановка на учет в качестве плательщика
    Плательщики подлежат постановке на учет в государственных органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны
окружающей среды по месту соответствующего вредного воздействия.
    Статья 4. Объект взимания платы за негативное воздействие на
окружающую среду.
 1. Объектами взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду
признаются:
  А) выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных или
передвижных источников;
  Б) сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные
объекты, внутренние морские воды, а также территориальные морские воды
Российской Федерации;
  В) размещение отходов (токсичных и нетоксичных);
  Г) производимые электромагнитные, шумовые, вибрационные, тепловые,
радиационные и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
 2. Перечни загрязняющих веществ и отходов разных классов токсичности, а
также других видов вредного воздействия на окружающую среду определяются
специально уполномоченным государственным органом исполнительной власти
Российской Федерации.
 3. При реорганизации организации права и обязанности по выплатам платы за
негативное воздействие на окружающую среду переходят к ее правопреемнику.
    Статья 5. Порядок определения платы за негативное воздействие на
окружающую среду
 1. Плата ввиду вредного воздействия на окружающую среду определяется в
зависимости от массы (объема) выбросов(сбросов) загрязняющих веществ в
окружающую среду, массы (объема) размещаемых отходов, либо уровня других
видов вредного воздействия на окружающую среду.
 2. Плата определяется плательщиком по результатам каждого отчетного периода
отходы по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (ввиду вредного
воздействия), исходя из массы (объема) фактических выбросов (сбросов)
загрязняющих веществ, объемов размещенных отходов, либо фактических уровней
интенсивности видов вредного воздействия и согласовывается с соответствующим
государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации
в области охраны окружающей среды по месту осуществления вредного
воздействия на окружающую среду.
 3. Итоговая плата определяется соотношением массы загрязняющих веществ с
количеством условных тонн, учитывающих относительную опасность
загрязняющих веществ и отходов. Порядок установления соотношения конкретных
масс (отходов) загрязняющих веществ к количеству условных тонн определяется
специально уполномоченным государственным органом исполнительной власти
Российской Федерации в области охраны окружающей среды и утверждается
правительством Российской Федерации.
 4. Итоговая плата при электромагнитном, шумовом, тепловом, вибрационным и
радиационном воздействии на окружающую среду определятся умножением
минимальной ставки платы за условную единицу суммарной интенсивности
вредного воздействия, по которому установлен органами государственного
санитарно-эпидемиологического надзора соответствующий количественно
измеряемый нормируемый параметр, на длительность воздействия, среднюю
площадь экологически опасной зоны, на которую распространяется вредное
воздействие и которая определяется территориальными органами исполнительной
власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора,
плотность населения  проживающего в экологически опасной зоне, которая
определяется в соответствии с данными государственной статистики, и
величину удельного экономического ущерба от вредного воздействия,
устанавливаемого для каждого вида вредного воздействия государственными
органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
    Статья 6. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду
 1. Минимальные ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду
в отношении каждого ингредиента загрязняющего вещества (отхода) и вида
вредного воздействия на окружающую среду устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
    Указанные минимальные ставки платы за негативное воздействие на
окружающую среду могут ежегодно индексироваться Правительством Российской
Федерации в зависимости от уровня инфляции и изменения экологической
ситуации по представлению специально уполномоченного государственного
органа исполнительной власти Российской федерации в области охраны
окружающей среды.
 2. Конкретные размеры ставок платы за негативное воздействие на окружающую
среду, учитывающие местные условия и сложившуюся экологическую обстановку,
устанавливаются государственными органами исполнительной власти субъекта
Российской Федерации с участием специально уполномоченных территориальных
органов исполнительной власти Российской Федерации в области охраны
окружающей среды.
 3. Для отдельных регионов и бассейнов рек в зависимости от экологической
ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов
и почвы ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду могут
применяться с повышающими коэффициентами, устанавливаемыми Правительством
Российской Федерации по представлению специально уполномоченного
государственного органа исполнительной власти Российской Федерации в
области охраны окружающей среды.
 4. При превышении негативных воздействий значения предельно допустимых
нормативов  в границах временно согласованных нормативов (лимитов) ставки
платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренные
частями первой и второй настоящей статьи, увеличиваются в кратном размере,
но не менее чем в 5 раз.
 5. При превышении негативных воздействий значения временно согласованных
нормативов (лимитов) ставки платы за негативные воздействия на окружающую
среду, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи,
увеличиваются в кратном размере, но не менее чем в 25 раз.
 6. При негативном воздействии на окружающую среду без соответствующей
лицензии (разрешения) ставки платы за негативные воздействия на окружающую
среду, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи,
увеличиваются в кратном размере, но не менее чем в 25 раз.
 7. При введении в действие ставок платы, устанавливаемых за количество
условных тонн, расчет сумм платы за объемы загрязнения сверх установленных
лимитов и нормативов, а также в случаях негативного воздействия на
окружающую среду без соответствующей лицензии (разрешения) производится
применительно к порядку, установленному пунктами 4, 5 и 6 настоящей статьи.
    Порядок установления соотношения конкретных масс (объемов) загрязняющих
веществ сверх установленных лимитов и нормативов к количеству условных
тонн, в том числе в случаях негативного воздействия на окружающую среду
без соответствующей лицензии (разрешения), определяется специально
уполномоченным государственным органом исполнительной власти Российской
Федерации в области охраны окружающей среды и утверждается Правительством
Российской Федерации.
 8. Сумма платы, исчисленная плательщиком (включая авансовые платежи) в
соответствии со статьей 5 настоящего Закона, зачисляется:
в федеральный бюджет по нормативу отчислений 19%;
в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации по нормативу 81%.
    Статья 7. Льготы по плате за негативное воздействие на окружающую среду
 1. От взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду
при соблюдении природоохранных требований и установленных нормативных
показателей негативного воздействия на окружающую среду освобождаются
организации в сфере образования, здравоохранения и культуры, не имеющие
на балансе стационарных источников загрязнения (за исключением зданий,
сооружений и оборудования, обеспечивающих отопление и иные
собственные нужды, необходимые для функционирования этих
организаций), а также воинские части, предприятия, организации и
учреждения (кроме хозрасчетных) Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований, а также Прокуратуры
Российской Федерации.
    При нарушении указанными организациями установленных нормативных
показателей негативного воздействия на окружающую среду, налог
уплачивается в порядке, применяемом при сверхлимитном или
безлицензионном вредном воздействии.
 2. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации по
согласованию со специально уполномоченными территориальными
органами исполнительной власти Российской Федерации в области охраны
окружающей среды вправе устанавливать льготы по плате за негативные
воздействия на окружающую среду для отдельных категорий плательщиков
в пределах сумм платежей, поступающих в соответствующий бюджет
субъекта Российской Федерации.
    Статья 8. Порядок исчисления и взимания платы за негативное
воздействие на окружающую среду
 1. Плательщик определяет сумму платы за негативные воздействия на
окружающую среду самостоятельно.
 2. Сумма платы за негативные воздействия на окружающую среду по итогам
каждого отчетного периода по каждому ингредиенту загрязняющего
вещества и виду вредного воздействия на окружающую среду определяется
исходя из соответствующих ставок платы за негативные воздействия на
окружающую среду и итоговых значений вредного воздействия на
окружающую среду, определяемых в соответствии со статьями 5 и 6 данной
главы настоящего закона, с учетом льгот по оплате за негативные
воздействия на окружающую среду, предусмотренных статьей 7 данной
главы настоящего Закона.
    Статья 9. Период взимания платы за негативные воздействия на
окружающую среду
    Период взимания платы за негативные воздействия на окружающую среду
признается календарный год.
    Статья 10. Сроки взимания платы за негативные воздействия на
окружающую среду и авансовых платежей
    Сумма платы, подлежащая взиманию по итогу установленного периода,
уплачивается не позднее последнего дня месяца, следующего за истекающим
периодом.
    В течение установленного периода платятся авансовые платежи,
рассчитываемые исходя из расчетного объема сброшенных (выброшенных) за
отчетный период загрязняющих веществ или размещенных отходов, либо из
расчетных уровней других видов вредного воздействия на окружающую среду.
    Счетным периодом устанавливается квартал.
    Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона
    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
    Статья 12. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с
настоящим Федеральным законом
    Президенту российской Федерации и Правительству Российской Федерации
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим
Федеральным законом.
    Президент Российской Федерации
                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К проекту федерального закона "О плате за негативное воздействие на
окружающую среду"
    Концепция данного законопроекта основывается на принципах платности
пользования окружающей средой, установленных Федеральным законом "Об
охране окружающей среды".
    В соответствии с Конституцией Российской  Федерации каждый имеет
право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу
и окружающую среду.
    Реализация этих конституционных норм невозможна без соответствующего
экономического механизма, направленного на создание ограничений для
деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное воздействие
на окружающую среду, и стимулов для снижения такого воздействия.
    Данный законопроект определяет правовые основы для компенсации со
стороны хозяйствующих субъектов причиненного окружающей среде ущерба в
результате их деятельности. Компенсация представляется в форме платы
за негативное воздействие на окружающую среду, которая относится к
неналоговым доходам бюджета. В качестве объектов платы за негативные
воздействия на окружающую среду признаются выбросы загрязняющих веществ
в атмосферу, сбросы загрязненных вод, размещение отходов,
электромагнитные, тепловые, шумовые, вибрационные и радиационные
воздействия.
    Размеры платы устанавливаются в зависимости от величины производимых
загрязнений или уровней иных видов вредного воздействия на окружающую
среду.
    При определении размеров платы учитываются нормативы предельно
допустимых значений негативного воздействия на окружающую среду. Если
природопользователем эти нормативы превышаются, то плата увеличивается в
кратном размере от 5-ти до 25 раз для случаев, оговоренных в законопроекте.
    В настоящем законопроекте устанавливается и законодательно закрепляется
система взимания платы, которая действовала в течение десяти лет на
основании подзаконных актов Правительства Российской Федерации и
федерального органа исполнительной власти области охраны окружающей
среды.
    В федеральном бюджете 2002 г. запланировано поступление 1,6 млрд. руб.
от взимания этой платы.
    Соответствующие поступления платы в бюджеты субъектов Российской
Федерации должны составить 8 млрд. руб.
    Задержка с принятием данного законопроекта ставит под угрозу исполнение
консолидированного бюджета 2002 года.
    Учитывая изложенное, становится очевидной необходимость
безотлагательного принятия данного законопроекта.
    Депутат Государственной Думы                         В.А.Грачев
                                                   ПЕРЕЧЕНЬ
    актов федерального законодательства, подлежащих признанию
    утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
    или принятию в связи с принятием проекта федерального закона
    В случае принятия проекта федерального закона "О плате за негативное
воздействие на окружающую среду" подлежат изменению:
    Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год";
    Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая (в части
исключения понятия "экологический налог");
     Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации"
(в части включения платы в неналоговые доходы бюджета).
    Депутат Государственной Думы             В.А.Грачев

    ПЕРВАЯ КРИТИКА ПРОЕКТА
    Добрый день!
    Занят внимательным изучением законопроекта "О плате за негативное
воздействие на окружающую среду".
    Вызывает обеспокоенность то, что этот законопроект внесен в Госдуму
без какого-либо публичного обсуждения и его планируют принять уже в этом
году.
    По сравнению с ранее действовавшим порядком взимания платы за
загрязнение, нововведений в предлагаемом законопроекте не много. А те,
что есть, заставляют призадуматься.
    Например:
    Статья 1 к числу плательщиков платы, кроме юридических лиц, относит
и индивидуальных предпринимателей и физических лиц. В соответствии со
статьей 3, "плательщики подлежат постановке на учет в государственных
органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
охраны окружающей среды по месту соответствующего вредного воздействия".
    Таким образом, все граждане, имеющие в собственности камины, бани,
автомобили (загрязнители атмосферного воздуха), выносящие бытовые отходы
во дворовый контейнер, и т.д. обязаны по закону отправиться в областной
центр и зарегистрироваться там "в государственных органах исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды"
в качестве "плательщиков". Кроме того, в областном центре им необходимо
появиться еще минимум 4 раза в год (пункт 3 статьи 10) с тем, чтобы
отчитаться за фактическое загрязнение.
    Ну хорошо, мы люди законопослушные: собрались - поехали в область.
Регистрируемся. Требуют от вас рассчитать плату за выбросы (баню топил,
забор красил, машиной дымил?!!). "Плательщик определяет сумму платы за
негативные воздействия самостоятельно" (пункт 1 Статьи 8 ). Какой
нормальный человек без наличия специальных методик, замеров может это
сделать? Нет, честным быть себе дороже. Остается просыпаться ночью в
холодном поту от ожидания стука в дверь.
    Другой вариант. Небольшое ООО (ЗАО, ОАО), эксплуатирующее в райцентре
Красные Грязюки небольшой свинцовый заводик вполне может "показать в
расчетах" выбросы от камина и покраски забора, но забудет упомянуть о
вредном воздействии от основной деятельности. И ведь не проверишь!
    Что же ожидает остальных жителей районного центра Красные Грязюки?
В прежние времена они могли надеяться на возмещение вреда своему здоровью
и имуществу за счет отчислений свинцового заводика в местный экофонд.
Новый законопроект не содержит понятия "местный экофонд". Согласно пункта
8 статьи 6 "Сумма платы, исчисленная плательщиком (включая авансовые
платежи) в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, зачисляется: в
федеральный бюджет по нормативу отчислений 19%; в бюджет соответствующего
субъекта Российской Федерации по нормативу 81%".
    Все, круг замкнулся! Свинцовый заводик не расплатится сполна из-за
отсутствия надлежащего контроля, жителю райцентра откажут в выплате
компенсации из-за копеечных платежей, поступивших от свинцового заводика.
                                                      Чебуров Сергей
                  Проект закон и критику прислал С.Чебуров,
                  s.n.cheburov@redhouse.snz.ru, 26 августа 2002 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами