Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####  Сообщение ECO-HR.821, 28 августа 2002 г. ****************##
 #################################################################
                                  Право на общественную активность

                АЗЕРБАЙДЖАН: СПОРЫ НПО ВОКРУГ ТРУБЫ

    КРУГЛЫЙ СТОЛ В БАКУ
    27 июня 2002 года в Баку в Ресурсном центре по правам человека
(ул.Ш.Бадалбейли, 41) по инициативе НПО "Экограф" и Ассоциации женщины
журналисты прошел "круглый стол" на тему "Гобустанский заповедник и
трубопровод Баку Тбилиси Джейхан".
    В работе круглого стола принли участие Исмаил Исмайлов,
(председатель Региональная конфедерация НПО Кавказа, НПО "Человек и
среда"), Таира Салманова (координатор экологического сектора,
Ассоциация "Симург"), Рази Нурулаев (сопредседатель "Общество
демократических реформ"), Джафаргулу Рустамов (ст. научный сотрудник
Института археологии и этнографии, исследователь Гобустанских
памятников), Фируза Мурадова (кандидат исторических наук, Института
археологии и этнографии, исследователь Гобустанских памятников),
Мирварид Гахарманлы (председатель Комитета защиты прав нефтяников),
Фарида Ризаева (Независимое информационное агентство "Азер пресс"),
Ульвия Тахир кызы (газета "Азадлыг"("Свобода")), Динара Каракамазлы
(газета "Эхо"), Мехти Мехтиев (директор, Ресурсный центр по правам
человека), Фарида Гусейнова (председатель Движени зеленых
Азербайджана), Самир Исаев (председатель правлени, Эколекс
Азербайджан), Севиль Исаева (исполнительный директор, "Эколекс
Азербайджан"), Тельман Зейналов (президент Национальный центр
экологических прогнозов).
    Участники дискусии - журналисты, общественники, экологи и ученые,
говоря о высокой региональной значимости проекта транспортировки
углеводородов, на первое место поставили вопрос создания международной
организации общественного контроля и мониторинга за строительством и
эксплуатации трубопровода.
    Взаимодействие между общественостью трех стран необходимо как для
обмена информацией, использования успешного опыта сотрудничества с
ТНК, так и в целях лучшей и более грамотной защиты интересов местного
населения. В частности, в связи с проблемой прохождени трубопровда
через Гобустанский заповедник, интересно было бы узнать как обстоит
дело с Боржомским заповедником в Грузии, вблизи которого также
намечается прокладка трубы.
    Принято решение о создании органа, координирующего общественное
участие населения Азербайджанской Республики по строительства
трубопровода.
    И первыми его шагами станут выездное заседание в заповедник с
участием всех заинтересованных сторон, выявление всех правовых аспектов
правильности решения со стороны компании на проведение трубопровода
через территорию заповедника, выработка дальнейшего плана действий по
разрешению ситуации с Гобустанским заповедником, выпуск информационного
бюллетеня BTC-info.
    Участники договорились обмениваться информацией и вовлекать друг
друга в проекты, направленные на увеличение общественногоьучастия в
процесс принятия решений, оказывать правовую помощь. Возможно, одно
из ближайших заседаний будет посвящено критике ОВОС трубопровода.
    Надо отметить, что решения "круглого стола" заложили основу для
создания в республике единого общественного органа контроля за
деятельностью транснациональных компаний и проектов,о необходимосnи
которого так много говорят последнее врем и нефтяные компании, и
общественность, свидетельствуют о возросшей демократизации общества,
повышении сознательности и активности населени в процессе принятия
решений.
    Надеемся, что все решения и дальнейшая деятельность нового органа,
название, статус и структура которого сложатся в дальнейшемя, будет с
пониманием принято в обществе.
    Вела "круглый стол" Галина Козлова
              Источник: gkozlova@journalist.com, 5 июля 2002 г.

    ВСТРЕЧА С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
    Компания "Бритиш петролеум" провела встречу с общественностью,
на которой прозвучали серьезные обвинения
    Компания bp как оператор, действующий от имени cвоих партнеров, в
частности по соглашению о "Совместной разработке и долевом разделе
добычи" (ССРДРД) с ГНКАР и иностранными нефтяными компаниями по проекту
"Шахдениз", провела вчера открытую встречу с общественностью. Мероприятие
было проведено в рамках обсуждения предлагаемого проекта Стадия-1 "Шахдениз"
и связанной с ним оценкой воздействия на окружающую и социально-экономическую
среду (ОВОСЭС). Со стороны представителей компании было отмечено в рамках
отчета ОВОСЭС, что проект Стадия-1 "Шахдениз" - это первый этап разработки
газового месторождени "Шахдениз", состоящий из компонента обеспечения
скважин, буровых работ, морских объектов, морских трубопроводов и наземного
терминала, а также компонента обеспечения системы газопровода для реализации
продукции с терминала на турецко-грузинскую границу. Второй компонент,
являющийся южнокавказским трубопроводом, - часть проекта прокладки
трубопровода "Азербайджан-Грузия-Турция" (АГТ), в который входит нефтепровод
"Баку-Тбилиси-Джейхан".
    Важно отметить, что предварительное бурение оценочных скважин показало,
что "Шахдениз" - это газоконденсатное месторождение мирового уровня, запасы
которого требуют дальнейшей оценки. Цель разработки 1-го этапа, согласно
ОВОСЭС, - добыча приблизительно 1/3 запасов месторождения, составляющих
около 11,9 триллиона куб. футов газа. С целью оценки потенциальных
воздействий Стадии-1 проекта "Шахдениз" была проведена оценка воздействия на
окружающую среду и социально-экономическую сферу. В документе ОВОСЭС,
подготовленном для представления в Министерство экологии и природных
ресурсов (МЭПР), говорится, что оценка была проведена при соблюдении
требований по охране окружающей и социальной среды, выдвинутых
международными финансовыми учреждениями, а также в соответствии со
стратегией bp в области охраны здоровья, техники безопасности и
экологии. Что касается мер по смягчению воздействия на окружающую
среду, то они предусматривают программу восстановления земель вокруг
Сангачальского терминала после завершени трубоукладочных работ,
планирование прокладки трубопроводов с целью минимизации нарушения
сред обитания, обучение вопросам охраны окружающей среды, разработку
и реализацию программы компенсации полупустынных сред обитания,
обработку и утилизацию на берегу бурового шлама, разработку программы
связей с местным населением и назначением специального сотрудника по
связям с целью предоставления им регулярной информации в ходе
выполнения проекта и др. Кстати, на мероприятии бурной полемике со
стороны представителей неправительственных организаций была подвергнута
утилизация bp бурового шлама, появляющегося при разработке месторождений...
     С.Мустафаева, NEWSPAPER ECHO, ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ
                No 120(365), 28 Июня 2002  года
         Источик: eian@writeme.com, 2 июля 2002 г.

    ПРОТЕСТ ИЗ-ЗА РУБЕЖА - 1
    Войну против Баку - Джейхан объвили 64 влиятельные
неправительственные организации Европы и Америки, в том числе и
курдские активисты
    Шестьдесят четыре влительные европейские неправительственные
организации (НПО) выступили против финансировани проекта ОЭТ Баку-
Тбилиси-Джейхан международными финансовыми институтами. 70% средств,
которые намереваются потратить на этот проект доноры, являются
деньгами налогоплательщиков, что, по мнению представителей третьего
сектора, недопустимо. По соображеним протестующих, деньги европейских,
американских и японских налогоплательщиков будут выделены на реализацию
Баку - Джейхан консорциумом, возглавлемым bp, через мировые финансовые
институты, такие, как Всемирный банк, и другие международные кредитные
агентства...
    Авторы письма начали с того, что из-за геополитических интересов для
реализации данного нефтепровода был выбран не самый экономичный маршрут.
Выразив сожаление по вышеупомнутому поводу, 64 организации заявляют,
что данный проект недопустим еще и из-за этнических конфликтов,
имеющихся вдоль маршрута в течение последнего десятилетия...
    НПО требуют, чтобы международные финансовые организации не тратили
общественные деньги и соответственно не кредитовали проект, пока все
услови защиты прав, окружающей среды и локального развити не будут
выполнены. Группа НПО также выражает беспокойство по поводу того, что
проект и доходы от его реализации будут подвержены коррупции, в
особенности в Азербайджане. Эти опасени вызваны тем, что расходы
Нефтяного фонда Азербайджана находтс под единоличным контролем
президента Гейдара Алиева. В письме говорится, что люба финансова
поддержка должна быть строго обусловлена строжайшим контролем и
созданием механизмов, гарантирующих прозрачность детельности фонда.
Но и это еще не все. Противники Баку - Джейхан обещают начать более
масштабную кампанию с участием других международных неправительственных
организаций типа "Гринпис"...
    Насколько обоснован протест общественников? Внести ясность в этот
вопрос - дело компаний и правительств, участвующих в проекте ОЭТ "Баку -
Джейхан". Хотелось бы только отметить, что среди подписавшихся под
обращением нет ни одной азербайджанской или турецкой организации, а
активность защитников прав курдов наводит на определенные мысли...
То есть, эта кампани в определенном смысле выглядит, как акция не в
защиту чего-либо, а против конкретных стран - Азербайджана и Турции.
Кстати, против Грузии в заявлении европейских НПО не выдвинуто ни
одного обвинения... Привлекает внимание и то, что этот протест прозвучал
в унисон с начатой армянскими лоббистами в конгрессе США новой кампанией
против Баку-Джейхан. Можно предположить и возможную реакцию азербайджанских
властей на инициативу европейских НПО - скорее всего ее не воспримут
всерьез. Однако именно такой подход к проблеме во многом и является
причиной того, что общественное мнение на Западе не готово объективно
оценить этот многомиллиардный и очень важный для региона проект.
        Х.Исмайлова, NEWSPAPER ECHO, ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ
                     No 120(365) 28 Июня 2002  года
            Источик: eian@writeme.com, 2 июля 2002 г.

    ПРОТЕСТ ИЗ-ЗА РУБЕЖА - 2
    ПРЕДЛОЖЕНИЯ НПО ОТНОСИТЕЛЬНО ЗАЙМОВ ИЛИ ГАРАНТИЙНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ (МФИ) ПО ПРОЕКТУ ОСНОВНОГО
ЭКСПОРТНОГО ТРУБОПРОВОДА БАКУ-ТБИЛИСИ-ДЖЕЙХАН И СВЯЗАННЫХ С НИМ
ПРОЕКТОВ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ИСКОПАЕМОГО ТОПЛИВА
    Незамедлительное предоставление общественности доступа к наиболее
значимым соглашениям и документам для независимой оценки проекта
    Ряд ключевых документов, касающихся проекта нефтепровода
Баку-Тбилиси-Джейхан и связанных с ним проектов разработки
месторождений нефти и газа, закрыты для общественности, несмотря на
то, что они критически необходимы для проведения любой независимой
оценки влияния намечаемой деятельности. В числе этих документов:
    a) Межправительственные соглашения (Intergovernmental Agreements
(IAs)), Соглашения с Правительствами стран реализации проекта (Host
Government Agreements (HGAs)), Соглашения о разделе продукции
(Production Sharing Agreements (PSAs)) и Соглашения о разделе транзита
(Transit Sharing Agreements (TSAs)):
    Адекватная независимая оценка общего воздействия проекта трубопровода
Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) невозможна без доступа к Международным
Соглашениям (International Agreements (IAs)), Соглашениям с
Правительствами стран размещения проекта (HGAs), Соглашениям о разделе
продукции (PSAs) и Соглашениям о разделе транзита (TSAs). Эти
документы были заключены в результате переговоров между инвесторами,
осуществляющими добычу нефти и газа в регионе, и Правительствами
Азербайджана, Грузии и Турции.
    Данные соглашения, имеющие статус международно-правовых документов и
поэтому превалирующие над национальным законодательством, по-разному
определяют требования и условия реализации и функционирования
трубопровода и связанной с ним деятельности (морское бурение,
сооружение терминала). Помимо установления экологических стандартов,
которые будут применяться к развитию такой инфраструктуры, HGAs, PSAs
и TSAs также детализируют обязанности спонсоров проектов в области
реализации мер по снижению негативного социального и экологического
воздействия проектов и определяют способы разрешения споров и
распределения доходов от нефтедобычи.
    Теоретически любое соглашение должно становиться достоянием
общественности, как только оно было ратифицировано национальным
парламентом. На практике же рядовым членам общества чрезвычайно сложно
получить доступ к этим документам. Это серьезная проблема. Не имея
доступа к IAs, HGAs, PSAs и PSAs невозможно оценить степень надлежащей
защищенности прав населения, затронутого деятельностью по проекту и
связанной с ним добычей нефти и газа. Например, условия разрешения
споров могут лишать людей, на которых реализация проекта имела
определенное воздействие, права на подачу иска о компенсации ущерба
или на защиту своих нарушенных прав другими способами в национальных
судах. Так как Соглашения также устанавливают экологические и
социальные стандарты, которым должны следовать компании, крайне важно,
чтобы эти стандарты были объектом тщательного независимого
исследования.
    В случае с БТД проект реализуется на основе: (i) Международного
Соглашения (IA), подписанного между Азербайджаном, Грузией и Турцией;
и (ii) трех Соглашений с Правительствами стран реализации проекта
(HGA), заключенных между соответствующими правительствами и
инвесторами БТД. Эти соглашения должны быть открыты для
общественности незамедлительно. Насколько мы понимаем, Соглашения со
странами размещения проекта (HCAs) - это и есть PSAs и TSAs, так как
они были ратифицированы национальными парламентами. Если это не так,
то PSAs и TSAs также должны быть представлены на суд общественности.
Наконец, Соглашение о возведении и сдачи в эксплуатацию объекта "под
ключ" с единовременной выплатой (Lump Sum Turnkey Agreement, LSTKA),
составляющее договорную основу турецкой части проекта БТД и
оговаривает обязательства правительства Турции по отношению к странам
и компаниям, расположенным "вверх по течению" нефти в трубопроводе
(т.е. ближе к началу трубопровода), тоже не предоставлено
общественности для ознакомления. Оно также должно быть открыто.
    b) Оценка на глобальном уровне
    Насколько мы понимаем, три документа, касающиеся глобального
воздействия проекта БТД, составлены, или находятся в стадии
разработки, Спонсорской Группой БТД. Эти исследования включают:
    Оценку воздействия на окружающую и социальную среду (ОВОСС), в которой
будет "рассматриваться широкий круг вопросов социального и
экологического воздействия БТД и связанного с ним производства";
    Исследование ситуации в регионе, включая геополитическую обстановку;
    Макроэкономическую оценку.
    Из Полномасштабного Отчета о ситуации в Грузии компании ВР мы поняли,
что первое исследование, в отличие от ОВОСС, будет доступно только
международным НПО. Такое положение вещей неприемлемо: документ должен
быть доступен для всех, а консультации должны проводиться как с
затронутыми деятельностью по проекту сторонами, так и с местными
сообществами.
    Согласно данным организации "Управление Природными Ресурсами"
(Environmental Resources Management), Оценка ситуации в регионе и
макроэкономическая оценка вообще не будут вынесены на общественное
обсуждение. В результате общественность не получит доступа к
результатам ключевых исследований. Даже если ОВОСС будет содержать,
например, в качестве одной из тем для обсуждения пункт "отказ от
реализации проекта", все равно основная работа по исследованию
возможных альтернатив проекта будет находиться в Исследовании ситуации
в регионе, где и будут изложены все "за" и "против" альтернативных
трубопроводов. Таким образом, общественность не будет иметь доступа к
этой оценке. Ключевая информация по проекту будет содержаться также в
Макроэкономическом исследовании, но и она будет утаена от
общественности. Например, на суд публики не будут вынесены проблемы
распределения доходов, управления Нефтяным фондом и последствия
долговых обязательств для экономики региона.
    Полное открытие вышеуказанных исследований, включая ОВОСС для всех
трех стран, - это тот минимум, который необходим для информирования
гражданского общества о воздействии проекта в целом и его
последствиях. Публикация национальных ОВОССов отдельно друг от друга
будет способствовать смещению оценки проекта в сторону его одобрения,
так как общественность не будет знать о том, почему был выбран именно
этот проект, а не альтернативные ему или вариант "отказ от реализации
проекта".
    В этой связи мы должны отметить, что результаты экономических
исследований, сравнивающих проект БТД с другими возможными
трубопроводами, признают его безусловно "самым дорогим из возможных
западных [маршрутов]". Согласно данным исследования Института
Государственной Политики Джеймса А. Бейкера III при Университете в
Райс, США (James A. Naker III Institute for Public Policy at Rice
University, USA), цена за баррель нефти, которая будет
транспортироваться через трубопровод БТД в итальянские порты, составит
2,82 доллара, тогда как баррель нефти, транспортирующейся посредством
трубопровода Баку-Супса и затем танкерами через пролив Босфор, будет
стоить 1,4 доллара. Авторы исследования комментируют эти цифры
следующим образом: "Напрашивается вопрос, кто же получит выгоду в
случае предпочтения одного трубопровода другому. Помимо
договоренностей о поддержании маршрута и снижении тарифа,
фирмы-производители и/или Азербайджан будут нести весь груз
дополнительных транспортных расходов:".
    Крайне необходимо, чтобы независимая оценка трубопроводов обеспечивала
получение экономической выгоды населением Азербайджана. Люди не должны
оказаться в зависимости от полученных займов, которые используются для
удовлетворения глобальных геополитических амбиций сторон, имеющих свои
стратегические интересы в регионе.
    Мы настаиваем, чтобы Международные Финансовые Институты (МФИ):
    Стимулировали незамедлительное раскрытие относящихся к проекту PSAs
и TSAs в каждой из трех стран, HGAs (Азербайджан, Грузия и Турция) и
LSTKA.
    Включили в проектную документацию макроэкономические исследования
возможных альтернатив трубопровода в регионе и макроэкономических
последствий реализации проекта. Данные документы должны стать доступны
для общественности не менее, чем за 120 дней до дня одобрения проекта.
Через тридцать или более дней после предоставления вышеназванных
документов на рассмотрение общественности должны быть проведены
официальные консультации с местными сообществами и представителями как
национальных, так и международных НПО.
    Соответствие проекта политике Всемирного Банка в сфере защиты
национальных меньшинств и переселения.
    Трубопровод БТД затронет ряд национальных меньшинств. Например, в
отчете по Грузии, подготовленном ВР в рамках проекта, говорится
следующее: "Данные по этнической и религиозной принадлежности
населения были собраны на примере сообществ, проживающих на территории
предполагаемого коридора, по которому будет проходить трубопровод.
Южная Грузия характеризуется значительным этническим разнообразием. В
рамках этой территории большинство населения составляют грузины, кроме
того, здесь проживает значительное число армян, азербайджанцев и
греков, которые обычно обосабливаются в отдельные поселения"5. В
других местах на маршруте прохождения трубопровода встречаются
курдские поселения в Турции.
    Таким образом, проект попадает в сферу действия политики Всемирного
Банка по защите местного населения (OD 4.20). Данная политика
применяется к любой группе людей, включая национальные меньшинства,
под которыми подразумеваются группы людей, "проживающие на
определенной географической территории, в случае, если они в той или
иной степени отвечают следующим характеристикам: (a) крепкая
привязанность к родовым территориям и природным ресурсам этой
территории; (b) самовосприятие себя и восприятие их другими людьми как
представителей особой культурной общности; (c) собственный язык, часто
отличающийся от государственного языка; (d) наличие традиционных
общественных и политических институтов; и (e) преимущественно
натуральное хозяйство"6.
    OD 4.20 требует, чтобы для затронутых проектом территорий, где
проживают представители национальных меньшинств, был составлен план
развития и представлен на рассмотрение во Всемирный Банк до
определения стоимости проекта. План должен быть включен в Оценку
воздействия на окружающую среду и обнародован вместе с ней. Несмотря
на то, что, на первый взгляд, в ходе проведения ОВОСС по проекту
присутствие национальных меньшинств было учтено, однако в нашем
понимании специальной оценки влияния проекта на меньшинства, которая
требуется согласно OD 4.20, проведено не было. Это большое упущение.
    Понятно, что спонсорская группа проекта БТД не намерена насильно
переселять людей в ходе реализации проекта. Как бы там ни было, мы
должны заметить, что в докладе о ситуации в Грузии компания
признается, что "некоторые держатели земли, находящейся на пути
прохождения предполагаемой трассы, около подъездных дорог, AGIs или на
территории временного поселка потеряют часть или всю свою землю
временно или навсегда в связи с сооружением и эксплуатацией
трубопровода". Как и в июле 2001 года, варианты компенсаций -
например, если будет предложено поменять землю на эквивалентную на
другой территории, - не определены, так же как не решен вопрос, кто
имеет право на получение компенсаций9. Признавая ведущую роль
сельского хозяйства в экономике региона, мы полагаем, что, возможно,
кто-то из тех, кто "потеряет часть или всю свою землю временно или
навсегда", может потребовать переселения. На этот случай реализация
проекта потребует представления на суд общественности Плана Действий
по Переселению, включая реалистичный бюджет, до оценки стоимости
проекта.
    Мы настаиваем, чтобы МФИ:
    Потребовали от спонсоров проекта уважать политику Всемирного Банка в
области защиты национальных меньшинств путем полномасштабной оценки
воздействия проектной деятельности на те меньшинства, которые
определены существующими исследованиями как затронутые деятельностью
по проекту;
    Провели оценку условий проекта на предмет соответствия OD 4.20, в
частности разработали план развития в связи с положением затронутых
меньшинств и включили его в ОВОС проекта;
    Потребовали соответствия проекта политике Всемирного Банка в области
насильственного переселения, чтобы каждый владелец земли мог
потребовать переселения.
    Эффективный независимый контроль над деятельностью Нефтяного фонда
Азербайджана.
    Всемирный Банк и МВФ поддерживали создание Нефтяного фонда
Азербайджана в 2001 году с целью обеспечения использования доходов от
нефтяных проектов, реализуемых на территории страны, для
стимулирования развития не нефтяных секторов экономики.
Предполагалось, что расходы средств Нефтяного фонда будут
производиться в соответствии с одобренной Правительством Программой
Общественных Инвестиций: на данный момент, тем не менее, эта Программа
полностью не представлена для ознакомления с нею общественности. Еще
более тревожным и угрожающим сигналом является недавнее решение
Правительства Азербайджана использовать средства Нефтяного фонда для
финансирования развития коммерческого трубопровода, а именно для
оплаты доли акций ГНКАР в проекте БТД в 2002 - 2004 годах.
    Первоначально МВФ хотел, чтобы расходование средств Нефтяного фонда
производилось только после их утверждения Парламентом, но в результате
Фонд согласился, чтобы для расходования средств Нефтяного фонда было
необходимо только одобрение Президента. Более того, на данный момент
ни один представитель гражданского общества не был предложен в
качестве члена органа, контролирующего деятельность Нефтяного фонда.
Члены контролирующего органа назначаются Президентом Азербайджана.
    Мы настаиваем, чтобы МФИ:
    Потребовали, чтобы независимый контроль над деятельностью Нефтяного
фонда Азербайджана был более строгим посредством включения в
контролирующие комиссии представителей гражданского общества. Кроме
того, эффективная контролирующая комиссия должна иметь право проводить
слушания и задавать вопросы государственным структурам, оспаривать в
суде документы и публиковать доклады по проекту для ознакомления с
ними общественности;
    Обеспечение прозрачности ревизования Нефтяного фонда. Как минимум
должны быть открыты квартальные отчеты о доходах и расходах Нефтяного
фонда, включая подробности проектов и инвестиций, на которые были
потрачены деньги Нефтяного фонда.
    Потребовали, чтобы проекты, финансируемые Фондом, четко соотносились с
политикой снижения уровня бедности и улучшения социальных, экологических
условий, а также ситуации в здравоохранении.
    Совместный контроль с целью предупреждения случаев коррупции в будущем
в странах реализации проекта
    Коррупция становится основной международной проблемой. Воздействие
коррупции на развитие, подотчетность общественным институтам и долги
стран "третьего мира" чрезвычайно сильно. При этом основная тяжесть
проблемы падает на самые незащищенные и бедные слои населения.
    Именно поэтому нас глубоко встревожило заявления о правонарушениях
компании ВР в ходе ее деятельности в Азербайджане, которые появились в
английской прессе. Эти нарушения, в совершении которых компания не
признается, остаются недоказанными, и мы не можем расследовать данные
случаи. Однако в интересах информирования МФИ, ведущих дискуссию по
поводу оценки проекта БТД и возможности его поддержки, мы считаем, что
в интересах общественности предоставить отчет об этих нарушениях. Мы
делаем это без какого-либо предубеждения насчет какой-либо из
вовлеченных сторон.
    Таким же образом мы отмечаем, что:
    Недавно один из комитетов Палаты Представителей Парламента
Соединенного Королевства признал ВР в качестве компании, производящей
"облегченные выплаты". Значительным является факт, что Комитет
придерживается следующей позиции: "Мы не видим разницы между
взяточничеством и облегченными выплатами".
    Сообщается, что коррупция широко распространена как в Азербайджане,
так и в Грузии. В 1999 году Азербайджан занимал третье место в мире
среди наиболее коррумпированных стран по критерию определения
коррупции организации "Международная Прозрачность" (Transparency
International), который базируется на анализе определенного количества
случаев проявления коррумпированности чиновников. Высокий уровень
коррумпированности Азербайджана отмечается также в отчете Всемирного
Банка и Европейского Банка Реконструкции и Развития.
    В Докладе Всемирного Банка за прошлый год предлагается, чтобы турецких
подрядчиков традиционно просили выплатить до 15 процентов стоимости
государственных контрактов политика в качестве "взноса в пользу
избирательной кампании".
    Всемирный Банк принял на себя обязательства по искоренению
"коррупционной болезни" и ужесточил свои процедуры с тем, чтобы случаи
коррупции не возникали в связи с получением займов Всемирного Банка.
    Мы настаиваем на том, чтобы МФИ:
    На основании имеющихся данных о случаях коррупции в прошлом в нефтяных
компаниях и компаниях-подрядчиках, участвующих в проекте, исключили те
из них, которые ранее обвинялись в коррумпированности, и обнародовали
результаты исследования.
    Сделали одним из условий одобрения займа юридически обязательные
письменные показания под присягой, подкрепленные докладом независимых
экспертов о результатах анализа финансовой деятельности, которые будут
подтверждать, что ни заявитель, ни другие лица, действующие в его
интересах, не вовлечены или не будут вовлечены в коррупционную
деятельность в связи как с осуществлением проекта БТД, так и с его
инвестированием, включая связанную с проектом разработку месторождений
нефти. Письменные показания под присягой должны касаться и облегченных
выплат. Кроме того, результаты расследования, проводимого экспертами
по анализу финансовой деятельности компании, должны быть обнародованы;
    Потребовали, чтобы нефтяные компании информировали общественность обо
всех выплатах в пользу правительств, включая налоги, роялти, операции
одновременной покупки или продажи иностранной валюты за наличные и
продажи или покупки ее на определенный срок и бонусы, на протяжении
всего периода сооружения и эксплуатации.
    Обязательное осуществление социальных программ и действий,
направленных на обеспечение доступа местного населения к
энергетическим ресурсам.
    Вопрос о том, будут ли способствовать трубопроводы долговременному
устойчивому развитию местных сообществ, остается спорным. Высока
вероятность того, что неравномерное распределение выгод и ущерба от
трубопроводов приведет к еще более глубокому социальному расслоению.
    Хотя население Азербайджана, проживающее вдоль трубопровода, привыкло
использовать электричество по советской системе, теперь люди
испытывают недостаток в бесперебойных поставках электроэнергии. В
Грузии только 10% местного населения, проживающего вдоль трассы
трубопровода, регулярно получают идущий по трубе газ. Тем не менее,
перспектива разрешения проблемы существующего дефицита энергоресурсов
в ходе эксплуатации трубопровода остается слабой. Хотя компании ВР
было предложено гарантировать поставки электроэнергии местному
населению в соответствии с добровольной Программой Социального
Инвестирования, подобные предложения должны быть сбалансированы против
собственной заявленной позиции ВР, что: "Доступ к энергоресурсам/газу
- это серьезная проблема правительства Грузии".
    Прошлый опыт осуществления подобных проектов в области электроэнергии,
поддержанных МФИ, ясно показывает, что в соглашения между
правительствами стран реализации проекта и спонсорами проекта должны
вноситься условия об обязательствах компании и прозрачности ее
деятельности, которые будут направлены на обеспечение гарантированного
развития местного сообщества. Такие меры должны осуществляться как
неотъемлемая часть проекта для того, чтобы гарантировать конкретные и
ощутимые выгоды от реализации проекта для местного населения уже на
ранней стадии его осуществления. Исполнение и разработка социальных
программ и программ инвестирования местных сообществ не должны
оставаться на усмотрение компаний, участвующих в проекте. Такие
программы должны стать предметом юридически обязательных соглашений
между правительствами стран реализации проекта, которые будут
содержать требование об активном вовлечении в проект затронутых им
сообществ. В связи с вышесказанным мы с тревогой отмечаем что ВР не
уделит должного внимания данному вопросу в ОВОСС для каждой страны, а
также, как уже отмечалось, компания считает, что доступ местных
сообществ к энергоресурсам является исключительно проблемой
Правительства Грузии.
    Для того, чтобы гарантировать получение местным населением выгоды от
реализации проекта, МФИ должны:
    Обеспечить возможность участия в разработке планов развития местных
сообществ, что послужит гарантией раздела выгод от проекта, и
потребовать от компаний, чтобы они отложили необходимые средства, из
которых будет производиться финансирование социальных программ в
течение срока реализации проекта согласно специального юридически
обязательного расписания;
    Гарантировать, что в случае, если население потребует обеспечения
бесперебойных поставок электроэнергии, этот запрос должен быть
воспринят как часть проекта, согласно условиям устойчивости
энергетических систем.
    Военные конфликты в регионе и новая волна милитаризации территории
прохождения трасы трубопровода.
    1730-км трубопровод БТД представляет большую угрозу международной
безопасности. Консорциум во главе с компанией ВР намерен соединить
Каспийское море и его огромные запасы нефти непосредственно со
Средиземным морем. Очевидно, что трубопровод может способствовать
усилению конфликов в этом и так нестабильном регионе. В
полномасштабном исследовании ситуации в Грузии, предпринятом ВР,
указывается: "С технической точки зрения территориальный конфликт
между Арменией и Азербайджаном уже улажен. Трубопровод,
транспортирующий нефть из Азербайджана, трасса которого пролегает
близко к местам бывшего конфликта, может создать значительно более
серьезную угрозу безопасности персонала, осуществляющего сооружение и
эксплуатацию трубопровода, а также средствам обслуживания
трубопровода".
    Хотя трасса трубопровода на территории Грузии выбиралась таким
образом, чтобы избежать очагов очевидного конфликта, 10 км избранного
для трубопровода маршрута все равно проходят по территории, которые
сама компания ВР характеризует как "район, где необходимо обеспечить
высокий уровень безопасности".
    Милитаризация транспортного коридора - уже реальность. Недавно
специальные подразделения военных сил США были направлены в Грузию. ВР
приветствовала этот шаг: "Военное присутствие, несомненно, пойдет на
пользу трубопроводу". Влияние милитаризации региона на права
человека следует оценить, так же как и последствия милитаризации на
обострение конфликта в регионе. В этом отношении вызывает серьезные
опасения тот факт, что турецкая часть трубопровода проходит по
курдским территориям. Создание "военного коридора" в этих районах
может привести к нарушению трехгодичного прекращения огня, которое не
так давно положило конец 15-летнему вооруженному конфликту между
Курдской Рабочей Партией (КРП) и военными силами Турции.
    Мы настаиваем, чтобы МФИ:
    Провели всестороннюю независимую оценку вопросов безопасности,
касающихся системы трубопровода БТД, и влияния, которое может оказать
усиленное военное присутствие вдоль трассы трубопровода на
существующие конфликты и напряжение в регионе.
    Международная Консультативная Группа (МКГ): уроки, извлеченные из
проекта трубопровода Чад-Камерун.
    Согласно Полномасштабному Отчету по ОВОСС по Грузии, "предварительное
обсуждение с представителями Международной Финансовой Корпорации (МФК)
показало возможные преимущества создания независимой консультативной
группы. Партнеры проекта БТД поддерживают формирование такой группы и
продолжат диалог на эту тему с МФК и другими группами".
    Опыт спорного проекта нефтяного трубопровода Чад - Камерун,
финансировавшегося МФК, ясно показывает, насколько НПО необходимо
играть активную роль в определении условий обращения к МКГ, а также в
отборе членов группы без вмешательства со стороны управляющих Банка.
    Мы настаиваем, чтобы МФИ:
    Потребовали формирования Международной Консультативной Группы и
гарантировать НПО реализация права самостоятельно избирать своих
представителей для участия в работе Группы.
    Полномасштабная оценка долгосрочного воздействия на изменение климата
всего проекта.
    Финансирование со стороны общественных институтов, таких как агентства
кредитования экспорта (Export Credit Agencies, ECAs) и многосторонние
банки развития, является важнейшим фактором для реализации проекта
БТД. Действительно, Джон Броун (John Browne), исполнительный директор
компании ВР, которая возглавляет Спонсорскую группу БТД, заявил, что
проект трубопровода БТД невозможно реализовать, "если правительство не
выделит "свободные общественные деньги" на постройку трубопровода".
    Подобная общественная поддержка, если она будет оказана, приведет к
неминуемому росту темпов добычи ископаемого топлива, находящегося под
дном Каспийского моря. В связи с этим возрастет уровень выбросов
парниковых газов в атмосферу и ускорится процесс глобального
потепления на Земле.
    Так как проект откроет новые границы для разработки топливных ресурсов
в долгосрочной перспективе, как это следует из нового Энергетического
Плана Администрации США, МФИ обязаны провести оценку влияния
трубопровода БТД и связанной с ним разработки месторождений нефти и
газа на изменение климата в течение всего их жизненного цикла.
    Мы понимаем, что спонсоры проекта в соответствии с требованиями
Всемирного Банка взяли на себя обязательства по оценке воздействия
загрязнения атмосферы, связанного с эксплуатацией газовых или
дизельных электростанций, находящихся рядом с насосными станциями. Мы
полагаем, что в случае крупномасштабной разработки топливных ресурсов
оценка воздействия проектов на изменения климата не может быть
ограничена этими специфическими операциями, методология проведения
которых фокусируется на источниках выбросов.
    Мы настаиваем, чтобы МФИ:
    Оценили прямые и непрямые выбросы парникового газа, связанные с:
добычей нефти и газа на Каспии; транспортировкой нефти и газа из
региона; поступлением загрязняющих веществ в атмосферу вне системы
дымовых труб и потреблением энергии нефтеперерабатывающими заводами и
терминалами; и ожидаемым потреблением ископаемого топлива, которое
может обеспечить проект в течение своего жизненного цикла. Только
таким образом можно будет оценить общее воздействие проекта на
изменение климата.
    Применение конвенции Эспо.
    Трубопровод БТД оказывает очевидное трансграничное воздействие,
поэтому к оценке проекта должна быть применена Конвенция об оценке
экологического воздействия в трансграничном аспекте (Эспо) Европейской
экономической комиссии ООН (ЕЭК). Об этом должны быть уведомлены
страны, которые могут быть затронуты проектом, а по их запросу
консультации и другие переговоры должны проводиться в соответствии с
условиями Конвенции.
    Мы настаиваем, чтобы МФИ:
    Потребовали применения Конвенции ЕЭК ООН об экологической оценке в
Трансграничном аспекте (Эспо).
    Независимое рассмотрение Оценки Воздействия на окружающую и социальную
среду всего проекта Азербайджан - Грузия - Турция (АГТ), частью
которого является БТД, посредством привлечения к рассмотрению Датской
Комиссии по ОВОС. Независимый мониторинг за соответствием требований и
указаний ОВОССов.
    БТД является частью более крупного проекта, который в частности
включает газопровод Баку - Тбилиси - Эрзрум. Вместе эти два
трубопровода составляют трубопроводную систему Азербайджан - Грузия -
Турция (АГТ).
    Правительство Грузии уже воспользовалось услугами Датской
Правительственной Комиссии по Оценке Воздействия на Окружающую Среду,
которая выполняет независимую оценку ОВОСов. Комиссия будет помогать
посредством консультаций по выполнению указаний относительно проекта
БТД и путем осуществления независимого рассмотрения ОВОС для
Грузинской части трубопровода. Грузия обратилось в Комиссию, так как
Правительство признало, что Грузия "не имеет соответствующих знаний и
опыта" в экологических аспектах проекта. У нас нет причин полагать,
что в Азербайджане или Турции сложилась другая ситуация. На данный
момент, по нашим данным, ни Азербайджан, ни Турция не обратились в
Комиссию за поддержкой.
    Трубопроводы Баку - Тбилиси - Джейхан и Баку - Тбилиси - Эрзрум
должны рассматриваться как одна система. Если подходить к оценке рисков
воздействия трубопроводов ответственно, оба трубопровода и связанная с
ними инфраструктура не могут рассматриваться отдельно друг от друга.
Необходимо оценить общее воздействие трубопроводов. В связи с этим
вызывает серьезные опасения тот факт, что спонсоры проекта планируют
издать только национальные ОВССы по проекту, в которых будет
оцениваться воздействие проекта от границы до границы. Большое
количество наиболее значительных рисков, связанных с трубопроводами,
помимо их общего воздействия, включая те, которые вытекают из
разработки морских месторождений нефти и газа в Азербайджане и
строительством терминалов вверх и вниз "по течению" нефти, будут либо
приглушены, либо вообще проигнорированы.
    Мы с тревогой отмечаем, что Датская Комиссия по ОВОС признала, что
в Соглашении со страной реализации проекта (HGA) по Грузии недостает
Плана Экологического Менеджмента и исследований Опасности и Управления.
Мы также отмечаем, что главное решение по маршруту трубопровода о 10-км
"коридоре интереса" было принято без проведения ОВОС. Немаловажно, что
Датская Комиссия выделила ряд альтернативных путей прохождения трассы
трубопровода, которые относительно недороги и легкоосуществимы. Эти
трубопроводы должны быть оценены надлежащим образом и приведены в
соответствие с интересами затронутых территорий и местного населения.
    Датская комиссия будет также играть ключевую роль в проведении
независимых консультаций с местными сообществами, что, как известно,
имеет "наибольшее значение по социальным, политическим соображениям и
соображениям безопасности". Проблемы, связанные с реализацией нефтяных
проектов во всем мире, доказали, что затронутое население должно быть
вовлечено в процесс обсуждения на ранней стадии реализации проекта.
Более того, мы полагаем, что консультации с местным населением,
которые будет проводить Комиссия, будут способствовать большей
прозрачности.
    По вышеуказанным причинам мы полагаем, что Датская Комиссия должна
быть вовлечена в полномасштабную оценку: ОВОССов; общих соглашений,
касающихся трубопроводной системы АГТ; планов по экологическому
менеджменту; и планов ликвидации разливов нефти. Кроме того, для
оценки процесса выполнения ОВОСС должна быть сформирована независимая
команда по мониторингу.
    Мы убеждаем МФИ:
    Определить конкретные пути вовлечения Датской Комиссии по ОВОС в
независимое рассмотрение и мониторинг ОВОССов, а также в оценку общего
воздействия трубопроводной системы АГТ. Полномочия Комиссии должны
быть расширены таким образом, чтобы она могла опубликовать свой отчет
без предварительного соглашения со спонсорами проекта и
правительствами в регионе.
    Манана Кочладзе, "Зеленая Альтернатива", Грузия
    Петр Хлобил, CEE Bankwatch Network
    Антонио Трикарико, Кампания по реформированию Всемирного Банка, Италия
    Николас Хтлдъярд, The Corner House, Великобритания
    Керим Йилдиз, проект "Защита прав курдов"
    Юрий Урбанский, Национальный Экологический Центр Украины
    Даг Норлен, Pacific Environment, US
    Кэрол Уэлч, Друзья Земли, США
    Кейт Хамптон,  Международная организация Друзья Земли
    Джеймс Мариотт, Международная организация Друзья Земли
                                      Июнь 2002
            Источник: home@bagirova.baku.az, 25 июля 2002 г.

    КОНТРОЛЬ
    Пресс-релиз, В АЗЕРБАЙДЖАНЕ НПО ОБЪЕДИНИЛИСЬ В ПРОЦЕССЕ ОВОСС ОЭТ
    г. Баку                         20 августа 2002 года
    20 августа 2002 года во вторник в 11-00 в помещении Бакинского
пресс клуба (ул. Низами,96) группа НПО проводит презентацию нового
общественного объединения "Контроль экспортных трубопроводов"
(ОО КЭТ). Оно создано в результате участия общественности республики
в процессе ОВОС (Оценки воздействия на окружающую и социальную среду)
строительства и эксплуатации будущего основного экспортного
трубопровода (ОЭТ) Баку-Тбилиси-Джейхан.
    О целях и задачах новой организации, проделанной работе и дальнейших
планах с журналистами и представителями общественности поделятся
участники - учредители новой общественной организации Наиля Багирова
(Ассоциация женщин-журналистов), Галина Козлова (Инициативная группа
"Экограф"), Мирвари Гахраманлы (Комитет защиты прав нефтяников),
Рази Нуруллаев (Общество демократических реформ), Исмаил Исмайлов
(Конфедерация НПО Кавказа), Фарида Ризаева (Информационное агентство
"Азерпресс").
    Наша цель заключается в осуществлении контроля за экологическими и
социально-экономическими проблемами, которые могут возникнуть при
строительстве и эксплуатации экспортных трубопроводов. В основном ОО
КЭТ занимается сбором информации по указанной теме, анализирует ее,
разрабатывает альтернативные варианты решения проблем и предоставляет
свои предложение в соответствующие структуры. А также ОО КЭТ принимает
активное участие в формировании общественного мнения относительно той
или иной проблемы.
    За это время группа провела встречи с представителями компаний "BP" -
оператора будущего трубопровода ОЭТ Баку-Тбилиси-Джейхан, и "Бехтель",
ответственной за проведение ОВОСС, правительства и учеными, вступила в
контакты с международными неправительственными организациями,
интересующимися проблемами ОЭТ. Ряд членов ОО КЭТ прошли по маршруту
ОЭТ Баку-Тбилиси-Джейхан и беседовали с местным населением. В итоге
этой поездки член ОО КЭТ Рази Нуруллаев  разработал альтернативный
вариант ОВОСС ОЭТ БТД.
    ОО КЭТ выявил следующие проблемы:
    "Нет законных оснований для прохождения маршрута трубопровода через
Гобустанский заповедник" - говорит Исмаил Исмайлов.
    "Проектом предусмотрено, что в зоне риска останутся 257 тысяч человек, -
говорит Мирвари Гахараманлы.
    "Компания "BP"  должна стать гарантом соблюдения прав собственников на
землю при отчуждении земель под строительство, - считает Рази Нуруллаев.
    "Ожидание населения 12 регионов, как и всего населения республики, что
строительство трубопровода создаст значительное число рабочих мест
преувеличены даже по мнению самой компании.  Будет ли прозрачным
распределение доходов от общего национального богатства - нефти для всего
населения республики?" - спрашивает Галина Козлова
              Источник: ismayilov@azeronline.com, 24 августа 2002 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность