Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####  Сообщение ECO-HR.864, 10 октября 2002 г. ****************##
 #################################################################
                                              Право на чистую воду

        УЗБЕКИСТАН: КРУГЛЫЙ СТОЛ О ЧИСТОТЕ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ

    26 сентября в Национальном пресс-центре Узбекистана при поддержке
Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ/ЦвТ),
Центром Общественной Экологической Адвокатуры "Армон" проведен рабочий
круглый стол по проблеме снабжения населения качественной питьевой водой.
    В работе круглого стола приняли участие представители государственных
органов - ГосКомприроды, Министерства Юстиции, Министерства
Здравоохранения, СЭС, Научно-исследовательских институтов, Министерства
по Чрезвычайным Событиям РУз, местных органов власти, экологических
общественных и коммерческих организаций Узбекистана. В качестве
международных наблюдателей присутствовали представители ОБСЕ, ИООС.
    Участники круглого стола отметили, что в республике обострилась
ситуация по снабжению населения чистой питьевой водой, в результате
отсутствия общественного контроля за реализацией государственной
программы по снабжению качественной питьевой населения с 1999 по
2010 гг.:
 - Ухудшение экологической обстановки в Узбекистане можно объяснить не
только экономической нестабильностью, но и низкой  образованностью
населения в области защиты своих экологических прав, а также недостаточной
эффективностью действующего экологического законодательства, обеспечивающего
правовое регулирование по охране окружающей среды и снабжению населения
качественной питьевой водой, а также мер ответственности за нарушения этих
прав;
 - Критическое состояние водоснабжения в городах и, особенно в сельских
местностях привело к ухудшению уровня здоровья населения, снижению  уровня
санитарной гигиены. В результате чего участились случаи желудочно-кишечных
заболеваний, в том числе брюшного тифа, холеры, педикулеза, гепатита,
врожденные пороки у детей, нарушения детородной функции у женщин,
онкологических заболеваний;
 - Особенно тяжелая ситуация сложилась в поселке Бурчмулла и Якка-Тут
Ташкентской области Бостанлыкского района, расположенного на берегу
Чарвакской плотины, где вскрылся один из трех могильников токсичных
отходов висмуто-мышьяковистых огарков и в поселках Ойкор, Тангатопди,
Усмат Бахмальского района, Джизакской области, где вот уже 2 года подряд,
фиксируются вспышки брюшного тифа, холеры, гепатита из-за отсутствия
качественной питьевой воды;
 - Существует угроза здоровью населения республики, особенно в
Бостанлыкском районе Ташкентской области и в Бахмальском районе
Джизакской области. Данные экологического мониторинга по структуре
заболевания населения Ташкентской и Джизакской областей показывают,
что существует тенденция роста особо тяжелых инфекций.
    В этой связи участниками круглого стола была проведена реальная оценка
состояния вопроса по водоснабжению качественной питьевой водой регионов
республики. Обсуждались вопросы по решению задач  перехода от теории к
практическим действиям. Были предложены пути последовательных действий
по усилению принципов рационального использования водных ресурсов и
регулирования процессов оздоровления природной среды.
    В рабочих группах обсуждались такие вопросы как:
    1. Разработка инструментов и процессуальных документов о порядке
доступа к качественной питьевой воде и ее предоставлению населению.
 - Необходимость создания общественного контроля за реализацией
государственного плана по водоснабжению и рациональным управлением
водными ресурсами Узбекистана  на 1999 по 2010 гг;
 - Предложение разработать проект Закона "О питьевой воде",
предусматривающий, взаимную ответственность на договорной основе
поставщика и потребителя;
 - Создание общественной экспертизы на предмет качества питьевой воды;
 - Создание системы  государственного и общественного контроля.
    2. Стратегия и тактика действий по обеспечению качественной питьевой
водой населения Узбекистана:
 - Сосредоточить усилия на привлечение иностранных инвестиций через
пилотные проекты, на базе технико-экономических обоснований, утвержденные
экспертизой,
 - Разработать систему  постоянного информирования населения о качестве
питьевой воды по санитарным признакам,
 - Просить государственные органы о возможности предоставления дотаций
районам, где сложилась наиболее критическая экологическая ситуация по
снабжению чистой питьевой водой населения (Бахмальский, Бостанлыкский
районы),
 - Рекомендовать о создании Ассоциации водопользователей для предоставления
возможности потребителям защищать свои права на чистую воду,
 - Создать систему льготного налогообложения при выделении беспроцентных
кредитов для решения вопросов обеспечения населения чистой питьевой водой
в сельских местностях.
    3. Увеличение участия общественности в принятии  решений по снабжению
населения качественной питьевой водой:
 - Рекомендовать создать сеть общественных инспекторов из числа ЭкоННО,
изучающие жалобы населения по проблеме снабжения населения питьевой водой,
 - Отметить необходимость усиления связи махалинских комитетов с ЭкоННО
 - Усилить работу по доступу к информации о  воздействии загрязненной
воды на здоровье населения,
 - Считать необходимым создание учебного модуля по санитарной гигиене и
внедрения его в дошкольные организации, учебные заведения.
    Участники круглого стола рекомендуют:
 I. Необходимо усилить совместные действия СМИ, общественных организаций
и государственных структур по информированию населения о воздействии
загрязненной питьевой воды на здоровье человека.
 II. Рекомендовать  административному центру Джизакской области,
получившего кредит от Азиатского Банка Развития на беспроцентной основе,
целенаправленно выделить $ 24000 долларов на бурение скважин в поселке
Ойкор Бахмальского района Джизакской области для обеспечения питьевой
водой населения поселков Ойкор, Тангатопди, Усмат, где зафиксировано
вспышки брюшного тифа и холеры уже третий год подряд.
 III. Привлечь внимание органов законодательной и исполнительной власти,
политических лидеров и широкие слои общественности к проблеме снижения
уровня физического здоровья нации, из-за отсутствия качественной питьевой
водой, острота которой неуклонно растет с каждым днем.
 IV. Сосредоточить усилия на финансовой оценке вложения необходимых средств
по снабжению населения чистой питьевой водой, причем первоочередно
направлять их в зоны экологического бедствия:
 - Внести предложение о проведении тендера по пилотным проектам
фундаментально решающих проблему снабжения воды в республике. В качестве
эксперимента рекомендовать рассмотреть частично финансируемый совместно
Узбекско-казахский проект по "Обеспечению подачи Волжкой воды из водовода
Астрахань-Мангышлак для потребителей Узбекистана с использованием водовода
Ургенч-трансгаз", для снижения уровня дефицита воды в ПриАралье;
 - Внести предложение по снижению налогообложения тем, предприятиям и
организациям, которые внедряют экологически чистые технологии по
обеспечению населения чистой питьевой водой.
 V. Обратить внимание на необходимость усиления  роли и значения органов
самоуправления, в частности махаллей, в кампании по обеспечению и
бережному использованию питьевой воды.
 VI. Совместно с государственными структурами принимать необходимые шаги,
направленные на повышение уровня правовой экологической культуры и
просвещение населения в вопросах экологического права (проведения
общественных слушаний, конференций, семинаров, круглых  столов, викторин,
конкурсов, выставок).
 VII. Продолжить совместные действия международных, государственных и
неправительственных организаций в формировании общественного мнения по
проблеме снабжения населения   качественной питьевой водой.
 VIII. Разработать учебный модуль "тренинги для тренеров" по механизмам
защиты конституционных прав граждан на здоровую окружающую среду (воду
и воздух).
      КОНТАКТ: Д.Зайнутдинова, Центр Общественной Экологической
               Адвокатуры "Армон", armon@tkt.uz

         Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 348,
                   9 октября 2002 г., OT@lorton.com

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность