Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####  Сообщение ECO-HR.865, 11 октября 2002 г. ****************##
 #################################################################
                                  Право на общественную активность

              СЕНТЯБРЬСКИЕ ЭКО-ВСТРЕЧИ В КАЗАХСТАНЕ

    20 СЕНТЯБРЯ
прошло заседание президиума Национального Экологического Общества
Республики Казахстан. Цель заседания заключалось в рассмотрении
проекта Лесного Кодекса РК и проблемы сохранения соколов-балобанов.
    На заседании были затронуты следующие вопросы:
 1. Утверждение замечаний Совета по правовым проблемам охраны окружающей
среды и природопользования Нацэкообщества РК по проекту Лесного Кодекса
Ресублики Казахстан;
 2. Информация о ходе рассмотрения обращения Нацэкообщества РК по вопросам
сохранения соколов-балобанов;
 3. Утверждение справки Совета по охотоведению и наземного животного
мира Нацэкообщества РК по письму Министерства иностранных дел РК о
роли этого министерства в организации отлова соколов-балобанов
арабскими VIP-персонами в Казахстане;
 4. О создании рабочей группы Нацэкоообщества РК по подготовке проекта
Закона Республики Казахстан "О редких и находящихся под угрозой
исчезновения видах животных";
 5. Информация о создании Ассоциации экологических предпринимателей,
природопользователей и общественных объединений (ЭКОСОЮЗ) и о вхождении
в нее Нацэкообщества РК в качестве одного из соучередителей
 6. О передаче на рассмотрение в рамках Ассоциации "ЭКОСОЮЗ" материалов
по общественной проверки разведения соколов-балобанов в неволе в
Алматинском государственном зоопарке и частном питомнике "Сункар";
 7. О реорганизации советов в центральной организации Нацэкообщества
РК и ликвидации филиалов Нацэкообщества РК;
 8. О проведении внеочередного съезда Нацэкообщества РК в октябре
2002 года и утверждении его повестки.
    Что касается замечаний по проекту Лесного Кодекса РК, то НацЭкообществом
было высказано более двухсот замечаний. Подробнее были обсуждены только
восемь, которые имеют более важное значение. Данные замечания подготовлены в
рамках Совета по правовым проблемам охраны окружающей среды и
природопользования Национального экологического общества Республики
Казахстан в соответствии  с просьбой Комитета по вопросам экологии и
природопользованию Мажилиса Парламента РК от 26 июля 2002 г. No 9-9-406
и поручением председателя Нацэкообщества РК от 5 августа 2002 г.
 1. Приложенные к проекту Лесного кодекса РК заключения научной правовой
экспертизы Института законодательства Министерства юстиции РК (от 18 июня
2002 г. No 326) и РГКП "КазНИИ лесного хозяйства и агролесомелиорации
"КазНИИЛХА"" (от 18 июня 2002 г. No 01-02/134), заключение
государственной экологической экспертизы Комитета охраны окружающей среды
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК (от 17 июня
2002 г. No 09-1/204) в значительной мере формальны, не содержат
критического анализа норм проекта Лесного кодекса и не раскрывают его
недостатков. Особенно это проявляется в отношении государственной
экологической экспертизы, согласовавшей проект кодекса без замечаний.
 2. Методология подготовки проекта Лесного кодекса недостаточно современна
и не позволяет подготовить документ надлежащего качества. Проект написан "с
голоса", но без обзора и анализа специального национального
законодательства, сравнения его с законодательством других государств. Нет
развернутой характеристики целей, задач, основных положений проекта, не
приложены финансово-экономические расчеты, статистические данные, прогнозы
последствий действия принимаемого акта, не приведены перечень
законодательных актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу
в связи с принятием проекта, и предложения о разработке необходимых
нормативных правовых актов, необходимых для реализации проекта.
 3. Проект Лесного кодекса, к сожалению, слабо учитывает права и законные
интересы граждан при лесопользовании, даже усиливает имеющиеся противоречия
между государственными структурами населением. В нем ограничиваются
возможности посещения лесов гражданами для отдыха и других нехозяйственных
надобностей, и вводится плата за посещение лесов и за пользование
общераспространенными и ранее доступными для всех благами леса, включая
дикорастущие плоды, ягоды, грибы и т.д.
    Пункт 2 статьи 41 предусматривает, что граждане имеют право на
бесплатное без разрешительных документов пребывание на территории лесного
фонда, где это допускается. Однако формула "где это допускается " столь
неопределенна, что на практике она будет означать, что нигде бесплатное
пребывание не допускается.
    В проекте кодекса должна быть самостоятельная глава о правах и
обязанностях граждан, в которой все ограничения и материальные обременения
должны быть конкретно обговорены в четком соответствии с пунктом 1 статьи
39 Конституции РК.
 4. Проект Лесного кодекса написан с позиции монопольного права государства
на ведение лесного хозяйства. Но в таком случае Правительству логично
представить в Парламент вместе с проектом кодекса еще и Концепцию развития
лесного хозяйства в РК. Это крайне важно, так как государственное ведение
лесного хозяйства предусматривает его государственное финансирование и
материально-техническое обеспечение.
 5. Статьи 13-16 проекта кодекса должны быть переработаны, особенно статья
15, которая не предоставляет достаточных прав акимам областей по руководству
лесным хозяйством на местах и коммунальными государственными предприятиями.
Центральный уполномоченный орган по государственному управлению лесным
хозяйством в том виде в котором он предоставлен в проекте Лесного кодекса
теперь уже не нужен, а ряд его функций целесообразно передать
территориальным подразделениям.
 6. Проект Лесного кодекса, вторгаясь в другие отрасли законодательства,
пытается регулировать общественные отношения в области охраны окружающей
среды, особо охраняемых природных территорий, охоты и рыболовства. Введение
таких норм права - их несколько десятков - чревато "разбалансированием"
действующего законодательства. Недопустима в проекте кодекса попытка
подменить им специальное законодательство о растительном мире, которое
должно быть в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Конституции РК.
    Например, в статье 4 проекта сказано, что в лесной фонд не входят
защитные насаждения на полосах отвода железных и автомобильных дорог,
каналов, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений,
однако эти защитные полосы фигурируют в подпункте 6) пункта 2 статьи 45
о категориях защитности лесного фонда и еще введена отдельная статья 89
по указанным защитным насаждениям. Статьи 12 и 68 должны быть исключены,
поскольку они не имеют отношения к лесам и ведению лесного хозяйства. В
проекте кодекса неудовлетворительно решены вопросы сохранения
биологического разнообразия в лесах.
 7. Экономический механизм ведения лесного хозяйства ограничен лишь
бюджетным финансированием. Нет даже намека на внедрение предпринимательства
в отрасли. Статья 110 подлежит исключению, поскольку не соответствует
законодательству о бюджетной системе и направлена на придание
государственным учреждениям функций коммерческих организаций.
 8. В проекте Лесного кодекса есть много устаревших или не имеющих правовых
определений терминов из смежных отраслей законодательства. Для принятия
решений о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта Лесного кодекса
целесообразно запросить у Правительства концепцию развития лесного
хозяйства, направить проект кодекса в Министерство охраны окружающей среды
РК на повторную государственную экологическую экспертизу и в Национальную
академию наук РК на государственную научно-техническую экспертизу.
В заключении было предложено подготовить альтернативный проект Лесного
кодекса, основанный на принципах рыночной экономики. Его должна разработать
другая организация, независимая от Комитета лесного, рыбного и охотничьего
хозяйства, скорее всего на конкурентной основе и в форме государственного
заказа.
    В этом году НацЭкообществом был сделан запрос в МИД РК о роли МИДа в
отлове иностранцами соколов-балобанов. По полученному ответу возникли
следующие замечания и возражения:
 1. МИД действительно участвует в процессе выдачи разрешений на проведение,
как сказано в его письме, "охотничьих мероприятий". Однако эта деятельность
МИД противоречит законодательству, потому что сокол-балобан не является
объектом охоты.
    В статье 22 Закона РК от 21 октября  1993 года "Об охране,
воспроизводстве и использовании животного мира" оговорено, что
Правительство РК в исключительных случаях разрешает добывание редких и
находящихся под угрозой исчезновения видов животных для разведения в
специально созданных условиях и последующего выпуска в природную среду,
научных и иных целях. В законе не определено, что за "иные" цели, но к
таковым не может относиться охота, поскольку она непосредственным образом
сопровождается гибелью и сокращением численности в природе.
 2. Как  следует из письма МИД РК, его роль состоит  в том, что МИД
осуществляет анализ многочисленных обращений  на проведение охотничьих
мероприятий в Казахстане, затем направляет запрос в Минприроду РК на
предмет возможности удовлетворения просьб с изложением своей позиции.
Указанные выше действия МИД РК противоречат абзацу четвертому статьи 22
Закона РК "Об охране, воспроизводстве и использование животного мира", в
котором сказано, что Правительство разрешает добывание редких и находящихся
под угрозой исчезновения видов животных по предоставлению уполномоченных
органов государственного управления животным  миром и научных учреждений.
При этом не указывается МИД и то, что он делает.
 3. Гражданам РК не предоставлено право добывания соколов-балобанов  в
порядке производства охоты, а иностранцы из числа VIP-персон де-факто
наделены таким правом.
 4. В письме МИД РК  говориться, что при выдаче разрешений предпочтение
отдается просьбам лиц, имеющих наибольшую ценность в плане развития
двусторонних отношений с конкретной страной. Но этот критерий не
установлен ни в одном нормативном правовом акте и весьма субъективен.
    НацЭкообщество считает целесообразным довести настоящую справку до
сведения руководства МИД РК. В то же время считает необходимым обратиться
в Генеральную прокуратуру РК с ходатайством о проверки действий МИД по
проведению "охотничьих" мероприятий по соколу-балобану.
    Президиум Нацэкообщества РК единогласно постановил:
 1. Одобрить замечания Совета по проекту Лесного кодекса РК и направить
в Комитет по вопросам экологии и природопользования Мажилиса Парламента
Республики Казахстан.
 2. Одобрить Справку Совета по охотоведению и наземному животному миру и
изложенные в ней предложения и направить письма в соответствующие органы.
 3. Утвердить Елкина К.Ф. председателем рабочей группы по подготовке
проекта Закона Республики Казахстан "О редких и находящихся под угрозой
исчезновения видах животных ", поручить ему сформировать персональный состав
этой группы и подготовить проект в сроки - до середины октября 2002 года.
 4. Одобрить вступление Нацэкообщества РК в соучредители  Ассоциации
"ЭКОСОЮЗ" и утвердить размеры вступительного и членского взносов.
 5. Передать материалы по общественной проверке разведения соколов-балобанов
в частном питомнике "Сункар" и Алматинском государственном зоологическом
парке  на рассмотрение в рамках Ассоциации "ЭКОСОЮЗ".
 6. Реорганизовать советы по отдельным дисциплинам в центральной
организации Нацэкообщества РК, исключив из них представителей
организаций. Указанную реорганизацию произвести до января 2003 года.
 7. Ликвидировать с 1 января 2003 года филиалы Нацэкообщества РК и
рекомендовать им создать на их базе хозяйствующие субъекты с последующим
вхождением в члены Ассоциации "ЭКОСОЮЗ".
 8. Возложить контроль за исполнением настоящего положения на
председателя Нацэкообщества РК Елкина К.Ф. и председателя ревизионной
комиссии Нацэкообщества РК Гулидова И.Я.
 9. В связи с ликвидацией филиалов Нацэкообщества РК необходимо
внести изменения в устав Нацэкообщества РК и перерегистрировать его.
 10. Провести в октябре-ноябре 2002 г. внеочередной съезд Нацэкообщества РК.
                КОНТАКТ: Елкин К.Ф., Национальное экологическое
                         общество, ecolog-yolkin@mail.kz

    23 СЕНТЯБРЯ
в Большом Алматинском ущелье был проведен Круглый стол по обсуждению
Лесного кодекса РК. Организатором выступил Экосоюз "Табигат" при
поддержки компании "Тексако-ШЕВРОН". Среди приглашенных были специалисты
лесного хозяйства, ученые, работники национальных парков и заповедников,
НПО, разработчики Лесного Кодекса и журналисты.
    Цель данного Круглого стола заключалась в рассмотрении последнего
варианта проекта Лесного кодекса РК и внесении поправок и замечаний.
    Леса - национальное богатство народа, источник получения древесины и
других видов ценного сырья, а также стабилизирующий компонент биосферы.
Леса выполняют важнейшие почвозащитные и водорегулирующие функции, также
выполняют важную функцию - выделяют кислород, поглощая углекислый газ,
таким образом являясь "легкими Земли". Как известно, леса в нашей
республике занимают только 4,2% площади, куда входят саксаульники и
всевозможные кустарники. Лишь незначительная часть (0,4%) - это хвойные
и лиственные леса. Большую часть нашей страны занимают пустыни (66%),
которые расширяют свои границы, в результате нерациональной деятельности
человека. Суровые климатические условия на большей части территории
республики - сильные морозы зимой, зной и пыльные бури летом, недостаток
воды - очень затрудняют лесовосстановление.
    Необходимо отметить то, что лесные угодья, которые являются местом
обитания наиболее ценных и редких видов животных, находится под угрозой
исчезновения. Более 50 видов высших растений являются эндемиками этих
территорий. Исчезновение лесов приведет к потери биоразнообразия нашей
страны.
    За годы независимости в Казахстане уничтожены значительные площади и
без того скудных лесов. Каждый год в Казахстане необходится без пожаров,
которые наносят огромный вред лесным массивам. И несмотря на это, из
бюджета страны исключают статью, предусматривающую авиационную охрану
лесов.
    Не имея практически товарной древесины, Казахстан стал экспортером
леса. Уничтожаются реликтовые ленточные боры, которые сохранялись со
времен ледникового периода, вырубается Казахстанская часть горного
Алтая, вырубают ель Шренка, которая занесена  в Красную книгу. На гране
исчезновения находятся леса в пойме реки Урал, ленточные боры
Семипалатинской и Павлодарской областей.
    При скоплениии в лесах отдыхающих затрудняется естественное
лесовосстановление. Это может оказаться опасным для продолжения
естественного развития и нормального существования лесных массивов. В лесах
уничтожается подлесок и травяной покров, наносятся механические повреждения
деревьям. Приосходит обеднение биогеоценоза, изменяются физико-химические и
водные свойства почв, состав воздуха, микрофлоры и почвенная фауна.
    Также очень большой вред лесным ресурсам наносят незаконные рубки.
Все это происходит на фоне сокращения бюджетного финансирования и
обнищания лесного комплекса.
    В ходе работы были заслушаны множество замечаний и поправок по проекту
лесного кодекса, которые прозвучали от: экосоюза "Табигат", экологического
общества "Зеленое спасение", ассоциации заповедников и национальных парков
"Корык", института географии, национального экологического общества,
ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК.
    Даже при поверхностном изучении проекта Кодекса просматриваются
существенные его недостатки. Замечания различных экспертиз государственных
органов фактически формальны, не содержат критического анализа и не
раскрывают недостатков. Несовершенная методология, без сравнительного
анализа специального законодательства. Неразграничены функции по охране и
лесозаготовкам. В проекте недостаточны требования восстановления лесов.
    Мэлс Елеусизов считает: "Данный кодекс направлен на уничтожение лесов.
Уж не пошли ли мы по принципу: нет лесов - нет проблем! Складывается
впечатление, что проект написан для страны, территория которой на 50%
покрыта лесами, а не для Казахстана. Данный проект лесного кодекса больше
уделяет внимание правовым нормам на потребление лесных ресурсов, чем на
их воспроизводство. Считаю необходимым введение моратория на рубку лесов
на 10 лет."
    В ходе проведения Круглого стола единогласно были приняты следующие
решения:
 1. Необходимо выработать государственную концепцию (программу)
развития лесного хозяйства;
 2. Собрать все высказанные замечания и поправки в письменном виде и
отправить в Парламент;
 3. Отозвать этот кодекс и отредактировать его;
 4. Вынести проект Лесного кодекса на общественные и парламентские
слушания;
 5. Провести ряд заседаний по обсуждению проекта Лесного Кодекса.
         З.Бабаханова, ОО "Экологический ПрессЦентр"
                       zarina@ecopress.lorton.com

    27 СЕНТЯБРЯ
в Министерстве охраны окружающей среды Республики Казахстан в
г.Кокшетау прошло очередное, четвертое  заседание Наблюдательного Совета
Датского проекта "Содействие Казахстану в реализации Орхусской Конвенции".
Председателем был г-н Кушкалиев Хаким Дюйсешович, Вице-Министр охраны
окружающей среды (МООС).
    В начале заседания председатель предоставил слово для приветствия г-ну
Оле Кааре Йенсен - координатору DEPA, Программа DANCEE. Оле Кааре Йенсен,
который за несколько дней до НС посетил Павлодар, отметил хорошее выполнение
пилотного проекта в Павлодарской области, и всего проекта в Казахстане,
ознакомил с ситуацией в Дании по возможности дальнейшего продолжения проекта
в Казахстане и посоветовал после подготовки проектного предложения на вторую
стадию  активно искать доноров на его выполнение.  Была подчеркнута важность
поддержания устойчивости результатов проекта и поиск бюджетного
финансирования Министерства на его дальнейшее выполнение в Казахстане.
    Местный менеджер проекта г-жа Татьяна Шакирова доложила о прогрессе
работ по проекту за период июнь - август 2002 гг., осветив задачи,
затронутые в ожидаемых результатах, покрываемых данным отчетным периодом,
а также перечислила выполненные мероприятия по их достижению.
    Г-н Бусуйок, Менеджер проекта, рассказал об использовании выделенных
на релизацию проекта ресурсов и о взаимодействии  с партнерами со стороны
Министерства, Павлодарского областного отдела охраны окружающей среды и НПО.
    Основные выводы: использование финансовых ресурсов происходило в рамках
одобренных на предыдущих заседаниях Наблюдательного Совета; успешное
взаимодействие с партнерами с казахстанской стороны (Министерство,
Павлодарское ООС, НПО) во многом определяет успешное продвижение проекта
к его цели. Относительно вопроса устойчивости результатов проекта были
получены заверения со стороны Министерства, что все необходимые действия в
этой связи будут предприняты в ближайшее время (размещение на сервере
веб-страницы, и дальнейшая работа по реализации рекомендаций проекта по
приведению национального законодательства в соответствие с положениями
Конвенции).
    Презентация по правовой компоненте проекта была сделана местным
правовым экспертом проекта Вадимом Ни. Им был  освещен ход завершения
инвентаризации экологической информации через согласование ее итогов с
участниками инвентаризации, представлены рекомендации по необходимым
изменениям в казахстанском законодательстве для его соответствия
Орхусской конвенции, подготовленным на основе таблиц соответствия по
двум составляющим и приложению к Орхусской конвенции.
    Инвентаризация экоинформации будет являться основой для создания
баз данных, наполнения Веб-сайта, и будет распространена для широкой
общественности.
    Во вторую фазу проекта рекомендуется вынести вопросы о том, кто
именно должен предоставлять экологическую информацию, в каком объеме,
в каком формате и сколько это будет стоить.
    Алией Исмагуловой, экспертом по участию общественности, был
представлен прогресс в выполнении пилотного проекта по участию
общественности в процессе принятия решений в экологической экспертизе
и ОВОС, отражены доработанные этапы и процедуры Плана участия
общественности, освещены итоги второй миссии датского эксперта по
участию общественности Э.Р.Кристенсен, проведение процедуры общественных
слушаний и пресс-конференции по ее итогам, и поставлены задачи на
следующий период проекта.
    Рашат Халиков представил прогресс в выполнении данной компоненты -
создании, доработке и наполнении Веб-сайта Министерства с учетом
замечаний и пожеланий партнеров, высказанных на и после заседания НС
25 июня и позднее, партнерами Министерства. Сайт полностью готов к
размещению на сервере Министерства. Оборудование для офисов проекта в
Министерстве и Павлодарском управлении получено и установлено.
    В данный момент сайт завершен, и теперь уже задача Министерства -
его технически и финансово его разместить на сервере ИАЦ МПРООС.
    Все участники НС отметили, что проведена огромная позитивная работа
по проекту. Все идет в соответствии со сроками и планами. Был проделан
серьезный анализ законодательства, и будущем участники проекта надеются
найти взаимопонимание по всем вопросам реформирования законодательства.
Пилотный проект в Павлодаре успешно завершается. Министерство
заинтересовано в скорейшем размещении Веб-сайта и в его работе.
    5-е Заседание Наблюдательного Совета состоится 20 декабря 2002 г.
    КОНТАКТ: Т.Шакирова, Местный администратор Датского проекта
             (DEPA) "Содействие Казахстану в выполнении Орхусской
             Конвенции";МПРООС РК, tshakirova@neapsd.kz

         Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 348,
                   9 октября 2002 г., OT@lorton.com

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами