![]() |
![]() |
| О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест | |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
#################################################################
########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************##
#######**** ***************************************************##
#### Сообщение ECO-HR.971, 27 января 2003 г. ****************##
#################################################################
Право на осмысленную бюрократию
ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК ОЗАБОТИЛСЯ ЭКО-ПОЛИТИКОЙ
ЕВРОПА ПОЛУЧИЛА ШАНС ПОИМЕТЬ ЕДИНУЮ ЭКОПОЛИТИКУ, ЧТО ИЗ ТОГО
ВЫШЛО И КУДА ПОШЛО
В Москве 21 января была встреча банкиров из ЕБРР с общественными
организациями. Это был уже третий семинар из серии запланированных
Будапешт, Лондон, Москва. Последний, четвертый, днями будет проведен в
Баку, так сказать на дальнем рубеже Европы, в Шемаханских землях.
Конечно, уютный зал Горбач-центра был полупуст - на встрече было
около тридцати человек. Но народ собирался заренее скорректировать
свои действия и за полдня насобирал много чего из обоснованных
претензий к политике Европейского банковкого стада.
СЧАСТЬЕ ВЫПАЛО НА ДОЛЮ НПО БЫТЬ УСЛЫШАННЫМИ БАНКИРАМИ
И не надо нам было никаких посредников из воровских племен
партноменклатуры. И все экопроцедуры для всех категорий проектов с
обязательным опросом общества.
И мы с них спросили. Почему банк собирается менять свою политику
каждые три года как перчатки. Ведь всем ясно, что это камуфляж и
имитация. Но признались честно, пока не знают, что из того вообще
выйдет. Ведь название вроде как серьезное у банка, им и посоветовали
сразу думать о главном, о бассейновом устойчивом развитии.
Предложили им ввести и черный список на черные технологии типа
запрета на АЭС, мудифицированные продукты, запрет на плотины и т.п.
Они же заявили, что у них список из зеленых технологий в энергосбережении
почти на 1500 названий. Помнят даже о малых народах. Ах так, сказал
Владимир Назаренко, тогда и берите весь риск от плохих проектов на себя.
На что банкиры ответствовали, что все идет в соответствии с национальными
законодательствами, а там никакого риску для воров нет вообще и, тем
более, за последствия вроде как изначально хороших намерений.
Все это и еще многое чего обыгрывалось на рабочей группе НПО перед
встречей с банкирами. Есть такая организация как CEE Bankwatch Network
c 1995 года и Ю.Урбанксий, как ее представитель, сделали свое дело:
цели и задачи банка ЕБРР были определены. И не только этого банка, его
структурные отношения и составляющие. Нас интересовали "осетры"- т.е.
экопроекты разных степеней внимания: А,В,С, от особо опасных до
безвредных. Но банк все время шельмует и квалифицирует такие
преступно-опасные обьекты как Азовский метанольный причал, как
неопасный обьект.
Но есть и слабости. ЕБРР не хочет осуждения мировым сообществом,
а также внимания прессы. Всеми силами он уклоняется и от принципа
максимально экологической жесткости и все списывает на национальные
законодательства. Отсюда вытекала совсем иная тактика НПО по сравнению
с намеченным прямым давлением, эта структура вообще без всякого
общественного контроля, но надо бы найти ключевую точку у кассы и
перекрыть краник.
Мода на экологическую политику в ЕБРР выражалась в четырех пунктах:
1. При переходе на открытую экономику - содействовать устойчивому
развитию. Как они это понимают - требует особого выяснения. Выяснилось,
что никак не понимают, вроде как в ООН на РИО+10
2. ЕБРР признает постулаты УР, но в смысле "устойчивому развитию при
удовлетворении потребностей сегодняшнего дня..." Вот такой диагноз.
Больной очень плох, до завтра может не дотянуть.
3. Сам термин о здоровом и устойчивом развитии, как мусорник, включает
в себя все что можно и нельзя, от правил безопасности труда, до
недобровольных переселений и и последствий для коренных народов.
4. Это надо цитировать полностью, дабы думка банкирская была видна
всем. "ЕБРР полагает, что для обеспечения экологически здорового и
устойчивого развития страны должны провести структурные преобразования.
Банк полагает, что прогресс в направлении УР может быть обеспечен
прежде всего путем обоснованных регламентирующих и принципиальных
положений, помогающих задействовать рыночные механизмы для охраны
окружающей среды и для обеспечения соответствующей системы социальной
защиты уязвимых членов общества" Вам что-либо понятно? Нам тоже. В
публичном доме требуется поменять мебель. Но регламентированно
и обоснованно, как по Библии или Программе КПСС. Очевидно, что при
такой экологической (вместо этого можно поставить любое иное слово)
политике сам банк может делать все чего хочешь. Правда в переводе на
русский язык с оригинала активистами НПО Стратегия банка выглядела
несколько иначе.
А. Включение природоохранных категорий в оценку проектов ЕБРР
В. Поддержка именно экологически неопасных проектов
С. Включение экологических требований в качестве основных элементов
стратегии ЕБРР
D. Создание партнерских отношений для решения региональных и
глобальных экопроблем
Кто кого обманывал, добровольно или как, было совсем непонятно. Мы
ждали день второй и самих апологетов ЕБРР
ПРИВАЛИЛО СЧАСТЬЕ И БАНКУ ЕБРР ПОНЯТЬ СВОЕ МЕСТО В ИСТОРИИ
Сам семинар прошел на удивление плодотворно. Со стороны руководства
банком ЕБРР и со стороны его старшего собрата Всемирного Банка
чувствовался социальный заказ посоветоваться с обществом. У самого
банка, что называется Европейского банка Реконструкции и Развития есть
62 своих акционера - правительств Европейских стран и к ним близких.
Естественно, что основных вкладчиков, читай хозяев, всего восемь
наиболее развитых стран. Без РФ конечно. Этот ЕБРР имеет офисы в 27
странах Европы, до самой Центральной Азии и имеет 1200 сотрудников. В
стране РФ всего четыре офиса: Москва и СПб, Екатеринбург и
Владивосток. Когда в процессе розысков местных героев из Ростовского
отделения был опрошен с пристрастием один московский банкир, то он так
снисходительно ответил про Ростов, что эта мелкая кампания с их 35 млн
долларами, выглядела просто смешно на Московском фоне. Н-да, это
максимум, что осталось в анналах истории банковских разгулов. Тем не
менее, в глазах руководителей экослужбы банка Россия самая важная
страна для них. Еще бы, где найдешь еще таких дураков и проходимцев.
Из 2,8 млрд евро за последний период на всю Центральную Европу было
37% средств, на Центральную Азию 11%, а на РФ 21%. Наример,в прошлом
2002 году на РФ было спущено более 1 млрд евро. Итак над ними как бы
завис лозунг - хотим улучшить работу еще глубже. Момент был
исторический. Банкиры пошли в народ. Все меняют свою политику и они
тоже захотели. Из разьяснений следовало, что понятие экологии у них
состоит из двух составляющих, своей экологической политики и
собственной экопроцедуре. Что это за фрукт, с трудом разбирали полдня.
Ранее у них в порядке эксперимента после РИО+92 завели экоот дел, а
потом в 1996 ввели и специальную процедуру на экологические по их
мнению требования к финансированию проектов не опасных. Сейчас им бы
очень все несколько исправить. Вот все проекты по степени экоопасности
разделены на три уровня:
А - которые меняют экосистемы и должны пройти все экооценки,
В - которые не очень, и вообще ничего не могут требовать, кроме как
консультаций с ручными НПО,
а про остальные под литерой С никто и не вспоминал. Так вот банку очень
хотелось одобрения общественности по поводу банковского размежевания на эти
самые категории и установления ими самими всех внутренних процедур
прохождения и финансирования экопроектов. Но не на тех напали. Народ
насел по всем направлениям от, кто утвердил, и почему не у всех
спрашивали. Кто же отвечает за процедуры оценки экопроектов, почему
нет доступа к информации по проектам, каков механизм жалоб и т.д. Из
ответов стало ясно, что у банка есть даже какой-то Консультационный
Совет и гражданин Гришин его член и это подтвердил, но вот был недоволен
какими-то ньюансами при экооценках. Прояснилось, что это 12 консультантов
при Президенте с правами совещательных голосов. Хорошо, ежели Президент
умен, а если как у нас?
Опять поползли вопросы, отчего для частных проектов процедура
льготная, когда к нас нет никаких частных кампаний, они все на одну
властную морду похожи.
Вот тут и мы встряли в паузу со своим вопросом. Мы конечно понимаем,
что Вы исполняете корпоративный интерес власти и бизнеса, но они то у нас
как сиамские близнецы рождены. А по поводу многих требований к Вам от
чуждого Вам элемента - общества, так правильно ли мы понимаем, что вы
обернулись к нему лицом, хотите поставить у самой кассы и дать ему право
"вето" (референдумы и пр.) на финансирование для опасных экопроектов.
Нас поблагодарили и разуверили, что до такой степени они еще не созрели,
да и не они лично,как экологи, это решают. Там, выше все, но пообещали
донести до слуха вершков банкирских мнение народа.
После долгих разговоров в двух отдельных группах опять все
собрались вместе для финальной стадии. Опять стали внушать банкирам,
что все-таки международный приоритет не в том, чтобы слушать
национальные бредни, а брать в качестве руководящих положения самые
жесткие. Тут была явная нестыковка желаемых установок ЕБРР и
очевидными. Дальше больше, пошла критика в лоб. Воздев к небу глаза и
указующие персты рук, а именно на название ЕБРР, чуть ли не
Устойчивого Развития, а как же Реконструкции и Развития, для какой-такой
цели, дали предложение выкинуть все двусмыссленности и вместо всего
словесного блуда вывести коротко и точно всю суть экологической политики
Европейского банка как Бассейновой политики Устойчивого Развития. И
обоснование очень удачное:
1. Самостоятельно, все эти огрызки Европейские еще не доросли и до
одного бассейна, хотя процесс идет и для Европейского Союза издана
даже бассейновая директива. Но прогресс налицо и скоро сообразят сами.
(Дунай)
2. С другой стороны, такие же огрызки Советской империи уже никогда
самостоятельно ничего не сообразят за отсутствием как коллективного,
так и индивидуального разума в верхах. Это они добровольно рассыпают
Евразию на бандустаны менее бассейновых категорий, плохо получается,
но стараются в меру своей глупости. (Днепр, Дон и пр.)
3. Так как никаких инструментов кроме как денежного кнутика и пряника
у нашей власти (читай и других мартышкиных), нет, то именно Европейский
Банк РР и есть единственный инструмент между мировым сообществом и
националогрызками в Европе и Евразии. Это как раз и есть миссия ЕБРР.
Меньше бассейнов политики быть не может в смысле устойчивого развития,
а больше - это уже вотчина Мировых Правительств.
Ну, и естественно, в руки интересующихся банкиров были вложены
решения Азовского бассейнового семинара и всякие сопутствующие
материалы им на радость. Помимо основного вопроса экополитики возникла
дискуссия и по поводу языкового барьера. Им было предложено не
усугублять далее ситуацию и все делопроизводство для Евразийской
половины Европы вести на русском языке и не вытаскивать из широких
штанин аборигенные и ветхозаветные наречия. И суть также проста, при
переводе на английский язык у них бассейновые категории именуются
региональными, а это регион у них от отхожего места до континента есть
понятие универсальное. И радостный ответ представителей экоотдела ЕБРР
что у них уже есть проекты по водной политике чуть ли не бассейновой,
тут же нарвался на отповедь, что лучше бы того не говорили, так как у
Вас вся эти проекты недоделанные - из одной воды и никакой в них
составляющей сохранения биоразнообразия нет. Может быть и бестактно,
но прямо и по сути на основании опыта эксперта по водной и рыбной
политике со стажем с четверть века. Вот тут они и прокололись,
оказывается им финансы дал на этот проект глобальный экофонд GEF, на
Дунай в районе Словакии, на 45 млн долларов. За неимением своих грошей.
РЕЗЮМЕ. Говорить серьезно о какой либо самостоятельной политике банка
ЕБРР не стоит, так как это не более чем камуфляж. Все заявки Правительства
(и РФ) шлют сначала в Вашингтон, а уже оттуда дают команду на
финансирование чего им надо. Если Правительство против какого-либо проекта,
то его и не будет. Интересно, да и заявки не может быть кроме как от
Правительства. Схема учета жалоб и предложений обиженных обществ изначально
убога, так как ЕБРР не расследует жалоб, а только смотрит на их
соответствие политике банка.
Три самых главных вопроса из работы с ЕБРР:
1. Бассейновая концепция Устойчивого Развития и есть экологическая
политика ЕБРР.
2. Для ЕБРР также жизненно необходимо своевременное информирование о
проектах общенства на русском языке
3. Для всех нас, и ЕБРР в том числе, необходимо и право "вето" для
общества (можно "ТАБУ" на опасные экопроекты.
А так вполне как люди, банкиры эти. Ну типа наших чиновников от КПСС,
вот только кто на деньги дает команду, пока неясно. Что воры не наши,
это точно.
Наблюдал: Informzedon 705, zedon@novoch.ru, 27 января 2003 г.
*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" *
* (http://www.seu.ru/members/ucs) *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров *
* Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco *
* и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr *
* *********************************** *
* Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru *
************************** Распространяется только *
* "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте *
*****************************************************************
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |