Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####  Сообщение ECO-HR.999, 26 февраля 2003 г. ****************##
 #################################################################
                                       Право на осмысленную власть


           ДОЛГОЕ ПРОЩАНИЕ С МИНИСТРОМ ПРИРОДЫ РОССИИ
        (любителям Орхусской и иных конвенций посвящается)


    ПЕРВАЯ ПОМОЩНИЦА МИНИСТРА
    Глубокоуважаемая Елена Андреевна,
    Судя по отсутствию реакции на мое предыдущее письмо, что-то
тут не так.
    Хотя, честно говоря, я не совсем понимаю трудности, с которыми
встретились В.Куценко, А.Амирханов и Вы в связи с подготовкой
для обсуждения на общественном совете вопроса об экологической
безопасности химического разоружения.
    Как Вы помните, этот вопрос необходимо было рассмотреть еще
в июле, на худой конец в августе-сентябре. Потому как если не
к начинающемуся в ноябре-декабре реальному унитожению химического
оружия не будут предусмотрены все возможные и невозможные меры
безопасности, потом обсуждать быть может будет уже поздно...
    МСоЭС готов вместе с министром рассмотреть этот вопрос в полном
объеме, с учетом всего того, что сделано в МПР на эту тяжелейшую
тему. Если же это по каким-то причинам невозможно, то особых проблем
я не вижу.
    После Вашего приглашения нашей экологической организации войти в
общественный совет при министре МПР я убедил Совет МСоЭС не отвергать
протянутую руку. И принял личное участие.
    Если же возможности для серьезного обсуждения не будет (я имею в
виду в первую очередь гласность в вопросах экологической безопасности
химического разоружения и открытость при решении проблем государственной
экологической экспертизы), остается спросить себя, а есть ли смысл в
дальнейшем участии в деле, которое становится дежурными посиделками.
    С уважением,
                                                     Л.Федоров
    24 сентября 2002 года

    МИНИСТР
                               Министру природных ресурсов РФ
                               Артюхову В.Г.
    Глубокоуважаемый Виталий Григорьевич,
    С прискорбием вынужден просить Вас о срочном вмешательстве, с
тем чтобы не был нанесен ущерб реализации Вашей идеи Общественного
экологического совета при министре МПР.
    С самого начала участия в работе Общественного совета
Социально-экологический союз поставил на его повестку принципиальные
вопросы, волнующие общество - об экологической безопасности химического
разоружения, об открытости в работе государственной экологической
экспертизы, об участии общественности в экологическом контроле и т.д.
    И Вы отнеслись к этому с пониманием.
    К сожалению, при подготовке острейшего вопроса, касающегося
участия МПР в обеспечении экологической безопасности химического
разоружения, я встретил небывалые трудности. Если В.В.Куценко помог
мне ознакомиться с несекретными документами МПР, которые относятся к
вопросам контроля и обеспечения экологической безопасности
функционирования объектов хранения и уничтожения химического оружия,
то А.М.Амирханов наотрез отказался познакомить с несекретными
заключениями комиссий, назначенных МПР для проводения государственных
экологических экспертиз проектов по вопросам уничтожения химического
оружия.
    В данном случае несущественна официальная мотивация самого
А.М.Амирханова, вставшего грудью на защиту "секретов" неизвестно
какого ведомства. Действительный смысл его поступков лежит на
поверхности - ему есть что скрывать от общества.
    Однако, если на Общественном экологическом совете при МПР мы не
сможем по вине А.М.Амирханова обсудить в полном объеме такой социально
значимый вопрос, как экологическая безопасность химического
разоружения, то тем более нам вряд ли удастся рассмотреть и проблему
большей открытости при функционировании государственной экологической
экспертизы, которая давно уже вызывает в обществе немало справедливых
нареканий.
    Убедительная просьба дать указание А.М.Амирханову прекратить
саботаж подготовки вопроса, готовящегося к следующему заседанию
Общественного экологического совета (11 ноября). К сожалению, если в
ближайшие 2-3 дня я не смогу начать работу с документами, скрываемыми
А.М.Амирхановым, мы не успеем подготовить объективную картину к
этому заседанию. Зато общественности станет более или менее ясно, кто
именно устраивает социальные провокации в таких трудных вопросах, как
химическое разоружение.
    В любом случае, на будущей неделе я буду вынужден информировать
Совет Международного Социально-экологического союза о положении дел
с нашим участием в работе Общественного экологического совета при МПР.
    Как Вы понимете, мы готовы к открытому и конструктивному обсуждению
всех экологических проблем, включая самые трудные. Однако нам не
импонирует роль общественного попугая при Министерстве природных
ресурсов.
    С уважением,
    Член Общественного экологического Совета
    при МПР, сопредседатель МСоЭС, доктор
    химических наук                                  Л.А.Федоров
    16 октября 2002 года


    У МИНИСТРА ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ ПОМОЩНИК
                                         Локтеву Д.А.,МПР
    Коллега,
    К сожалению, я не имею представления о развитии событий
в связи с моим письмом, которое я направлял через Вашу
предшественницу почти месяц назад. Если оно было доложено, я
не знаю результата. Если не доложено, его необходимо срочно
доложить.
    К сожалению, от положительного разрешения этой ситуации
зависит очень многое.
    С уважением,
                                           Л.Федоров
       11 ноября 2002 года
    Коллега,
    Через 5 дней завод по уничтожению химического оружия
в Саратовской области начнет работать. Между тем господин
А.Амирханов НЕ познакомил ни меня, члена Общественного совета
при министре МПР, ни экологическую общественность с заключительными
документами государственных экологических экспертиз по объектам
уничтожения химического оружия.
     Вынужден просить Вас совершить необходимые действия по
обеспечению нас этой важнейшей информацией в ближайшие два-три
дня.
     К сожалению, потом реальная жизнь пойдет по иным сценариям.
     С уважением,
                                Л.Федоров, сопредседатель МСоЭС
       10 декабря 2002 года
    Коллега,
    По Вашей просьбе излагаю фабулу проблемы, она такова.
    После того, как министр утвердил примерную повестку дня
заседаний общественного совета при МПР на ближайшие месяцы
и включил туда первым номером проблему экологически безопасного
уничтожения химического оружия, я пошел по кабинетам МПР исполнять
поручение. Для этого было необходимо ознакомиться с несекретными
документами МПР, принятыми для обеспечения экологически безопасной
работы объектов по уничтожению химического оружия.
    К сожалению, министр не предусмотрел права членов общественного
совета при подготовке вопросов повестки дня, однако я надеялся на
здравый смысл работников МПР.
    На первом этапе В.Куценко и А.Амирханов послали меня подальше.
У Куценко я просил документы, касающиеся проверки органами МПР
вопросов экологической безопасности на объекте в Горном (это было
особенно актуально в июле-сентябре, когда еще можно было что-то
поправить) и на других объектах. У Амирханова я просил тексты всех
8 заключений государственных экологических экспертиз по объектам
уничтожения химического оружия, потому что без знакомства с этими
документами составить представление о проблеме абсолютно невозможно
(сами материалы по объектам были возвращены заказчику, а заключения
находятся в архиве МПР).
    После того, как Куценко и Амирханов меня послали, Е.Александрова
зачем-то посоветовала написать письмо на имя министра с изложением
просьбы предоставить указанные несекретные документы. Ответа от
министра я не получил, зато Куценко дал несколько документов (важный
документ, который он зачем-то снабдил грифом "для служебного пользования",
впрочем, не дал). А Амирханов снова меня послал.
    На очередном этапе Е.Александрова посоветовала написать еще одно
письмо с просьбой предоставить указанные несекретные документы. На
этот раз почему-то на имя заместителя министра. Написал, ответа от
заместителя министра не получил, зато Амирханов меня снова послал.
    После чего я написал то письмо министру, с которого началась
наша с Вами переписка и которое Е.Александрова, возможно, не передала
министру.
    А пару дней назад от Амирханова пришло письмо от 28 ноября. Он ни
слова не написал о готовящемся на общественном совете при МПР обсуждении
проблемы экологической безопасности химического разоружения. Зато
сделал вид, что я его о чем-то письменно просил, и сообщил о
существовании 8 заключений государственных экологических экспертиз по
объектам уничтожения химического оружия, в том числе двух - по Горному.
Это я и без писульки Амирханова знаю. Однако мне для подготовки вопроса
на общественном совете нужен не список заключений, а сами заключения.
    На этом можно и кончить. Вы понимаете, что в сложившейся ситуации
лучше бы обойтись без аппаратных фокусов, с которыми я хорошо знаком
(я стал взрослым еще при товарище Сталине). Я - доктор химических наук,
участвовал в одной из государственных экологических экспертиз как
член комиссии (к неудовольствию Чигасова) и знаком с экологической
стороной химического вооружения-разоружения не понаслышке. Так что
кормить меня манной кашей вряд ли целесообразно. Если МПР сделал в
рамках своей компетенции все для обеспечения экологически безопасного
функционирования рассматриваемых объектов, то и проблемы нет - мы с
Куценко провозгласим это на общественном совете. Если МПР сделал не
все, то это на совете выяснится. Если же я не получу всех необходимых
документов, то зачем министр утверждал повестку дня, где первым (!) был
вопрос об экологической безопасности уничтожения химического оружия.
    Пока я эту скорбную сагу не излагал никому, хотя и Амирханов, и
заместитель министра уже успели обвинить меня в намерении это сделать.
    Так что вопрос сейчас остался один - получу ли я упомянутые
несекретные документы для подготовки вопроса на общественном совете
или не получу. Если не получу, то вопрос придется с обсуждения снять -
как я уже писал министру в середине октября, быть общественным попугаем
при министре наша общественная организация не будет.
    Что до поведения Амирханова, то делать оценки мне не интересно -
это пусть министр с ним разбирается. Мы-то его знаем много лет и давно
все поняли.
    Вот, собственно, и все. К сожалению, коридорное интриганство в МПР
привело к тому, что мы были вынуждены перенести вопрос об опасности
уничтожения химического оружия в отсутствие корректного экспертирования
этого процесса непосредственно в кабинет президента страны. Пока - в
очень мягкой форме.
    Я все еще надеюсь, что в ближайшие дни проблема благополучно
разрешится и я продолжу работу по подготовке вопроса для общественного
совета при МПР. Даже двух вопросов; второй - об открытости экологических
экспертиз для общественного экологического движения.
    С уважением,
                                                       Л.Федоров
       11 декабря 2002 года
    Глубокоуважаемый Денис Альбертович,
    Я сделал все, что мог - переговорил с Онищенко (обещала) и с
ее помощницей по делам химического оружия Шилкиной (обещала). Пока
ничего нет и я уже не уверен, что что-то будет.
    Вот такие пироги.
    С уважением,
                                        Л.Федоров, МСоЭС
    13 февраля 2003 года

    ПРОЩАЙ, МИНИСТР
                                Министру природных ресурсов РФ
                                Артюхову В.Г.
    Глубокоуважаемый Виталий Григорьевич,
    Вынужден с прискорбием известить Вас о совершенной Вами ошибке.
    Когда летом прошлого года Вы создавали Общественный экологический
совет при министре МПР, только совсем уж несообразительные люди не
понимали, что лично Вас меньше всего интересует мнение экологической
общественности, а нужно было отреагировать на распоряжение правительства
в связи с итогами Гражданского форума. Однако, поскольку все-таки была
ничтожная вероятность искренности Вашего решения, я настоял на участии
нашей общественной экологической организации в работе Общественного
экологического совета при министре МПР. И был туда делегирован от имени
нашей организации.
    С самого начала участия в работе Общественного экологического совета
Социально-экологический союз поставил на его повестку принципиальные
вопросы, волнующие наше общество - об экологической безопасности
химического разоружения, об обеспечении открытости для общества работы
государственной экологической экспертизы, об участии общественности в
экологическом контроле и т.д.
    И Вы сделали вид, что отнеслись к такой постановке дела с пониманием.
К сожалению, при подготовке первого же и очень острого вопроса об
участии МПР в обеспечении экологической безопасности процесса
химического разоружения, я встретил небывалые трудности. Несмотря на Ваше
решение об обсуждении этого вопроса на первом же заседании Общественного
экологического совета, в Департаменте государственной экологической
экспертизы и нормирования качества окружающей среды мне наотрез
отказались предоставить несекретные заключения комиссий, назначавшихся
МПР для проведения государственных экологических экспертиз проектов по
строительству объектов уничтожения химического оружия. А заключений этих
не менее 8.
    Причем тягомотина, связанная с отказами в предоставлении необходимых
документов, продолжается уже полгода, несмотря на мои многочисленные
демарши. Между тем ясно, что без анализа этих документов обсуждать
экологическую безопасность готовящихся к строительству объектов
уничтожения химического оружия бессмысленно. Ну а первые инциденты на
построенном объекте в Горном уже начались.
    У меня создалось впечатление, что или Вы не способны управлять
вверенным Вам министерством, или Вы сами под прикрытием государственной
экологической экспертизы создали устойчивую организованную группировку
(учитывая официальный характер письма, воздержусь от использования более
точных и понятных русских слов) по фабрикации "экологических экспертиз"
на любую тему, в том числе на такую очень опасную для людей и природы,
как возведение объектов по уничтожению химического оружия.
    Если более верно последнее предположение, то понятно, почему Ваши
сотрудники наотрез отказываются показать экологической общественности
содержание заключительных (и несекретных) документов по "экспертизам"
объектов уничтожения химического оружия. Фактически Вы создали новый
для нашей страны секретный корпус лиц, которые подрядились в тайне
от населения изготавливать по требованию властей всех уровней
оправдательные тексты под видом "государственных экологических экспертиз".
Этакую эко-спецслужбу из лиц, которые почему-то числятся "экспертами",
а не обыкновенными операгентами.
    В связи с тем, что Вы отказались предоставить члену утвержденного
Вами Общественного экологического совета информацию, необходимую для
подготовки вопроса в рамках утвержденной Вами повестки дня, настоящим
извещаю, что Социально-экологический союз приостанавливает свое участие
в работе Общественного экологического совета при министре МПР.
    Когда и если Вы созреете к открытому и конструктивному обсуждению
всех экологических проблем, включая самые трудные, мы готовы вернуться
к рассмотрению вопроса об участии нашей экологической организации в
работе Общественного экологического совета при министре МПР.
    Член Общественного экологического Совета при МПР,
сопредседатель МСоЭС, доктор химических наук        Л.А.Федоров
    22 февраля 2003 года


    ДОПОЛНЕНИЕ 1: БЕДА, СЛУЧИВШАЯСЯ 19 ФЕВРАЛЯ
    На заводе по УХО в Горном произошла нештатная ситуация
    19.02.2003 - 16:59
    Проходящее в эти минуты в облправительстве совещание по проблемам
ЖКХ идет без участия губернатора, хотя он и собирался на нем
присутствовать. Дмитрий Аяцков срочно отбыл в Горный на завод по
уничтожению химоружия.
    Как стало известно СарБК, на этом заводе произошла нештатная
ситуация - несколько часов отсутствовало энергоснабжение.
    Депутат Совета депутатов Краснопартизанского района Николай Злобин
сообщил, что проблемы с электричеством на заводе начались примерно с
7:00, и были устранены "к обеду". Обстановка в поселке спокойная. В
администрации даже не собиралось совещание. Информацию о перебоях с
электричеством СарБК подтвердили и в "Саратовэнерго". По их данным, на
заводе вышло из строя оборудование. Предприятие перешло на
использование автономного источника питания.
    Информационно-аналитический центр по вопросам безопасности
хранения и уничтожения химоружия признал, что на заводе были некие
проблемы, но они устранены. Никаких подробностей центр не сообщил.
    Новости СаратовБизнесКонсалтинг -
             http://news.sarbc.ru/main/uho/19/02/2003/30049.html

    ДОПОЛНЕНИЕ 2: МИНИСТЕРСКИЙ ФОКУС ОТ 19 ФЕВРАЛЯ
    РУКОВОДИТЕЛЯМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ МПР РОССИИ
    В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ И ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ,
СОДЕРЖАЩЕЙ ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ НЕГАТИВНЫХ И КАТАСТРОФИЧЕСКИХ ПРИРОДНЫХ И
ТЕХНОГЕННЫХ ПРОЦЕССОВ СЧИТАТЬ ПОДОБНУЮ ИНФОРМАЦИЮ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ И
ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЕЕ ПЕРЕДАЧУ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОРГАНАМ, А ТАКЖЕ
ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЬЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПО СОГЛАСОВАНИЮ С СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ
МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
    ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА А.И.ПОВОЛОЦКИЙ - 19.02.2003 16.54

    ДОПОЛНЕНИЕ 3: МНЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ
    Из "Перечня Поручений Президента.... по итогам встречи с членами
Комиссии по правам человека.... "
    "В рамках подготовки предложений по административной реформе
рассмотреть вопрос о целесообразности создания Федерального органа
исполнительной власти в сфере экологической безопасности и охраны
окружающей среды.
     Ответственный: Касьянов М.М."
       Прислал С.И.Забелин, член комиссиии по правам человека,
       сопредседатель МСоЭС, svet@seu.ru, 25 февраля 2003 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами