Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И   *
*******************************************************************
****     Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь                  ***************
*******************************************************************
**                  Сообщение UCS-INFO.1297, 16 февраля 2005 г.   *
*******************************************************************
                                                        Мирный атом


                     "МАЯК" СВЕТИТ ОЧЕНЬ ТУСКЛО
                   (хроника от августа до января)


    АВГУСТ - ПАРЛАМЕНТАРИИ "КИНУЛИ" ПОСТРАДАВШИХ ОТ АВАРИИ
    Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года,
No 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации"
    Принят Государственной Думой 5 августа 2004 года Одобрен Советом
Федерации 8 августа 2004 года
    Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод
граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между
федеральными органами государственной власти и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также
с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными
законами вопросов местного значения.
    В настоящем Федеральном законе решаются также задачи обеспечения
конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина,
повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической
безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан,
которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым
предоставляются компенсации в соответствии с принципом разграничения
полномочий между федеральными органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления, а также принципами правового государства с социально
ориентированной рыночной экономикой.
    При переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на
положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации
и муниципальные образования должны: при замене льгот в натуральной форме на
денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие
сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной
защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а
также других обстоятельств; реализовывать принцип поддержания доверия
граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности
правового регулирования; предоставлять гражданам возможность в течение
разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство
изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования
общественных отношений; не допускать при осуществлении гражданами социальных
прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.
    Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в
соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут
использоваться для умаления прав и законных интересов человека и
гражданина.
    Статья 110 Внести в Федеральный закон от 26 ноября 1998 года No 175-ФЗ
"О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию
радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении
"Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст. 5850; 2000, N 33,
ст. 3348; 2001, N 53, ст. 5025) следующие изменения:
 1) в статьях 2-7 слова "гарантируется предоставление льгот и компенсаций,
установленных" заменить словами "гарантируются меры социальной поддержки,
установленные";
 2) статью 8 изложить в следующей редакции: "Статья 8. Гражданам, указанным
в пункте 5 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона,
гарантируется ежемесячная денежная компенсация в размере 200 рублей.";
 3) статью 9 изложить в следующей редакции: "Статья 9. Гражданам, указанным
в пункте 6 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона,
гарантируется ежемесячная денежная компенсация в размере 100 рублей.";
 4) в статье 10: в части первой слова "гарантируется предоставление льгот
и компенсаций, установленных" заменить словами "гарантируются меры
социальной поддержки, установленные"; в части второй слова "льготы и
компенсации" заменить словами "меры социальной поддержки";
 5) в части второй статьи 11 слова "льготы и компенсации" заменить словами
"меры социальной поддержки", слова "3, 4, 12-15, 19-23 части первой"
заменить словами "2, 3, 7, 8, 12-14 части первой";
 6) в статье 12 слова "гарантируется предоставление льгот и компенсаций,
указанных в частях первой и второй статьи 25" заменить словами
"гарантируются меры социальной поддержки, указанные в части первой статьи
25 и пункте 4 части третьей статьи 271";
 7) в части первой статьи 13 слова "и другими органами, определяемыми
Правительством Российской Федерации" исключить;
 8) в статье 14: в части первой слова "дают право на получение льгот и
компенсаций с момента их предъявления" заменить словами "с момента их
предъявления гарантируют меры социальной поддержки"; в части второй слова
"льгот и компенсаций" заменить словами "меры социальной поддержки" в
соответствующих числе и падеже;
 9) статью 15 изложить в следующей редакции: "Статья 15. Меры социальной
поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, являются
расходными обязательствами Российской Федерации.".

    СЕНТЯБРЬ - ГРИНПИС НАПОМНИЛ ОБ АВАРИИ
    ГРИНПИС ОБВИНЯЕТ РОССИЙСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ
ИНТЕРЕСОВ
    Челябинск, Сентябрь 29 (Новый Регион, Игорь Юров) - Сегодня исполнилось
47 лет со дня аварии на производственном объединении "Маяк". К этой дате
была приурочена акция против создания международного ядерного могильника на
территории России, проведенная активистами Гринпис в Москве.
    Как передает корреспондент "Нового Региона", на воротах центрального
входа в Дом правительства России на восьмиметровой высоте альпинисты
развернули плакат с изображением радиоактивной карты страны и надписями на
русском и английском языках: "Премьер Фрадков - за, а 93% россиян - против".
Рядом с воротами были установлены "емкости для хранения радиоактивных"
отходов из 5 стран - главных претендентов на ввоз и хранение ОЯТ в Россию:
Ирана, США, Китая, Венгрии и Швейцарии.
    Предложение об организации в России хранилища отработанного ядерного
топлива озвучил в Москве на конференции, посвященной 50-летию атомной
энергетики директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ)
Мухаммед аль-Барадеи. Эту идею поддержал премьер-министр Михаил Фрадков.
Одним из основных пунктов по обращению с международными радиоактивными
отходами при реализации совместных планов правительства России и МАГАТЭ
станет ПО "Маяк".
    В 1957 году в результате взрыва одной из емкостей с радиоактивными
отходами в окружающую среду было выброшено 20 миллионов кюри радиоактивных
веществ, что эквивалентно половине чернобыльского выброса. Радиационный след
затронул Челябинскую, Свердловскую и Тюменскую области, протянувшись более
чем на 300 километров в длину и до 50 километров - в ширину. В момент взрыва
на загрязненной территории проживало 272 тысячи человек. "93% населения
России - против планов правительства сделать из страны ядерный могильник, -
заявил Владимир Чупров, координатор антиядерной кампании Гринпис России. -
То, что делает российское правительство, называется предательством
национальных интересов".
        "Новый регион" 29.09.04

    ОКТЯБРЬ - ЖУРНАЛИСТОВ СОБРАЛИСЬ ОХМУРИТЬ
    ЖУРНАЛИСТОВ ПРИГЛАСИЛИ НА ПО "МАЯК"
    Челябинская область. Министерство по радиационной и экологической
безопасности Челябинской области предлагает журналистам Южного Урала принять
участие в информационно - обучающем семинаре на производственном объединении
"Маяк".
    Как сообщили в министерстве, представителей СМИ ожидает знакомство с
историей развития первого предприятия атомной промышленности России,
посещение промплощадки и информационного центра ПО "Маяк".
    Этот семинар пройдет в рамках федеральной целевой программы "Преодоление
последствий радиационных аварий до 2010 года", в реализации которой
принимает участие правительство Челябинской области.
    Участники семинара получат комплект информационных материалов, где будут
затронуты проблемы социально-экономической реабилитации территорий
Челябинской области, расположенных в зоне влияния ПО "Маяк".
    Участие в семинаре бесплатно. Ориентировочная дата проведения семинара -
конец ноября - начало декабря. Количество участников семинара ограничено.
    Заявки на участие принимаются до 29 октября 2004 года. В заявке
обязательно указывать: название организации, ФИО, должность, контактный
телефон, электронный адрес, данные паспорта (номер, серия, дата выдачи,
код подразделения, место, дата рождения, адрес регистрации).
    Заявки принимаются на e-mail: priroda@chel.surnet. ru , т/ф 65-78-43
(c отметкой для Башкатовой).
              "Урал-пресс-информ" 20.10.04

    НОЯБРЬ - ПРОРЕЗАЛИСЬ ПЛАНЫ (ЗАГАДИТЬ, ЧТОБЫ ПОЧИСТИТЬ)
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ БУДЕТ ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ ОЯТ, ЧТОБЫ УЛУЧШИТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ
СИТУАЦИЮ
    Челябинск, Ноябрь 18 (Новый Регион, Светлана Намская) - Челябинская
область согласилась перерабатывать отработанное ядерное топливо для того,
чтобы улучшить экологическую ситуацию в регионе. Этот вопрос обсуждался
сегодня на заседании областного правительства.
    Выступая перед собравшимися, вице-губернатор Геннадий Подтесов отметил,
что реальный объем финансирования не позволяет в полной мере выполнить
целевую программу по преодолению последствий аварии на ПО "Маяк". Однако у
области есть возможности принять ряд специальных экологических программ,
которые будут оплачиваться за счет валютных средств, которые Россия получит
за переработку и захоронение ОЯТ. В частности были предложены 3 проекта.
Первый подразумевает реабилитацию поймы реки Теча в районе села Муслюмово.
В течение 4 лет предполагается снизить риск радиационного облучения в 18
раз. На это потребуется 363 миллиона рублей. Вторая программа касается
обеспечения жильем южноуральцев, пострадавших в результате аварии и до сих
пор проживающих на загрязненной территории. Сегодня в подобной очереди стоят
1 тысяча 344 человека. Решить проблему планируется в течение 5 лет, получив
на эти цели 690 миллионов рублей. Третий проект связан с совершенствованием
медицинской помощи пострадавшим от радиационного облучения.
    Как передает корреспондент "Нового Региона", правительство все три
программы одобрило, но губернатор Петр Сумин высказал сомнение в том, что
область, получив на переработку отработанное ядерное топливо, получит
вдобавок и обещанные деньги. Дело в том, средствами будут распоряжаться
федеральные структуры, и южноуральцам придется постараться, чтобы
утвержденные сегодня программы получили реальную финансовую поддержку.
             "Новый регион" 18.11.04

    ЯНВАРЬ - ПРОКУРАТУРА "ПРОЗРЕЛА"
    Генпрокуратура возьмется за <Маяк>
    Владимир Устинов требует порядка в обращении с радиоактивными отходами
    Химический комбинат <Маяк> на Южном Урале в ближайшем времени станет
объектом пристального внимания со стороны органов прокуратуры. Поручение об
этом дал своему заму в Уральском округе генеральный прокурор Владимир
Устинов. Резкие заявления, прозвучавшие по адресу <Маяка> на коллегии
надзорного ведомства, с энтузиазмом были восприняты челябинскими <зелеными>
и с недоумением - на самом предприятии.
    Подробности - от "УралПолит.Ru".
    <Дамокловым мечом над жителями Челябинской области висит ситуация,
которую создало производственное объединение <Маяк>. Сорок лет река Теча
источает погибель живущим на ней сегодня и будущим поколениям. Я прошу
своего заместителя в Уральском округе Золотова Юрия Михайловича вернуться к
ситуации вокруг <Маяка>. Если надо - возбудить уголовное дело. Но дойти до
истоков, дойти до тех, кто сегодня не принимает мер к тому, чтобы
предотвратить угрозы катастрофы>, - это слова из доклада Владимира Устинова,
который прозвучал на коллегии Генеральной прокуратуры.
    Произнося их, Владимир Устинов подчеркнул, что обеспечение экологической
безопасности населения, - один из главных приоритетов в работе органов
прокуратуры. Заявление Устинова уже воспринято как руководство к действию.
Новый природоохранный прокурор Челябинской области Анатолий Екимов, к
которому корреспондент <УралПолит.Ru> обратился за комментариями,
подтвердил, что его ведомство намерено вплотную заняться деятельностью
производственного объединения <Маяк>. Прежде всего, речь идет о так
называемом Теченском каскаде водоемов (ТКВ).
    Напомним, ТКВ представляет собой систему сообщающихся технических
водоемов, размещенных по течению небольшой речки Теча в северной части
Челябинской области. С 50-х годов прошлого века ТКВ служит гигантским -
общей площадью более 70 кв. километров - хранилищем низкоактивных, но
опасных для всего живого отходов мирового лидера в производстве
радиоизотопов и единственного в России предприятия по утилизации
отработанного ядерного топлива с реакторов АЭС и атомного флота. По
разным оценкам, в ТКВ скопилось от 300 до 400 млн. кубометров воды
суммарной активностью более 300 тыс. кюри. Руководство <Маяка> неоднократно
заявляло, что полностью отказаться от слива отходов в Течу предприятие
сможет только к 2011 году.
    Но продолжающееся до сих пор накопление отходов - это еще полбеды.
Основная проблема теперь в том, как предотвратить переполнение хранилища и
разрушение гидротехнических сооружений, серьезно изношенных за прошедшие
десятилетия. Уровень воды в водоемах Теченского каскада каждый год
увеличивается за счет грунтовых вод и атмосферных осадков, и каждое весеннее
половодье власти Челябинской области встречают в ожидании большой беды.
Случись прорыв на сдерживающих плотинах, зараженные потоки хлынут в открытую
гидрографическую сеть - реки Исеть, Тобол, Иртыш и Ока - с последующим
выходом в Северный Ледовитый океан. Последствия могут превзойти результаты
печально известного теплового взрыва на <Маяке> в 1957 году, когда облако
радиации накрыло сотни квадратных километров заселенной территории.
    Ситуация, которую областные чиновники открытым текстом называют чреватой
катастрофой уже планетарного масштаба, неоднократно обсуждалась на самом
высоком уровне. В том числе варианты решения проблемы, наиболее оптимальным
из которых экспертная комиссия Минэкономразвития России признала
возобновление строительства Южно-Уральской атомной станции. Этот объект
начинали строить в окрестностях <Маяка>, но <заморозили> в начале 90-х под
давлением <зеленых>. Проект предусматривает, что АЭС будет использовать
воды ТКВ для охлаждения реакторов и тем самым убережет хранилище от
переполнения. Но проблема в том, что, несмотря на декларируемое федеральным
центром понимание проблемы, возобновления строительства ЮУАЭС в ближайшие
годы не предвидится из-за недостатка средств у государства.
    Возможно, заявление генерального прокурора призвано заставить чиновников
федерального правительства пересмотреть приоритеты в планировании развития
атомной энергетики в России. К примеру, отказаться от финансирования
строительства нового энергоблока на Белоярской АЭС в соседней Свердловской
области и в срочном порядке перебросить деньги на Южный Урал. В противном
случае резким высказываниям Владимира Устинова по ситуации вокруг <Маяка>
трудно найти объяснения. Вероятно, поэтому официальные представители
химкомбината сегодня предпочитали воздерживаться от комментариев, мотивируя
это отсутствием официального текста доклада генерального прокурора.
    Впрочем, директор центра по связям с общественностью <Маяка> Евгений
Рыжков все же обрисовал свое видение ситуации агентству <УралПресИнформ>.
По словам Рыжкова, химкомбинат работает в штатном режиме, без чрезвычайных
ситуаций, а все проблемы, по поводу которых <Маяк> то и дело поминают
недобрым словом, вызваны начальным периодом деятельности предприятия. <Судя
по выступлению генпрокурора, решено не столько искать возможность решения
проблемы, сколько определить виновников трагедии полувековой давности>, -
отмечает агентство со ссылкой на представителя <Маяка>. В этой связи
действительно нелишне напомнить, что химкомбинат появился после второй
мировой войны с целью разрушения монополии США на ядерное оружие. Об
экологической безопасности населения, которую возводит в приоритет нынешний
генеральный прокурор, в те годы если и думали, то в самую последнюю очередь.
    А.Патан
    КОММЕНТАРИИ:
    Андрей Телевлин, вице-президент общественной организации <Правосознание>
(Челябинск):
    Деятельность ПО <Маяк> уже давно было пора поставить в правовое поле.
Сегодня уже ни для кого не секрет, что <Маяк> нарушает природоохранное
законодательство. Как вы помните, около года назад у них возникли проблемы
с получением лицензии на переработку отработанного ядерного топлива. Нам
известно, что областная природоохранная прокуратура сейчас готовит проверку
деятельности этого предприятия. Мы готовы оказать им помощь.
    24.01.05, uralpolit.ru

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                            *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на    *
* сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info              *
* ***********************************                        *
* Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
* Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru            *
**************************   Распространяется                *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *   по электронной почте            *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и война
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами