Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И   *
*******************************************************************
****     Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь                  ***************
*******************************************************************
**                  Сообщение UCS-INFO.1298, 21 февраля 2005 г.   *
*******************************************************************
                                                        Нефть и газ



                МОЛДАВИЯ: НЕФТЯНОЙ ТЕРМИНАЛ ДЖУРДЖУЛЕШТЫ



    ПРАВИТЕЛЬСТВО МОЛДОВЫ И AZPETROL ПОДПИСАЛИ СОГЛАШЕНИЕ
О ПЕРЕДАЧЕ ТЕРМИНАЛА В ДЖУРДЖУЛЕШТЫ
    Правительство Молдовы и компания Azpetrol (Азербайджан) подписали пакет
соглашений, согласно которым активы недостроенного нефтяного терминала АО
Terminal в Джурджулешты на реке Дунай переданы азербайджанской компании.
    Согласно соглашению,  Azpetrol погасит задолженность Молдовы перед
Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) в размере $15  млн. Эти
средства ранее были предоставлены Молдове ЕБРР на строительство терминала.
    Также  соглашение предусматривает предоставление Azpetrol сроком
на  8  лет  освобождения от уплаты НДС на поставки  нефтепродуктов
через  терминал  и  их  продажу  через  сеть  АЗС,  которая  будет
построена компанией в Молдове. Предоставление этой льготы  требует
внесения изменений в законодательство Молдовы.
    Срок  аренды земельного участка, на котором расположен терминал,
составляет 99 лет. Продажа участка не предусмотрена.
    Azpetrol  планирует завершить строительство и ввести терминал  в
эксплуатацию до конца 2005 г.
    Справка:  Строительство терминала в Джурджулешты было  начато  в
1996г. Проект строительства оценивался в $38 млн. и финансировался
ЕБРР.  Для реализации проекта было создано АО Terminal, в  котором
Молдове принадлежит 41% акций, греческой компании Technovax ?  39%
акций,  ЕБРР ? 20% акций. Планировалось, что через терминал  будет
проходить  весь  объем горюче-смазочных материалов,  импортируемых
Молдовой. Однако молдовская сторона не смогла обеспечить  загрузку
терминала,   вследствие  чего  эксперты   ЕБРР   признали   проект
строительства терминала неэффективным.
    Впоследствии  правительство  Молдовы  договорилось  с   ЕБРР   о
привлечении  стратегического инвестора, который  сможет  завершить
строительство терминала.
    В настоящее время грузовой порт находится в рабочем  состоянии,
однако требуется реконструкция основных причалов и оборудования, а
также  достройка портовых терминалов и подъездов  к  порту.  Через
терминалы  нового  порта  можно будет переваливать  судами  класса
"река-море" в страны Европы многие виды грузов, в т.  ч.  нефть  и
нефтепродукты. Прогнозируемые объемы переработки грузов составляют
до 10-15 млн. т в год.
    Местоположение   порта   Джурджулешты   позволяет    с    малыми
транспортными   издержками  поставлять  произведенные   здесь   же
нефтепродукты на рынок Молдовы и экспортировать в соседние страны.
    Объем   инвестиций  Azpetrol  в  течение  ближайших  7   лет   в
строительство  нефтяного, сухогрузного и пассажирского  терминалов
на  реке Дунай в Молдове, НПЗ мощностью до 2 млн. т в год  и  сети
автозаправочных станций (до 50 АЗС) составит около  $250  млн.,  в
т.ч. в строительство нефтяного терминала ? $10 млн., сухогрузного
и пассажирского терминалов - $15 млн., в строительство НПЗ - $170-
200 млн., в создание сети АЗС - $35 млн.
    На начальном этапе создания сети АЗС Azpetrol будет обеспечивать
их  нефтепродуктами за счет импорта из Азербайджана и с восточного
побережья  Каспия.  После  завершения строительства  НПЗ  Azpetrol
будет импортировать в Молдову только нефть.
             "Энергобизнес" (Киев), 9 февраля 2005 г.

    AZPETROL ЗАХОДИТ С ТЫЛА?
    После неудачи с попыткой прямого выхода на рынок Украины ведущая
частная нефтекомпания Азербайджана решила реформировать нефтерынок
Молдовы.    Правительство   Молдовы   одобрило    соглашение    об
инвестиционном    сотрудничестве    с    молдавско-азербайджанской
компанией   Azpetrol   Moldova   (Azmo).   Компания   намеревается
инвестировать  в  Молдове $250 млн. Предполагается,  что  в  порту
будут  действовать нефтяной, сухогрузный и пассажирский терминалы.
Кроме   того,   Azpetrol   намерена   построить   в   Молдове   50
автозаправочных станций (инвестиции в АЗС и инфраструктуру  -  $35
млн),  а  также  нефтеперерабатывающий  завод  (его  строительство
оценивается в $170-200 млн).
    НЕМНОГО ИСТОРИИ
    Готовность  терминала  Джурджулешты, выступающего  альтернативой
украинскому  сегменту Евро-азиатского нефтетранспортного  коридора
(трубопровод Одесса - Броды и нефтегавани порта Южный), составляет
около  60  %, а его проектная мощность - 1, 7 млн т нефти  в  год.
Первоначально  41 % акций Terminal принадлежал  Молдове,  29  %  -
греческой  Technovax  Inc.  , 20 %  -  ЕБРР,  10  %  -  молдавской
госкомпании  Tirex Petrol. В 2000г. последняя была приватизирована
немецкой  корпорацией Mabanaft и вышла из проекта. В  2002-2003гг.
Молдова   попыталась  реанимировать  проект  за  счет  российского
капитала,  но  не смогла убедить компанию "Лукойл"  участвовать  в
строительстве терминала. В прошлом году удалось привлечь к проекту
неизвестное  ранее  на нефтерынке ОАО "Азовский  морской  порт"  ,
которое в начале 2004г. со скандалом выбыло из проекта.
    Прямым конкурентом молдавского Terminal S.A. является украинский
нефтерминал  порта  Рени.  Этот терминал  расположен  буквально  в
нескольких километрах от строящегося порта Джурджулешты.
    Пресса  южных  регионов Украины предполагает, что украинскому  и
молдавскому  терминалам придется делить одну и  ту  же  клиентскую
базу,   однако  это  трудно  подтвердить.  В  отличие  от   своего
молдавского коллеги терминал Рени специализируется не на приеме, а
на  отгрузке  нефтепродуктов, причем он  занимается  исключительно
перевалкой наиболее дорогих нефтепродуктов - нефтяного конденсата,
нефтяного  кокса  и  смазочных масел. Ренийский  терминал  годовой
мощностью  250 тыс. т построили украинская компания  ООО  "Лагуна-
Рени"   и  российское  ОАО  "Объединенная  нефтегазовая  компания"
(директором   последней  до  недавнего  времени   являлся   Андрей
Черномырдин,  сын бывшего российского премьера и главы  "Газпрома"
Виктора Черномырдина, сейчас являющегося послом РФ на Украине).
    ОКОЛЬНЫЙ ПУТЬ
    Решившая   приобрести  51  %  акций  терминала   азербайджанская
нефтекомпания  Azpetrol  является  одним  из  наиболее  динамичных
нефтеторговых частных предприятий бывшего СССР. Она  оперирует  54
АЗС  в  Азербайджане,  имеет  собственные  нефтепромыслы,  владеет
трубопрокатным заводом и нефтетерминалом "Лесной" в Баку.  Наличие
собственных  ресурсов и инфраструктуры позволило ей в  конце  90-х
годов  начать  активную  работу в транскавказском  и  черноморском
сегментах Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, а в  2002г.
и  на  украинском  участке этого европейского транспортного  пути,
предложив   Киеву  свои  услуги  по  заполнению  части   мощностей
нефтепровода Одесса-Броды и разворачиванию крупной сети АЗС.
    Подобные планы азербайджанских инвесторов тогда встретили мощное
сопротивление  со  стороны  украинских чиновников  и  бизнесменов.
Тогда  азербайджанские инвесторы решили выйти  на  рынок  окольным
путем,   через  Молдову,  которая  не  имеет  сегодня  собственной
нефтепереработки и удовлетворяет свои потребности в нефтепродуктах
за  счет импорта (около 90 % поставок приходится на продукцию трех
НПЗ - украинских "Лукойл-Одесский НПЗ" и "НафтохЁмЁк Прикарпаття",
а  также  румынского завода Petrotel, расположенного  недалеко  от
границы  с Молдовой). В целом к концу 2003г. на нефтерынке Молдовы
работало 543 АЗС, из которых 70 принадлежало Lukoil-Moldova, 61  -
компании  Tirex Petrol, 44 - румынской госкомпании Petrom-Moldova,
около  50  -  независимым компаниям Valiexchimp и Armamil.  Приход
нового азербайджанского импортера как минимум способен существенно
поменять  сложившуюся картину - если Украина не позволит  Azpetrol
направить  ресурсы с Джурджулешт в южные области нашей страны,  то
поставки  с  Одесского и Надвирнянского НПЗ в  Молдову  сократятся
адекватно мощностям нового молдавского терминала, то есть на  1,5-
1,7 млн т в год. А если разрешит, то некоторым трейдерам  Южной  и
Центральной Украины придется поступиться своей долей рынка.
    А ЧТО В МОЛДОВЕ?
    Геополитическое значение порта конечно весьма велико, но  в  том
случае,  если  он будет построен. Для внутреннего  же  молдавского
рынка  появление  такой компании, да еще и пользующейся  льготами,
вызовет  серьезный  передел  рынка.  Правительство  освободило  на
восемь   лет   компанию  Azpetrol  от  уплаты  НДС   на   поставки
нефтепродуктов  через порт Джурджулешти и их  продажи  через  сеть
собственных   АЗС.   Это  значит,  что  другие  операторы   рынка:
российский  Lukoil,  молдо-румынские Petrom и RomPetrol  и  молдо-
немецкий  Tirex-Petrol  окажутся в неравном  положении.  Ведь  эта
льгота поставит Azpetrol в чрезвычайно привилегированное положение
на рынке, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
    Также,  в связи с тем, что само соглашение еще не готово, вполне
возможно,  что  у  группы Azpetrol будут и дополнительные  льготы:
например,  не платить НДС на импорт, а вместе с ним и акцизы.  Так
или  иначе,  но  соглашение между правительством  и  Azpetrol  уже
подписано, а значит, заложенные в нем обязательства обеим сторонам
надо выполнять.
    Не стоит забывать, что сделка весьма выгодна не только Молдове, но и
инвестору. Помимо реализации стратегических целей - южнодунайский выход на
рынки Европы, - просчитывается и экономическая выгода.
    Нынешнее  потребление  топлива в Молдове оценивается  в  600-650
тыс.  тонн,  и  оно  в  последние годы растет. Наличие  терминала,
(себестоимость  импорта  по  воде  значительно  ниже  сухопутной),
позволит   компании   Azpetrol   импортировать,   как   утверждают
специалисты,  до  половины потребностей страны - то  есть  250-300
тыс. тонн в год.  При таких оборотах, а также постоянном росте цен на
нефтепродукты, инвестиции в $250 млн должны окупиться за 8-12 лет.
               "Коммерсант-PLUS" (Кишинев), 4 февраля 2005 г.

    РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ ВСКОРЕ ВЫКИНУТ ИЗ МОЛДОВЫ?
    Молдова  из импортера нефтепродуктов в одночасье превращается  в
экспортера.  Что  это - предвыборный трюк? Несомненно.  Власть,  в
течение  четырех  лет  своего  правления  сводившая  экономическую
политику  исключительно  к  мизерному  снижению  цен  на  хлеб   и
спекуляциям  на  валютном  рынке,  жаждет  на  данном  направлении
решительного  прорыва.  В  самый  разгар  кампании  по  выборам  в
парламент  вновь  вспоминают о Джурджулештском терминале  -  этом,
ставшем притчей во языцех, "долгострое века" , попахивающем к тому
же   аферой,  начатой  прежним  руководством  Молдовы  и   усердно
продолжаемой нынешним.
    Впервые  о  необходимости "прочно стать на Дунае"  в  республике
заговорили сразу после обретения ей государственной независимости.
В   1992  году  началась  разработка  проекта,  предусматривающего
строительство  в  самой южной точке страны - селе  Джурджулешты  -
порта,  способного принимать даже океанские суда. Оговорюсь сразу,
глубина  здесь  уникальная, пологий берег почти сразу  обрывается,
образуя  18-метровую пропасть. Изначально предполагалось  возвести
здесь  порт  с  тремя  терминалами  -  пассажирским,  торговым   и
нефтяным.  Сметную стоимость проекта сразу оценили в 40  миллионов
долларов  США.  Эта сумма не изменилась даже после того,  как  его
секвестрировали на две трети. Выяснилось, что суверенной береговой
линии - всего 920 метров - на такую махину не хватит. Решили оставить
один лишь нефтяной терминал, как наиболее необходимый для страны.
    Соглашение   с  Европейским  банком  реконструкции  и  развития
заключили  в  1996 году, получили кредит, греческий  генподрядчик,
назначенный ЕБРР, приступил к работе. Потом выяснилось, что и  для
одного  терминала пятачка дунайского побережья явно  недостаточно.
Кабинет  министров  Молдовы  вступил в изнурительный  переговорный
процесс  с  властями соседней Украины об обмене  территориями  при
демаркации   государственной  границы.  Пока   искали   консенсус,
который,  к  слову, так и не нашли, дело простаивало.  К  тому  же
впоследствии выяснилось, что наше правительство неплатежеспособно,
даже установленный  для него мизерный взнос оно не в состоянии внести.
    Специалисты  в  один  голос говорили о  ненужности  проекта  как
такового, что он, мол, не окупится ни через десять лет, как  тогда
предполагалось, ни через пятьдесят, поскольку рядом находятся  три
украинских порта - Рени, Измаил и Килия и три румынских  -  Галац,
Тулча и Сулина, которые, имея более мощную инфраструктуру, тем  не
менее  переживают  упадок и не могут работать на полную  мощность.
Били тревогу и защитники природы, утверждающие, что при разработке
плана  строительства нефтяного терминала - опасного для окружающей
среды   объекта   -   не  было  проведено  должной   экологической
экспертизы.  Профильный департамент, сделав  заключение  в  пользу
проекта,  ограничился  лишь объяснением, что надстройка  терминала
возвышается над поверхностью воды на 20 метров, что сток  Дуная-де
надежно  зарегулирован,  поэтому  больших  паводков,  грозящих  ее
сносом, здесь не бывает. Конечно же, это было банальной отпиской.
    Промучившись  в  такой  нервозной  обстановке  почти  три  года,
инвесторы  решили прикрыть "стройку века". О терминале  на  долгое
время   забыли,   вспоминая   изредка   лишь   для   того,   чтобы
проинформировать  общественность: государство,  мол,  ищет  нового
стратегического  партнера для завершения строительства.  Последний
раз  об  акционерном  обществе Terminal  SA  говорили  в  связи  с
назначением   на   должность  его  гендиректора   проштрафившегося
министра транспорта и связи Анатолия Купцова.  И после этого - молчок.
    Но вот  президент Молдовы Владимир Воронин съездил с визитом  в
Азербайджан, и следствием заключенных в ходе него соглашений  стал
приход на рынок Молдовы крупнейшего за всю ее историю инвестора  -
группы  компаний Azpetrol. Новый партнер взял на себя долги  нашей
республики по кредиту, выделенному ЕБРР, но так и не освоенному, а
скорее всего, разворованному, общая сумма которых вместе с пеней и
штрафными  санкциями  приблизилась  к  25  миллионам  американских
долларов.  Кроме того, он взял на себя обязательства  вложить  $10
миллионов  на строительство многострадального терминала,  еще  $15
миллионов  -  на возведение грузопассажирского порта. Вернулись  к
тому,  с  чего  начинали:  на клочке побережья,  где  развернуться
негде, опять будем строить все вместе. Ну не волюнтаризм ли?
    Кроме   того,   $35  миллионов  будет  потрачено   на   создание
инфраструктуры  самой компании Azpetrol на территории  Молдовы,  в
частности  ввод  в  эксплуатацию 50  автозаправочных  станций.  Но
главное   приобретение   нашей  республики   -   это   собственный
нефтеперерабатывающий  завод мощностью 2  миллиона  тонн  "черного
золота"  в  год, в строительство которого азербайджанская  сторона
обязуется  вложить  200  миллионов  долларов  США.  Вот  та  самая
волшебная  палочка,  по мановению которой Молдова  превратится  из
импортера нефтепродуктов в их экспортера. Только произойдет это не
сегодня, а лет этак через семь, и то в случае, если нас не надуют.
    Все вышеприведенные   цифры  -  это,  так   сказать,   затраты
стратегического  инвестора. А что же он  получит  взамен?  Участок
земли,  на  котором  будет возведен нефтяной  терминал,  в  аренду
сроком на 99 лет и освобождение от налога на добавленную стоимость
в  течение  8 лет с начала эксплуатации объекта на ввозимые  через
терминал  нефтепродукты  и  реализуемые  после  переработки  через
собственную сеть АЗС.
    Это, конечно,  немало.  Но,  как  представляется   независимым
экспертам,  интересы  Azpetrol в Молдове  гораздо  шире.  Редакция
решила  провести собственное расследования. Информация, полученная
из открытых источников, заставляет основательно задуматься: что же
хочет  получить  компания  Azpetrol в Молдове?  К  примеру,  вице-
президент азербайджанской компании Томас Мозер долгое время работал в
структурах ЕБРР, был главой Бакинского представительства ЕБРР.
    Учитывая,  что компания должна погасить перед ЕБРР  долги  РМ  в
размере 25 миллионов долларов, возникает много вопросов.
    Не стоит  забывать и о нефтепроводе Одесса-Броды. Тут, конечно,
вопрос  значительно  сложнее. Достоверно  известно,  что  к  этому
проекту  огромный интерес проявляет компания "Шеврон".  По  мнению
заведующего  отделом Украины Института стран СНГ Кирилла  Фролова,
речь  идет  о вытеснение с рынка региона всех российских компаний.
Позиции   этой  команды  усиливают  симпатии,  которые  питает   к
"Шеврону"   Кондолиза   Райс.  По  мнению  политолога,   овладение
трубопроводом Одесса-Броды и газотранспортной системой  Украины  -
одна  из целей "оранжевой революции". И не стоит думать, что  наша
страна  столь  уж  безнадежна. Хоть  ее  рынок  и  намного  меньше
украинского, почему бы не сделать его своим?
    Это касается и политических дивидендов, на которые рассчитывает
правящая  верхушка  Молдовы, реанимировав  накануне  парламентских
выборов  плодотворную  идею "аферы века". В  электоральном  запале
нашу  страну  уже называют морской державой. Нефтеперерабатывающий
завод,  по  замыслу  инвестора, должен  обеспечить  энергетическую
независимость   страны,  что  подразумевает,  в  первую   очередь,
переключение  ее на поставки нефти морским путем из  Азербайджана,
Туркмении  и Казахстана. Нефть, поставляемая с российского  рынка,
при  этом  переместится  как бы на второй план.  Возможно,  начало
тесного сотрудничества Кишинева и Баку в рамках ГУУАМ приведет  со
временем  к  тому,  что  из  республики в  итоге  будут  вытеснены
российские  и  румынские  компании,  и  установится  монополия  на
реализацию  нефтепродуктов новоиспеченной "морской державы"  и  ее
новых стратегических союзников.
    Пока же Василий Тарлев заранее пообещал грядущее снижение цен на
нефтепродукты и их стабилизацию.
          С.Иванов, "Коммерсант-PLUS" (Кишинев), 28 января 2005 г.

        Источник: ies@rambler.ru, 13 февраля 2005 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                            *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на    *
* сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info              *
* ***********************************                        *
* Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
* Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru            *
**************************   Распространяется                *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *   по электронной почте            *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и война
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами