Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И   *
*******************************************************************
****     Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь                  ***************
*******************************************************************
**                   Сообщение UCS-INFO.1334, 28 апреля 2005 г.   *
*******************************************************************
                                                      Опасная химия
                           28 апреля - День химической безопасности


              МУСОР НА ПРОСТОРАХ РОССИИ: ОТ  "М"  ДО  "Н"


    МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
    Мособлдума одобрила Концепцию областной целевой программы <Обращение с
отходами производства и потребления в Московской области на 2005-2015 годы>.
Эксперты считают, что это значимый шаг в процессе создания современной
индустрии переработки отходов производства и жизнедеятельности.
    В развитых странах в последние десятилетия сделан существенный прорыв
в деле размещения и утилизации отходов. Их уже не закапывают, а пускают в
переработку, что приносит немалые прибыли. В Европе после 2010 году вообще
собираются закрыть последнюю свалку, а в России пока предпочитают работать
по <старинке> - отходы собирают и вывозят на так называемые полигоны. Но
делать это с каждым годом становится все труднее. По официальным данным
общий объем образуемых и накопленных отходов в Московском регионе составляет
более 43 млн. тонн в год. И эти объемы растут - в среднем на 3 процента в
год. Если не принять экстренных мер по утилизации, то ближайшие годы
Подмосковье превратится в гигантскую свалку.
    Нельзя сказать, что специалисты не осознавали серьезность ситуации, но
экономические трудности, которые переживала страна в переходной период,
несовершенство федерального законодательства не позволяли вывести процессы
утилизации отходов на новый индустриальный уровень. Сегодня эти возможности
появились как в экономическом, так и в правовом плане.
    Изменившиеся федеральное законодательство позволяет субъектам Российской
Федерации самим разрабатывать и реализовывать региональные программы в
области обращения с отходами.
    Представляющий Концепцию на заседании Мособлдумы член Комитета по
вопросам землепользования, природных ресурсов и экологии Сергей Захаров
отметил, что нагрузка на территорию Московской области по удельному
показателю объема захоронения отходов является одной из самых высоких в
России. На территории Московской области действует 89 полигонов(свалок). Но
их возможности по приемы отходов через несколько лет исчерпаются. И тогда
резко возрастет количество свалок несанкционированных. Их сегодня в области
несколько тысяч, а с закрытием переполненных официальных полигонов, ситуация
может стать катастрофической.
    Специалисты едины в своем мнении: строительство новых полигонов, и
реконструкция некоторых действующих ситуацию не спасут. Нужен новый подход.
Так же необходимо учитывать и тот факт, что с принятием новых федеральных
законов центр тяжести в сфере обращения с отходами производства и
потребления перемещается на муниципальные образования. Они наделяются
полномочиями по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых
и промышленных отходов. Но у специалистов возникают большие сомнения, что
муниципальные образования в силу ограниченности финансовых ресурсов смогут
должным образом реализовать эти полномочия.
    Разработчики Концепции считают, что в Московском регионе необходима
согласованная стратегия обращения с отходами, определяющая общую генеральную
цель, общий план действий, на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный
периоды, учитывающий реальные возможности на каждом этапе развития,
устанавливающий приоритеты, четкие, ясные, достижимые целевые показатели.
    Концепция достаточно четко определяет задачи исполнительной и
законодательной властей, как региональной, так и муниципальных образований.
Нужно разработать около десяти новых законов, внести ряд изменений в ныне
действующие. Предлагается так же создать центральный исполнительный орган
государственной власти Московской области, отвечающий за сферу обращения с
отходами, на который будут возложены обязанности по созданию единой системы
комплексного управления отходами производства и потребления. Конечно это
затратные меры, но если запланированные мероприятия будут реализованы, то,
по словам председателя Комитета по вопросам землепользования, природных
ресурсов и экологии Василия Дупака, это позволит разработать и реализовать
комплекс мер, направленных на уменьшение образования отходов, увеличить
объемы использования отходов в качестве вторичного сырья, привлечь
дополнительные инвестиции в экономику Московской области, создать 50 тысяч
дополнительных рабочих мест, обеспечить экологически безопасное хранение,
переработку и уничтожение отходов, провести рекультивацию и санацию
территорий, занятых отработанными свалками ТБО, ликвидировать накопленные
промышленные отходы, представляющих опасность для окружающей среды и
здоровья человека.
              Пресс-служба Мособлдумы, 5 марта 2005 г.

    НИЖНИЙ НОВГОРОД
    Баланс на острие реформы
    В Нижегородской области сбором и переработкой вторичных материальных
ресурсов занимается более 30 предприятий. Из них ртутьсодержащие отходы
перерабатываются на демеркуризационных установках Спецзавода No 1 (Нижний
Новгород) и ОАО "Гидроагрегат" (Павлово). Кислые гудроны планируется
обезвреживать на ЗАО "АвиаТехМас".
    Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской
области также не остался в стороне от данного процесса. В настоящее время
заканчивается реализация целевой программы "Отходы", которая действовала в
области с 2000 по 2004 год. По словам руководителя Комитета охраны природы
и управления природопользованием Нижегородской области Николая Соколова,
планируемая сумма финансирования мероприятий составляла 81,7 млн рублей, но
фактически на реализацию мероприятий затрачено 91,6 млн рублей, в том числе
30,6 млн рублей из средств областного экологического фонда. Основное
внимание было уделено комплексному решению проблемы переработки твердых
бытовых отходов.
    В частности, модернизирован и расширен полигон твердых бытовых отходов
"Игумново", реконструирована промышленная  площадка Спецзавода No 1.
Обустраиваются существующие и строятся новые полигоны в Балахнинском,
Володарском, Сеченовском, Вадском, Большемурашкинском, Кулебакском,
Вознесенском и Дальнеконстантиновском районах области. Завершаются работы
по ликвидации бесхозных нефтехранилищ в Сормовском районе Нижнего Новгорода.
Значительным событием программы стала ликвидация шлакоотвала АО
"Нижегородский машиностроительный завод"...
    Удалось ли все, что планировалось, и с какими проблемами столкнулся
Комитет по охране природы и управления природопользованием Нижегородской
области? Об этом рассказал его руководитель Николай СОКОЛОВ.
  - Программа "Отходы" работала четыре года. На сегодняшний день она
практически выполнена. К сожалению, не так часто нам удается себя похвалить.
Но, к нашей радости, освоено денег больше, чем планировали. И из 30
мероприятий программы 28 выполнены практически полностью. Хотя редко бывает,
что четырехгодичная программа выполняется на все 100 процентов. Но нам это
почти удалось.
    Из проблем, которые у нас возникли при реализации этой программы, самым
сложным оказался вопрос собственности. Дело в том, что некоторые собственники предприятий
в безобразном виде и в огромных количествах содержат такие токсичные отходы,
как кислые гудроны, а мы сделать ничего не можем. Во-первых, поскольку
предприятие и так не работает - оно банкрот, то мы не можем его остановить.
    Во-вторых, гудроны собственник на переработку не отдает. Он хочет их только
продать, но они никому не нужны.
    Для того, чтобы гудроны переработать, нужны специальные технологии. Но
те, кто может и хочет их перерабатывать, говорит: "Я не планировал покупать,
у меня на это денег нет". И получается, что есть и технология, и
оборудование для их переработки, а нам это сделать не дают. Проблема
усугубляется тем, что отходы лежат в Нижегородском регионе, а их владельцы
зарегистрированы в другом регионе.
    Такой же парадокс в одном из районов области: арендаторы поставили
уникальное импортное экологическое оборудование, а владельцы предприятия
говорят: не дадим его использовать. Получается беспредел. Комитет вкладывает
бюджетные средства, а в итоге собственник не позволяет ничего сделать с
отходами. И мы его заставить не можем - таково наше законодательство.
    Похожая ситуация на одном из заводов по переработке цветных металлов.
Завод почти банкрот, и у него нет денег, чтобы переработать шлаки со своей
свалки. Он готов их продать, а не отдать, поскольку кредиторы предприятия -
различные организации. Как заставить предприятие перерабатывать? Мы
акционерному обществу деньги давать не можем, а у завода их нет. Владельцы
считают что если мы хотим перерабатывать, значит, это кому-то нужно. А
штрафовать, если предприятие банкрот, бесполезно - платить все равно нечем.
Вот и получается парадокс: вроде бы и деньги имеем, и хотим сделать, но не
можем добраться - чужая собственность.
    И этот вопрос так остро раньше никогда не стоял.
  - Что все же сделано в этом году?
  - У нас было немало строек. Мы сдали очистные сооружения в Сокольском
районе, систему очистки воды в Ваче. Сейчас в большой степени готовности
очистные сооружения в Княгинино, система канализации в Ковернино. Я бы
сказал, что в этом году мы пытались спланировать средства так, чтобы
строительство завершить в следующем году равномерно по всем объектам области.
Таких сооружений и объектов очень много. На 80 процентов помогли сделать
полигоны, планируя, что в начале следующего года мы их закончим. Это полигоны
в Вознесенском районе, в Большемурашкинском, в Дальнеконстантиновском районе
и другие...
  - С чем связано, что нет полигонов промышленных отходов?
  - С тем, что у нас несколько лет назад все отходы складировались на
территории предприятий. Предприятия, как правило, были либо в процедуре
внешнего управления, поскольку реформы начала 90-х многие предприятия
поставили на грань выживания. Отходы некуда было вывозить, и в то же время
перестали разрабатываться технологии переработки.
    Страна находилась в периоде стагнации.
    Ничего не развивалось.
    Предприятия в силу своей нищеты вынуждены были накапливать промышленные
отходы на своей территории. В основном большинство отходов - шлаковые,
гальванические шламы, отходы химического производства - находятся на
территории предприятий в специальных емкостях. И у области до сих пор не
было денег строить полигон промышленных отходов. Это общая проблема. Но и
она в последнее время сдвинулась с мертвой точки. На полигон ОАО "ГАЗ",
расположенный в дзержинской промзоне, мы планируем сдавать отходы
предприятий Нижнего Новгорода и Дзержинска.
    Людей всегда пугают радиоактивными отходами. У нас нет радиоактивных
отходов, но отходы гальванических производств, химических процессов не
лучше. Они подлежат захоронению. И для них оборудована довольно большая
территория на полигоне ГАЗа.
    Полигон рассчитан на то, чтобы принимать отходы различного класса
опасности. В основном отходы, которые не перерабатываются. Сейчас 70
процентов промышленных отходов поступает на повторную переработку. Это и
полимерные, и строительные материалы. С каждым годом нам удается увеличивать
процент переработки отходов.
    Конечно, программой не ставилась задача переработать сразу все отходы,
они накапливались десятилетиями. Естественно, за четыре года мы не могли
революцию совершить. Но, например, в 2000 году из вновь образующихся
промышленных отходов различной степени токсичности перерабатывалось 60
процентов, в настоящее время - уже 70 процентов. Я не говорю, что за
следующие четыре года количество перерабатываемого увеличится еще на 10
процентов... Есть, конечно, определенный предел. Но то, что процент
переработки удалось повысить, - серьезный факт. И я бы просил не забывать,
что кроме промышленных есть твердые бытовые отходы. И для крупных городов,
таких, как Нижний Новгород, Дзержинск, Кстово, Выкса, это тоже проблема.
    В рамках программы "Отходы" построены полигоны для населенных пунктов,
где их не было. У Нижнего Новгорода проблема с твердыми бытовыми отходами
отодвинута лет на 20 в связи с модернизацией полигона "Игумново", где
делаются более надежная защита от возгораний, современные изоляционные
карты... Кроме этого, на месте сгоревшего Спецзавода No 1 в рамках программы
идет восстановление мощностей.
    Поставлено новое итальянское оборудование. Там будет идти сортировка и
прессовка отходов для последующего вывоза. Наращиваются мощности по
переработке отходов. И это самое положительное в программе.
  - А что с раздельным сбором мусора?
  - Из контейнеров отходы убираются, макулатура отсортировывается. Пусть это
делают люди без постоянного места жительства, но проблема решается. Не
удается до конца решить задачу с полимерами, поскольку их переработка требует
больших инвестиционных вложений. Но количество перерабатываемых полимеров
год от года увеличивается. А воспитать население, чтобы оно сортировало
отходы, в один день невозможно. Подобные эксперименты ставились в ряде
районов области. Но они действовали только определенное время...
  - Сейчас конец года. К чему пришли природоохранные органы в результате
реорганизации системы управления?
  - Действительно, федеральные природоохранные структуры уже оформились.
Правда, не везде еще назначены на свои должности руководители. Мы
рассчитывали, что этот процесс пойдет быстрее. Но вы прекрасно понимаете,
что в конце года этим структурам надо тоже оформлять свои бюджеты,
разрабатывать планы на следующий год. А они только образованы, и мы пытаемся
налаживать с ними рабочие контакты.
    Кто и чем будет заниматься? Пока более или менее это ясно с агентствами
водных ресурсов, геологическим и лесного хозяйства. Надзорные органы по
округу и области также сформированы. Пока не очень понятно, каковы
окончательная структура и задачи. Но очень бы хотелось, чтобы
административная реформа, которая проводится в этом году, наконец
завершилась, чтобы знать, с какими федеральными представителями нам
предстоит работать. И не будет ли вновь изменений. В состоянии реорганизации
тяжелее работать.
  - В вашей структуре тоже предполагались перемены. Часть сотрудников хотели
сократить. Что теперь?
  - Наша структура в соответствии с федеральными законами, которые Госдума
приняла летом, должна была потерять из 105 сотрудников 70 человек. Но теперь
нам решили продлить полномочия, с которыми новые федеральные структуры
справиться не могут даже в силу того, что "развернуться" не успели. И тех
структур, которые, как предполагалось, придут к нам на смену, нет еще в
помине. Пока в первом чтении вышли поправки в закон об изменении полномочий.
В области с нетерпением ждут этого закона, потому что областной бюджет не
имеет права финансировать структуры, которые не уполномочена иметь область.
И мы находимся в "подвешенном" состоянии. Надеюсь, что в ближайшее время
поправки в закон примут, иначе с 1 января часть наших сотрудников станет
нелегитимной и не сможет получать зарплату из бюджета.
  - А какую часть собирались сократить?
  - Давайте так. 69-70 человек у нас занимаются контролем. Конечно, 70
человек мы бы не сократили, поскольку у нас появились другие функции. Но,
может быть, перевели бы их на нормативную (законодательную) работу, меньше
занимались контролем. Мы хотели получить частичные полномочия у федеральных
структур, поскольку есть соглашения по разным направлениям, по которым
федерация просит оказать помощь. И у нас есть вариант оставить контролеров
на работе по соглашению. Таким образом, вопрос пока не решен.
  - А бюджет по экологии тоже в "подвешенном" состоянии?
  - Нет. Пока все принято в расчете на то, что изменения в законы пройдут.
  - В этом году область заняла четвертое место по вложению в природоохранные
мероприятия. Что предполагается в следующем?
  - На следующий год суммы будут меньше, поскольку изъято 300 млн рублей
налога на водные ресурсы. И сейчас сложно говорить, какое место мы займем
по Российской Федерации. Почему сложно? Какие-то средства мы привлечем из
федерального бюджета. И на сегодняшний день на природоохранные мероприятия
мы должны получить порядка 100 млн рублей. Сколько реально получим,
неизвестно. Хотя, конечно, "бьемся" за то, чтобы вернуть все 300 млн рублей.
Часть средств получим от предприятий, которые пытаются уклониться от
налогов... Эта работа тоже продолжается.
  - В связи с тем, что все средства аккумулирует федерация, увеличится ли
нагрузка на предприятия по привлечению средств на экологические мероприятия?
  - Министерством природных ресурсов готовится нормативный документ, в
соответствии с которым предприятия, внедряющие новую природоохранную технику, смогут
средства на нее оставлять себе. В этом случае предприятия будут
заинтересованы, чтобы свои деньги более целенаправленно расходовать.
Но это в будущем.
               "Курс" (Нижний Новгород), 23.12.2004 г.

    НОВОМОСКОВСК
    ОАО "Новомосковская акционерная компания "Азот" /Новомосковск Тульской
обл/ приступает к строительству нового полигона для захоронения отходов
своего производства. Сообщили ПРАЙМ-ТАСС в холдинге "Еврохим", в состав
которого входит предприятие. Имеющийся у предприятия полигон практически
исчерпал свои возможности. Ввод в эксплуатацию нового сооружения
запланирован на ноябрь 2005 г, после чего старый полигон будет полностью
законсервирован.
    Инвестиции холдинга "Еврохим" в реализацию данного проекта составят
45 млн. руб. Большую часть этой суммы предполагается освоить в первой
половине 2005 г. Новый приемный комплекс будет состоять из двух
накопительных карт, испарителя, насосной станции, обводного канала и
замкнутого путевого кольца.
    Он будет способен вместить почти 170 тыс т химических отходов 3-4 класса
опасности /класс опасности принят с 1 по 5 по нарастающей/, что позволит
производствам предприятия функционировать с максимальной нагрузкой не менее
15 лет. Возведение нового полигона является проектом особой значимости среди
проектов экологической стратегии предприятия. Генеральный подрядчик
строительства объекта - ОАО "Новомосковскхимстрой". ОАО "Новомосковская
акционерная компания "Азот" /базовое предприятие филиала холдинга "Еврохим"
в Новомосковске/ - в числе крупнейших российских производителей и экспортеров
азотных удобрений, а также - производитель продуктов оргсинтеза.
    Уставный капитал - 1799926050 руб. Основной акционер - ЗАО "Минерально-
химическая компания "Еврохим" /80 проц/. Выпуск в 2003 г азотных удобрений
в пересчете на 100-проц содержание азота - 622,8 тыс т /снижение на 3,7
проц/, аммиака - 1,31 млн. т /рост на 10,8 проц/.
          Прайм-ТАСС (Москва), 17.12.2004 г.

    НОВОКУЗНЕЦК
    КУДА ДЕТЬ ОТХОДЫ: СЛОВО И ДЕЛО
    Есть два подхода к решению любой проблемы: конструктивный и
деструктивный.
    Первый заключается в поиске способов, путей и средств. Второй - в
изыскании причин невозможности решить эту проблему. Можно десятилетиями
сетовать на нехватку денег, рабочих рук или отсутствие еще каких-то
предпосылок к светлому будущему. А можно без лишних слов просто делать свое
дело. И получить результат.
    В минувший четверг на Запсибметком-бинате опять разбивали шампанское.
Был введен в строй новый объект. Не домна, не прокатный стан, не
вагоноопрокиды-ватель. Начал действовать полигон для складирования твердых
бытовых отходов. Точнее, вторая его очередь. Теперь ЗСМК гарантированно
будет избавляться от мусора цивилизованным способом, ликвидируя отходы
производства и жизнедеятельности с лица земли.
    Это, конечно, не мусороперерабатывающее предприятие, на котором твердые
бытовые отходы, бумажка к бумажке, разделялись бы по материалам, с
последующей полной утилизацией. И не мусоросжигающий заводик. Но уже и не
банальная свалка, что уродует лик города и загаживает атмосферу с
гидросферой. Журналистам показали стопроцентный полигон, прошедший
государственную экологическую экспертизу, где захоронение отходов
соответствует всем стандартам.
    Представляет он собой территорию, огражденную со всех сторон дамбой
высотой восемь метров. Ложе полигона выполнено из уплотненного шлака
вперемешку с глиной - толщина "подушки" составляет около метра, а ее
гидроизоляционные свойства не дадут влаге просочиться в почву. Дренажная
система позволяет отводить скапливающуюся на дне влагу в специальные емкости,
из которых затем токсичная жижа будет откачиваться и очищаться на
биохимических агрегатах коксохимического производства комбината.
    Ограждающая дамба сделана опять-таки из отходов производства: пришедших
в негодность железобетонных конструкций, доменного шлака, строительного
мусора. Все это скреплено связующим материалом, уплотнено и покрыто
гидроизолирующим слоем. Расчеты показывают, что дамба надежна и практически
непроницаема для токсичных веществ.
    По мере заполнения карт (секторов) полигона мусор будет пересыпаться
глиной по принципу "слоеного пирога", что позволит избежать самопроизвольного
возгорания значительных масс отходов. И это не пустые слова: первая очередь
полигона, построенная на комбинате около пяти лет назад и действующая по
тому же принципу, надежды оправдала: ни дыма, ни вони. Сейчас, правда, она
уже полностью заполнена отходами, так на то и построена вторая очередь,
чтобы принять вахту у первой. Общая площадь полигона составляет 13 гектаров;
ежегодно здесь будет складироваться до 34,5 тысячи кубометров твердых
хозяйственных отходов Запсибметкомбината. Расчетная продолжительность
службы - около тридцати лет, после чего на его месте будет проведена
рекультивация земель, восстановлен плодородный слой, высажены деревья и
кустарники. Сметная стоимость строительства составила 25 миллионов рублей.
    На глазах у журналистов и членов приемной комиссии первая машина с
мусором торжественно вывалила содержимое своего чрева на край дамбы, а
бульдозер неторопливо сгреб отходы вниз, попутно утрамбовав их.
    "Пуск в эксплуатацию современного, отвечающего всем экологическим
требованиям, полигона твердых бытовых отходов является неотъемлемой частью
природоохранной деятельности комбината", - заявил главный инженер ОАО "ЗСМК"
Алексей Юрьев.
    По подсчетам специалистов, максимальный уровень содержания оксида
углерода, диоксидов азота и серы в атмосферном воздухе в районе полигона
будет в десятки раз меньше предельно допустимых в санитарно-защитной зоне
комбината концентраций. Если расчеты верны, Новокузнецк можно будет
поздравить с первым экологически состоятельным полигоном на своей
территории.
    А администрации города не мешало бы форсировать процесс строительства
полигона для нужд города, разговоров о котором в последние годы было
предостаточно. Вполне могут внести свою лепту и другие предприятия
Новокузнецка, обладающие достаточной территорией для захоронения своего
мусора. Время разбрасывать камни прошло. Пора собирать.
          С.Штиль, "Кузнецкий рабочий" (Новокузнецк), 6.11.2004 г.

    НОРИЛЬСК
    Норильску не хватало только завода по утилизации токсичных отходов.
    В Норильске может быть построен завод по утилизации токсичных отходов.
Так, в 2003 году Скандинавский экологический фонд выделил грант в 2 млн.
евро для создания производства по обезвреживанию переработкой
электротрансформаторов и конденсаторов, а также термическим уничтожением
трансформаторного масла, который выиграла технология московского НПО
"Техэнергохимпром". Разместить производство хотели в поселке Кузьмолово,
Ленинградской области. Однако общественность поселка восстала против
строительства завода на своей территории. Сейчас ведутся переговоры и с
правительством Петербурга, однако они пока не принесли результатов, пишет
"Деловой Петербург".
    В качестве производственной площадки для размещения этого производства
в России рассматриваются Волгоград, Челябинск, Норильск, Ростов-на-Дону,
Москва и Московская область.
            ИА "Норильские новости" (Норильск), 11.02.2005 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                            *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на    *
* сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info              *
* ***********************************                        *
* Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
* Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru            *
**************************   Распространяется                *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *   по электронной почте            *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и война
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами