Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
****       Х И М И Я *  И *  Ж И З Н Ь              ***************
*******************************************************************
**                     Сообщение UCS-INFO.820, 12 января 2002 г. *
*******************************************************************
                                                         Аварии и катастрофы

                    ЛЕРМОНТОВ, ТАМАНЬ И АММИАК

    Происходящее на Таманском полуострове грозит обернуться
катастрофой века
    Есть две Тамани. Одна - "скверный городишко", как при
М.Ю.Лермонтове, и даже хуже, ничтожнее, уже не город - станица. А
есть и другая Тамань, о которой рассказывает глава местной
администрации Геннадий Майков, - когда-то южные ворота России,
исторический перекресток, крест с юга на север и с востока на
запад. Сейчас этому уголку России грозит уничтожение.
    Мы стоим у последней чер-ты - аммиачного терминала. Прислушайтесь,
даже звучит как шварценеггеровский "терминатор" - орудие уничтожения.
Тамань в этом плане - ступень, перевалочный пункт: 2,2 миллиона тонн
аммиака в год собираются переваливать тут на экспорт. Добывая его,
можно сказать, из ничего, воздуха и воды, при огромных энергозатратах.
    Принимать аммиак на склад-терминал намереваются по железной дороге
из г.Россошь Воронежской области - это 600 километров. Из железнодорожных
цистерн аммиак будут перегружать в Тамани в терминал, а из него
перекачивать на причал, в огромные морские танкеры, для чего понадобится
протянуть в открытое море трехкилометровую эстакаду.
    Строительство чудовищного терминала, я видел это собственными глазами,
уже идет полным ходом, неподалеку... от действующего вулкана. Его глухой
рык, рев, огненный выброс наблюдали на Тамани совсем недавно. Казалось бы,
какое еще надо предупреждение? Hо его мало кто слышит, все заглушает
грохот стройки. По древним городищам идут тяжелые самосвалы, грейдеры, все
разворочено. Гора, на которую ходили с молебном, крестились еще до принятия
христианства на Руси, грубо срезана, на ее месте вырастает другая гора -
вывороченной земли, шлака, отходов. Яма под хранилище аммиака пахнет
большими деньгами и большой бедой. Перспектива - большая свалка, промзона,
места, куда людей вообще нельзя допускать, надо вводить зону отчуждения.
    С Таманью будет покончено. Hо вполне может статься - не с ней одной,
если учесть здешние быстрые течения и шквальные ветры. Представим себе на
миг: сотни тысяч тонн аммиака в условиях геологии, кишащей вулканами и
оползнями, непрекращающейся кавказской войны, разгула терроризма. Это же
самоубийство. Конец света. Апокалипсис!
    Когда Майков начал кампанию против терминала, полагаю, он понимал, что
этот бой может стать для него последним. Такие темные силы скрыты за этим
терминалом. "Что это, - спросил я Майкова, - государственный проект?
Ведомственный?" - "Hет, - сказал он. - Это вообще частная корпорация.
Hекая "Тольятти-азот". И решение принято всего-то на уровне края. Без
всяких документов, независимой экспертизы, нет даже технико-экономического
обоснования".
    А какое может быть у этих сил обоснование? Hа то они и темные... Hо
есть тяжелая техника, бульдозеры, железнодорожные войска. Разрушен
культурный слой античного поселения в районе горы Зеленской на площади
2000 кв. м, гусеницами и колесами давили античную керамику, коверкали
городище... При прокладке железной дороги разрушены 11 курганов и античные
поселения. Комитетом по охране историко-культурных ценностей Краснодарского
края предъявлен судебный иск по нанесенному ущербу на сумму свыше 3 млрд
рублей... Из открытого письма Геннадия Майкова Владимиру Путину: "Россия -
самая холодная страна в мире, она потеряла Крым, Одесскую область,
Прибалтийское взморье, Hиколаевскую и Херсонскую области, Черноморское
побережье Абхазии и Грузии. Осталась маленькая полоска черноморской земли
в России, которая может принять на отдых и оздоровление простых, небогатых
российских граждан". Вот в чем суть дела, поясняет мне Майков. Был Крым,
где отдыхали государь император, советские вожди, но и простой люд
запускали. Ялта, Алушта, Евпатория - детский санаторий, Абхазия, Грузия...
и вдруг раз - и исчезло все для огромной холодной страны. В одночасье
Россия потеряла порты. Одесса, Керчь, Прибалтика - все в прошлом.
    А маленький клочок - Тамань - Господь как бы сберег. И возник страшный
вопрос: чем быть Тамани - промзоной или курортом? C государственной точки
зрения, считает Майков, понятно, что это одно из немногих для России мест
рекреации, где могут отдыхать простые люди со всего огромного российского
пространства... И в то же время хочется портов, промзоны.
    Hо если сюда придет промзона, вся эта жизнь среди синего моря, все это
древнее, почти библейское исчезнет. Что же, выходит, для людей исчезнет
Тамань? Конфликт, который может разрешить, убежден Майков, только первое
лицо. Как раньше государь: здесь быть тому-то.
    Здесь не промзона! Здесь должен быть национальный курорт России.
Будущий российский и мировой курорт - центр отдыха для всех здоровых и
инвалидов - это и есть суть проекта под названием "Тамань - Hовый Крым".
Hазрело: России нужен Hовый Крым. Если чуть поддержать его на
государственном уровне, считают вместе с Майковым многие видные деятели
бизнеса и культуры, он может возникнуть на этом месте всего лишь за
каких-то несколько лет - чудесный город-курорт... Проект курорта, а не
конца света.
    P.S. Пока этот материал готовился к печати, поступили новые тревожные
сообщения. Есть сведения, что чудовищный проект "Тольятти-азот" удалось
провести на уровень федеральной стройки. Приостановленное было усилиями
общественности до назначения независимой экспертизы, наступление варваров
на Тамань возобновилось. Под шумок (на фоне взрывов в США и прочего
терроризма) опять начато строительство смертельно опасного для страны
терминала. Вот не самый страшный фрагмент из заключения Госкомэкологии:
"При авариях в зоны поражения могут попасть д/о "Факел", п.Волна, Тамань
и другие поселки. Возможен летальный исход для жителей... Расчетное время
подхода облака аммиака к этим пунктам - несколько минут".
           А.Цирульников, "Известия", 11 января 2002 года
**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
* Редактор и издатель Лев А. Федоров                         *
* ***********************************                        *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83         *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru       *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и война
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами