Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск


*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
****       Х И М И Я *  И *  Ж И З Н Ь              ***************
*******************************************************************
**                      Сообщение UCS-INFO.827, 7 февраля 2002 г. *
*******************************************************************
                                                        Чистая вода

         ЭКОСИСТЕМЫ И ПРОБЛЕМА "ЧИСТОЙ" ВОДЫ В КАЗАХСТАНЕ

    В сентябре 2001 г. Президент страны подчеркнул, что "нас не
могут устраивать: вопросы обеспечения населения чистой питьевой
водой, состояние окружающей среды"; в декабре 2001 г. он же указал в
свете стратегического плана на предстоящие 10 лет: "Мы должны в этот
период решить проблему чистой питьевой воды"; в законе "О
республиканском бюджете на 2002 год" предусмотрено выделить средства
на строительство и реконструкцию систем обеспечения водой в сумме 2
320 000 тыс. тенге в составе расходов Минприроды республики.
    Известно, что сегодня в республике не работает 22 % водопроводов,
не отвечает санитарным и техническим нормам 26,4 % их. Водопроводной
водой обеспечено 75 % жителей, остальные пользуются привозной водой,
водой озер и водохранилищ, каналов; речную воду потребляет около 1 млн.
сельских жителей, причем, снижение среднего показателя обеспеченности
сельского населения питьевой водой достигает 3-5 % в год. Около
половины казахстанцев получают воду, не отвечающую стандартам,
нередко воды не хватает или она недоступна по стоимости. Бедность
толкает людей на разрушительное пользование природой, на
браконьерство и тому подобные действия в стремлении обеспечить
элементарные потребности в воде, пище, тепле и др. Это при том, что на
плечи населения без его ведома возложены в виде косвенных налогов
платежи за пользование природными ресурсами, за охрану и
воспроизводство природных ресурсов и за лимитированные выбросы и
сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов производства и
потребления, образно говоря, население, живущее в "грязной" среде при
недостатке питьевой воды еще и платит за это (единственный, кажется,
пример крупного предприятия, которое само за все это  платит, -
космодром Байконур). За счет этих средств можно было не только
содержать в порядке объекты внешней водоподачи и водоотведения и
строить недостающие, но и, самое главное, - решать фундаментальную
проблему рационального устройства экосистем малых водосборных
бассейнов, проблему местного стока, лежащую в основе водной и
экологической безопасности страны.
    Руководящая идея, согласно которой "человек на своем популяционном
уровне имеет право на здоровую, плодотворную жизнь в гармонии с
природой", осуществима при условии рациональной организации среды
обитания, в первую очередь - экосистем водосборных бассейнов.
Принципиально важно, что бассейны "собираются" из малых бассейнов
малых водотоков, образующих гидрографическое "дерево" от
водораздела до главного водоприемника стока вод с бассейна.
Характерной особенностью Казахстана является замкнутость
гидрографической сети внутри страны. За исключением бассейна р.
Иртыш, сток рек направлен в сторону Каспийской, Аральской и Балхаш-
Алакольской впадин; примерно на четверти территории постоянный
поверхностный сток отсутствует. На равнинах, занимающих около 85,5 %
территории страны, формируется порядка 12,3 % ресурсов поверхностных
вод, в горах - 87,7 %. Из 85 тысяч  водотоков 84,7 тысяч - малые реки, из
более 48 тысяч озер свыше 45 тысяч - малые. По водообеспеченности
Казахстан занимает предпоследнее место среди стран СНГ, собственный
(местный) сток составляет 20-25 мм в год, с транзитным - 35-40 мм. Не
менее 85 % стока проходит в паводки. В межень абсолютное большинство
рек пересыхает и перемерзает, т.е. это временные водотоки.
Как видно, малые водосборные бассейны, малые реки и водоемы -
главное, чем надо заниматься в нашем аридном климате, в нашей хрупкой,
уязвимой, слабо водообеспеченной "окружающей" среде. Это фундамент,
тяжесть утраты которого невозможно оценить в полной мере. Сегодня не
приходится рассчитывать на повторение переселенческих походов в иные
края, как это было в истории Евразии, когда нынешняя территория
Казахстана тысячелетиями была проходным двором и временным
пристанищем огромных масс самых разных этносов и народов. Теперь
везде границы, суверенитеты, законы о мигрантах и языке и прочие
препоны и ловушки. Не приходится рассчитывать и на бескорыстие и
широту души соседей, скажем, Китая, в отношении количества и качества
стока, приходящего к нам, например, по р. Иртыш, по р. Или и др. В
космополитичном рынке, воспетом в госстратегии 1997 года, Казахстану
придется самому озаботиться судьбой своих водосборов (к которым еще не
утрачен доступ).
    Современное тотальное неблагополучие экосистем водосборных
бассейнов страны возникло и развивалось вследствие самой обыденной,
повседневной хозяйственной деятельности в нормативных режимах,
разрешенных актами на специальное природопользование. На этот фон
накладываются индустриальные воздействия, опять-таки разрешенные
законом в форме лимитов и квот, закрепленных  теми же актами на
специальное природопользование. Год назад Верховный суд республики
счел нужным  напомнить судьям, что законодательством об охране
окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной деятельности
в пределах установленных лимитов в стране легализовано и поощряется
(поскольку платит за это население) загрязнение окружающей среды, то
есть - убиение живой природы, которое заканчивается регрессивными
метаморфозами экосистем, и крахом объектов и мероприятий, начиная с
тех, что не вписываются в экосистемы. Задумывая какую-то акцию, следует
определиться с видами деятельности, которые вступят в конфликт, с
поведением экосистем по отношению к конфликтующим сторонам
(объектам, мероприятиям) и только после этого принимать решения и
делать окончательные оценки. Скажем, утрата одного источника воды в
пустынной зоне может вызвать откочевку нескольких десятков людей,
падеж скота и запустение нескольких тысяч гектаров пастбищ.  Если
оценивать эти потери комплексно, а не только по содержанию гумуса, то
они окажутся весьма ощутимыми, такими, что мало кто решится назвать
пустыни - эти превосходные творения природы - малоценными.
Отношение к природе определяется конфликтом видов деятельности, а не
мифическим конфликтом человека и природы.
    Наконец, несколько методологических соображений к проблеме
"чистой" воды. Совершенно очевидно, что никаких программ, стратегий,
концепций и доктрин, чтобы построить водозаборное сооружение,
заменить на водоводе трубу, реконструировать канализационную насосную
станцию, воздвигнуть очистное сооружение или отгрохать цех
бутилирования питьевой воды не требуется. Они бывают нужны, когда
речь идет об организации территориальных природных и природно-
хозяйственных комплексов (систем), в контексте которых может
потребоваться строительство или реконструкция каких-то инженерно-
технических сооружений, устройств, объектов, с помощью которых
решаются утилитарные задачи, например, по проблеме "чистой" воды. Для
дальнейшего будет полезно припомнить, что программы оперируют
целями, а планы - задачами; задача завершает цель нижнего уровня и
обращена к конкретным мероприятиям; планируется лишь известное от
"достигнутого". Управлять можно только системами, но не средами,
ресурсами, мероприятиями и т.д.
    Таким образом, обращаясь к общим или частным проблемам Казахстана,
в том числе к проблеме "чистой" воды, надо учитывать: хрупкость и слабую
водообеспеченность аридных ландшафтов, развивающуюся деградацию экосистем,
в первую очередь малых водосборных бассейнов, расстройство объектов
водообеспечения, тотальную бедность населения и отсутствие программ
верхнего иерархического уровня. Казахстану самому придется решать
проблемы своей национальной, экологической и водной безопасности.
Природные основы этих безопасностей лежат в области рационального
устройства экосистем малых водосборных бассейнов, в заботе о местном
стоке. Инженерно-технические мероприятия будут полезны и эффективны
только тогда, когда они будут вписываться в программный контекст
рационального устройства экосистем. Соответствующие программные
разработки и практические мероприятия должны финансироваться из
бюджета, ежегодно пополняемого косвенными "экологическими" налогами
на население.
    Пресса сообщает, что Минприроды республики (куда зачем-то
запихнули водников) разработало проект государственной программы
"Питьевая вода" на 2001-2010 годы". Из сказанного выше каждый поймет,
что госпрограмма, разработанная под план (даже "стратегический"), -
это методологический нонсенс. Председатель комитета нижней палаты
парламента по экологии и природопользованию в конце прошлого года
отметил недостаточность этой "программы" для комплексного решения
проблемы улучшения качества питьевой воды, и добавил, что считает
необходимым "выработать стратегию всех ветвей власти в решении
насущного вопроса". В парламенте, видимо, считают, что стратегия
"Казахстан-2030" и Стратегический план до 2010 г. недостаточно
всесторонне сбалансированы, где-то, даже, не вполне стратегичны, иначе
зачем вырабатывать стратегию "всех ветвей власти" (?) по сугубо частному
предприятию, кстати, неуправляемому вне экосистемного контекста
водосборного бассейна. Никаких, разумеется, "стратегий ветвей" для
решения затронутых  проблем разрабатывать не надо, а надо заниматься
экосистемами водосборов на локальном уровне, поскольку, повторяю,
программы верхних целевых уровней в стране не составлялись.
Правда, уполномоченные органы могут на это не пойти, как это
сделали семь лет назад ведомства по экологии и водному хозяйству,
заволокитившие разработку программы устройства малых рек и бассейнов.
Действительно, кому хочется засорять голову какими-то непонятными,
темными экологиями и рациональными природопользованиями, когда
можно составить список водопроводов и назначить приоритетные объекты
строительства и реконструкции. Едва ли за прошедшие годы что-то
изменилось в лучшую сторону и, тем не менее, когда-то все равно придется
делать то, что нужно. На трети территории страны деградировавшие
ландшафты смогут самовосстановиться через сотни лет, а на рукотворное
оперативное восстановление их потребуются такие средства, каких не
будет и в 2030 году. Но в истории нет прецедентов сносного
существования человеческих популяций на техногенных и аграрных
пустошах.
    Сегодня, делая (допустим это) заявку в Минприроды республики по
проблеме "чистой" воды, я с еще большими основаниями и уверенностью,
чем в 1995 году, поставил бы на первое место тему: "Разработка основ
("концепции") рационального природопользования в приложениях к
экосистемам водосборных бассейнов". Понятно, что время учить экологию
и смежные науки для чиновников еще не пришло, равно как и время отмены
нелепых (для научно-практической деятельности) торгово-закупочных
правил проведения конкурсов и тендеров, итоги которых всегда тем более
очевидны, чем крупнее куш, и чем более один из участников подходит под
определения закона "О борьбе с коррупцией". Я полагаю, что в указанной
"разработке" уместно было бы дать раздел с изложением азбуки, аксиом и
правил игры в рациональное природопользование, в водную безопасность и
в "чистую" воду, данные по биоценотическому районированию водных объектов,
по натуральным и стоимостным оценкам экосистем, и иные материалы учебного
характера, за которыми стоят реальные действующие объекты в разных
бассейнах страны.
    Таким образом, либо задача обеспечения питьевой водой и прочие
задачи будут решаться в системном контексте, либо надо приготовиться к
постоянным бросовым затратам сил и средств на, как в 1990 г. выразился
профессор М.В.Рац, латание инженерно-технических дыр, формирующее
новые дыры, которые тоже придется латать. Системы не шутят и не
ошибаются.
              В.А.Яковлев, Казахстан, 6 февраля 2002 года

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А. Федоров                         *
* ***********************************                        *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83         *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru       *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************




Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и война
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами