Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
****       Х И М И Я *  И *  Ж И З Н Ь              ***************
*******************************************************************
**                      Сообщение UCS-INFO.859, 15 апреля 2002 г. *
*******************************************************************
                                      К Дню химической безопасности
                                                          28 апреля

   ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ
                       КОМПЛЕКСЕ КАЗАХСТАНА

    Экологические проблемы в масштабах страны регулируются законом
"О национальной безопасности Республики Казахстан (1998 г.), статьями
1 и 21 которого установлено понятие "экологической безопасности" в
качестве инструмента защиты жизненно важных интересов и прав личности,
общества, государства от угроз, возникающих в результате антропогенных
и иных воздействий на окружающую среду, защиты окружающей среды,
рационального использования и охраны природных ресурсов, защиты
здоровья и благополучия населения (общественная безопасность).
    На всех уровнях организации общества - глобальном, региональном
(страновом), локальном и индивидуальном, главной является проблема
жизнепригодной биосферы, сохранения условий и ресурсов для будущих
поколений людей. Это требует формирования гармоничных природно-хозяйственных
комплексов, в которых природные территориальные структуры обеспечивают
самовоспроизводство среды обитания, условий и ресурсов жизнедеятельности
населения, а хозяйственные структуры должны, вписываясь и непротиворечиво
сочетаясь с первыми, эффективно выполнять свое назначение. Обе структурные
составляющие должны находиться в оптимальных территориальных отношениях.
    На практике эта целостная биосферная (экосистемная) проблема разделена
по направлениям, средам, мероприятиям и решается различными уполномоченными
органами страны, одни из которых оперируют законами об охране окружающей
среды, охране земель, вод, воздуха, лесов, животного мира, здоровья
населения и т.п., другие - актами гражданского, административного,
фискального права и т.д.
    В постановках рационального природопользования приоритетным при
формировании природно-хозяйственных комплексов является резервирование
жизнеобеспечивающих природных территориальных комплексов в виде упорядоченной
структуры, называемой "природоохранным каркасом" страны, включающей типичные
и особенные объекты, имеющие исключительно и преимущественно природоохранный
режим использования. В составе структурообразующей мозаики может учитываться
порядка пятидесяти и более видов объектов. Важнейшее свойство каркаса - его
структурная и функциональная целостность. Другое использование фрагментов
его территории возможно при наличии всесторонних комплексных обоснований,
доказывающих отсутствие нарушения целостности каркаса и при условии
проведения реанимационных мер по окончании срока стороннего пользования.
    На территориях, не занятых природоохранной структурой, допускается
размещение любых не запрещенных законами производственных объектов
промышленности, сельского, коммунального хозяйства, градостроительства и
других, существующих и строящихся в установленных границах, функционирующих
в установленных режимах, в том числе с частичным и полным разрушением
ландшафтов по производственному назначению (шахты, карьеры, отвалы,
хвостохранилища, здания, дороги и т.д.).
    Абсолютное преобладание аридных и экстрааридных, склонных к
опустыниванию и маргинальных по содержанию ландшафтов - с одной стороны,
ресурсно-сырьевое природопользование в отсталых формах - с другой стороны,
при деструктивном природоохранном законодательстве обусловили общее
неблагополучие экологической обстановки в стране с аномалиями напряженности
в районах промышленного освоения природных ресурсов.
    Собственно промышленность воздействует всего на 8-10 % территории
страны (без нефтегазового, военного и космического секторов), но, в силу
ее градообразующих функций, это воздействие приходится на самые обжитые
территории в местах концентрации населения, развитого пригородного хозяйства.
Подавляющий удельный вес горно-металлургического комплекса (с его
инфраструктурой и обеспечивающим хозяйством) в этом очевиден.
    Действующее законодательство по фискальным соображениям поощряет
негативные начала деятельности промышленности. Будучи методологически
порочным, неприменимым к сложным системам, и волюнтаристским по существу,
оно, через лимитирование, квотирование, разрешения и т.п., за плату выдает
предприятиям индульгенции на загрязнение и истощение природы, подрыв
здоровья населения. Лимитные платежи включаются в стоимость продукции,
работ, услуг, то есть ложатся не на предприятия, а на потребителей.
Предприятие, не выбрасывающее, не сбрасывающее вредные вещества не
освобождается от платежей; в системе монополизированного хозяйства (у
монополиста нет заинтересованности, у потребителя - выбора) техногенное
опустынивание и вырождение населения - дело времени.
    Определенные надежды на улучшение экологической ситуации в промышленности
связываются с намерением власти внедрить стандарты Международной организации
по стандартизации (??О), в частности ??О-9000 и ??О -14 000. Первые
оговаривают вопросы сертификации качества продукции и безопасности
потребления продуктов, вторые устанавливают требования по выбросам, сбросам,
количеству отходов, загрязнению почв, использованию ресурсов. Предполагается,
что ??О-14 000 помогут нашим фирмам-производителям (финансово-промышленным
группам, см. Стратегический план до 2010 г.) решать экологические проблемы
"западного уровня": экологического аудита, определения экологических
показателей, удовлетворения претензий к продукции, способов проведения
анализа жизненного цикла продукции и др. Стандарты ??О-14 000 обращены к
гигиенически несостоятельным техническим нормативам выбросов, сбросов, и
фактически являют собой попытку решать экосистемные, медико-биологические
проблемы административными, налоговыми средствами.
    Поскольку более 70 % промышленного производства и 90 % промышленного
сектора находится в собственности или под контролем иностранных фирм и
компаний (80-90 % национального достояния владеют 10-12 % населения и
иностранцы), постольку внедрение временных стандартов ??О - это их задача;
ее решение можно ускорить административными же мерами, например, налоговыми.
    Стратегическим планом развития страны до 2010 года ("2010") поставлена
задача "оптимизировать систему природопользования и охраны окружающей
среды", в решении которой будет участвовать горно-металлургический комплекс
применительно к нуждам общества и своим интересам.
    Необходимо кадастры месторождений и проявлений полезных ископаемых,
техногенных минеральных образований, захоронений вредных веществ, сырьевых
ресурсов и источников загрязнения и другие положить на экосистемную основу
на фоне природоохранного каркаса страны. Опыт прорисовки каркаса ограничился
учетом особо охраняемых (частично - рекреационных) природных объектов вне
экосистемного контекста. Этим же грешит многолетняя канитель с фискальным
по сути так называемым "экологическим районированием" и т.п. Все что надо
в этой части, природа закрепила в природно-хозяйственных комплексах, а наука
и практика зафиксировали в картах ландшафтного, физико-географического,
агроклиматического, стоимостного и иного районирования территории страны.
Поэтому, в том числе, нет препятствий для внедрения рентного подхода к
налогообложению природопользования, считающегося перспективным в России.
    Работа по формированию природоохранного каркаса (оптимизации
пользований), то есть по выделению территорий "открытых" и "закрытых" для
ГМК с учетом перспектив, не представляется технически затруднительной или
слишком затратной. Чтобы решать поставленные "2010" задачи в сфере высоких
технологий, заниматься отраслями, слабо развитыми у наших соседей, и
вкладывать инвестиции в новые отрасли промышленности, надо, как минимум,
определиться с территориями, где это уместно делать, причем, с наименьшей
конфликтностью, без неожиданных режимных и иных ограничений. Это вопрос
снятия экологических рисков, наблюдающихся, когда объект размещается где
не надо и нагружается избыточными условиями и ограничениями.
    Собственные экологические проблемы предприятий ГМК давно известны и
выявляются известными процедурами оценки воздействия на окружающую среду
(ОВОС). Обычно оценка ведется по средам и подытоживается способом наложения
элементных оценок, что, конечно, далеко от реальности природно-хозяйственных
систем, но, в качестве первого приближения, рекомендуется республиканскими
нормами по проведению ОВОС (1993 г., 1996 г.), по экологическому аудиту
действующих предприятий (1996 г.), паспортизации предприятий и др. На
предприятиях ГМК оцениваются воздействия карьеров и горных выработок,
временных и усреднительных складов, отвалов, шламохранилищ, хвостохранилищ,
объектов обогащения и металлургии на промплощадках и вне их, источников
теплоснабжения, объектов канализации, технологические процессы
(буро-взрывные, выемочно-погрузочные, внутризаводские) и т.д. При формальном
подходе, когда ОВОС не идет дальше технических нормативов (ПДВ, ПДС и др.),
его достоверностью, как правило, можно пренебречь. Сегодня достаточно
инструментов для реализации системного подхода и переориентации ОВОС с
пассивных оценок на цели рационального природопользования.
    Экология ГМК
  * Республиканский уровень
    В сфере влияния и тяготения ГМК находятся большие массы людей, обширные
территории, крупный экономический потенциал, базовые предприятия и ресурсы.
Фактически ГМК относится к тем деятельным структурам, обеспечивающим
независимость и безопасность страны, которые, в силу своего системного
положения и веса, не могут оставаться в стороне от решения
общегосударственных экологических проблем. По большому счету, экологическая
безопасность ГМК равновелика экологической безопасности страны, и с этой
точки зрения "устойчивое" развитие отрасли, или комплекса отраслей, или
республики в целом возможно только в рационально организованном
природно-хозяйственном пространстве.
    Исходя из этих положений ГМК должен принять участие в формировании
рационально устроенных природно-хозяйственных комплексов страны, в
проведении работ по установлению и разграничению территорий природоохранного
фонда и территорий отраслевого природопользования и обоснованию режимов их
освоения и охраны. Результаты работы следует использовать в качестве
экосистемной подосновы к Программе "устойчивого" развития ГМК, и к схеме
Генерального плана рационального природопользования республики, в т.ч. по
методологии ранжирования территорий и сбалансированного управления
экосистемами.
  * Локальный уровень
    Локальные проблемы рассматриваются в контексте целей республиканского
уровня ("2010") на фоне программных постановок за 20-летнюю перспективу с
учетом: стратегических оценок природного богатства, рентного фактора в
формировании доходов страны и, разумеется, с ориентиром на: наукоемкие,
высокотехнологичные отрасли, ресурсосберегающие технологии, на комплексное
извлечение ценных компонентов из руд, утилизацию техногенного и вторичного
сырья, внедрение технологий четвертого и пятого переделов, снижение доли
сырья и увеличение доли конечной конкурентоспособной продукции и другие
средства для снижения давления ГМК на природу и население. На начальных
этапах некоторый эффект снижения экологической напряженности может дать
модернизация производственных звеньев и отдельных технологий, использование
средств стандартов ??О и др.
    Среди экологических проблем нижних уровней организации территориально-
производственных подразделений ГМК (производственных, селитебных,
обслуживающих и других) традиционно выделяются местные проблемы его
истощающезагрязняющего воздействия на "окружающую среду", внешние
негативные воздействия на ГМК и тяжелейшая экосистемная проблема
водообеспечения подразделений комплекса.
    Для упорядочения подходов и обоснований решения этих и иных
экологических проблем надо наработать методологическую и информационную
основу, учитывающую специфику ГМК, особенности природно-хозяйственных
условий, и опирающуюся на принципы рационального природопользования.
    Например:
* Ведомственные руководства (пособия) по оценке воздействия ГМК на
  окружающую среду и экосистемному обоснованию размещения и деятельности
  его предприятий;
* Рекомендации по рациональному устройству бассейнов малых рек для нужд
  ГМК;
* Изучение и оценка последствий воздействия ракетных полигонов на объекты
  ГМК (первая очередь - Байконур);
* Изучение динамики формирования геохимических техногенных аномалий
  предприятиями ГМК в постановках рационального природопользования.
    Итак, экологические проблемы ГМК заключены в общую проблему
экологической безопасности страны, реализуются на принципах рационального
природопользования, предусматривающих формирование гармонично устроенной
природно-хозяйственной среды, в которую предприятия ГМК должны вписаться
непротиворечиво и с минимальной конфликтностью по отношению к другим видам
деятельности. Оперативные и текущие решения по сиюминутным событиям
выбросов, сбросов, отходов, очистных сооружений, санитарно-защитных зон и
другим должны приниматься с учетом того, что в перспективе они подвергнутся
ревизии, так как оптимальному ландшафтному устройству для сохранения среды
и условий обитания человека в данной биосфере нет альтернативы, оно не
зависит от общественно-политического устройства государства и в конце
концов будет реализовано, если не нами, то теми, кто будет жить потом.
    Эти два положения составляют суть концепции экологической безопасности
в приложениях к экологическим проблемам ГМК.
    К сожалению, по сводному экономическому анализу Администрации Президента
и Минэнерго республики, обеспеченность промышленными запасами медной отрасли
составляет 14-18 лет, свинцово-цинковой - 16-20 лет, руд с извлекаемым
золотом - 13 лет; такое же положение с серебром, марганцем, железом и т.д.
И с геологоразведкой на суше (в том числе по нефти) - десятилетний провал,
и с состоянием сырьевой базы еще надо разбираться. Разведочные работы по
наращиванию запасов или компенсации отработанных практически не ведутся как
отечественными предпринимателями, так и зарубежными инвесторами. Возможно,
ГМК предстоят трудные времена, возможно, он вообще опоздал со своей
экологией, и в 2004 -2008 годах придется больше заниматься руинами бывшего
комплекса, чем живым производством; потеря каждого года делает этот исход
все более вероятным.
      В.А.Яковлев, Казахстан, kostina@nursat.kz, 15 апреля 2002 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:        http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info       *
* ***********************************                        *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83         *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru       *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и война
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами