Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
****       Х И М И Я *  И *  Ж И З Н Ь              ***************
*******************************************************************
**                      Сообщение UCS-INFO.865, 26 апреля 2002 г. *
*******************************************************************
                                          К Дню Чернобыля 26 апреля

                    ЧЕРНОБЫЛЬ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ?

    ДВ АЭС - правительство постановило
    Вместо введения
    "Меня часто спрашивают об атомной станции. Всем повторяю: ну
кто собирается ее строить? Этой темы сегодня не существует.
Объясняю четко и популярно: атомную электростанцию строить не будем.
    Во-первых, нет такого желания. Я сам, считай, всю жизнь живу в
Хабаровске, дети мои, внуки здесь живут. Мне атомная станция не нужна.
    Во-вторых, нет денег на ее строительство. И даже если деньги появятся
завтра, мы ее будем строить как технологический цикл 14 лет. А если
учесть наши обычные темпы строительства, то на это уйдет лет 80. Какой
расчет на эту АЭС? Стоимость ее очень высокая, поэтому амортизационные
отчисления большие и, соответственно себестоимость одного киловатт-часа
там не ниже, чем на ТЭЦ. Так нужна ли она нам?
    Не надо строить никаких АЭС, нужноболее эффективно использовать
имеющиеся мощности. Кстати, АЭС нет и в программе развития Дальнего
Востока, мы ее туда не включали". (Глава администрации Хабаровского
края В.Ишаев, газета "Дальневосточный Комсомольск" за 26 11 1996).
    Кто собирается ее строить, или этой темы сегодня не существует?
 1."Строительство и ввод новых энергоблоков: Дальневосточная АЭС,
энергоблок No 1 (640-1000 МВт), ввод в 2009 году: Приморская АЭС (4
энергоблока по 640 МВт), ввод в 2005 году. Разработка кадастра
перспективных площадок. Владивостокская АТЭЦ, установленная мощность
1,28 ГВт; Хабаровская АТЭЦ (энергоблоки No 1,2), установленная мощность
1,28 ГВт,; Дальневосточная (энергоблоки No 2-4, установленная мощность
1,92ГВт (должно быть МВт, ВД): финансовые средства - внебюджетные
источники", (Приложение No 2, п,п, 10, 11, 23 Постановления Правительства
Российской Федерации No 923 от 29 декабря 2001 г. "О внесении изменений и
дополнений в федеральную целевую программу "Энергоэффективная экономика"
на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года", Председатель
Правительства Российской Федерации М.Касьянов).
 2. "Если ориентироваться на новую энергетическую политику, то возможны
следующие минимальный и максимальный вариант роста атомной энергетики до
2020г: максимальный вариант: Дальневосточная АЭС-1, 2 бл.; Приморская АЭС-1,
2 бл..". (Минатом, 2000 г., "Стратегия развития атомной энергетики России
в первой половине XXI века").
 3. "Строительство 2011-2020 г.г. Дальневосточная АЭС, блоки No 1, 2,
Приморская АЭС, блоки No 1, 2; Хабаровская АТЭЦ, блоки No 1,2".
(Министерство энергетики России, 2001 г. "Энергетическая стратегия
России" на период до 2020 года).
    Штрихи истории (в скучном, но достоверном виде о родителях темы).
Или о том - кто и для каких нужд добивался строительства атомных
энергоисточников в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке, кто включал в
программные документы эти энергообъекты, как формировалось отрицательное
и положительное заключение на строительство ДВ АЭС.
    1987 г. Постановлением ЦК КПСС Совета Министров СССР ? 958 от 19 08 87
была утверждена Программа развития производительных сил Дальнего Востока...
В ней намечено строительство Комсомольской (Дальневосточной) и Приморской
АЭС для снабжения электроэнергией своего населения, а также зарубежных
соседей. Позже Минатом переименовал Комсомольскую (Дальневосточную) АЭС
в Дальневосточную АЭС (ДВ АЭС).
    1988 г. В Комсомольске-на-Амуре прошел первый экологический митинг,
на нем было высказано отрицательное мнение о строительстве ДВ АЭС.
    1990 г. "продолжить и завершить по утвержденной программе проектно-
изыскательские работы по технико-экономическому обоснованию строительства
ДВ АЭС применительно к ранее согласованному Хабаровским крайисполкомом
основному пункту возможного размещения станции Амгунь-2". Такое решение
вынесло "расширенное совещание Межведомственной комиссии Хабаровского
крайисполкома:", состоявшая в основном из руководителей разных ведомств,
в нее входил и начальник ГлавПЭУ Хабаровского крайисполкома В.Ишаев.
    Справка: Амгунь-2 это площадка под АЭС возле озера Эворон.
    1990г. В крае собрано 57 тысяч подписей граждан не согласных с
размещением АЭС в Приамурье. В общем, только по 3-4 человека из каждых
100, к которым обращались сборщики подписей, выражали сомнение или
согласие на строительство АЭС, т.е. не ставили подписи. В некоторых
поселках Солнечного и Комсомольского районов подписи протеста поставили
от 93 до 98% жителей.
    1991г., осень. В Хабаровске, позже в поселке Солнечный, создается
энергетический кризис, запущено мнение, что без атомной нам не выжить.
    1991г. "администрация Хабаровского края считает целесообразным ускорить
работы по завершению ТЭО Дальневосточной АЭС: просит Правительство России
привлечь проектно-конструкторские институты для разработки проекта
Хабаровской станции теплоснабжения на ядерном топливе (АСТ):В.И.Ишаев".
Из обращений Администрации Хабаровского края в Правительство РФ письмами
NoNo 2160, 2161 от 28.12.91.
    1992 г. "Принять предложения администраций Магаданской области,
Чукотского автономного округа, Дальневосточной ассоциации экономического
взаимодействия, Министерства Российской Федерации по атомной энергии и
Министерства топлива и энергетики Российской Федерации об осуществлении
проектирования и строительства в 1992-1995 годах Билибинской АЭС
(II очередь), а также предложения администраций Приморского и Хабаровского
краев и указанной ассоциации и министерств о выполнении проектно-
изыскательских работ и разработке технико-экономических обоснований
целесообразности строительства Дальневосточной АЭС и других атомных
источников получения электрической и тепловой энергии в Приморском и
Хабаровском краях:". (Это записано в пункте 13 Постановления No 389 от
09.06.92 Правительства РФ "О мерах по стабилизации положения в ТЭК
Дальнего Востока").
    1992 г. "При получении окончательного заключения по технико-
экономическому обоснованию строительства Дальневосточной АЭС, Комитету
по энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству администрации края
(т.Ю.Ф.Матвееву) через средства массовой информации довести до жителей
края результаты экспертизы. Данный вопрос вынести на краевой референдум".
Из постановления Администрации Хабаровского края No 335 от 18.07.92
"О перспективе развития энергетики в Хабаровском крае".
    1992 г. "Строительство атомной электростанции в Хабаровском крае без
краевого референдума не проводить... Решение о сроках проведения краевого
референдума принять после завершения разработки технико-экономического
обоснования Дальневосточной АЭС." Из Решения No 150 от 24.07.92
Хабаровского краевого Совета народных депутатов, Малого Совета) "О
строительстве на территории Хабаровского края атомной станции".
    1994 г. Минатом передал в администрацию края Технико-экономическое
обоснование строительства ДВ АЭС для обсуждения.
    1994 г. Решением от 06.04.94 Совета Социально-экологического Союза
(общественное экологическое объединение, Российское и международное)
назначено проведение общественной экологической экспертизы материалов
ТЭО строительства ДВ АЭС. Позже, 31.10.94, хабаровской краевой конференцией
(организатор Ассоциация народов Севера Приамурья) по проблемам малочисленных
народов Севера вынесено решение "об образовании группы для проведения
общественной экспертизы ТЭО АЭС". Этими двумя общественными организациями
была образована "Группа общественной экспертизы ТЭО строительства ДВ
АЭС", что соответствовало требованиям ст.39 Закона "Об охране окружающей
природной среды".
    1994 г. Постановлением No 100 от 29.09.94 г. Хабаровская краевая Дума
сформировала и утвердила "Состав независимой общественной экологической
комиссии по рассмотрению технико-экономического обоснования строительства
ДВ АЭС". В ее состав включили депутатов и должностных лиц от ведомств и
организаций, руководители которых в большинстве своем ранее входили в
межведомственную комиссию при Крайисполкоме, согласовавшие Министерству
по атомной энергии пункта размещения ДВ АЭС возле озера Эворон в
Солнечном районе Хабаровского края. Председателем так называемой
"общественной независимой" комиссии был назначен первый заместитель главы
администрации края. Все это нарушало требования ст.39 Закона "Об охране
окружающей природной среды".
    1995 г. "Группа общественной экспертизы ТЭО строительства ДВ АЭС"
(общественная!, сформированная в соответствии с требованиями ст.39 Закона "Об охране
окружающей природной среды") закончила проведение общественной экспертизы. Свое
отрицательное заключение обнародовала и отправила (на 158 страницах) в госорганы. Но ее
мнение было игнорировано.
    1996 г. Была подана жалоба в краевой суд на неправомерные действия
государственного органа - Хабаровской краевой Думы за формирование так
называемой "независимой общественной" экологической комиссии, т.к. это было
прямое нарушение требований статьи 39 упомянутого закона. В этой статье
говорится, что общественная экологическая экспертиза проводится научными
коллективами, общественными объединениями по их инициативе. Только эти
субъекты вправе организовать общественную экологическую экспертизу.
Краевой и Верховный суды оставили иск без удовлетворения, сославшись на
прошедший 3-х месячный срок его подачи.
    1996 г. Администрация края сопроводительным письмом за No 8.9 - 1746
от 25.04.96 г. направила положительное "Экспертное заключение независимой
общественной экологической комиссии" ("общественная" от краевой Думы) на
ТЭО ДВ АЭС в Государственную экологическую экспертизу.
    1997 г. Выходит Приказ No 305 Госкомитета РФ по экологии "Об утверждении
заключения экспертной комиссии по материалом технико-экономического
обоснования строительства Дальневосточной АЭС".
    Это краткая хронология прошедших событий по организации рождения
упомянутого Постановления Правительства России, открывающего дорогу к
строительству ДВ АЭС. Как видим, тема существует.
    Местная власть просила Правительство РФ и Минатом построить атомные
станции, она утвердила площадку и организовала положительное заключение
на ее ТЭО. Да и Приморская АЭС не за горами. Располагают ее тоже в пойме
Амура. Все стоки от строительства и эксплуатации пойдут в Уссури, а далее
в Амур. В конечном итоге вся  грязь в Амуре от атомных станций достанется
жителям нашего края. Потом, проснувшись утром 70 миллионов человек,
проживающих в водосборной системе Амура, дружно дернут за ручки сливных
бачков унитазов, но только миллион жителей из них - Хабаровского Приамурья,
больше всех озабоченные судьбой Амура вздохнет и вновь произнесет: "до
чего же довели Амур".
    Денег нет?
    На ведение войн и строительство атомных станций в нашей стране деньги
всегда были и будут. Минатом уже дает долговременные миллиардные (в
долларах) кредиты другим странам под проценты, не снившиеся нашим
товаропроизводителям и предпринимателям. На сегодня Минатом со своей
стороны выполнил все просьбы местных властей - разработал ТЭО на
строительства ДВ АЭС, включил в различные программы не только ДВ АЭС, но
еще и Хабаровскую АТЭЦ, утвердил в Правительстве РФ необходимые документы,
нашел финансирование на начало  строительства ДВ АЭС и Приморской АЭС.
    "атомную электростанцию строить не будем: нет такого желания"?
    Если у власти края появилось такое желание, то его надо закрепить
в документах, законодательно. Выпустить соответствующий документ
Правительства края и Краевой Думы (также как организовали одобряющую
экспертизу ТЭО ДВ АЭС), запрещающий строить на территории края атомные
энергообъекты. Или провести краевой референдум, реализовав
конституционное право народа на волеизъявление и выполнив свои обещания.

    Председатель регионального отделения общественного
    Международного экологического  объединения
    Социально-экологический Союз              Владимир Десятов
                   des@kmscom.microjet.ru, 26 апреля 2002 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:        http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info       *
* ***********************************                        *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83         *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru       *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и война
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами