Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
****       Х И М И Я *  И *  Ж И З Н Ь              ***************
*******************************************************************
**                    Сообщение UCS-INFO.917, 14 сентября 2002 г. *
*******************************************************************
                                  Стойкие органические загрязнители


                 В КАЗАХСТАНЕ РАЗБИРАЮТСЯ С СОЗ

    С июля 2002 года в странах Центральной Азии начался проект по
информированию СМИ, государственных структур и неправительственных
организаций о проблеме СОЗ.
    В проекте по информированию участвуют НПО "Агентство экологических
новостей "Greenwomen" (Казахстан), Центр "Гендер: инновации и развитие"
(Узбекистан), эксперты по СОЗ из стран Центральной Азии (Казахстан,
Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан). Финансирование
проекта осуществляет Региональный экологический центр Центральной Азии
(РЭЦ ЦА, Казахстан).
    СОЗ - группа химических веществ (промышленные вещества типа
полихлордифенилов, пестициды типа ДДТ и вредные отходы типа диоксинов и
фуранов), соединения и смеси которой обладают токсическими свойствами,
устойчивостью к разложению и повышенной биоаккумуляцией. В результате
трансграничного переноса по воздуху и воде, они осаждаются на большом
расстоянии от источников их выброса, накапливаясь в водных и  наземных
экосистемах. СОЗ представляют наибольшую угрозу для здоровья людей и
окружающей среды.
    Даже в малых дозах СОЗ могут нарушить нормальные биологические функции
и представлять реальную угрозу здоровью человека и окружающей среде (как
вблизи, так и вдали от источников их образования).
    В результате специфического воздействия СОЗ на человеческий организм
могут возникнуть онкологические заболевания, аллергия и
гиперчувствительность, повреждения центральной и периферической нервной
системы, репродуктивные расстройства и нарушения иммунной системы.
Некоторые СОЗ могут вызывать расстройства эндокринной системы, нанося
вред репродуктивной и иммунной системам нескольких поколений людей.
    Осознание этих угроз привело к тому, что во многих странах были
введены специальные правовые и регуляторные инструменты и механизмы
для управления увеличивающимся количеством этих веществ. Поскольку СОЗ
обладают "летучестью", а значит, способностью перемещаться из одних
стран в другие и пересекать границы, различные страны начали искать
возможность межрегионального сотрудничества по решению проблем СОЗ. В
начале 1990-х годов отмечалось, что уровень содержания СОЗ в окружающей
среде не понизился, как ожидалось. Для многих стран стало ясным, что
концентрацию СОЗ можно снизить только с помощью действий,
предпринимаемых как на региональном, так и на глобальном уровнях.
    Понимая необходимость принятия глобальных действий, Совет управляющих
ЮНЕП в своем решении (май 1995) призвал Межорганизационную программу по
эффективному управлению химическими веществами (IOMC), Международную
программу по химической безопасности (IPCS) и Межгосударственный форум
по химической безопасности (IFCS) разработать международной правовой
механизм для СОЗ.
    В мае 2001 года была принята Стокгольмская конвенция о стойких
органических загрязнителях - глобальное, имеющее обязательную
юридическую силу для всех стран, соглашение по сокращению и прекращению
выбросов СОЗ. Его целью является охрана здоровья населения и окружающей
среды от воздействия СОЗ.
    По самым последним данным, из государств бывшего Союза конвенцию
подписали  Латвия, Литва, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Казахстан,
Кыргызстан, Таджикистан. Из государств, соседствующих с
центрально-азиатским регионом - Российская Федерация и Китай.
    Несмотря на активную в последние годы озабоченность СОЗ в мире, в
государствах Центрально-азиатского региона этой проблеме не уделяется
должного внимания. Ни в промышленном, ни в аграрном секторе экономики
она не рассматривается как самостоятельная. В аграрном секторе, несмотря
на разнообразие используемых новых средств защиты растений,  в
анализируемых образцах обнаруживаются СОЗ 50-60 гг., такие как ГХЦГ,
гептахлор, ДДТ. Сведения же о СОЗ промышленного происхождения единичны,
разрозненны и бессистемны.
    Между тем, как уже говорилось, СОЗ обладают летучестью и способны
переноситься на большие расстояния. Равнинные части
Центрально-азиатского региона открыты с севера и запада для вторжений
воздушных масс, которые могут содержать СОЗ из промышленных районов
России. В теплый же период года имеет место перенос воздушных масс с
территории стран Центральной Азии на Россию. Поэтому проблема СОЗ
является межрегиональной и одинаково касается всех бывших республик
Союза.  Тем более, что ранее государства Центральной Азии являлись
частью единого хозяйственного механизма бывшего СССР (этот механизм
предполагал централизованное распределение ресурсов) и в странах
скопился  примерно одинаковый набор загрязнителей из числа СОЗ. Поэтому
сегодня перед всеми странами СНГ стоят сходные проблемы управления СОЗ,
их инвентаризации и уничтожения.
    В январе-мае 2001 года в Казахстане была проведена предварительная
инвентаризация устаревших и нежелательных к использованию пестицидов (в
соответствии с Меморандумом о взаимопонимании, достигнутом между
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики
Казахстан (МПРООС РК) и UNEP Chemicals от 8 января 2001 года) и был
выпущен отчет. Он содержит данные по  инвентаризации запасов пестицидов
(включая и пестициды из числа СОЗ), более не использующихся в
Казахстане, и анализ собранной информации. Кроме МПРООС, в проекте
участвовали Министерство сельского хозяйства (Департамент защиты и
карантина растений), Министерство энергетики и минеральных ресурсов,
Таможенный комитет Министерства государственных доходов. В отчете были
использованы и официальные данные Республиканской
санитарно-эпидемиологической станции Агентства по делам здравоохранения
Республики Казахстан.
    О результатах проекта рассказывает его координатор, ведущий эксперт
Программы  UNDP/МПРООС  "Институциональное  усиление  для  устойчивого
развития", профессор М.Ишанкулов:
    "В Казахстане проблема СОЗ вызывает значительную озабоченность.
Основными источниками загрязнения СОЗ являются сельское хозяйство,
использование в промышленности устаревших технологий. Согласно
официальным данным СЭС Агентства по делам здравоохранения
(Информационный бюллетень, Алматы 1999) и ЮНЕП Chemicals, все еще
используются такие пестициды как альдрин, дильдрин, гептахлор и ДДТ. В
1995-98 гг. площадь земель, используемых в сельскохозяйственных целях,
уменьшилась на 31%. Это привело к накоплению неиспользованных пестицидов,
хранящихся часто в полуразрушенных хранилищах, не оборудованных для этих
целей, что увеличило риск загрязнения грунтовых вод.
    В основном Казахстан импортирует пестициды. Единственный производимый
в Республике Казахстан пестицид - "KZ" (ТОО "Пестицид", г.Шымкент) не
принадлежит к СОЗ.
    Подавляющая часть применяемых в республике пестицидов - гербициды и
инсектициды (средства защиты растений). По данным Таможенного комитета
Министерства государственных доходов Республики Казахстан, в страну в
2000 году было завезено 4 026 346 кг гербицидов, 64 702 кг фунгицидов,
598 645 кг инсектицидов, 10 000 кг дефолиантов, 646 556 кг прочих
пестицидов, всего - 5 346 249 кг. По официальным данным, в республику
ввозятся только препараты, разрешенные для применения.
    По данным Таможенного комитета  Министерства государственных доходов
Республики Казахстан, по состоянию на 1 апреля 2001 г., в страну  было
ввезено более 6,36 млн. кг   пестицидов. Основные компании, занимающиеся
импортом пестицидов и их реализацией  в Казахстане (с объемом поставок
свыше 100 000 кг) -  Министерство сельского хозяйства РК, ЗАО
"Казэкспорт", ЗАО "Арай", ЗАО "Тумар", ряд ТОО и частных предприятий
(например, ТОО "Астана-Злак", ТОО "Агросоюз-Сервис" и др.). Объем
поставок, которые осуществляют более 100 фирм, не превышает 100 000 кг.
Основные зарубежные компании-производители пестицидов, с которыми
сотрудничают местные компании-поставщики - "Уфахимпром" (Россия),
"Зенека" (Великобритания), "Юниролл Кемикал" (CША), "Новартис"
(Швейцария), "Рон Пуленк" (Франция),  "Монсанто" (США). По объемам
поставок преобладает 2,4 Д-аминная соль, ввозимая из России.
    Однако учитывая прозрачность границ страны с Россией, Узбекистаном,
Кыргызстаном, можно предположить, что кроме зарегистрированных фирм
существуют организации, которые занимаются нелегальным ввозом пестицидов
на территорию республики, включая и СОЗ из числа пестицидов. Часто
встречающийся в последнее время в свободной продаже на рынках городов и
поселков  страны  дуст,  один из возможных СОЗ (ДДТ или ГХЦГ),
используемый для бытовых целей - показатель контрабандного его завоза.
    За истекшие два десятилетия объем применяемых пестицидов в Казахстане
сократился почти в 4 раза. Изменился их ассортимент, но число
разрешенных для применения  препаратов остается на одном и том же уровне
(около 200 наименований).
    По официальной справке Министерства сельского хозяйства РК, по
состоянию на 1 января 2001 г. в Казахстане использовался и находился в
остатках ряд пестицидов из числа запрещенных и отсутствующих в "Списке
химических и биологических средств", используемых для  борьбы с
вредителями, болезнями растений и сорняками и т.п. (в этом списке
содержатся наименования химических и биологических средств, которые
разрешены для применения в сельском и лесном хозяйствах республики на
1997-2001 гг.) - в общей сложности 336 246 т.
    Скопились также большие объемы устаревших, просроченных и пришедших в
негодность пестицидов (в основном оставшихся в наследство еще со времен
бывшего Союза - в общей сложности 323 032 т.
    Результаты предварительной инвентаризации СОЗ из числа пестицидов:
их запасы  в республике оцениваются в 39,5 т. Это - гексахлорциклогексан
(ГХЦГ) - 24 т этого вещества хранятся на Атырауской противочумной
станции), токсафен - 15 т находятся в Северо-Казахстанской области и
ДДТ - 0,5 т находится в Восточно-Казахстанской области.
    В процессе предварительной инвентаризации СОЗ и более не использующихся
пестицидов в Казахстане впервые было установлено общее количество
пестицидов всех категорий, подлежащих утилизации и захоронению. Оно
составляет более 1200 т (по данным областных управлений ООС) и более 620
т (по данным областных территориальных управлений Министерства сельского
хозяйства Республики Казахстан). Эти цифры более чем на порядок
превышают официальные данные Министерства сельского хозяйства на 1
января 2001 г. - 85,3 т.
    Однако нельзя считать эти данные окончательными. Например, в
Алматинской области наблюдаются большие расхождения по сведениям,
поступившим из областных управлений охраны окружающей среды и
территориальных управлений Министерства сельского хозяйства. Так, по
сведениям Алматинского областного управления ООС в области подлежит
захоронению 76 636 т пестицидов, а по сведениям территориального
управления Министерства сельского хозяйства - 126 513 т, что почти
вдвое превышает цифру, приводимую областным управлением ООС.
    Все это свидетельствует о том, что детальная инвентаризация конкретных
складов и хранилищ в областях не проводилась. Исходя из тяжелого
экономического положения в сельском хозяйстве в целом по республике,
можно предположить, что в действительности дела обстоят еще хуже.
Пестициды, завезенные и неиспользованные в 70-80 гг., хранятся в
неприспособленных, ветхих помещениях, часто с протекающими крышами,
зачастую сваленные в одну кучу. Среди них вполне вероятно нахождение и
СОЗ. С грунтовыми водами остатки таких пестицидов попадают в реки и
водоемы, загрязняя окружающую среду.
    Ряд сведений по общему количеству пестицидов, подлежащих утилизации
и захоронению, содержится в  данных мониторинга сред жизнеобеспечения,
осуществляемого санитарно-эпидемиологическими службами Агентства
Республики Казахстан по делам здравоохранения. Они свидетельствуют о
том, что несмотря на уменьшение нагрузки пестицидов на почвы в 5-6 раз,
проблема  загрязнения земель пестицидами остается. Загрязненность почв
остаточными количествами пестицидов выше среднего республиканского
уровня отмечается в Кустанайской, Южно-Казахстанской и
Западно-Казахстанской областях, где, по предварительной оценке, запасы
пестицидов невысоки.
    Инвентаризация промышленных СОЗ оказалась весьма затруднительной
ввиду отсутствия какой-либо статистической и иной отчетности. Затрудняло
инвентаризацию и то, что сегодня большинством предприятий владеют
частные собственники.
    По материалам Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК,
можно говорить только о вероятности присутствия промышленных СОЗ.
    Корректные данные о масштабах промышленных СОЗ отсутствуют.
    ПХД в Казахстане использовались в промышленном производстве: например,
в г.Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области в советский период и
до начала 90-ых годов функционировал конденсаторный завод (производились
конденсаторы с использованием ПХД в качестве диэлектрика). Документы
свидетельствуют, что за период с 1968 по 1970 г. в Усть-Каменогорске
было использовано приблизительно 26 600 мегатонн ПХД. Почти вся
продукция в виде промышленных конденсаторов была возвращена в Россию и
др. республики бывшего СССР. Основной проблемой является остаточное
загрязнение территории завода и возможно хранящееся использованное
оборудование, а также конденсаторы с истекшим сроком использования.
    Какие-либо анализы диоксинов и фуранов в Казахстане отсутствуют вообще.
    В государствах Центральной Азии пока не создана отлаженная, четко
функционирующая  система управления СОЗ. Нет и  специализированных
организаций в этой области. Работы по СОЗ рассредоточены - ими занимаются
подразделения министерств охраны окружающей среды, сельского хозяйства,
здравоохранения, Академии наук. Тревожит полная неосведомленность
правительственных кругов и общественности о проблеме СОЗ.
    После подписания Республикой Казахстан 23 мая 2001 года Стокгольмской
конвенции о СОЗ, решением Совета Глобального Экологического Фонда (ГЭФ)
стране был предоставлен грант в размере 500 000 долл. США для реализации
поддерживающих мероприятий (разработки Плана действий) Стокгольмской
конвенции СОЗ. В настоящее время решены все организационные вопросы и
проект готов к запуску.
    Поддерживающие мероприятия помогут правительству осознать степень
остроты проблемы СОЗ в Казахстане, повысить уровень информированности
общественности".
         КОНТАКТ: Л.Астанина, НПО "GREENWOMAN", greenwomen@nursat.kz

        Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 340,
                  13 сентября 2002 г., OT@lorton.com

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:        http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info       *
* ***********************************                        *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83         *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru       *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и война
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами