Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
****       Х И М И Я *  И *  Ж И З Н Ь              ***************
*******************************************************************
**                      Сообщение UCS-INFO.950, 7 декабря 2002 г. *
*******************************************************************
                                                        Чистая вода

                ДЕЛА ВОДЯНЫЕ: ЭКСПЕРТИЗЫ И ЖИЗНЬ

    Лучшая вода не продается
    Экспертиза бутилированной воды дала поразительные результаты
    Специалисты НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды
им.Сысина провели экспертизу бутилированной воды отечественного
производства и пришли к весьма неожиданным результатам: лучшие по
всем показателям марки питьевой воды практически отсутствуют в
продаже. Сегодня воду в бутылках, по подсчетам экспертов НИИ
им.Сысина, покупают около 30% москвичей, причем эта цифра неуклонно
растет. Но в России рынок бутилированной питьевой воды пока невелик -
его оборот составляет 200 млн. руб. в год, при этом доля импортной
воды невысока.
    "Потребитель ориентируется на показатель цена-качество. Он видит,
что российская вода по вкусу и качеству не уступает импортной, но стоит
при этом в два-три раза дешевле. И, естественно, покупает ее", - пояснил
"ДХ" коммерческий директор ООО "Шишкин лес" Давид Мнацакян. Минимальная
цена Vittel 1,5 литра - 59,4 руб.; Evian 1,5 литра - 50 руб., в то время
как максимальная цена "Сенежской" этого же объема - 13 руб., "Новотерской" -
19,5 руб. Еще пять лет назад бутилированную воду можно было купить только
в редких супермаркетах, и за цену, казавшуюся невероятной для подобного
продукта. С появлением отечественных производителей цены на бутилированные
воды упали, и теперь пятилитровая емкость вполне доступна за 20 с небольшим
рублей. 70% москвичей по-прежнему используют для  питья водопроводную воду.
    "К 40 годам у среднего россиянина из-за нехватки витаминов и
микроэлементов уже около шести удаленных зубов,- говорит академик Юрий
Рахманин, директор НИИ им. А.Н. Сысина РАМН. - Нехватка фтора поражает
в первую очередь зубы, а потом и костные ткани. Из-за проблем с зубами
сразу же страдает система пищеварения. Почему в нашей стране не фторируется
вода? Говорят, что в крупных городах это нереально. Ложь. В четырех из
пяти крупных американских городов вода фторируется. Подсчитано, что за
фторирование воды американский налогоплательщик платит 1,2 долл. В год, а
в крупных городах и вовсе 20 центов. Вы бы согласились платить от 6,5 до
38 руб. в год за право получать фторированную воду? Скорее всего, да".
Пока этого не произошло, приходится рассчитывать на бутилированную воду,
которую можно насытить всеми необходимыми микроэлементам. Исследования
Института питания РАМН говорят о том, что 40% россиян живут в условиях
дефицита кальция, 65% - в условиях дефицита йода и 80-100% - в условиях
дефицита селена. Все эти элементы можно восполнять, обогащая ими
бутилированную воду.
    Новые санитарные правила и нормы к питьевой воде (СанПиН, вступили в
действие с 1 июля 2002 г.) делят бутилированные воды на две категории -
первую и высшую. Специалисты НИИ им. Сысина провели в соответствии с
новыми СанПиН экспертизу 13 бутилированных вод, представленных на
российском рынке: "Шишкин лес", Welwater, "Святой источник", "Кристалин",
"Аква минерале", "Домбай", "Троица", "Московия", "Ваше здоровье",
"Кристальная", Volvic, Evian и "Живая вода". Первый критерий -
органолептические свойства (прозрачность, отсутствие запахов и цветности).
Его выдержали все, так же как проверку на радиационную и эпидемиологическую
безопасность. Однако анализ химического состава показал, что "Кристалин"
содержит частицы металлов, в "Аква минерале", Welwater и "Святом источнике"
обнаружились следы хлороформа.
    Важный новый критерий для российского потребителя - физиологическая
полноценность воды (жесткость, щелочность, количество кальция, магния и
фтора). На Западе развита система употребления пищевых добавок, обогащенных
витаминами и микроэлементами, и добавлять их в воду необязательно. Нам же
обогащенная бутилированная вода может серьезно помочь в укреплении
иммунитета. Но марок воды, соответствующих этому критерию, у нас оказалось
совсем немного. По жесткости не прошли "Аомбай" и выдержали все, так же
как проверку на радиационную и эпидемиологическую безопасность. Однако
анализ химического состава показал, что "Кристалин" содержит частицы
металлов, в "Аква минерале", Welwater и "Святом источнике" обнаружились
следы хлороформа. Важный новый критерий для российского потребителя -
физиологическая полноценность нормах по высшей категории качества. Но
именно эти марки практически неизвестны широкому потребителю.
    В 60-е писатели-фантасты предсказывали продажу воды за деньги
    СЕГОДНЯ ПОТРЕБИТЕЛЬ УЖЕ СПОСОБЕН ОТЛИЧИТЬ ВОДОПРОВОДНУЮ ВОДУ ОТ
СТОЛОВОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ
    По данным ACNielsen, минеральные воды делят места в супермаркетах
следующим образом: "Шишкин лес" на 1-м месте (12,14% рынка по товарному
объему). "Аква минерале" - 2-е и 3-е места (5,25%), "Святой источник"
(4,4%), "Черноголовская" (3,59%), "Бон аква блю" (2,84%), "Боржоми (2%),
"Кристалин" (1,82%). Среди этих марок нет места новым производителям.
"Торговые площади распроданы. Новый производитель приходит и говорит,
что хочет продавать свою воду, а менеджер отвечает: я уже работаю с
известным производителем, зачем мне связываться еще с кем-то" - признал
Давид Мнацакян. "Сегодня на рынке царят несколько марок бутилированной
воды - те, чьи производители способны основательно потратиться на рекламу, -
рассказал "ДХ" гендиректор ОАО "Зеленоградский источник" Роберт Мкртчян. -
Оптовики работают с раскрученными брэндами, поэтому мы не можем пробиться
на рынок. Кроме того, объемы производства у нас пока небольшие, кредитов
от государства нет. Maгазины работают с отсрочкой платежа, а собственных
оборотных средств не хватает". Сейчас "Зеленоградский источник" решил
попробовать работать с сетевыми магазинами "Метро" и "Рамстор". Ради
этого сотрудничества производители готовы даже понести транспортные
расходы.
    "Все воды, представленные сегодня на рынке, 6езопасны, - считает
профессор Сергей Хотимченко, завотделом гигиены питания НИИ питания РАМН.
Но здесь имеет место недобросовестная реклама: нельзя называть водой
высшего качества ту, которая не соответствует этому званию по одному-двум,
а то и нескольким показателям".
        Ю.Стоногина, yulia@chronicle.ru
        "Деловая хроника", 12-18 ноября 2002 г.

     Прислал Levashow@mail.ru, 5 декабря 2002 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:        http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info       *
* ***********************************                        *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83         *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru       *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и война
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами