Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
****       Х И М И Я *  И *  Ж И З Н Ь              ***************
*******************************************************************
**                     Сообщение UCS-INFO.971, 11 февраля 2003 г. *
*******************************************************************
                                                  Ядерная опасность

                      РАДИО "СВОБОДА" - О "МАЯКЕ"
            Радио Свобода: "Запретная зона". 30.01.2003


    Название: Госатомнадзор не продлил лицензию комбинату "Маяк"
на переработку ядерных отхожов.
 Марина Катыс: Говорит Радио Свобода. В эфире экологическая программа
"Запретная зона". У микрофона автор и ведущая Марина Катыс.
    Госатомнадзор России, федеральный надзорный орган в области использования
ядерной энергии, не продлил лицензию на деятельность завода No 235 по
переработке отработавшего ядерного топлива - основного производства на
комбинате "Маяк". Руководство Минатома делает вид, что ничего существенного
не произошло и через некоторое время Госатомнадзор все равно выдаст лицензию.
Слово начальнику Управления по взаимодействию с органами государственной
власти и информационной политики Минатома России Николаю Шинкареву.
 Николай Шинкарев: Минатом работает над продлением этой лицензии. Все
дополнительные документы в Госатомнадзор, которые просил Госатомнадзор,
предоставлены. Сейчас там ведется довольно активная работа. Думаю, в
ближайшее время эта лицензия все-таки будет продлена.
 Марина Катыс: А с чем был связано непродление лицензии Госатомнадзором?
 Николай Шинкарев: Это технические вопросы. Были претензии по технологии
переработки облученного ядерного топлива и по обращению с радиоактивными
отходами.
 Марина Катыс: Но, насколько я знаю, основные претензии были связаны с тем,
что жидкие радиоактивные отходы сливаются в открытые водоемы?
 Николай Шинкарев: В принципе - да, это было одной из претензий. Не то, что
сливаются; никакое предприятие не может существовать без слива каких-либо
отходов, это нормальная работа. Так же работают все другие аналогичные
предприятия по переработке радиоактивных:. отработавшего ядерного топлива -
в Великобритании, во Франции все сливают свои отходы, это нормальная
ситуация. Другое дело, куда сливают и в какой концентрации радиоактивных
веществ в этих сливах. Вот над этим как раз и можно работать.
 Марина Катыс: Предыдущая лицензия, срок которой истек 31 декабря 2002 года,
была выдана "Маяку" в порядке исключения сроком на один год под обещание
привести деятельность предприятия в соответствие с действующими
природоохранными нормативами. По мнению координатора энергетического
департамента "Гринпис-Россия" Владимира Чупрова, ситуация может разрешиться
двумя способами.
 Владимир Чупров: В случае, если Госатомнадзор все-таки выдаст такое
разрешение, то можно будет считать, что Минатом в очередной раз "вывернул
руки" контролирующему надзорному органу и заставил его сделать то, что, в
принципе, делать нельзя. Если Госатомнадзор все-таки выстоит до конца и не
продлит лицензию, то в этом случае возможен еще более худший сценарий, на
наш взгляд: Госатомнадзор будет либо расформирован окончательно, либо его
функции будут урезаны до такой степени, что останется одна вывеска.
    Сегодня у нас есть информация (причем - из надежных источников) о том,
что готовится очередная реорганизация правительства, в результате которой
предполагается разделение функций контроля и функций нормирования. Мы
боимся,  что одним из результатов сегодняшнего противостояния Минатома и
Госатомнадзора, станет лишение Госатомнадзора функции контроля и надзора:
ему оставят всего лишь функции нормирующего органа. В этой ситуации Минатом
будет контролировать сам себя. Однако, в соответствии с рекомендациями
МАГАТЭ функции контроля и функции хозяйственной деятельности должны быть
разделены.
 Марина Катыс: Депутат Государственной Думы Сергей Митрохин тоже говорит
о беспрецедентном давлении на руководство Госатомнадзора со стороны
представителей Минатома.
 Сергей Митрохин: Во-первых, я хочу сказать, что полностью поддерживаю
решение Госатомнадзора, считаю его очень мужественным и очень правильным.
Много лет Минатом фактически нарушает российское экологическое
законодательство, нарушает Закон об охране окружающей среды и Водный кодекс
Российской Федерации, сбрасывая в открытые водоемы отходы от переработки
отработавшего ядерного топлива. В данном случае речь идет только о
переработке. Отозвана лицензия только на этот вид деятельности.
Производственное объединение "Маяк" не остановлено, оно занимается
еще другими направлениями.
    Конечно же, Минатому и самому "Маяку" это решение не нравится. Мне
известно, что уже подключены мощные лоббистские силы для того, чтобы
все-таки выломать руки Госатомнадзору и заставить его дать лицензию на
такой вид деятельности.
 Марина Катыс: С этим согласна и директор Центра ядерной экологии и
энергетической политики Социально-экологического союза Лидия Попова.
 Лидия Попова: Мне известно, что и Министерство природных ресурсов уже
согласовало в положительную для Минатома сторону ту заявку, которую Минатом
подал в Госатомнадзор, и Главный санитарный врач тоже согласовал, то есть,
препятствий со стороны Министерств природных ресурсов или Минздрава не будет.
Сейчас единственная препона - это Госатомнадзор. Госатомнадзор уже потребовал
от Минатома разработать комплексный план мероприятий по решению проблемы
обращения с радиоактивными отходами на заводе по переработке облученного
ядерного топлива (завод 235 на "Маяке"). Госатомнадзор требует, чтобы были
привлечены специалисты и Гостомнадзора, и Минздрава, и чтобы Минатом изыскал
средства для оплаты разработки такого комплексного плана мероприятий. При
условии, что Минатом, так сказать, пообещает это все сделать, Госатомнадзор
лицензию продлит.
 Марина Катыс: Главным основанием для невыдачи лицензии, действительно,
стало систематическое нарушение "Маяком" статьи 104 Водного кодекса, статьи
51 Закона об охране окружающей среды и статьи 48 Закона об использовании
атомной энергии, запрещающих сброс жидких радиоактивных отходов в открытые
водоемы. Госатомнадзор отмечает, что "Маяк" не предоставил согласованный с
Министерством природных ресурсов план поэтапного снижения и прекращения
сброса жидких радиоактивных отходов. Производства комбината "Маяк" (в
частности - завод РТ-1) сливают жидкие радиоактивные отходы в каскад водоемов
реки Теча уже около 50 лет. Однако начальник Управления по взаимодействию с
органами государственной власти и информационной политики Минатома России
Николай Шинкарев не согласен с такой формулировкой.
 Николай Шинкарев: Нет, не совсем так. Эти водоемы образовались в результате
запруды реки Теча, но с самой рекой эти водоемы не связаны. Они - бессточные.
Они перегорожены плотиной, и стока из этих водоемов нет. В этом-то, кстати, и
проблема.
 Марина Катыс: Дело в том, что каскад этих водоемов переполняется и что
делать с избытком жидких радиоактивных отходов, пока неясно.
 Николай Шинкарев: Почему? Все ясно. Есть нормальные планы, есть несколько
способов. С одной стороны, есть обводные каналы, их просто надо чистить. Там
есть ТЭЦ, и золоотвалы этой ТЭЦ мешают сливаться воде. То есть, не
радиоактивной, конечно, а обычной воде. Эти каналы чистятся, с одной стороны.
А с другой стороны, разработана программа по укреплению плотины, и она
реализуется. Мы думаем, что нет больших поводов для беспокойства. Более
того, мы, безусловно, рассматривали вариант, если этот водоем переполнится
и вода пойдет в открытую гидросеть, в реку Теча. Это, конечно, очень
неприятная ситуация. Но и при этом уровень радионуклидов в Тече превысит
норму где-то в 5-10 раз. Теча впадает в другие реки, в которых превышение
ПДК по другим вредным веществам существенно больше, чем в 5-10 раз. Там
нефтепродукты, цветные металлы - в 10-20 раз. То есть, с точки зрения
экологии, вода реки Теча - это одна из наиболее экологически безопасных,
чем тот же Тобол, Иртыш. Даже в случае переполнения этого водоема,  скажем
так, катастрофы не получится.
 Марина Катыс: С такой трактовкой событий, в частности, с тем, что Теченский
каскад водоемов не связан с самой рекой Теча, не согласна директор Центра
ядерной экологии и энергетической политики Социально-экологического союза
Лидия Попова.
 Лидия Попова: Как это, не связан с рекой Течей, когда это называется
Теченский каскад? Плотина была построена на реке Теча, чтобы создать
искусственное водохранилище, которое замедляет ток воды и приводит к тому,
что тяжелые радионуклиды, такие как стронций, цезий, опускаются на дно и
оседают в илах. С одной из плотин сейчас очень большая проблема. Там,
по-моему, до перелива осталось всего 40 сантиметров, и эту плотину
пытаются надстраивать и как-то  укреплять.
    Я буквально от всех специалистов вплоть до министра по атомной энегрии
слышала одно и то же - прорыв плотины приведет к катастрофическим
последствиям. Если через эту слабую плотину хлынет вода из резервуаров
Течи, то это же не просто будет разлив воды, где не очень большое содержание
радионуклидов. Хотя у меня есть моя собственная фотография 1992 года, где я
сижу с радиометром на берегу как раз этого водохранилища, и радиометр
показывает 5 000 микрорентген в час. При норме 20 микрорентген в час, он
показывает 5 000. То есть, это достаточно радиоактивная вода. Но самая-то
главная проблема - илы. Потому что вода, прорвавшись через полтину, повлечет
вместе с собой донные осадки, илы. Для экосистемы это будет просто катастрофа.
И слепые птицы появятся, и все на свете: А, кроме того, это же ведет и к
загрязнению Обской губы, и к загрязнению Карского моря.
    Где тот предел, когда еще одна добавка загрязнений не приведет к
катастрофическим последствиям? Заявление представителя Минатома - достаточно
легкомысленное. Даже от представителей Минатома я такого еще не слышала.
 Марина Катыс: О последствиях возможного прорыва плотины 11 водоема Теченского
каскада рассказывает координатор Энергетического департамента "Гринпис-Россия"
Владимир Чупров.
 Владимир Чупров: Бесследно это, естественно, не пройдет. Хотя бы потому, что
волна, которая пойдет в результате прорыва дамбы 11 водоема (это - последняя
дамба на Теченском каскаде), просто смоет прибрежные деревни, которые до сих
пор там находятся. Во-вторых, 11-й водоем, о котором идет речь, также содержит
радионуклиды. В результате прорыва будут смыты донные осадки, отложения и илы,
которые в наибольшей степени сконцентрировали в себе то, что находится сейчас
в Теченском каскаде, и все это будет вынесено в пойму реки Теча и других.
    Кроме прорыва дамбы Теченского каскада, естьеще одна проблема - озеро
Карачай. Там сформировалась подземная линза, которая сейчас мигрирует на юг в
сторону Челябинска и уже достигла водозаборов первых деревень, которые стоят
на пути этой линзы. Вот что делать с этим - не знает вообще никто. При этом
продолжается сброс радиоактивных отходов и в Карачай, и в Теченский каскад.
 Марина Катыс: В то же время в Челябинской области и в самом городе Озерске,
где расположен комбинат "Маяк", к самому закрытию завода РТ-1 отношение
неоднозначное. По словам координатора программ Уральского экологического
союза Ольги Подосеновой, само по себе закрытие завода не делает ядерное
предприятие чистым.
 Ольга Подосенова: Впервые за 50 лет произошло, на наш взгляд, торжество
буквы закона. То есть, 50 лет "Маяк" сливал свои отходы в открытые водоемы:
и в Теченский каскад, и в озеро Карачай, и вот впервые за 50 лет Госатомнадзор
сказал предприятию, что так делать нельзя.
 Марина Катыс: Как относится население к ситуации с непродлением лицензии
заводу по переработке отработавшего ядерного топлива?
 Ольга Подосенова: Естественно, люди, которые работают на "Маяке", я бы не
сказала, что настроены панически, но понятно, почему они к этому относятся
плохо. Но вот просто обычные люди, жители Озерска, относятся спокойно, и
многие говорят, что, действительно, если предприятие 50 лет нарушало
законодательство, разве можно продолжать это делать и дальше?
 Марина Катыс: По словам Ольги Подосеновой, ничем не подкрепленные заявления
специалистов Минатома о якобы существующих передовых технологиях - всего лишь
желание не упустить финансовые потоки, направляемые на решение этой проблемы.
 Ольга Подосенова: Сейчас в наших средствах массовой информации выступают
представители "Маяка" и говорят, что в результате непродления лицензии
"Маяку" встанут все заводы и все атомные станции, что государство должно
обратить внимание на проблему и выделить по-больше денег на нужды "Маяка".
Выходом и решением этой проблемы может быть объявление открытого тендера, я
подчеркиваю - открытого, потому что в конкурсе по решению проблем "Маяка"
должны участвовать представители и ученые разных учреждений, а не только
ведомственной "про-минатомовской" принадлежности. А иначе все выделенные
правительством деньги опять уйдут на нужды Минатома, а проблемы решаться
не будут.
 Марина Катыс: В настоящее время в России накоплено около 15 тысяч тонн
отработавшего ядерного топлива. По словам начальника Управления по
взаимодействию с органами государственной власти и информационной политики
Минатома России Николая Шинкарева, в результате решения Госатомнадзора на
заводе РТ-1 приостановлена переработка отработавшего ядерного топлива.
 Николай Шинкарев: Пока лицензию не продлят, завод не будет перерабатывать
отработавшее ядерное топливо. Но рано или поздно она будет продлена, другой
вопрос - когда. Такой уж очень критической ситуации нет, потому что завод,
на самом деле, перерабатывает относительно небольшое количество отработавшего
топлива, где-то - от 100 до 200 тонн в год. У этого завода есть хранилище,
чтобы заполнить которое нужно более года. Так что ситуация рабочая.
 Марина Катыс: При этом руководство Минатома продолжает настаивать на
прибыльности ввоза в Россию иностранного отработавшего ядерного топлива.
 Николай Шинкарев: Завод РТ-2 начал строиться в 80-х годах, строительство
было прекращено, построена первая очередь - это "мокрое" хранилище
отработавшего ядерного топлива. Сейчас ведется модернизация, с одной
стороны, этого хранилища, расширение его, начались работы по строительству
нового, более масштабного хранилища. Это составная часть завода РТ-2. А сама
очередь переработки отработавшего ядерного топлива будет построена, по нашим
планам, примерно к 2020 году, тогда, когда возникнет необходимость в
масштабной переработке отработавшего топлива.
 Марина Катыс: То есть, Минатом сохраняет планы осуществить ввоз в Россию
отработавшего ядерного топлива из других государств?
 Николай Шинкарев: Да, конечно, эти планы есть, мы в этом направлении
работаем. Руководство страны и ученые нас в этом поддержали, проекты
прошли  экологическую экспертизу, там четко записано, что ввоз начнется
только при условии, что в результате осуществления проекта улучшится
экологическая ситуация. То есть, очень просто - деньги мы будем использовать
на экологические программы, в том числе и на Теченский каскад водоемов.
 Марина Катыс: А какой процент отчислений от проекта планируется тратить на
экологические программы?
 Николай Шинкарев: Есть закон, в котором очень четко сказано, что вычисляются
затраты на обращение с топливом, а вся остальная прибыль будет идти: 15
процентов от прибыли - в регионы, куда завозится топливо, а 75 процентов -
на выполнение программ. По нашим прикидкам, это где-то порядка 30 процентов
от суммы, полученной за ввоз топлива.
 Марина Катыс: О предполагаемых расходах Минатома на решение экологических
проблем рассказывает директор Центра ядерной экологии и энергетической
политики Социально-экологического союза Лидия Попова.
 Лидия Попова: В тех документах Минатома, которые я видела, говорилось о
том, что 20 процентов от сделок должно направляться на экологические
программы. В технико-экономическом обосновании, которое Минатом представил
на государственную экологическую экспертизу, речь шла о 7 миллиардах долларов
на решение экологических проблем. Для России это, конечно, существенная цифра,
но она абсолютно недостаточная.
    Радиоактивное загрязнение России гораздо более проблематичное, чем в
Соединенных Штатах. В Соединенных Штатах не было таких катастроф, какие
были на Южном Урале, не было взрыва 1957 года, не было разноса радиоактивности
из озера Карачай 1967 года. В России последствия деятельности ядерного
топливного цикла - очень большая проблема. В основном, конечно, это относится
к последствиям развития военных ядерных программ, они просто катастрофические.
Так вот, Соединенные Штаты свою программу очистки (обращения с ядерными
отходами) оценили в 240 миллиардов долларов, и уже около 60 миллиардов
долларов они на это истратили. И надо сказать, что специалисты Департамента
энергетики говорят, что такая очистка не работает. Она не работает по
физическим причинам. Вы можете взять грязный грунт, перенести из одного
места в другое, но пока радиоактивные элементы не распадутся, вы все равно
"чистым" его не сделаете. Вы можете пытаться как-то зафиксировать загрянение.
Но заключить все в стекло или в цемент или в битум - невозможно, это огромные
объемы. Что делают в Соединенных Штатах? Собирают загрязненный грунт в такие
гурты или в траншеи, накрывают пластиком и засыпают грунтом. Но опять же: а
вода? Ее удержать невозможно, она все равно проникает и разносит
радиоактивность.
    На этом фоне 7 миллиардов долларов в течение 20 лет (по сравнению с
240 миллиардами, которые американцы в течение 20 лет собираются истратить) -
это просто копейки. Мне кажется, что в России за эти деньги невозможно
добиться каких-то ощутимых результатов.
 Марина Катыс: При этом уже сейчас комбинат "Маяк" мог бы существенно
снизить сбросы жидких радиоактивных отходов, как этого и требует
Госатомнадзор. Продолжает Лидия Попова.
 Лидия Попова: На "Маяке" ведь просто берут воду из одного водоема,
пропускают ее через технологический цикл, и потом сбрасывают, но уже - в
другой водоем, в озеро Карачай или в Теченский каскад. Даже речи не идет
о том, чтобы использовать какие-то технологии, которые уже существуют,
чтобы очистить хотя бы низкоактивные отходы. Уже сегодня можно было бы
снизить сбросы на 10 процентов, уменьшить сброс отходов в природные среды.
Это был бы первый этап. Госатомнадзор ведь не говорит: "Немедленно, прямо
сейчас прекратите сбросы". Они говорят: "Представьте комплексный план
мероприятий. Сейчас вы на 10 процентов снизите, потом - на 20 процентов".
Но для этого нужны некоторые усилия.
    Конечно, "Маяк" - банкрот: он и работает не на полную мощность, и
контрактов у
него зарубежных нет, только из ближнего зарубежья. Стоимости этих контрактов
неадекватны тем затратам, которые нужны на переработку и на природоохранные
мероприятия. А проблема загрязнения окружающей среды на "Маяке" - проблема
общенациональная, это федеральная проблема.
 Марина Катыс: Сейчас, действительно, существует реальная возможность объявить
предприятие "Маяк" банкротом. Это возможно сделать, сознательно увеличивая
его долги вследствие простоя и невыплат заработной платы. Результатом этого
может стать разделение предприятия, а именно: наиболее выгодные производства
перейдут, в результате акционирования, в частные руки, а нерентабельные
останутся на балансе государства. Прокомментировать это я попросила
координатора Энергетического департамента "Гринпис-Россия" Владимира Чупрова.
 Владимир Чупров: Минатом давно готовит такие планы. И я думаю, что, скорее
всего, они осуществятся. Это дело ближайших 2-3-4 лет, когда, действительно,
будет акционирована доходная часть ядерного производства. Для ядерного
топливного цикла таких предприятий, как "Маяк", как Красноярск-26, Томский
химический комбинат, доходной частью является производство изотопов. В
ядерной энергетике на атомных станциях будут акционированы генерирующие
мощности, в данном случае - турбины.
   Ту часть производства, которая относится к могильникам, к производству
топлива, к добыче урановой руды, предполагается оставить у государства. А
это будет означать, что государство, владея или имея в собственности эти
все могильники, все это грязное производство, связанное с ядерным топливным
циклом, фактически будет дотировать доходную часть ядерного цикла, которая
будет принадлежать группе чиновников. Минатом окажется в позиции, при которой,
действительно, энергия, вырабатываемая Атомными станциями, будет дешевле, но -
за счет государственных дотаций и субсидий.
 Марина Катыс: По мнению депутата Сергея Митрохина, решение вопроса о том,
получит ли Минатом лицензию на переработку отработавшего ядерного топлива, во
многом зависит от того, насколько сильное давление будет оказано атомщиками на
этот контролирующий орган.
 Сергей Митрохин: Конечно же, лоббистское давление будет чудовищным.
Сейчас уже подключили депутатов соответствующих регионов. Я думаю, что сейчас
надо мобилизоваться и общественности, и тем политическим партиям, депутатам и
фракциям в Государственной Думе, которые считают необходимым прекратить это
бесконечное безобразие и навести в отрасли элементарный порядок.
У нас Госатомнадзор находится в приниженном, забитом состоянии, он
постоянно подвергается атакам со стороны Минатома. Голубая мечта Минатома
заключается в том, чтобы вообще отнять у Госатомнадзора право лицензирования и
присвоить это право себе, что вообще - абсолютный нонсенс в мировой практике,
и когда говоришь об этом с экспертами МАГАТЭ - у них глаза лезут на лоб.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:        http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info       *
* ***********************************                        *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83         *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru       *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и война
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами