Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
****       Х И М И Я *  И *  Ж И З Н Ь              ***************
*******************************************************************
**                      Сообщение UCS-INFO.983, 22 апреля 2003 г. *
*******************************************************************
                                                Экология и общество

                      УРОКИ ОТ Л.Н.ГУМИЛЕВА

    Часть III. ПАССИОНАРИИ
    СПРАВКА. Фигурой, двигающей этногенез, Л.Н. Гумилев называет
"пассионария" (человек страстный, обуянный, одержимый и т.п.) -
личность с "ущербным социально-психологическим статусом по отношению
к самосознанию" (Н.Ф. Реймерс, 1990 г.), мутант, маргинал. В трудах
Л.Н.Гумилева я нахожу три рецепта "приготовления" пассионариев.
 - Первый - с помощью таинственных космических излучений, вызывающих
мутации, после чего основная масса мутантов вымирает, а то, что остается -
маргиналы, пассионарии, напролом делающие свой маленький бизнес - этногенез.
 - Второй рецепт - климатогенный, когда при хорошем увлажнении Великой
степи, материально пресыщенный степняк ищет "преобладания" над окружающими
людьми, т.е. власти, а получив ее впадает в вождизм, приобретает одержимость
зомби в навязывании окружающим своих взглядов на жизнь и устройство Мира.
Это уже биоид, аналог пассионария по одержимости и вреду. В отличие от
гумилевского типа это трус, дилетант, "самопальный пассионарий", но у него
не меньше шансов окончательно дозреть. Как написал крупный биолог К.Вилли,
и Л.Н.Гумилев в 1968 году мог бы его почитать: "В настоящее время совершенно
ясно, что как физические, так и психические признаки представляют собой
результат взаимодействия генетических факторов и факторов среды." Я бы
принял этот широко распространенный, отработанный природой на множестве
видов животных вариант в качестве основного. Привычно видеть, как одна из
шустрых особей ухитряется (все-таки мы говорим о людях) занять
привилегированное положение, после чего вступают в силу не только групповые,
но и родственные и дружеские отношения. Л.Н. Гумилев мог читать В.В.Дежкина
в 1975 году: "Друг вожака может перескочить сразу через несколько ступеней
в обезъяньей "табели о рангах", ну а о родственниках можно и не говорить.
Историк же видел и писал о той братии какая  стала командовать в Евразии...
Что касается мутаций для получения нужных историку порченых особей, то на
Земле, наверно, нет места, где не шли бы какие-нибудь мутации и не
появлялись соответствующие мутанты, глядя на которых народ говорит: "было
бы болото, а черти заведутся".
 - Третьим рецептом, относящимся к сферам медицины (евгеники) и селекции
животных, вот уже добрых 3 тысячи лет пользуются евреи: это инбридинг -
близкородственное скрещивание членов секты, плюс масонского образца
педагогическое сопровождение поднадзорного контингента. Вот что говорят
источники. Инбридинг - скрещивание близко родственных особей: с обычно
наступающим после этого снижением жизнеспособности потомства (Н.Ф.Реймерс,
1991 г.). Инбридинг - скрещивание организмов, имеющих общих предков: высокая
степень инбридинга часто на практике приводит к появлению организмов с
различными наследственными аномалиями. Неблагоприятные последствия инбридинга
высокой степени служат генетическим обоснованием нежелательности
близкородственных браков у человека (Биологический энциклопедический
словарь, 1986 г.). Способности к музыке, живописи, механике, математике и
т.д. имеют генетическую основу, но наследуются независимо от общих умственных
способностей. ...верхний предел умственной одаренности человека обусловлен
генетически, степень же развития им этих наследственных способностей
определяется внешними влияниями - обучением и опытом. Накопление мелких
мутаций может привести к возникновению лишь разновидностей или
географических рас, а не видов, родов и высших таксономических групп.
    Расовые различия исчезли бы совсем, если бы не существовало социальных
препятствий смешанным бракам, что представляет собой одну из форм изоляции.
Мутация - стойкое наследственное изменение какого-либо гена (К.Вилли, 1968).
Потеря приспособленности при интенсивном инбридинге из-за частых скрещиваний
между близкими родственниками в многочисленной популяции известна как
инбредная депрессия (Р. Ланде, Дж.Ф. Бэрроуклаф, 1989). Маргинальность -
в т.ч. неустроенное "пограничное" социальное положение личности, ущербный
ее социально-психологический статус по отношению к самосознанию.
Маргинальные личности обычно обладают повышенной активностью, отсюда
маргинальность - одна из причин пассионарности. Дегенерация, здесь -
биологическое вырождение в цепи человеческих поколений, характеризуемое
физиолого-морфологическими аномалиями, слабостью общих умственных
способностей, психическими извращениями (отклонениями), склонностью к
антиобщественным поступкам. Гении всегда - маргинальные личности.
(Н.Ф. Реймерс, 1991). Медик мог бы добавить к этому список болезней -
таких: олигофрения, психопатия, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия,
шизофрения и таких: альбинизм, галактоземия, алькаптонурия, микроцефалия,
гемофилия, болезнь Дауна и т.д., а биолог завел бы долгий разговор о
соотносимости генетического груза и вырождения. Эта тема муссируется и
сегодня. Например, в контексте "шизофрения - гениальность" и других: "Не
подлежит сомнению наследственный фактор ... хронический вариант чаще
передается по отцовской линии, вариант приступообразный - по материнской...
Шизофрения встречается у 1 % населения в любой стране. Правда, в отдельных
регионах, где разрешаются кровосмесительные отношения, процент увеличен
в 2-3 раза." (А. Данилова, январь 2003 г.). Последнее сильно беспокоит
кинологов, ветеринарных врачей и покусанных собаками людей (О. Губайдуллин,
январь 2003 г.): "По мнению ветеринарных врачей ... наибольшую агрессию по
отношению к человеку проявляют породы вырождающиеся. Их хозяева, вместо
того, чтобы искать новых партнеров для вязки, допускают близкородственное
скрещивание. Отсюда не только изъяны экстерьера, но и явные изменения в
поведении." Доктор биологических наук С.Н. Нелидов (февраль 2003 г.),
сообщая об эффекте телегонии, т.е. влиянии первого, генного отца,
распространяющегося и на людей, подчеркивает особое значение первого
полового партнера: "И девственница может быть испорченной" в части ее
потомства. "В элитных клубах собаководов существует правило: если породистая
сука хотя бы раз повяжется  кобелем-дворнягой, то на этом навсегда
кончается родословная ее щенят - хорошего потомства от нее не жди.
Голубеводы убивают породистую голубку, если ее "потоптал сизарь". Это
параллельно с эффектом инбридинга и контактов носителей генетического груза.
    Однако уже и так ясно, что Л.Н.Гумилев просто скопировал своих
"пассионариев" с попавших в его поле зрения дегенератов, серийно штампуемых   машиной инбри-
динга замкнутых религиозных сект, замахивающихся на богоизбранность и
руководство человечеством. Но теперь, после объявленного в средствах
массовой информации открытия американской наукой казахстанских истоков
человечества (подтверждающих мнение местных специалистов), этим нарциссам
придется сбавить тон и больше не вводить человечество в заблуждение.
    Много ли надо, чтобы появились гумилевские пассионарии? Мастер
связывает это  с некими космическими излучениями: "как будто кто-то хлещет
плетью шар земной, а к рубцу приливает кровь и идет воспаление". Так и
видится что-то огромное, ужасное, с космического замаха бичующее маленькую
несчастную планетку. И начинаются мутации или что-то вроде этого,
пассионарные "толчки и взрывы" и ... этногенез: "Причинами толчков могут
быть только мутации, вернее - микромутации, отражающиеся на стереотипе
поведения, но редко влияющие на фенотип". Вот тебе и на: вместо свирепого
чудовища (плеть, хлещет, рубцы, кровь, воспаление, толчки, взрывы) на сцене
появляется девушка, грозящая своим розовым пальчиком, и юноша, в смущении
поднимающий с пола брошенный им окурок (микромутации, поведение, отдельное
от фенотипа...). И вообще, ареалы "взрывов" этногенеза или пассионарных
"толчков" отнюдь "не связаны с определенными регионами Земли"... и тут же
приводит рисунок, на котором четыре из девяти "рубцов" попадают в регион
Красного моря, как раз туда, где главное гнездо иудейства.
    Ну что ж, микромутации, так микромутации, запомним это.
    Правильно 20 лет назад я не стал тратить время на эту эклектику
обоснования Евразийства, за которое уцепились отдельные указующие умы.
Никакой необходимости в пресловутых космических плетях и в воспаленных
рубцах нет. Любители экзотики со времен лозоходства удовлетворяются
геопатогенными явлениями. А регион Красного моря - это место особо активных
геологических процессов, причем, море, по мнению некоторых специалистов,
фиксирует положение глубинного разлома, расширяющегося по мере дрейфа Африки
в сторону Америки. "Такие же условия существовали в Центральном Казахстане
360 млн. лет назад при образовании месторождений Жайрем, Ушкатан и
Каражал." (О. Федоренко, февраль 2003 г.).
    Геобиофизические аномалии, плюс непростой ландшафтный облик, плюс
инбридинг, да еще плетка из космоса, - с таким сочетанием мутагенных факторов
не обогатить фауну новым сапиенсом может только биоид, на котором, как я
когда-то сказал, природа исследует явление абсурда в биосферах планет
окраинных галактик.
    Признание человека продуктом природы и обладателем разума (но не ума)
позволяет обращаться к его опыту, как к критерию истины, включая опыт
"коренного" населения, оказавшегося в пределах досягаемости иудейских
диаспор. Согласно А. Донини (1989 г.) к началу новой эры насчитывалось около
7 млн. иудеев, из них в диаспорах около 5 млн., то есть, не менее 200 тысяч
пассионариев с присущими им энергией и цинизмом осваивали джунгли
евразийского суперконтинента, приводя в замешательство тамошние этносы,
склонные к ропоту, погромам и депортациям. Иначе и быть не могло хотя бы
по следствиям всего лишь двух обстоятельств, названных А.Донини:
"...теократический идеал евреев, в силу которого религиозная община
стремилась к отождествлению с государством" и "смешанные браки между евреями
и неевреями мораль раввинов рассматривала как акт нарушения чистоты закона."
    Несколько примеров Л.Н.Гумилева приведено выше; он даже изучил на Каспии
существовавший в низовьях р.Волги целый Хазарский каганат, управлявшийся
иудеями... Когда к 135 году римляне уничтожили Иерусалим, они не предвидели
последствий для неиудейских народов, хотя давно знали, что несут с собой
одиночки и группы залетных пчел иудиных. История полна филиппик от Гунтрама
и Сенеки, Тацита и Юстиниана, пророка Мухаммеда и Дж. Бруно, Петра и
Дж.Вашингтона и прочих деятелей. Философ  И. Кант подтвердил, что иудейство
"исключило весь род человеческий из своего общения, считая себя особым
народом, народом-избранником Иеговы, который ненавидел все другие народы и
был поэтому ненавидим каждым из них." Врач Ч.Ломброзо (по Г.Климову, 2001 г.)
нашел, что у евреев в шесть раз больше  сумасшедших и психических больных,
чем у других народов. Вопрос не в разах, а в существенной исчерпанности
космогенного пассионарного материала в той гумилевской фазе этногенеза
европейского суперэтноса (и не только его), когда знаменитый "психиатр и
криминалист" (как именует его энциклопедия) обобщал свои данные. Этнолог
постоянно ссылался на авторитеты, и нам не грех последовать его примеру:
если говорить только о качественной стороне аномалии, то в той фазе ее
ничем, кроме инбридинга, я объяснить не могу.
    Л.Н.Гумилев показал, что пассионарии и носители пассионарности за сроки
своей дееспособности успевают в первых трех фазах этногенеза понаделать
столько дел, что для приведения суперэтноса в приемлемый вид приходится
тратить значительную часть времени, отпущенного на фазу инерции.  Особенно
достоверно историк говорил о фазе надлома в России-СССР, которую знал
изнутри по происхождению и снаружи по жизни (14 лет лагерей и т.д.).
Специалисты по этому этапу фазы сумели поименовать наиболее заметных
идеологов и исполнителей работы по "надлому" евразийского суперэтноса.
Современные специалисты составили и уточняют галерею таких персон по этапу
"глобализации". По их данным в составе деструктивных сил преобладают жертвы
инбридинга и последующей дегенерации. Главный раввин Российской Федерации
недавно сообщил, что у него числится около 1 млн. евреев и "несколько
миллионов" неофициалов, т.е. всего 4-5 млн., из которых инбрид-пассионариев
должно быть до 200 тысяч.
    В мире сегодня порядка 15 млн. иудеев (а мусульман - 1,2 млрд.) т.е.
всего до 60 млн., из них пассионариев около 2,5 млн. В Казахстане числится
70 тыс. евреев (сентябрь 2002 г.), по той же пропорции: всего около 250-300
тысяч, в том числе пассионариев 10-12 тысяч. Коэффициент полезного действия
одного пассионария по данным для советской Евразии  ХХ в. изменяется от 1:10
до 1:100, а с учетом длительности воздействия и фактора "толпы" число
загубленных жизней других этносов, приходящихся на одного пассионария,
получившего политические, экономические и тому подобные полномочия,
составляет тысячи и миллионы (Н.А. Назарбаев, 1997, Е.К. Нурпеисов и
А.К. Котов, 1995, и др.). Причем, необязательно быть пассионарием,
обыкновенные обыватели во власти, интернационалисты и космополиты тысячами
лет и до сих пор используют стандартные приемы организации нищеты и голода,
религиозного противостояния, прямых репрессий и т.п.  Поистине удивительно
долготерпение и тугодумие человечества, тысячелетиями несущего инбридинговый
крест сектантства и изворотливости особей в латентной и продромальной
стадиях развития генетически и фенотипически обусловленных болезней. Здесь
свою роль, видимо, играет так называемая "сигнальная" (подражательная,
преемственная) наследственность на базе обучения и воспитания, развивающих
и закрепляющих на какой-то срок качества сектанта. Л.Н.Гумилев на эту тему
не распространялся, поэтому говорить о ней не будем, а вернемся к
"антисемитизму".
    Некоторые ученые полагают, что евреи относятся, как и арабы, к семитской
исторической - лингвистической - генетической группе. Но арабы усвоили
негативный опыт близкородственного скрещивания и в апреле 625 года Мухаммед
запретил своим семитам все формы кровосмесительных близкородственных браков,
что и было закреплено в Коране. По недавнему (январь 2002 г.) сообщению, на
территории нынешнего Казахстана вред инбридинга и запрет на браки между
родственниками до седьмого колена установлены в XV веке (хан Белой Орды
издал соответствующий указ), а в XVII веке в своде законов другого хана
предусмотрена смертная казнь лицам, вступающим в близкородственные браки.
Евреи такие браки, говорят, поощряют и получается, что антисемитизмом грешат
евреи, попирающие ценности остальных семитов, да еще занимающиеся
медицинской практикой, которая, по отношению к самим членам иудейской секты
рассматривается как проявление расизма и апартеид. В Международной конвенции
по апартеиду (статья 11) 1973 года прямо записано, что запрещение смешанных
браков между членами различных расовых групп относится к актам апартеида,
преследуемым в уголовном порядке.
    Если опыт человечества хоть чего-нибудь стоит, и, если действительно...
"практика - критерий истины", то, чтобы убедиться во вредоносности
иудейского (еврейского) сектантства, вовсе необязательно копаться в
мутациях, генотипах, фенотипах и пациентах, потому что человечество давным
давно сделало правильные выводы насчет кровосмешения. К примеру, спустя 13
веков после акции Мухаммеда (опиравшегося на века прошлого опыта), в СССР
почти дословно запреты пророка были закреплены законодательно, хотя
известно, кто тогда писал нам законы и под  чьим руководством. И, тем не
менее, в СССР, то есть в Евразии, были запрещены браки: "между родственниками
по прямой восходящей и нисходящей линиям, между полнородными и неполнородными
братьями и сестрами, между усыновителями и усыновленными" (сигнальная
наследственность и др.), "между лицами, из которых хотя бы одно признано
судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия".
    Неприятие иудейского (теперь еще сионистского) сектантства в
кровосмешении, идеологии, поведении, описанное Л.Н. Гумилевым и другими
знатоками, это, по указанному критерию, - строгий научный факт. За ним стоит
одержимый жрец, стремящийся "повязать" своих людей кровью в формах
кровосмешения или обычного преступления, или организации войн, террора,
голода, геноцида (национального, экологического...), гражданских конфликтов
и т.п. Когда кто бы то ни было начинает проповедовать или понуждать других
к искоренению коллективных-общинных-христианских-мусульманских-коммунистических
  и так далее начал и принципов, отрицающих инбридинг, я, опираясь на
"критерий истины", говорю, что здесь поработал прямо или косвенно инбридинг.
Упоминаемый Л.Н.Гумилевым "академик Казначеев" (В.П. Казначеев), между
прочим, отнюдь не исключал, что "...клетки белково-нуклеинового живого
вещества могут "обучаться", накапливать информацию и транслировать ее в
другие клетки", и утверждал реальность бесконтактной (т.е. на расстоянии)
передачи негативной (в данном случае) информации между особями и некоторыми
популяциями (1991 г.). Поскольку Л.Н. Гумилев не оговорил свое знакомство с
трудами академика, сообщаю, что бесконтактными приемами воздействия на живые
организмы (и людей) человечество владеет издревле и на индивидуальном и на
групповом уровнях ("эффект толпы"...). Уже появилась "волновая" генетика,
установлены феномены отклика и перестройки ДНК на речевые (мыслительные)
явления (П. Горяев, Г. Тартышный, 2000 г.) и т.п. Так что, "сигнальная"
наследственность - научно-исторический факт, см. также высказывание
Л.Н. Гумилева о шаманстве. Следуя историку, в настоящую работу введены
эмоциональные элементы занимательного свойства, позволяющие читателям
(в т.ч. сектантствующим) в какой-то мере гармонизировать свои организмы и
стать на путь исцеления ("метод Казинса"). Не зря говорится, что добрый
глаз скотника повышает надой коровы.
    ОРИЕНТИРОВКА.
  1. По миру болтается масса невменяемых и обманутых особей, считающих
себя людьми и венцом мироздания. Сбиваясь в кучки они, по мнению ученых,
представляют собой популяции-производительные силы, занятые
размножением-производственными отношениями в экосистемах -
общественно-экономических формациях на лоне ландшафтов-окружающей среды
среди популяций миллионов других видов растений и животных.
  2. Изучив историко-географические аспекты этого биосоциального
столпотворения, Л.Н. Гумилев сосредоточился на групповых этнических
процессах среди людей, иногда приводящих, по его словам, к актам рождения
обреченных на гибель суперэтносов, каковые акты совершаются усилиями неких
космогенных мутантов - "пассионариев"- маргиналов.
  3. Допуская существование этносов и суперэтносов, а также мутаций, не
приводящих к видообразованию, но пробуждающих темные силы и фрейдовы
комплексы, я считаю возможным говорить, в основном, о мутантах,
продуцируемых: ландшафтом (геопатогенность), популяцией (инбридинг) и, из
сочувствия к историку, - "космическим бичом". Концепция "болота", в котором
непременно заводятся "черти", хотя и подкреплена всем практическим опытом
человечества, суммированным в соответствующих народных мудростях, являющихся
непреложными истинами, нам не подходит, поскольку на этой концепции трудно
блеснуть свежей гипотезой. И Л.Н. Гумилев, видно, придерживался того же
мнения.
  4. Геопатогенность (геоактивность, В.А. Рудник, 1998) - относится к
свойствам ландшафтов, по которым шныряют этносы и куда ложатся останки
этносов, суперэтносов, наций, рас, народов, цивилизаций, кланов, творческих
коллективов и прочих условностей, придуманных учеными, когда они еще были
клинически живы. Разнообразия форм и свойств ландшафтов достаточно, чтобы
обусловить картину (фрагмент) гумилевских "воспаленных рубцов" и внезапно
возникающее желание людей соединиться, но модель с суперэтносом им не
создана и говорить пока не о чем. Сам Л.Н. Гумилев на этом не
останавливался, хотя и заявил: "Ландшафт действует на этнос принудительно,
и потому при его смене этнос вынужден либо исчезнуть, либо выработать новые
формы адаптации, что означает смену стереотипа поведения." (вспомним его
"микромутации"). Предельный "стереотип" - фанатик: сердце кипит, мозг
бездействует, деньги капают.
  5. Инбридинг. "Не раз бывало, когда  целые ветви генеалогического
древа, поставлявшего избранников с загодя предназначенным для трона
седалищем, деградировали от поколения к поколению, плодя все более хилых
отпрысков, неполноценных порой не только физически, но и умственно. ...
профессор Ю. Вельтищев заявил: нет ничего опаснее, чем кровное родство отца
и матери." (Л.В. Бобров, 1974). "Инбридинг оказывает разрушительное
воздействие на выживание и репродукцию." (Ян Р. Франклин, 1983). "Литература
по инбридингу  переполнена примерами негативных эффектов гомо-
зиготности. ... эксперимент, проводившийся со свиньями польско-китайской
породы: был поставлен для того, чтобы изучить эффекты скрещиваний сибсов
(между братьями и сестрами). При скрещивании сибсов линия теряет 25 %
остающейся гетерозиготности в каждом поколении - по крайней мере
теоретически.  ... эксперимент был прерван через два поколения вслед за
резким  падением приспособленности." (Майкл Э. Сулей, 1983). Я полагаю, что
тот, кто нарисует картину шествия инбридинга по планете, рискует наткнуться
на "воспаленные рубцы" Л.Н. Гумилева не прибегая к космическим воздействиям.
Этнолог, вероятно, обращался к авторам, работавшим в смежных областях знания
(в том числе названным выше), но положительных результатов этого в
гипотезе пассионарности я не нахожу.
  6. Исследование гипотезы историка с использованием научно-художественных
приемов гиперболизации, абсурда, расчленения и других укрепило мое негативное
отношение к его евразийству, к недомутировавшим до вменяемости пассионариям,
к образу этносов, ждущих командирского окрика и кровавых бань и т.д. Охотник
назвал бы такой подход облавной охотой с красными флажками, только вместо
лисицы или волка в этническом буреломе засела какая-то (тоже этническая)
медуза-горгона, на которую даже смотреть опасно, тут нужны строгий карантин
и проверенные историей зооциды, о чем говорил пророк Мухаммед. Пока люди
пережевывали испанский опыт Т. Торквемады,  генетический груз рассеивался по
свету, особенно в "передовые", "цивилизованные" страны. Это в целом не имеет
большого значения ввиду агонии текущей "цивилизации", но надо помнить, что
она может принести много вреда этносам, изначально и всегда противостоявшим
переносчикам болезни. Опасность и в том, что все "гениальное", что
продвигают ее носители, содержит замаскированный разрушительный подтекст, в
том числе Казначеевский,  заметный иногда лишь профессионалам, каковым был
и Л.Н. Гумилев. Он тоже знал, что история развивается по спирали, а сейчас
мы как раз находимся над доклассовой общественно-экономической формацией.
  7. Местный материал для прогнозирования сегодня не надо искать - его
сколько угодно в официальных и иных средствах массовой информации.
    Вот, крупный чиновник по части религии цитирует израильскую газету
"Иерусалим Пост": "Казахстан является единственной мусульманской страной в
мире, где за последние три года были заложены фундаменты десяти новых
синагог." Евразиец, я думаю, заметит в одном этом предложении две дозы
дегтя  в бочку евразийского суперэтноса (меда), а чиновник продолжает:
"В настоящее время во всех областях республики образованы самостоятельные
еврейские религиозные общины." (август 2002 г.). "Казахстан предоставляет
все условия для исповедания и развития иудаизма:" (Н. Назарбаев, сентябрь
2002 г.). Затем С. Кушкумбаев: "Даже оглядываясь в прошлое, никто не сможет
однозначно утверждать, что на территории нашей республики когда-либо
существовало религиозное государство" и "... на данном этапе у нас очень
мало квалифицированных специалистов, отвечающих за политику государства в
религиозной сфере". (октябрь 2002 г.). Чингисхан был буддистом...
    Судя по тому, что я читал у Л.Н. Гумилева, он не предвидел, что проживи
еще 10 лет, услышал бы похвалы израильских евреев нашим евразийцам по поводу
признания Казахстана мусульманским (т.е. монорелигиозным) государством.
Евреи в таких вопросах не ошибаются, у них непререкаемый мировой авторитет,
это мнение тех, кто знает, как наставить на путь истинный 1,2 млрд.
мусульман, что и наблюдается там у них в Палестине. Сам-то я не встречал у
Л.Н. Гумилева указаний на существование такого религиозного  моноэтнического
государства в прошлом. Он даже отрицал мнение А. Кестлера об аборигенном для
Казахстана еврейском "тринадцатом колене Израилевом". Напомню его слова:
"Евреи, которые использовали караванные пути как экономические артерии,
создали на территории Евразии ... несколько колоний ... крупнейшая и
наиболее известная из них - Хазарский каганат. Они были элиминированы
местным населением к Х веку." (слово "элиминированы" переводится как:
изгнаны, устранены, исключены, уничтожены). И далее: "... попытка ...
превратить Хазарию в централизованное государство, предпринятая иудейской
общиной в IX-X вв., привела к ее гибели вследствие отсутствия поддержки
народных масс." (была "элиминирована"). Археолог С.А. Плетнева в книге о
Хазарском каганате, где учтено мнение Л.Н. Гумилева, никаких специальных
"народных масс" не демонстрирует, зато пишет: "... чем догматичнее
становилась религия кагана, чем крепче смыкалось вокруг него кольцо
раввинов, тем стремительнее терял он власть": "поскольку, согласно догмам
иудаизма - узкой, сугубо национальной религии, иноплеменники не могут быть
истинными иудеями..." (1976 г.).
    В 977-985 гг. хазары были покорены Хорезмом и обращены в мусульманство.
Чтобы не отрываться от гипотезы историка, повторю: "Пассионарность - признак,
переносимый генетически и потому распространяющийся на широкие ареалы".
Здесь ответ на все вопросы сегодняшнего дня, касающиеся мусульманства и
иудаизма в Казахстане. Израильские газетчики, объявляя Казахстан
мусульманским (уже сегодня)  государством , прощупывают евразийский "огород",
где пока что присутствуют люди почти 100 национальностей. Это "пока что", а
судя по прогнозу официозной "Казахстанской правды" (23.10.2002 г.): в стране
около 7,9 млн. казахов (53,4% всего населения), "в перспективе" составит до
20 млн. (66,7%), "к концу  века" - до 30 млн., см. также А.Бейсенбаев,
декабрь 2002 г. (до 80% в той же пропорции), то есть, где-нибудь к 2130-
2150 году (в той же пропорции) Казахстан станет моноэтническим казахским,
поголовно мусульманским государством? Куда денутся прочие этносы, в том
числе еврейский, наши газетные "аналитики" не сказали, а израильские этого
не учли. Но, возможно, раввины исследовали творчество лидера, который в
марте 1995 г. сказал, что к мусульманам "относят себя 60 процентов
населения" страны, а в октябре 1997 г. добавил: "У нас проживает
преимущественно мусульманское население."
    По Л.Н. Гумилеву у раввинов есть веские основания побеседовать с
нынешними носителями их генетического наследия, оставленного много более
тысячи лет назад иудеями евразийских диаспор доказахским этносам ("широкие
ареалы"). Я подозреваю, что сама рука провидения направила Л.Н.Гумилева на
изучение Хазарского каганата, о чем он сам, скорее всего, и не подозревал.
Сегодня иудеи располагают генетическим следом своих протодиаспор в
государствообразующем этносе, если допустить его изначальное, а не с XV
века, как утверждал Л.Н. Гумилев, пребывание в этих краях. Если историк
(и историки группы Н. Масанова) не ошибаются, то казахский этнос мог получить
иудейский генетический материал лишь из "десятых" рук. Кроме того, сегодня
иудеи располагают: серьезной, прошедшей советскую школу, диаспорой,
обеспеченной религиозными базами, финансовой и политической поддержкой
транснациональных финансово-промышленных групп, о колоссальной роли которых
в экономике и политике страны можно не говорить. На них, как говорят,
работает одна из двух крупнейших партий, на них работает коррумпированность
чиновничества, а меня еще смущает странное совпадение того еврейского
каганата на Каспии и сегодняшнего промышленного "кагалата".
    Но и это еще не все: в конце октября 2002 г. в Казахстане встретились
местные "мусульманские лидеры" и раввины из 28 стран мира. И выяснилось, что
следы пребывания евреев в Казахстане восходят к II-III векам, то есть, как
этнос они жили на этой земле за добрых 1300 лет до образования казахского
этноса и 900 лет трудились не покладая рук, и, даже, образовали государство -
каганат. Те самые легендарные саки, были, видимо, для них обычнее, чем для
нас здоровье. И лишь спустя 400 лет после "элиминации" в XV веке, появился
"коренной" казахский этнос. То, что после элиминации Хазарского контингента
иудеи остались насельниками Евразии и мусульманского Востока мы и сами видим.
    По вопросу, кто более коренной из этих двух этносов и, кто кого древнее
Л.Н. Гумилев высказался вполне ясно, а что касается октябрьской встречи,
то глядя на "этнические часы" сошедшихся сторон (других не было, раз уже
решено, что у нас мусульманское государство?), я догадываюсь, что иудейские
патриархи еще многому поучат малолетних контрагентов. Судя по прессе, вопрос
о восстановлении "исторической справедливости" не ставился, зато раввины
отделили ислам от экстремизма и насилия, а сделали ли мусульманские лидеры
то же самое в отношении иудаизма, газеты не сообщили. Сверх того, раввины
получили согласие Президента Казахстана взять под патронаж (покровительство)
"иудейско-мусульманский диалог". Как и следовало ожидать, этой бригаде
раввинов, генеральному секретарю Евроазиатского еврейского конгресса (или
"совета раввинов" - по другим сообщениям), который является одним из
финансово-промышленных столпов Казахстана, отказать невозможно.
    Чтение трудов Л.Н. Гумилева - хорошее лекарство  от доморощенных
этностроителей, играющихся в коренные и приблудные этносы. Иудеи (евреи,
сионисты и т.д.) - возможно самые опытные в мире интернационалисты и
космополиты, которым все равно кого раздевать - коренного или так себе - с
помойки - оппонента, деньги наций не ведают. Страны, в которых беспрерывно
подсчитывают сколько еще осталось некоренных жителей (К. Токаев, октябрь
2002 г.: ":более 45 процентов граждан являются представителями некоренного
населения.") - законная добыча любого суперэтноса, к каким Л.Н. Гумилев
отнес евреев. Кстати, известный археолог Б. Нурмуханбетов по свидетельству
Т. Устиновой (октябрь 2002 г.) утверждает, что в V веке люди разных
вероисповеданий прекрасно уживались и даже каждый член семьи мог выбирать
то, что ему подходит. Ведь тогда еще никакого ислама не было. Последовавшие
через два века события прояснил Ф. Энгельс: "Старые... племенные и
национальные религии не имели пропагандистского характера и лишались всякой
силы сопротивления, как только бывала сломлена независимость данных племен
или народов". То, что ислам силой навязан "великим" предкам ряда "коренных"
народов, обитающих ныне на территории Внутренней Азии - непреложный факт.
Лет  десять назад Б. Нурмуханбетов  уверял меня, что все мы будем продолжать
складывать, а не отнимать, и что всплеснувший тогда великоказахский
шовинизм не имеет перспектив, и ошибся, потому что Ф. Энгельс прав.
    А теперь я покажу, какую силу психологического воздействия имел этот
десант, представители которого объявили Казахстан "мусульманским", затем
"преобладающе мусульманским". Эти высказывания,  похоже,  подвигли нашего
муфтия заявить (ноябрь 2002 г.): "Ислам исповедуют 70 процентов казахстанцев".
Министр информации и общественного согласия страны уверяет (октябрь 2002 г.),
что у нас 40 конфессий, а верующие (взрослые люди разумеется) составляют
всего 53,3 % казахстанцев; разночтение составляет порядка 5 миллионов
человек, смотря как сравнивать и кому верить. По данным социологического
исследования ("Казахстанская правда", август 2002 г.) к исламу причисляют
себя 33,4 % людей, к православию - 35,4 %, к католицизму - 2,4%. 23% -
неверующие, равнодушные к религии и ее противники. Казахское население
автоматически отнесено к "суннитам ханифитского мазхаба". По данным
председателя Алматинского Хельсинкского комитета (декабрь 2002 г.): "... не
более 25 % казахстанцев отождествляют себя с какой-то определенной религией
и еще меньше людей полностью соблюдают все необходимые каноны.
    Опросы показывают, что 75 % граждан в стране еще вообще не определили
своего отношения к религии!" И по существу добавляет: "Я согласна в
утверждением, что любая церковь - это коммерческий институт. И поэтому вижу
в новой инициативе  (преподавание ислама в школе, В.Я.) еще и корыстный
интерес. Главенствующие конфессии хотят обрести новых прихожан и - в их
лице - дополнительный финансовый источник." Ну, это-то очевидно.
Настойчивого муфтия истинное положение, видимо, не интересует, и он не раз
на всю страну в присутствии Президента повторяет лукавые 70 процентов, что
не так безобидно, как кажется. Так называемый "закят" (налог на имущество
и доходы...) с мусульманина составляет 2,5 %, а, например, "имущественный
ценз" для участия в терроризме - от 0,01 % до 1 % стоимости уничтожаемого
имущества (А. Громов, сентябрь 2002 г.) - религия выгодный бизнес. Арабский
историк Абу-аль-Хасан Али аль-Масуди спустя два века после смерти
"праведного халифа Османа" поражается размерам  сбережений, обнаруженных
в день его убийства (626 год) в его личной казне. Там "насчитали 150 тысяч
динаров и миллион дирхемов. И это при нищете большинства жителей столицы,
города пророка!" В классовом обществе были, есть и будут "праведные"
накопления на насилии, нищете и голоде, крови и смерти. Л.Н. Гумилев сделал
разбивку последствий деятельности власти по фазам этногенеза, так что,
сегодня можно более обоснованно следить за движением мысли в областях
религиозного и иного бизнеса.
    Возвращаясь к упомянутому председателю замечу, что год назад по поводу
борьбы официальных конфессий за паству (прибыль) она сказала, что
"...монополию они уже давно потеряли. И не такие уж они большие в нашем
нерелигиозном обществе, и не такие уж господствующие. Исследования
показывают, что мы не исламская страна и уж тем более - не православная".
Тогда же она сообщила, что с конца 2000 года чинятся препятствия регистрации
религиозных объединений. Советская власть при живейшем участии евреев
(Л.Д. Троцкий и др.) сделала великое дело - отключила от масс агрессивный
пропагандистский классовый фактор, вернув, в сущности, вопросы веры ко
времени предков, к сознательному выбору каждого (зрелого) человека. Но на
нынешнем зигзаге истории, властью опять востребована сакральная машина
оглупления масс с ее коммерческими и властезащитными эффектами. Теперь
труднее пользоваться этим средством управления массами, но это еще и
прибыльный бизнес, а такие вещи без хозяина не остаются. Создается ситуация,
когда, как написал один преподаватель (ноябрь 2002 г.), уже: "...небезопасно
вещать о своем религиозном вольномыслии, когда первые люди государства
истово осеняют себя крестным знамением или исправно совершают пятикратный
намаз. ... кто не хочет говорить о вере, пусть помалкивает и о насилии."
Напомню пугающее слово Президента (октябрь 2000 г.): "Мы вышли из общества,
где критика власти заканчивалась банально - тюрьмой или сумасшедшим домом."
Профессор А.И. Артемьев (ноябрь 2002 г.): "Такой приближенности религии к
государству, какая сейчас существует в Казахстане, кажется, не было с
царских времен. ... Сейчас государство лоббирует интересы двух религиозных
направлений - традиционного суннитского ислама и Русской православной
церкви. Это я считаю недопустимым. Тот факт, что люди уходят из
"традиционных конфессий", должен больше волновать не государство, а
религиозных пастырей. ... Запрещать какие-то религии или подчеркивать
превосходство одной из них, на мой взгляд, - политическая авантюра, которая
ничем хорошим не кончится."
    На ноябрьской 2002 г. сессии Ассамблеи народов Казахстана (президентская
совещательная структура, финансируемая властью из бюджета) муфтий повторил
свои 70 процентов. Президент же,  говоря о "казахстанском исламе", привел
цифры увеличения за годы суверенитета числа: мечетей в 60 раз, православных
приходов в 4 раза, католических в 1,3 раза и сообщил, что в Казахстане
действует 21 иудейская община, около 3 тысяч религиозных объединений более
сорока конфессий. Занятно, что официозные аналитики сочли, что эти 40
конфессий представляют аж "140 этносов", которые, по их мнению "проживают"
сегодня в стране (см. выше), а заодно показали недостаточное знание работ
Л.Н. Гумилева (о шаманстве и др.).
    Профессор А.И. Артемьев сказал (ноябрь 2002 г.):  "Наша беда - в том,
что во всех органах, призванных осуществлять контакты с религиозными
организациями, практически нет специалистов." В декабре наш духовный глава
мусульман повторил, что 70 % населения страны исповедует ислам. Если это
действительность, то при таких темпах (1,5 % в год) Казахстан станет совсем
мусульманским к 2020 году и не позже 2030 г., на 100 лет раньше, чем по
экстраполяции аналитиков "Казахстанской правды" (см. выше). К 1995 году
глава советской власти установил отсутствовавшие в первой Стратегии развития
страны (1992 г.) экономические и религиозные приоритеты, и сегодня в его
выступлениях на религиозную тему легко выделяются три реплики: о советском
"режиме", 70 лет искажавшем роль и смысл "гуманистической" религии - ислама;
о людях "опять потянувшихся" к религии; о суфии Ахмеде Ясави - "великом
вероучителе казахов."
    По первой реплике. Видный деятель того и главное лицо действующего
"режимов" осуждает тот "режим" еще и на почве религии, но совсем уже нечасто
обращается к ответственности разрушителей созданных Советской властью
превосходных систем социальной защиты, здравоохранения, образования и т.д.
Знаменитый С.Н. Паркинсон говорил: "Люди не склонны прощать тех, кому они
навредили, да и тех, чьим добрым советом пренебрегли, выносят с трудом." По
вопросу "охаивания" М.  Копжасаров (декабрь 2002 г.) напомнил: "... по
казахским понятиям самым страшным поступком, метафизическим образом
вызывающим страшные последствия, является надругательство над памятью
человека, сделавшего тебе и в особенности предыдущим поколениям твоего
рода какое-то добро." (речь о В.И. Ленине - фактическом родителе суверенного
Казахстана). Что касается "гуманизма", то доводы  Ф. Энгельса, Л.Н. Гумилева
и других профессионалов чертовски для меня весомы. По Л.И. Климову (1988 г.)
девизом мусульман изначально было "... следующее положение (из Абу Иусуфа),
приписываемое "праведному" халифу Омару 1: "Подлинно, мусульмане будут
питаться за счет этих (зиммиев, платящих подать. - Л.К.), пока будут в
живых; а когда мы умрем, и они умрут, то сыновья наши будут питаться за
счет их сыновей вечно, пока будут существовать, так что они будут рабами
последователей мусульманской веры, пока мусульманская вера будет
преобладающей."  Отмечается также: "Упорное героическое сопротивление гнет
арабских халифов встречал повсеместно в Грузии, Армении, Азербайджане,
Средней Азии. В Фергане, Семиречье и на средней Сырдарье  против халифов и
их наместников поднимались восстания..." Наршахи писал, что жителей Бухары
в четыре захода покоряли и обращали в мусульманскую веру, и только
подселение арабов, репрессии, подкуп позволили Кутайбе (около 705 г.) внести
разлад, уничтожить веру и обычаи (зороастризм, буддизм, идолопоклонство и
др.) и навязать бухарцам ислам.
    Л.И. Климович цитирует историков, повествовавших о подавлении и
принижении местных литературных языков, физическом истреблении их знатоков
и носителей, что оставило "тяжелый след в истории, судьбах письменности,
литературы, языка." Люди, подвергшиеся насилию и перенявшие нравственность,
обычаи и продолжающие ремесло захватчика, несут след в поколениях, которые
сами уже редко возвращаются к заветам предков, сражавшихся за свои ценности.
Прозелиты могут, как видно, за неимением другого и пропаганды ради, начать
спешно подводить пьедесталы под локальных арабизированных младомусульманских
предков и рефлексировать насчет "своих  архантропов" вроде "шымкентопитека"
С. Мекебаева. И тогда то, что было до позднего средневековья, смотрится как
темное время: "вокруг ничего, а по краям пусто", - как говорят космологи.
    В этой связи следует привести извлечения из редкого (для нашего времени)
по здравомыслию и знанию предмета выступления А. Тажутова (октябрь 2001 г.).
Он полагает, что "общеказахской объединяющей исторической памяти нет даже в
виде мифов, легенд, преданий", и резонно спрашивает: "почему мы норовим
выгадать или нажиться на казахскости... и казахском языке. (Один корифей
казахской филологии, выступающий за введение латиницы, в своем интервью так
и сказал: "Казахский язык должен нас кормить, иначе он нам и даром не
нужен",)". Или - "Традиционные верования казахов в целом похожи на японский
синтоизм. В их основе - то же поклонение духам предков и тот же культ
божеств природы." ... "Казахи сегодня считаются мусульманами."  И "Казахи,
конечно, будут еще долго оставаться преданными своим верованиям. Но тот
факт, что им все чаще и чаще приходится сталкиваться с жестокой реальностью
современного мира с его во многом непонятными для традиционного казахского
мировоззрения проявлениями, будет подталкивать их ко все более активному
включению в мусульманскую среду."
    И, наконец, "верхние слои общества поклоняются всему европейскому,
современному, а нижние, соответственно, все больше и больше сближаются с
исламским миром. Какие это даст результаты - нам остается только гадать.
.. для Казахстана это отнюдь не праздный вопрос." Конечно же, автор знает,
кому и зачем нужна исламизация и все прочее, торопливо творимое бизнесом
страны. А нормальная наука  идет своим путем: Крис Тайлер-Смит с группой
нашел, что около 16 миллионов человек на азиатской части суперконтинента
имеют общего предка по отцовской линии - деда Чингисхана (буддиста),
жившего около 1 тыс. лет назад. Правда, находят они потомков (около 8 % от
численности населения) в Китае, Монголии, Узбекистане и ряде других стран
(о Казахстане речь не шла), да еще оксфордцы жалеют, что ничего не известно
о потомках по женской линии (март 2003 г.). Популярный писатель Ч.Айтматов
не только считает "евразийство" спорным понятием, но и говорит:
"... религии современные сейчас вознеслись и слишком горделиво себя ведут.
Кризис религиозного сознания - я не выделяю ислам, христианство и т.д. -
уже наступил. В этом я убежден." (февраль 2003 г.). Так уклончиво он говорит
о группах светской и сакральной власти, которые из страха за себя и свой
бизнес готовы на многое, а что касается "кризиса" религий, то ему виднее.
Бонзы ведут себя так, словно верят, что Кенессары Касымов, убитый киргизами
в 1847 году, действительно был "последним чингизидом" (Д.Бекова, март
2003 г.), и вопрос о наличии и месте потомков великих монголов на текущем
отрезке истории отпадает сам собой. История СНГ на этом отрезке вывела
вперед потомков не столь высоких сословий (например, Ултан кула, см. "Алтын
Орда", март 2003 г.), тщащихся создать династии для окончательного
закрепления клановых "завоеваний" на постзигзаговый период, что невозможно
в рамках концепции этногенеза Л.Н. Гумилева и по чисто физиологическим
причинам.
    Возможно поэтому специалисты называют нынешнюю власть "транзитной"
(Б.Абдыгалиев, март 2003 г.). Ислам, выпущенный из "ящика, запертого
Советской властью", пока осторожничает, народ (130-100 этносов) -
единственный источник власти и подлинный хозяин богатств страны - пассивен
(по закону инерционности систем) и сближается с исламом, лидеры которого не
забывают готовить себе правоверных помошников и вассалов среди подрастающего
поколения. Религии стоят над конкретным лидерами и лканами, и к завершению
текущего зигзага истории исламство подкорректирует свой курс (по уже, может
быть, готовому бизнес-плану) с учетом дееспособности своего электората,
происхождения и идеологии очередных Олимпийцев. Религиозный "недорубленный
лес быстро вырастает", потому что в его основах изначальные для религий
Ближнего Востока сильные аргументы власти над людьми и личного обогащения.
Ряд специалистов признает Ближний  (Средний) Восток "рассадником терроризма"
- там прячутся его исторические и психологические корни традиций тайных
обществ, ставших в наше время реальной политической силой (А. Громов,
сентябрь 2002 г.). О террористической деятельности некоторых исмаилитских
движений (ассасины, низариты) до сих пор помнят в мире. А я все более
склоняюсь к тому, что гипотеза о связи геологических (геопатогенность с ее
побочными эффектами и др.) и, пусть, гумилевских посткосмических
микромутаций с аномалиями психики и поведения людей, не так уж и плоха.
    О ПОТЯНУВШИХСЯ К РЕЛИГИИ.
    Верховный муфтий говорит о 70 % мусульманского населения как о факте,
то есть им уже надо не тянуться, а брать книги и постигать то, что положено
знать. Это не так уж много: чуть более 6 тысяч аятов Корана и чуть более
сорока книг хадисов "Сахих Бухари" и еще что-то по усмотрению духовного
руководства. Это потребует некоторого времени и индивидуального рвения, и
усилий муфтиата - все-таки речь идет об отряде мусульман численностью около
10,4 миллиона человек, но и ожидаемый эффект может быть весомым за счет,
например, служащих. По данным мониторинга служащих, на государственной
службе трудится (с татарами) 78,14 % мусульман (и 18,2 % христиан), которые
практически вершат человеческие судьбы. "Люди религии" считали и считают
своим  правом и обязанностью контролировать и направлять деятельность
властей, халифов, султанов, эмиров, королей, президентов ... они тесно
связаны с широкими массами, особенно городского населения." (в кн. Ислам,
1983 г.), это большая сила, быстро накапливающая основные фонды. В январе
2001 г. К. Слямгазыулы отмечает, что в стране более 1440 действующих мечетей,
190 храмов и приходов, свыше 400 молельных домов христиан протестантского
направления, 2517 функционирующих религиозных объединений, 2169 культовых
сооружений; до 1991 года в республике не было ни одного религиозного
учебного заведения, а теперь их более десятка, в том числе Исламский
университет.
    В августе 2002 г. А. Мухашов уточняет: "Из 1663 мусульманских
объединений подавляющее большинство суннитского направления, по одному
шиитского и суфийского, три Ахмадийский жамагат", а культовых сооружений -
2215, религиозных объединений - 2980. Б. Жумагулов (июнь 2002 г.): "Сегодня
только официально зарегистрированных мечетей насчитывается 1472, и число их
непрерывно растет". В соседней России люди, которых церкви не удается
сбить с толку, недовольны, что "Религия реанимируется за счет того
большинства налогоплательщиков, которые не верят в Бога и буквально
нищенствуют..." (2002 г.) А участники Гражданского форума (ноябрь 2002 г.)
подчеркнули, что конфессии в России "...все в большей степени становятся
политической силой. ... происходит явный отход от принципа светскости
государства."  Есть данные, что и в других странах СНГ идут процессы
религизации. В Казахстане лидирует ислам, поощряемый сверху и получающий
бескорыстную поддержку из-за рубежа, где неплохо уже осведомлены о сырьевых
ресурсах страны. В ближайших примерах (декабрь 2002 г.) фигурируют имам
мусульман-шиитов и эмир Катара (сунниты). На средства последнего в 2003
году будет построен крупный исламский центр с мечетью на 5 тысяч мест. А
народ говорит: "Не строй 7 церквей, а накорми 7 сирот."
    Любая сила рано или поздно проявляет себя, как говорил П.Гольбах
(XVIII в.): "сила - это добродетель, необходимая для поддержания веры и
процветания церкви." Одним из симптомов упрочения ее положения служит
разворачивающееся освоение детского материала, который, как известно, быстро
усваивает все прогрессивное (мальчик 11 лет, ноябрь 2002 г.): "В медресе
лучше, чем в школе - чему меня научат в школе? Ну писать, считать. А здесь
приучаешься к порядку, все мои одноклассники уже курят и употребляют
насвай." О присутствии мусульман в исполнительной власти сказано выше.
    Другой симптом силы - попытка Духовного управления мусульман Казахстана
расширить свое влияние законодательным путем: через Парламент был проведен
закон о внесении дополнений и изменений в акты по вопросам вероисповедания
и деятельности религиозных объединений и передан на подпись Президенту.
Однако Конституционный совет по обращению Президента рассмотрел закон и
нашел в нем признаки посягательства на полномочия, "относящиеся
исключительно к компетенции государства (свобода распространения религиозных
убеждений, равенство религий и религиозных объединений и др.), и закон
отправился на полку, но, очевидно, не навсегда. Данная конфессия,
опирающаяся, как объявлено, на 70 % всего населения страны, на более 77 %
госслужащих, бурно наращивающая пропагандистский и материальный капитал,
нашедшая поддержку законодателей, едва ли еще нуждается в опеке, как это
было задолго до Советской власти. Кстати говоря, по Конституции Казахстана
"каждый имеет право на свободу совести", а Советская гарантировала
государственную защиту этой свободы (1977 г.), что не одно и то же. Время
покажет, как будут развиваться отношения светской и духовной властей, но
пока первая не сдает своих позиций. Хотя, как пишут знатоки, "...религиозные
лидеры и элиты стали самодостаточными. ... В политическом плане они все
более и более самостоятельны - уже до такой степени, что центральному
руководству не всегда удается найти с ними общий язык" (Е. Карин, декабрь
2000 г.). Или: "... у Президента шаг за шагом все меньше и меньше группа
поддержки и все меньше и меньше властных рычагов." (Н. Амрекулов, январь
2001 г.) и так далее. В подавляющей массе это те, кого по этническому
признаку (казахи) главы светской и духовной властей  признают мусульманами.
В этой связи Н. Фокина заметила (ноябрь 2001 г.): "...у нас если родился
казахом - значит, ты мусульманин." При таком подходе, чтобы получить 70 %
мусульман от общего числа жителей страны, пришлось, видимо, дополнительно
причислить, по разным данным, к мусульманам не менее двух-двух с половиной
миллионов человек из не коренного, не государствообразующего этноса. По
Л.Н. Гумилеву, в 1312 году хан Узбек объявил ислам государственной религией
и уничтожение подданных, не согласных ее исповедовать: "Тот, кто не
пожелал менять свою совесть на жизнь, вынужден был бежать, чтобы сохранить
и то, и другое. Они бежали на Русь. Тут их принимали. И с удовольствием.
.. они стали ядром московских ратей, разгромивших Мамая на Куликовом поле:
"Сегодня им бежать было бы некуда".
    Тот же крупный философ и политолог Н. Амрекулов посетовав, что правящая
элита "покончила с равенством этносов", что "власть стала доходным бизнесом,
а суверенитет реанимировал феодальные приоритеты," предложил во избежание
"всеобщего краха" страны под нажимом олигархов (мусульманских, разумеется)
устроить в Казахстане пожизненное президентство (не для всех, конечно):
"Если англичане терпят пожизненно монархию, династийный принцип - почему бы
казахам ради своего же счастья не потерпеть?" В большом бизнесе таких
терминов не существует. Однако, божьи жернова мелют медленно, но верно -
воспитывается поколение, которому нравится насвай и порядок медресе, которое
в обоснование своего религиозного рвения (а может быть и экстремизма)
приведет цитату философа и политолога: "Брошенный ... на произвол судьбы
народ стал жертвой псевдорыночных реформ. Он все больше деградирует и
сокращается, опускаясь на дно безработицы, нищеты, социальных болезней,
проституции и наркомании." Может быть (О. Сулейменов, август 2002 г.) так:
"... сейчас народ не осознал до конца степень стыда за то, что уже было им
сделано и что делается сейчас. Но вот когда ему станет стыдно, он и начнет
действовать."  Или тешиться одной из исторических версий (сентябрь 2001 г.):
"... тысячу лет назад Казахстану светила звезда культового и политического
воссоединения с Западом, а значит - мирового господства." Еще не поздно,
но сперва надо отпраздновать юбилей.
    - Касательно суфия Ахмеда Ясави. Глава государства подчеркивает, что
"Один из величайших людей казахской Степи - Ахмед Ясави принес тюркским
народам ислам. Сообразуясь с ним, казахи веками формировали свое
национальное самосознание." (октябрь 2002 г.), что у казахов был "свой
великий вероучитель - Ахмед Ясави, который учил, что ислам - это добро,
справедливость, терпимость". (октябрь 2002 г.), говорил о "казахстанском
исламе", который "основывается на учении великого теолога суфизма Ходжи
Ахмеда Ясави." (ноябрь 2002 г.). Советская энциклопедия: Ахмед Ясави (около
1105-1166 гг.) - среднеазиатский суфийский поэт и проповедник. Сборник
мистических духовных стихов "Сокровенное" (издан в 1878 г.), приписываемый
Ахмеду Ясави, оказал влияние на развитии тюркоязычной поэзии."
    Ретроспектива: реализуя свои экспансионистские планы Халифат развернул
военно-религиозную интервенцию, мягко говоря, приступил к завоеванию
междуречья Амударья-Сырдарья (Бухара, Самарканд, Хорезм и др.) со стандартной
классовой целью овладения ресурсами, рынками, властью. В 705 г. военачальник
Халифата Кутайба ибн Муслим взял Бухару, в 712 г. пал Хорезм и т.д., и со
свойственной таким войнам жестокостью стал обращать население в мусульманство.
Гениальный хорезмиец Абу Рейхан Бируни (973- около 1050 гг.) привел
свидетельства уничтожения местных священнослужителей, писцов, книжных костров
и др., так что хорезмийцам ничего другого не оставалось, как "полагаться
только на память". Не удивлялся этому гуманизму завоевателей и гениальный
современник Бируни - Абу Али ибн Сина. Возможно, великий Ахмед Ясави,
родившийся через 50 лет после смерти Бируни, тоже знал о том, что происходило
в ходе завоевания и исламизации коренных обитателей заречья. К. Маркс назвал
фатализм стержнем мусульманства, Л. Таксиль говорил, что жестокость неотделима
от фанатизма, а Ф. Энгельс (повторяю) в связи с работой Халифата на чужой
земле, писал: "Старые ... племенные и национальные религии не имели
пропагандистского характера и лишались всякой силы сопротивляться, как только
бывала сломлена независимость племен или народов." Арабы, видать, так надежно
сломали покоренное население, что экзотикой выглядит не ислам, а религии,
существовавшие в доисламское время и упоминающиеся Л.Н. Гумилевым, хотя шансы
восстановить веру предков предоставлялись. После Ахмеда Ясави на исторической
сцене выступали: гигант Чингис-хан (1155-1227 гг.) - великий хан Монгольской
империи (буддист), в 1258 г. монголы уничтожили Багдаский халифат; узурпатор
хан Узбек (?-1342 гг.) - хан Золотой Орды, который сделал ислам государственной
религией; Тимур (1336-1405 гг.), который разгромил Золотую Орду и хотел, но не
успел построить мемориал Ахмеда Ясави; потом явился узбекский хан Абулхаир
(1412-1468 гг.) из рода чингизидов, при котором родился (по Л.Н. Гумилеву)
казахский этнос, существующий и поныне.
    В конце концов Советская власть попыталась освободить человеческие головы
от классового сора... Но, раз уж компетентные лица решили начать отсчет с
суфия  Ходжи Ахмеда Ясави, то им виднее. Однако у суфиев своеобразное отношение
и к религии, и, тем более, к проповедничеству: суфийские шейхи утверждают -
"Все то, что может быть выражено в словах, не есть суфизм". (Джавад Нурбахш).
Называющие себя суфиями и рассуждающие о тасаввуфе (Идрис Шах, Джавад Нурбахш,
Р. Грейвс и др.) уверяют, оглядывая ретроспективу, что суфиев ошибочно считают
мусульманской сектой (направлением в исламе). Суфии называют ислам "оболочкой
суфизма", невидимым непосвященному глазу всеобщим учением всех религий, в том
числе и ислама - последней теократической системы классовых обществ. Суфий -
"это не более, чем прозвище", а суфийские "школы" - это что-то вроде
"институтов усовершенствования" самих суфиев. Считается, что суфизм на
2,5 тыс. лет старше ислама и наибольшее влияние на человечество оказал (а
заодно и получил "восточную" окраску) в VIII-XIII в., сосуществуя с исламом.
Суфиев можно встретить где угодно, и на Западе и на Востоке, и они могут быть
кем угодно. Р. Грейвс говорит: ":быть свободным от честолюбия, алчности,
интеллектуальной спеси, слепого повиновения обычаю или благоговейного страха
перед вышестоящими лицами - вот идеал суфия". Где-же таких взять-то? Другое
дело, что "Некоторые люди подражают суфиям, стремясь извлечь выгоды из их
авторитета". (Идрис Шах), кто-то кропает стишки, кто-то кого-то объявляет
мусульманином или христианином, хотя "В сердце человека заглянуть невозможно,
поэтому веру или неверие нельзя определить." (он же). Есть, однако, способ не
интересуясь, что у кого в сердце, "обратить или истребить", которым
пользовались упомянутые военачальник Халифата Кутайба ибн Муслим и хан Узбек.
    Коротко говорят, что суфизм - это школа духовных состояний - суфии "не
нуждаются в мечетях, арабском языке, литаниях или философских книгах, они не
нуждаются даже в социальной стабильности". (Идрис Шах). В Казахстане из 1663
мусульманских объединений только одно считается "суфийским". То ли суфии
сделались дервишами (по новому "бомжами"), то ли суфии (вроде муллы Насреддина,
Ибн аль Араби и др.) не возникают в фазах обскурации и на зигзагах истории,
поскольку по Л.Н. Гумилеву ":историческое время останавливается, когда из
щелей вылезают неистребимые посредственности." На полтора десятка миллионов
суннитов могло случиться несколько десятков суфиев, которых трудно было бы не
заметить. Наверное они имеются, но, как сказал С. Кушкумбаев (октябрь 2002 г.):
"... на данном этапе у нас очень мало квалифицированных специалистов,
отвечающих за политику государства в религиозной сфере. Они, если можно так
выразиться, штучный товар." Зато, как объявлено, в Казахстане уже имеется
около 15 тысяч муфтиев (в среднем 10 человек на одну мечеть), а всего,
вероятно, около 20 тысяч, да в других конфессиях (в той же пропорции) тысяч
пять-восемь, итого отряд богословов, возможно, достигает 30 тысяч. Великий
П.Гольбах (XVIII в): "Богословие - глубокомысленная и божественная наука,
приучающая нас рассуждать о том, чего мы не понимаем, и терять ясное
представление о том,  что нам вполне понятно." Эти люди объяснят мирянам,
которые тратят жизнь, чтобы кормить власть, инвесторов, церковь, себя, про
терпение, покорность, гуманизм и не исключено, что опять вспомнят того же
П.Гольбаха, уверявшего, что лучшим средством воспитания гуманизма и
распространения веры все-таки является жестокость.
                Автор В.А.Яковлев, Казахстан
                     (окончание следует)
     Источник: greenwomen@nursat.kz, 9 апреля 2003 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:        http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info       *
* ***********************************                        *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83         *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru       *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и война
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность