Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
****       Х И М И Я *  И *  Ж И З Н Ь              ***************
*******************************************************************
**                      Сообщение UCS-INFO.984, 23 апреля 2003 г. *
*******************************************************************
                                                Экология и общество

                       УРОКИ ОТ Л.Н.ГУМИЛЕВА

    Итак, тасаввуф - не религия, а суфии - не проповедники,
рекламирующие какую-то церковь. Идрис Шах, например, среди множества
имен в его книге "Суфизм" не называет суфиев - многостаночников,
видимо, суфии придерживаются взгляда А.С. Грибоедова: "У кого много
талантов, у того нет ни одного настоящего." Я не уверен, что был
"суфийским", например, орден накшбандия, сложившийся среди среднеазиатских
суннитов ханафийской (ханифийской) школы в XIV  веке, так как там не только
сочиняли стихи, но и,  проповедуя ислам, боролись с религиозным
свободомыслием, с философией, а ее глава Ходжа Ахрар (XV в.) прославился
враждебностью к гениальному Улугбеку (1394-1449 гг.), которого убили.
    Наблюдая за бурной кампанией возвеличивания того, что наши светские
и духовные пастыри почему-то называют "суфизмом", я ждал публичного
произнесения решающего слова, которое поставило бы на место классических
суфиев родства не помнящих. Это слово, наконец, сказано ("Время", апрель
2003 г.): "... именно Казахстан в лице Ходжи Ахмеда Яссауи дал миру суфизм -
бесценный вклад в развитие ислама." У тех, кто произносит вещие слова,
бесполезно спрашивать - понимают ли они хоть что-нибудь в том же, например,
суфизме, потому что они - случайные избранники слепой судьбы.  Теперь
суфии, которые, как они раньше думали, могут быть кем угодно, живут где
угодно и слабо разбираются в корнях собственных и своего учения, точно
знают кто они, чьи они и откуда. Их родовое дерево помолодело на добрые
3 тысячи лет и еще долго будет приносить суфийские плоды. В конце концов
корни этого дерева - под г.Шымкентом: Ахмед Ясави родился в 20 км от этого
города в Испиджабе - нынешнем  п.Сайрам. Это, кстати, совсем недалеко от
горы Казгурт, к которой "уроженец этих мест", праотец всего человечества
Ной швартовал свой ковчег в сезон всемирного потопа, а уж без него-то не
было бы ни Ахмеда Ясави, ни суфиев, ни их бесценного вклада в ислам, ни
самого ислама.
    Недавно (декабрь 2002 г.) католический священник К. Михальский, за которым,
по его словам, около 150 тыс. прихожан (по стране), говорил об "осознанном"
выборе веры каждым человеком, и посоветовал людям, "мечущимся от церкви к
церкви", "обратиться к своим корням, вспомнить, кем были их предки". Поскольку
для  70 % населения вопрос об их принадлежности к казахстанскому исламу решен
на самом высоком уровне и не подлежит обсуждению, то совет святого отца
адресуется, видимо, оставшимся 30 процентам населения. Им действительно
труднее  работать с духовными корнями, т.к. эти корни приходится копать не с
XII века, а в далекой древности. Суфии, кстати говоря, не проявляют большого
интереса даже к истории происхождения своего братства (Р. Грейвс). Вторая
часть совета -  "вспомнить, кем были предки" практически бесперспективна,
потому что, в отличие от религий, смена поколений и метисация с ее
беспорядочной и непредсказуемой компонентой (часто скрываемой от современников
и историков) быстро делают недостоверными любые доводы и аргументы
исследователей генеалогических древ, о чем, частично, сказано выше. Нашим
любителям титульных корней полезно познакомиться со школьной арифметикой
"корней", например, по Р.Федорову: у каждого есть отец и мать, два деда и две
бабушки, четыре прадеда и четыре прабабушки: Дальше в глубь веков число
предков продолжает удваиваться в каждом колене (геометрическая прогрессия),
так что в начале XIV века у каждого казахстанца оказывается по 1 миллиону
предков, к началу  XIII в. (время Чингисхана) - 8 млн., к середине  XII в.
(время Ахмеда Ясави) - 32 млн., к началу  XI в. (падение иудейского Хазарского
каганата, крещение Руси) - 512 миллионов (на Земле тогда суммарно обитало
порядка 250 млн. человек). Вся классовая история человечества - это
непрерывные войны, переселения народов, торговые и другие странствия с
меркантильными целями овладения территориями, властью, ресурсами, рынками
сбыта, и тут люди буквально гонялись друг за другом, безостановочно и
безоглядно скрещиваясь с уже собственными родственниками. Если человечество
"началось" 40 тыс. лет назад, то не позже 35 тыс. лет назад же, все уже были
кровной родней, причем неоднократной.
    Нынче по корням любой русский, немец или казах - это те же эскимос, негр
и еврей. Сказал же Л.Н. Гумилев: "За исключением полярных льдов, нет области,
где не было бы памятников каменного и железного веков". Не буду цитировать
современных историков и археологов, утверждающих, что, как минимум, весь наш
суперконтинент от Тихого до Атлантического океана и от Ледовитого до
Индийского населен потомками смесей наших предков. Скорее всего древним
родственникам и в голову не приходило, что их невменяемые пра-пра-пра: внуки
начнут копаться в их грязном белье, и интересоваться кто с кем жил. Дотошные
евангелисты, скажем, и то не смогли обойтись одной родословной Христа, причем
только по отцовству, хотя у евреев национальность наследуется по женской
линии. Что на самом деле ищут нынешние казахстанские корнефилы - одной фразой
пояснил историк Н. Масанов (июль 2001 г.): "... наши идеологи от власти спят
и видят, как обосновать миф о "стопроцентных" тюркских корнях сегодняшних
"коренных" жителей Казахстана, то есть казахов.", а "власть стала доходным
бизнесом", как отметил Н. Амрекулов (март 2000 г.), - вот, где корень. По
Т. Даннингу: "... раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал
становится смелым. Обеспечьте 10 %, и капитал согласен на всякое применение,
при 20 % он становится оживленным, при 50 % положительно готов сломать себе
голову, при 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого
преступления, на которое он не рискнул бы хотя бы под страхом виселицы." Этот
специалист, замеченный самим К. Марксом, остановился на полпути, ведь
настоящие, почти неограниченные прибыли делаются реальной властью -
разбойниками транснациональных корпораций с их судорогами о правах человека и
контролем глобальных кусков ресурсов и рынков (светских и религиозных) и
значительными резервами пушечного мяса. Церковные корпорации занимают среди
них почетное место, и даже научились говорить о гуманизме и порицать войны,
задним числом, о чем нельзя забывать. Истинный гуманист М. Твен прямо
говорит об этом: "Во все времена римская церковь имела своих рабов, покупала
и продавала их, санкционировала работорговлю, поощряла ее. ... церковь на
протяжении многих веков ни разу не возвысила голос против рабства." Она
признала его грехом к началу ХХ века, а Англия - и того дольше несла это
тяжелое, но чрезвычайно выгодное
"бремя белых".
    Запад внимательно наблюдает за деятельностью исламских движений, и можно
было видеть (декабрь 2002 г.) его негативную реакцию на намерение афганского
руководства ввести у себя исламское право.  Германия, которая в основном
финансирует "пакт стабилизации" после американской агрессии, возмутилась:
"даже такой терпеливый налогоплательщик, как немецкий, понять этого не
сможет." Не желает Европа видеть Афганистан исламским государством, но ведь
сила силу ломит, а в Европе уже 15 миллионов мусульман, да со временем в
Европейский союз вольется Турция, где сегодня 70 миллионов мусульман, и не
таких, как у нас, а намного (лет на 600-900) более тренированных. К приходу
в Казахстан Ага Хана, Д. Сулеев  (декабрь 2002 г.) обращается (довольно редкий
случай) к Л.Н. Гумилеву: "Авторитетный ученый Лев Гумилев писал об
исмаилитском ордене как о самой деструктивной силе эпохи Бейбарса и
крестоносцев." И добавляет: "В конце концов благотворительность любой
религиозной организации рано или поздно кончается идеологической экспансией".
И не только идеологической, как было, например, в Сербии и Македонии.  В
последней насельники албанцы (мусульмане) с помощью НАТОвской челяди
транснациональный корпораций, после полугода террористических акций перестали
быть "нацменами" при соотношении: 70 % македонцев и порядка 17 % албанцев.
Сначала косовские, потом македонские приобретения - ощутимый территориальный
и духовный вклад в будущую Великую Албанию и в "албанский" ислам. Комар
способен свалить быка с помощью волка, правда, комаров, в отличие от волков,
почти невозможно полностью истребить. Кто знает, может быть мы еще увидим
Мусульманский Европейский союз и Исламскую республику Казахстан - у нас же
70 % мусульман, это вам не Македония. Знаменитый казахстанский публицист
С.Мекебаев (из семидесяти процентов, разумеется) подчеркнул: "Средние века,
конечно же, много хуже нынешних, однако и нынешние тоже хороши!"  Э.Гиббон
(1737-1794 гг.): "Во все времена вина Шираза брали верх над законами
Магомета!"
    Таким образом, одна озвученная в высших сферах цифра, одна газетная фраза
из Иерусалима (бывший Аль-Кудус), исследованные средствами и приемами
Л.Н.Гумилева и апробированные его историческими свидетельствами, позволяют
открыть новые аспекты и горизонты текущей жизни. А жизнь, к сожалению, не
стоит на месте, и не успеешь посвятить себя процентам и обдумать одну фразу,
как те, кто ее произнес, подбрасывают целые высказывания, в которых без
привлечения руководящих материалов историка и этнолога не разберешься. И,
чтобы завершить  тему неожиданного (для меня) публичного выступления иудейской
плеяды в Казахстане, выскажу предположение, что в транснациональных верхах
конфессии сочли свое положение в этой стране достаточно внушительным и сделали
долгосрочные прогнозы, учитывающие опыт прошлого. А мотив диалога - он и
вполне благопристоен, и ни к чему особенно не обязывает. Я не знаю, как в
случае успеха экспансии они собираются решать вопрос о коренных этносах, на
которых они насмотрелись за 1800-летнее пребывание в Евразии, но думаю, что,
как и говорил Л.Н. Гумилев, все, кроме своих, будут для них равны, бизнес
есть бизнес, суперэтнос есть суперэтнос, а генеалогия это такая штука, о
которой один герой А. Дюма говорил королю Франции Генриху III (XVI век), что
"... она вполне подходит королю, которому два или три раза в месяц приходится
обращаться к евреям". Напомню, что по Л.Н. Гумилеву то время во Франции
адекватно концу XX века в Евразии по стадии этногенеза! Но продолжим.
    Как сказал бы меломан: сыграв на сценах одной из своих исторических родин
и получив протокольную порцию аплодисментов, артисты заехали в Иерусалим с
отчетом, в особенности которого нас посвятили "Новости недели ? 43
(октябрь-ноябрь 2002 г.). Оказывается, Казахстан - это лишь фрагмент
планетарной паутины, которую религиозная община где-то реанимирует, латает,
активирует, где-то плетет, опираясь, конечно, на мощь своего транснационального
капитала. На очереди у евреев: Киргизия, Азербайджан, Турция и "возможно" (?)
Узбекистан. В России, видимо, уже все налажено, о чем свидетельствует
"обращение" к руководству Русской православной церкви с "требованием" публично
осудить антисемитизм и известную книгу "Протоколы сионских мудрецов". Далее
Всемирный еврейский конгресс намерен заняться Юго-Восточной Азией - прежде
всего Индонезией, потом - Малайзией, "в которой нет евреев, но почему-то силен
антисемитизм", - удивляется Генеральный секретарь Евроазиатского еврейского
конгресса М.Членов.
    Им там в Иерусалиме, конечно, виднее малайзийские недочеты, а что, если
тамошние мусульмане выучили историю, знакомы с творчеством  Л.Н. Гумилева,
специализируются в генетике островных популяций и вообще - определились в
решениях ХХХ сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1975 г.), признавшей сионизм
одной из форм расизма и расовой дискриминации: газета тему экспансии не
раскрывает и никаких пояснений не дает. Впрочем, тому, кто учил политэкономию
специалиста, писавшего под именем Карл Маркс, уже никто не сможет "втереть
очки" с подменой базиса общественно-экономических формаций дешевым религиозным
и иным макияжем. Корень вопроса в том, что в классовых обществах любые
экспансии имеют одну конечную цель: ресурсы, рынки, власть, независимо от
видов религиозного, этнического и др. окраса транснационального капитала. По
законам К.Маркса плетение иудейских сетей, глобализация, суверенитеты и т.д. -
это сегодня уже не больше, чем непроизвольные судороги и конвульсии
агонизирующего классового общества, то есть деньги, выброшенные на ветер. По
Л.Н.Гумилеву все этносы смертны, в том числе и те, которые не учатся на уроках
истории.
    Любопытно, что иудейские ортодоксы уже выступают против того, чтобы
стянуть своих религиозных коллег (народ) из диаспор в Израиль. У них веками
отработанные представления об особом национальном бизнесе, который, как
известно многим этносам, нуждается в обширных, ресурсообеспеченных территориях
с покладистыми и не слишком умными хозяевами (см. Л.Н.Гумилева, выше). В этом,
возможно, одна из движущих сил вспышки активности еврейских лидеров,
наблюдающейся со второй половины 2002 года. Так, после упомянутой конференции
раввинов, в начале февраля 2003 года ими проведен у нас семинар по холокосту
(для профилактики?), в середине февраля - Международная конференция мира и
согласия. Некоторые средства массовой информации "ассоциировали" проведение
конференции с личностью главы Евроазиатского еврейского конгресса и крупного
бизнесмена ("алюминиевого короля" Казахстана) А. Машкевича, обеспечившего
участие более 70-ти (против 28 в октябре) руководителей крупнейших еврейских
организаций из США и Израиля, в т.ч. "Цукермана, Лаудера, Ави Бейкера"
(февраль 2003 г.). Наконец, в марте произошло очевидное: председатель совета
Ассоциации еврейских общин Казахстана А. Барон заявил: "Еврейский народ, как
мы убедились, всегда жил на территории Казахстана." Так, понемногу, шаг за
шагом разрешился вопрос об исконном коренном обитателе его территории. Увяз
коготок - всей птичке пропасть, говорит пословица.
    Зашевелились турки (сунниты): "Будучи евразийскими государствами, наши
страны:" (Р.Т. Эрдоган, январь 2003 г.), иранцы (шииты), как сказал их Посол
в Казахстане об "историко-культурной и религиозной общности наших народов"
(февраль 2003 г.). В Евразии Л.Н. Гумилева никаких турций и иранов нет, равно
как израилев и прочих америк. В отличие от веков начала новой эры,
евроиудейская и арабоисламская интервенции уже встречают не сопротивление
великих предков, а энтузиазм селекционеров великих потомков - арабоисламский
бич прекрасно зарекомендовал себя в средневековом бизнесе на власти. Картина
происходящего на нашем зигзаге многократно запечатлена в истории. Скажем, в
истории бизнеса палестино-еврейских провинций Римской империи вырисовываются:
мародерствующие временщики зазывалы, предлагающие всем желающим чужое добро и
души, стервятники (откупщики и др.), слетающиеся  на поживу, и местные мытари.
Также не отличаются новизной и оригинальностью сходки главных участников
сделок, сопровождающиеся выступлениями наемных актеров, придворных шутов и
рыцарскими (военоподобная разновидность средневековой интеллигенции)
ристаниями за благосклонность боссов. У нас в феврале иудейская разновидность
еврейской интеллигенции исполнила монолог братания всех генетических
братьев-семитов в шляпах и чалмах, а разбуженная властью неоисламская
разновидность казахской интеллигенции расцветила монолог сказанием о
невинности, благородстве, бескорыстии  и человечности всех религий семитского
корня, особенно - ислама. Евреи, организовавшие сакральный форум-спектакль,
представляют транснациональные корпорации европейского (включая США) и
еврейского суперэтносов и должны были более ответственно отнестись к своей
затее. Но, то, что сообщили средства массовой информации свидетельствуют о ее
провале и этому есть объяснения. Одно из них - отсутствие профессионального
режиссера; на сцену выпустили лишь еврейскую (от 70-ти организаций) часть
труппы. Актеров для диалога то ли не пригласили, то ли они не явились,
пришлось хоть что-то собирать по соседним с Казахстаном "дворам".
    Но те пятеро, кого нашли, играют в совсем другие игры: Таджикистан,
Киргизстан и Афганистан озабочены наркотрафиком и т.п., а Турция с
Азербайджаном - нефтью и т.п. В странах, предки которых в свое время дали
семитским агрессорам хорошего пинка, "форумом", похоже, не заинтересовались.
Так что, отдуваться пришлось в основном нашему муфтиату. Другое объяснение -
исторического плана: человечество за тысячи лет детально изучило, что евреи
ищут в чужих краях (см. Л.Н. Гумилева и др.), почему они не уживаются с
родственниками и что с этим делать: Нападение этих суперэтносов на иракских
братьев в чалмах - это еще один симптом агонии классовых
общественно-экономических формаций с их тройкой религий изначально и всегда
агрессивных, как это и должно быть в экстремально геопатогенных вмещающих
ландшафтах Ближнего Востока, откуда зловредная полоса доходит до островов
Тихого океана (Индонезия и др.), где находится еще один центр аномальной
геопатогенности. Будущее, конечно, за суфизмом, буддизмом и другими учениями,
обращенными к разуму ясному, совершенствующемуся, милосердному. Косвенным
достижением  "форума" можно считать экскурсию евреев "всего мира" на одну из
родин своих великих предков. Никому уже лучше не сказать о семитогенных
религиях, чем Абу Тахиру Сулейману (XI в.): "Три лица принесли порчу людям:
пастух, лекарь и погонщик верблюдов."
    8. Теперь я подчеркну, что исследователь, который не пожалеет времени на
анализ текстов Л.Н. Гумилева в разных ракурсах и в свете разных наук,
обязательно вскроет в них массу всякой всячины сверх той, о которой сказано
выше. Я поясню это словами Ю. Грунина (октябрь 2002 г.): "Стихотворение
написано как бы в два слоя. Первый слой - открытый текст, где показана степь,
выжженная солнцем. А второй слой - глубокий подтекст, наводящий на раздумье,
на расшифровку образности строк". И здесь я вынужден признать, что вместо
оригинальных "расшифровок" и "подтекстов" у меня получилась обыкновенная
компиляция, потому что я повторял все те же буквы, знаки препинания,  слова,
а часто и целые предложения историка, и его оппонентов, и других историков,
экологов и специалистов, и слова из газет... Я не стал уснащать кавычками все
буквы, слова и предложения, чтобы это могли сделать те, которые найдут их у
других, более ранних авторов, скажем у прародителя Адама. Действительно,
можно ли признать оригинальным любое ошибочное высказывание? Вскользь
отмеченные выше претензии Л.Н. Гумилева к Ю.В. Бромлею должны иметь в одном
из глубинных подтекстов не столько научный, сколько происхожденческий смысл.
Этнограф и его многочисленные (в отличие от этнолога) сподвижники освоили
онтогенетический уровень, из которого погружаются в молекулярно-генетический
и поднимаются на популяционный уровень, когда регистрируют, как
распространяется по территориям то, что они там у себя находят. Л.Н.Гумилев
сосредоточился на истории популяций и их смесей и позондировал
биогенетический-биосферный (по А.В. Яблокову и С.А. Остроумову, 1983) уровень.
Популяции-этносы и их смеси в биосфере - это не системы. Но этнографы, если
не обращать внимания на слова, действовали не нарушая закон непознаваемости
систем изнутри систем (К. Геделя).
    Л.Н.Гумилев в попытке обойти несистемность этносов и суперэтносов, выпустил
на сцену дефективных узкоспециализированных мутантов с космическим заводом.
Этнографы показали, откуда берутся мутанты и этносы с немалыми процентами
врожденных болезней и уродств.  Арсенал науки двух нижних уровней организации
жизни позволяет объяснить, наконец, феномен Маугли, формируемых религиозными
общинами воздействием на генетическую и сигнальную наследственность своего
контингента и тех, кто попал в поле его негативного воздействия, навсегда
утрачивающих способность воспринимать человеческую речь и обычаи, и усваивать
уроки истории. Вопрос не в отдельных особях, а в массовом, освященном
тысячелетиями феномене медицинской и нравственной глухоты тех же, скажем,
иудейских религиозных общин, которых человечество тысячелетиями же терпеливо
и безуспешно уговаривает исправиться.
    У этнографов я нахожу ответы, а у этнолога - недоумения. Если
действительно, как с сомнением писал И.М. Дьяконов (1989), израильтяне - часть
аморейско-сутийских племен, вторгшихся в Палестину в XIII  в. до н.э. на земли
ханаанского и аморейского населения, уже было этносом, либо соорганизовалось
после того, как фараон Мер-не-Птах "Израиль уничтожил и семени его больше нет",
 то этот этнос до новой эры существовал до тысячи лет, а на сегодняшний день -
все 3 тысячи лет. Мэтр часто повторял, что открытый им срок жизни суперэтносов
не превышает 1200-1500 лет, но тогда:  либо еврейский суперэтнос возник лишь
в первом  тысячелетии н.э., либо, что более вероятно, просуществовал два
максимальных срока и Л.Н. Гумилев ему не указ. На этом исключении можно
дополнительно открыть связь между частотой космических бичеваний и сроком
жизни еврейского суперэтноса, а также указать причину религиозной зацикленности
иудеев на инбридинг. По пропорции этнолога из 17-ти бичеваний 6,8 раза
удары приходились на регион Красного моря, а это уже настораживает - здесь
должна была быть самая высокая урожайность и почти непрерывное продуцирование
мутантов-пассионариев-маргиналов. Раввины могли не различить ландшафтные
мутации от космических и закрепить инбридинг религиозными нормативами. Другие
семиты в основном сумели разобраться в этом деле, во всяком случае ни они, ни
другие народы на "антисемитизм" не жалуются, зато их суперэтносы ограничены по
длительности существования.
    В порядке обмена опытом я бы рекомендовал раввинам, поучающим других, как
надо жить (см. выше), посмотреть, как в Казахстане собираются поступать с
Аральским регионом, где все чаще фиксируются врожденные аномалии у детей.
Правительство не предусматривает выделение средств на 2003 год для содержания
зоны Аральского бедствия и предлагает переселить людей в более благополучные
местности, после чего по АиФ, ? 44, 2002 г. Приаралье "может превратиться
вообще в мертвую зону". Интересная перекличка: "мертвая зона", "Мертвое море"
(Бахр-Лут в Израиле и Иордании). Удивительно, до чего не хотят евразийцы
читать Л.Н. Гумилева, который ясно сказал, что во II-III  вв. понизился
уровень Иссык-Куля, а Аральское море превратилось в "болото Оксийское. ...
в III в.  Балхаш так высох, что дно его было занесено эоловыми отложениями,
перекрывшими соленые почвы". И каждый раз в подобных случаях доказахские
этносы куда-нибудь откочевывали, и не приставали к властям и к зарубежным
фондам со своими болячками. Отселение - простое и надежное решение,
повторяющее то, что уже бывало, и не один раз. Не успел я это написать, как
какая-то "международная" дамская организация, находящаяся на содержании то
ли у США, то ли у европейских колонизаторов, потребовала в полгода переселить
всех из Приаралья, балаболки: А нефть можно добывать вахтовым способом.
    В конце концов можно вспомнить, что в СССР для евреев была выделена
Еврейская автономная область, на территории которой уместится 2,5 Израиля, и
природа богатейшая, и с космическими мутационными воздействиями не такая
напряженка, и вообще, в этих краях особенно часто рождаются целители
(Н. Ковальская, 1993 г.), что полезно для здоровья.  Если еврейский суперэтнос
выпадает из законов Л.Н. Гумилева, то понятно молчание вокруг указанной
территории и исторических земель в других странах суперконтинента: с позиций
вечности Индонезия и Малайзия гораздо ближе к одному из планетарных центров
геоаномальности. Кстати, в единственном известном мне более или менее
определенном прогнозе, что англичане и датчане исчезнут через 2 тысячи лет,
Л.Н. Гумилев не сказал, кто их заменит, и я этот коварный и простой вопрос
также затрагивать не стану.
    9. Вообще, как я заметил, историк избегал делать прогнозы, и я тоже не
буду, хотя, при наличии гипотезы дело это нехитрое и совершенно естественное
для того, кто куда-то идет, пусть даже и не туда, куда надо. Мне показалось
только, что в конце жизни он убедился, что о евразийском суперэтносе можно
говорить лишь в сослагательном наклонении. Глядя на шныряющих и ликующих
этнических, религиозных, политических и иных люмпенов с их самопальными
лидерами, в последнем интервью он произнес: "Я не хочу быть у немцев на
галерах". По контексту "немец" - аллегория, за которой может стоять любой
этнос классового общества из тех, что совсем недавно стали на этот путь,
оглушенные наркотиками национализма и легкой наживы.
    Ученый, для которого отсутствие прогнозов у Л.Н. Гумилева и мои указания
и подсказки на этот счет не убедительны, может, конечно, затеять собственное
исследование трудов историка, чтобы однажды вдруг понять, что был так сильно
сбит с толку официальной пропагандой, что перестал отличать клан и клику от
этноса и суперэтноса. Гумилевское евразийство - это один из побочных и
необязательных результатов процессов, с высоты которых человечество, как
говорил профессор Э. Челленджер, всего лишь "маленький смертоносный вибрион,
размножившийся на верхнем покрове земной коры". Суперэтнос Л.Н. Гумилева
нельзя "построить" по сговору, соглашению, пакту, каковые годятся только для
образования временных, вроде европейского союза, конгломераций, имеющих
классовую, агрессивную сущность, реального противника, и обреченных на распад,
в отличие от суперэтносов, рождающихся, живущих и умирающих как живой организм.
Недоверчивый ученый обнаружит, что "гипотезу" (в научном понимании)
Л.Н. Гумилев не предъявил, а лишь объявил гипотезой свое мнение о явлении,
которое, на его взгляд, имело место в истории классовых обществ ближайших
тысячелетий. Точно так же он объявил этногенез явлением биологическим, и,
тем самым, создал поле альтернатив, достаточных, чтобы получить пассионарные
эффекты без привлечения таинственных спонтанных, спорадических космических
плетей и кнутов.
    Историк два-три раза упомянул, но не стал углубляться в социально-
исторические процессы, и я тоже лишь ограничусь краткими замечаниями.
Возможно, Л.Н. Гумилев был согласен с мнением И.М. Дьяконова, И.В.Виноградова
и других историков (1989 г. ), которые, несмотря на наличие теории и
громадного фактического материала, осторожно заявляли: ": мы еще не умеем
ни проследить социально-психологический механизм перехода от одной формации
к другой, ни установить, происходит ли в том или ином случае именно
формационный или менее важный переход".
    Между тем, от того, как и куда пойдут эти процессы, зависит судьба
человечества, и в пессимистическом варианте просто некому будет возиться с
гумилевскими плетями, мутантами, пассионариями и евразиями. Так что, сперва -
К. Маркс с его общественно-экономическими формациями, а только потом, если
возникнет необходимость, - мутанты Л.Н. Гумилева. Надо сказать, что некоторые
специалисты находят симптомы падения существующей и прихода новой (хорошо
забытой старой) общественно-экономической формации. Несколько лет назад я
прикинул местоположение человечества на спирали исторического развития
(которую Л.Н. Гумилев признавал) в соразмерности Золотой пропорции, и до сих
пор удивляюсь, что человек все еще существует как вид (если он не биоид), и
что переход к постклассовому обществу что-то затягивается. Если этот переход
не будет сопровождаться слишком разрушительными (но обязательными) глобальными
вооруженными акциями, то данные географической этнологии и этнографии (см.
выше) могут еще кому-то пригодиться. Например, и первую очередь, психиатрам
Евроазии и  Евразии в качестве тестов, позволяющих своевременно выявить лиц
с обостренными комплексами власти и насилия, подлежащих помещению в палаты
для евразийцев и наполеонов. А пока правит страх, у нормальных людей другие
заботы: пережить ужасы текущего зигзага истории и восстановить попранную
справедливость не дожидаясь вмешательства гумилевских космических сил.
    Как, с историческим отсылом, сказал депутат казахстанского парламента
Г.Е.Касымов (октябрь 2002 г.): "Ну сколько же можно продолжать обирать свой
народ? Уже сотни миллионов долларов украли! Зачем? В могилу все равно не
унести... Для потомков? В истории еще не было случая, чтобы дети и внуки
удержали богатство! Где Ротшильды? Где Рокфеллеры? Где дети нефтяных магнатов?
Спились, сели на иглу, прокутили наследство в кабаках и казино: Верните деньги
народу. Иначе Бог накажет:"  Мне  кажется - не "миллионов", а "миллиардов"
долларов, и потом, я даже не подозревал, что люди таких кровей и такой деловой
хватки так обмишурились со своим потомством.., вот что значит - смотреть на
мир через очки евразийского захолустья. Л.Н. Гумилев тоже, насколько мне
известно, об этих фактах не писал. Одна надежда на школьников, которые, по
словам К. Кушербаева (июль 1999 г.),: "... весьма подробно изучают ... теорию
евразийства." Что-то я не встречал у Л.Н. Гумилева "теорию евразийства" и
думал, что хоть немного понимаю смысл термина "теория", но увы... Словно
пожалев меня, К. Кушербаев добавил: "А кто сказал, что мы должны отказываться
от толковых идей классиков марксизма-ленинизма?"
    10. Наконец, обращаю внимание на событие, которое наверняка пройдет мимо
взоров "евразийцев", затуманенных мировыми проблемами, но является последним
серьезным вкладом в гипотезу пассионарного евразийства. Напомню, что этногенез
по Л.Н. Гумилеву двигают гении: мутанты-пассионарии-маргиналы. В ноябре 2002
года некий  доктор геолого-минералогических наук,  бывший министр геологии
(министерство давно ликвидировано), бывший министр экологии и биоресурсов
(этого министерства тоже давно уже нет), и прочая произнес: "А гениев, как вы
понимаете, у нас мало." Я ни на одно мгновение не усомнился, что
государственный деятель такого ранга и непререкаемый авторитет местной науки
знает, что он говорит и, даже, допускаю существование короткого ("мало"), но
точного списка национальных, живущих рядом с нами, гениев. Доктор   не
поясняет термин (ведь существуют и супергении) в параметрах, но если речь идет
о гениях Л.Н. Гумилева, то, учитывая особенности равнин (см. выше), таких
гениев вместе с руководством по стране наберется, я думаю, не очень много.
    Принимая высказывание за непреложный факт, можно утверждать, что по
меньшей мере в ближайшие 50-75 лет (два-три поколения) пассионарных толчков,
производящих гениев Л.Н. Гумилева, в Казахстане не случалось. По
свидетельствам историка пассионарии - это изрядная прослойка лиц, которые не
дают себя не заметить. Но их не видно, их нет, а то, что есть - этого "мало",
как сказал нам государственный служащий. По свидетельству авторитетного
А.С. Данилова в достоверной Истории было 3 тысячи гениев (1-2 в году). К
началу суверенитета открылся один гений, теперь таких, порожденных энергией
независимости в административно-управленческой среде, четверо. Еще двое в
чистой науке, итого шестеро. "Выдающийся человек ХХ века" по ранжиру Оксфорда -
физик Т.А. Кукетаев считает так (февраль 2003 г.): "А теперь науки нет, зато
доктора, профессора, академики плодятся как грибы после дождя. Новые министры
через год становятся докторами наук, акимы успевают написать по две
диссертации. Гении! А сколько таких гениальных голов, судя по научным званиям,
у нас понатыкано в правительстве! Где же плоды гениальности?" Я удивляюсь
физику: даже миллионы бедняков и те в курсе задумки власти на 2030 год, и,
потом, в стране одних только административных должностей госслужащих - 70
тысяч (февраль 2003 г.), т.е. есть 3-4 миллиона мест, на которые могут
определиться бедняки, в сегодняшнем соотношении 2,5-3,0 млн. казахов и
0,5-1,0 млн. национальных меньшинств; из них выделятся соответствующие гении,
а как иначе! Но это потом...
    Вернемся к бесспорным ученым: в 2001 г. в интервью,  данном Ш. Чокиным,
говорилось, что если после отъезда около 500 русскоязычных докторов наук в
Казахстане осталось еще около 500 докторов, то уже в 1999 году их уже было
3000! При таких темпах (более 400 в год) за гениями дело не станет. Однако
Ш.Чокин почему-то заявил: "... нынешним командирам науки нечего предъявить
миру, кроме трехтысячного перечня фамилий докторов." Академику, известному не
только мне, похоже, и в голову не приходило, что какой-то чиновник сосчитал
местных гениев ("мало" их). Однако, применив научную методологию к анализу
собственной судьбы на фоне жизни одураченных миллионов душ (для статистической
достоверности результата), любой кандидат и доктор наук, торгующий на рынке
китайским барахлом, с удивлением и радостью обнаружит, что знает этих гениев
в лицо, "иначе откуда бы он получил представление о позоре?"
(М.Е. Салтыков-Щедрин). "Так вот с кем я много лет мечтаю встретиться на
узенькой дорожке в безлюдном месте, - восклицает ошеломленная жертва научного
анализа, - с гениями!" Чтобы не подорвать научный потенциал рынков, свалок и
прочих помоек, надо, отталкиваясь от директив древних греков в отношении
диагностированных носителей геростратоза,: список гениев - сжечь до прочтения,
имена гениев и их регистраторов - запамятовать, признать гипотезу этногенеза
Л.Н. Гумилева неоспоримым, единственно гуманным доказательством отсутствия
гениев-мутантов-пассионариев (и генетических и "сигнальных") среди
анатомированных нами когорт. Тогда отпадут заблуждения в оценке отечественного
административно-управленческого, научно-гуманитарного, сакрального и иного
контингента, тогда будет понятно,  что привлечение гениев из других этносов
и суперэтносов с финансовыми, сакральными и другими инвестициями не только
восполнило огорчительный дефицит, но и повысило потенциал поступательного
движения страны в ряд передовых.
    Закончу работу цитатой из Л.Н. Гумилева: "Любому читателю следует научиться
понимать чужие научные идеи и проверять их логику, а также соответствие идей
фактам". Известно, что сам Будда настаивал на том, чтобы мы подвергали его
слова анализу. Я этим наставлениям историка и этнолога и Будды последовал,
чего и вам, ученым, не советую.., хотя бы в областях рационального
природопользования и "системной" экологии, где у нас нет специалистов нужного
масштаба, в чем всякий может убедиться направляя документы (заявку и проч.)
для участия в разных "конкурсах-тендерах" министерств науки, охраны окружающей
среды, академии наук и т.д. и т.п.
    Тому, кто решится анализировать другие аспекты трудов Л.Н. Гумилева
(политические, социальные...), скажу, что в извлечениях из упомянутых мною
авторов освоена лишь малая часть  их наследия, касающаяся только рационального
природопользования. А чтобы тот, кто решится, сам не думал, дам два путеводных
ориентира (чужих, разумеется). Дж. Олдридж: "Никогда не удастся осуществить до
конца свои политические идеи тому, кто хочет отказать человеку в тех
элементарных правах, которые ему даны от природы." Р. Оуэн: "Человек более
надежно защищен от неблагоприятных природных воздействий, чем от людской
жестокости, глупости, зависти."
                      Автор В.А.Яковлев, Казахстан
     Источник: greenwomen@nursat.kz, 9 апреля 2003 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:        http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info       *
* ***********************************                        *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83         *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru       *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и война
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами