Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Справка о состоянии ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации в первом полугодии 1998 года.

(Материалы Госатомнадзора России с сокращениями)

 

I. Атомные электрические станции

II. Исследовательские ядерные установки

III. Объекты ядерного топливного цикла

IV. Ядерные энергетические установки судов и объекты их жизнеобеспечения

V. Радиационная безопасность в народном хозяйстве

VI. Учет и контроль ядерных материалов

 

Межрегиональными территориальными округами Госатомнадзора России проведено 9153 проверки состояния ядерной и радиационной безопасности на предприятиях и в организациях, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, из них 766 комплексных, 1952 целевых и 6435 оперативных. Выявлено и предписано к устранению 9288 нарушений требований норм и правил в области использования атомной энергии, для ликвидации которых администрациями поднадзорных предприятий составлены мероприятия, из них 1196 (около 13 %) не выполнены в срок.

За несоблюдение требований норм и правил и условий действия лицензий, выданных Госатомнадзором России, его межрегиональными территориальными округами аннулированы 5 лицензий, выданы 168 предписаний (6 - на приостановку действия разрешений, 162 - на приостановку производства работ), руководителям 247 предприятий выданы предупреждения, на основании переданных в следственные органы материалов на 20 человек заведены уголовные дела, 11 человек оштрафованы.

Центральным аппаратом Госатомнадзора России получено 388 заявлений о выдаче лицензий на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии, из них по 60 - лицензии выданы, 80 - отклонены от рассмотрения, по остальным заявлениям материалы рассматриваются.

Межрегиональными территориальными округами Госатомнадзора России получено 1420 заявлений о выдаче лицензий на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии, из них по 657 - лицензии выданы, 108 -отклонены от рассмотрения, по остальным заявлениям материалы рассматриваются.

Сборы за рассмотрение заявок и выдачу лицензий поступают полностью в федеральный бюджет России.

Сдерживающими факторами при реализации лицензирования деятельности в области использования атомной энергии являются:

  • отсутствие решения Правительства Российской Федерации о наделении федеральных органов исполнительной власти полномочиями по осуществлению государственного управления в области использования атомной энергии;
  • отсутствие решения Правительства Российской Федерации о государственном органе, уполномоченном заключать договоры на передачу ядерных материалов в пользование юридическим лицам;
  • отсутствие механизма передачи радиоактивных веществ и радиационных источников в собственность юридическим лицам;
  • задержка с рассмотрением и принятием Государственной Думой федерального закона “О возмещении ядерного ущерба и ядерном страховании”.

Негативное влияние на эффективность регулирования безопасности в области использования атомной энергии оказывает задержка с рассмотрением и принятием Государственной Думой изменений в уголовное и административное законодательства об установлении ответственности за нарушения законодательства в области использования атомной энергии.

Состояние ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации в первом полугодии 1998 года по направлениям надзорной деятельности следующее.

 

I. Атомные электрические станции

Госатомнадзор России осуществлял регулирование ядерной и радиационной безопасности на 9 эксплуатирующихся АЭС (29 энергоблоков) с установленной электрической мощностью 21242 Мвт. Энергоблоки работали стабильно в базовом режиме. За 6 месяцев 1998 года на АЭС России выработано 57314,986 млн.кВт.ч. электроэнергии, что составляет 104,4% выработки за тот же период 1997 года.

Средний коэффициент использования установленной мощности АЭС составил 62,11%, что на 2,61% выше, чем в 1997 году.

Продолжало действовать ограничение Госатомнадзора России по мощности блоков 2 Курской АЭС (до 70% Мн); 3, 4 Балаковской АЭС (до 90% Мн) до выполнения намеченных мероприятий по безопасности.

На АЭС России аварий не было, но произошло 42 (34) нарушения в работе, подлежащих расследованию и учету, в том числе 15 (11) внеплановых отключений энергоблоков от сети, из них 7 (6) с автоматическим срабатыванием A3 (здесь и далее в скобках информация за аналогичный период 1997 года).

По типам реакторных установок нарушения распределились следующим образом: ВВЭР-1000 - 5; ВВЭР-440 - 7; РБМК-1000 - 23; ЭГП-6 - 7.

Причины всех нарушений расследованы эксплуатирующими организациями. Отчеты о них представлены в Госатомнадзор России для проведения учета и анализа. Представлялись также заключения инспекций Госатомнадзора России на АЭС о качестве расследований.

Если сравнить две эксплуатирующие организации в части нарушений в работе АЭС в 1998 году (на один энергоблок), то эксплуатирующая организация “Ленинградская АЭС” имеет 0,75 (0,25), а концерн “Росэнергоатом” - 0,44 (0,42) нарушений на блок.

Нарушения вызваны недостатками: конструирования - 7 (7); проектирования - 4 (2); изготовления - 7 (5); монтажа - 2 (3); ремонта - 3 (2); НТД - 2 (2); в административном управлении - 7 (8); подготовки персонала - 2 (1); прочими причинами - 7 (4).

Согласно международной шкале INES, нарушения отнесены к следующим уровням: уровень 3 -1 (0); уровень 2 - 0 (0); уровень 1 - 1 (0); уровень 0 - 40 (34).

Наиболее серьезные нарушения следующие.

1. 14.03.98г. при производстве замеров показаний индивидуальных дозиметров у членов бригады, выполнявших перегрузку находящегося в ремонте реактора блока 4 Билибинской АЭС, зафиксированы у одного работника показания дозиметра 6 бэр. Перегрузка была остановлена. Причина - нарушение установленной технологии работ, связанное с проникновением работника под верхнее перекрытие БВ-3 при нахождении ОТВС в промежуточном положении над уровнем воды. Оценка по шкале INES-3.

2. 20.02.98г. при работе блока 1 Смоленской АЭС на номинальном уровне мощности проводилась загрузка ОТВС в “малую” РЗМ из БВ-1 для последующей загрузки в транспортный чехол вагона-контейнера (ТК-8). Произошел разрыв троса привода перемещения захвата “малой” РЗМ и падение ОТВС вместе с захватом. В результате удара транспортной пробки ОТВС о пенал, установленный на гнезде выгрузки БВ-1, произошло срезание штифта крепления ОТВС и сползание ее в БВ-1. Радиационная обстановка в данном районе не изменилась. Причина - сползание троса с барабана и его разрыв в результате динамических усилий. Оценка по шкале INES-1.

3. 18.02.98г. при работе блока 2 Калининской АЭС на номинальном уровне мощности оперативным персоналом зафиксирован сильный шум в деаэраторном отделении. При осмотре обнаружен свищ на неотключаемой части трубопровода от первой ступени СПП на деаэратор Д-7. Причина - эрозионный размыв металла в районе гиба, приведший к значительному (до 0,5 мм) утонению стенок трубопровода и образованию свища (размером 50х170 мм). Первоначально блок был разгружен до уровня мощности 320 МВт(э), но из-за возможности залива водой электротехнических панелей остановлен ключом АЗ-1 и выведен в текущий ремонт. Оценка по шкале INES - 0.

С 1981 г. блоки 1, 2 Нововоронежской АЭС и блоки 1, 2 Белоярской АЭС остановлены и находятся в стадии подготовки к выводу из эксплуатации.

Эксплуатационное обслуживание остановленных блоков велось в соответствии с требованиями НТД, регламентирующих эксплуатацию действующих блоков АЭС. Контроль за функционированием оставшихся в работе систем и оборудования производится по технологическим регламентам эксплуатации первых очередей Нововоронежской и Белоярской АЭС, регламентам технологического обслуживания СВБ и производственными инструкциями.

Состояние проводимых работ с точки зрения ядерной и радиационной безопасности удовлетворительное.

Величины сбросов и выбросов радионуклидов в окружающую среду за отчетный период на первой очереди Нововоронежской АЭС значительно ниже установленных нормативов.

Дозовая нагрузка на персонал не превышает предельно допустимого уровня.

На блоках 1, 2 Белоярской АЭС остается потенциально-опасной радиационная обстановка, сложившаяся в результате их предыдущей эксплуатации. Разработанный концерном “Росэнергоатом” и Белоярской АЭС план мероприятий по выводу блоков из эксплуатации из-за финансовых трудностей выполняется медленно. Госатомнадзором России предложено эксплуатирующей организации определить категорию объектов, к которым относятся эти блоки и представить необходимые документы на получение лицензии на деятельность, проводимую на них. Администрацией Белоярской АЭС разработана Программа работ по снятию с эксплуатации 1-й очереди станции.

Состояние эксплуатирующихся энергоблоков:

Курская АЭС

Блок 1, включен в сеть в декабре 1997 года после окончания первого этапа реконструкции, проводились испытания при работе на уровне мощности до 70% nh.

Блок 2 остановлен для частичной замены ТК и проведения обследования зазора “ТК-графит”.

В связи с проблемами финансирования и с задержкой поставок оборудования, снизилось качество ремонта, нет своевременной замены выработавшего свой ресурс оборудования.

Смоленская АЭС

Продолжался сверхплановый средний ремонт блока 2 из-за увеличения объема эксплуатационного контроля опускных трубопроводов КМПЦ и отсутствия финансовых средств для оплаты стержней СУЗ. Из 120 работ, подлежащих выполнению в 1998 году согласно “Плану работ по модернизации и техническому перевооружению Смоленской АЭС”, выполнены в полном объеме 7.

Нововоронежская и Кольская АЭС

Ремонт, техническое перевооружение и реконструкция осуществлялись в соответствии с годовыми графиками, которые частично не выполнялись из-за недостаточного контроля эксплуатирующей организацией за сроками выполнения работ по модернизации. Например, на блоке 4 Нововоронежской АЭС не выполнена модернизация узла питания ПГ.

Белоярская АЭС (блок 3)

В течение трех месяцев блок находился в среднем ремонте. Выяснялась и устранялась причина высокой механической нагрузки при вращении центральной поворотной колонны (ЦПК). После подъема ЦПК на высоту 1550 мм с помощью эндоскопов определено место затирания. Дальнейшие работы требуют соответствующих разработок и применения защитных мероприятий для снижения дозовых нагрузок на работников. Работы по ремонту ЦПК продолжаются.

Билибинская АЭС

Блоки 2 и 3 Билибинской АЭС находятся в капитальном ремонте. Ремонтные работы постоянно задерживаются из-за недостаточного финансирования и задержек сроков разработок проектно-конструкторской документации проектными организациями и поставки оборудования, ЗИП и материалов.

Ленинградская АЭС

Продолжался капитальный ремонт блока 3 (остановлен 01.07.97г., планировалось завершить ремонт к 25.06.98г.).

04.04.98г. остановлен на плановый ремонт блок 1 из-за роста числа отказов расходомеров ШАДР-32М. Основная причина - низкое качество изготовления расходомеров. Все 230 некачественных расходомеров заменены новыми. Устранены три серьезных дефекта на трубопроводах КМПЦ Ду 800. Блок введен в работу 19.06.98г. По-прежнему на сроки выполнения многих работ влияет тяжелое финансовое положение Ленинградской АЭС.

Грубых нарушений при обращении с ОЯТ на АЭС за отчетный период не было, за исключением одного случая на Нововоронежской АЭС. Контейнер “Кастор”, в котором хранились пенал-кассеты с 9 ТВЭЛами ОТВС реактора ВВЭР-440 и 12 ОТВС реактора ВВЭР-1000, был размещен в шахте обслуживания отдельно стоящего хранилища отработавшего топлива, что является грубым нарушением требований НД по безопасности при хранении и транспортировке ядерного топлива. Госатомнадзором России предписано администрации Нововоронежской АЭС незамедлительно привести условия хранения ОТВС в соответствие с требованиями проекта и технологического регламента и запрещено использование контейнера “Кастор” на Нововоронежской АЭС.

На Белоярской АЭС вода в БВ-1 и БВ-2 за длительное время хранения ОТВС практически превратилась в ЖРО с удельной активностью 1,2•103 Ки/л и снижает безопасность 1-й очереди (блоки 1,2). Монтаж установки и очистки воды в БВ-1, БВ-2 Белоярской АЭС запланирован на 1998 год.

Как и в предыдущие годы, газоаэрозольные выбросы АЭС России были ниже допустимых значений и не превышали по ИРГ - 4% (Смоленская АЭС), ДЖН - 4% (Ленинградская АЭС) и 131I - 7% (Смоленская АЭС).

Значения активностей жидких сбросов АЭС меньше допустимых и не превышали 8% ДС (Калининская АЭС).

ЖРО хранятся в специальных хранилищах на АЭС. В целях сокращения объемов ЖРО на всех АЭС используется метод выпаривания на установках глубокого упаривания, позволяющий перерабатывать ЖРО с получением солевого плава, который является промежуточной формой кондиционирования и требует дальнейшей переработки. Однако установки битумирования имеются только на Балаковской, Калининской и Ленинградской АЭС. Поэтому на большинстве станций пульпа ионообменных смол и солевой плав хранятся в емкостях ХЖО.

ХЖО на АЭС заполнены в среднем на 66%, однако, ХЖО Кольской, Белоярской и Ленинградской АЭС заполнены на 82, 87 и 88% соответственно.

На Калининской АЭС накопившееся количество ЖРО превышает вместимость предусмотренных проектом хранилищ. Емкости кубового остатка и низкоактивных сорбентов заполнены на 100%. Переработка ЖРО на выпарных аппаратах привела к отклонениям технических параметров системы сбора и хранения ЖРО от проектных значений по солесодержанию кубового остатка. Содержание солей в кубовом остатке превышает проектное значение в 3,5; в емкостях ХЖО - в 4,5 раза, что приводит к кристаллизации ЖРО в баках и уменьшению объемов последних. По состоянию на 30.06.98 в емкостях находилось 1385,4 т сухих солей, что превышает проектные значения. В настоящее время идет переработка сухих солей на установке битумирования. Однако компаундохранилище станции заполнено на 99%.

Концерн “Росэнергоатом” обратился в Госатомнадзор России с заявлением на изменение условий действия лицензии на эксплуатацию блока 1 Калининской АЭС в связи с тем, что на станции не завершено строительство здания расширения спецкорпуса первой очереди. Как временное решение предлагается использовать для приема кубового остатка резервную емкость ХЖО, в качестве резервной емкости - бак отстойник трапных вод, а в качестве бака отстойника - емкость высокоактивных сорбентов системы ХЖО. Документы, обосновывающие это решение, находятся на рассмотрении в Госатомнадзоре России.

На Белоярской АЭС из-за ранее имевших место протечек и проливов ХЖО в наблюдательной скважине П-1 ХЖО среднегодовая концентрация 137Cs в 1,5, а максимальная в 3 раза превышала ДКБ, в скважинах П-2 и П-25 среднегодовое содержание 90Sr в 2,5 и 7 раз, а максимальное - в 3 и 9 раз, соответственно превышают ДКБ.

ТРО хранятся в специальных бетонных сооружениях наземного или подземного типа на промплощадках АЭС. На большинстве станций ТРО поступают в хранилища хаотично, поэтому основная масса хранилищ переполнена, хотя степень их использования не превышает 60%. Первичная переработка ТРО на большинстве АЭС заключается в сортировке отходов на горючие и негорючие, измельчении металлических отходов до установленных размеров. ТРО после сортировки прессуются на Белоярской, Кольской и Нововоронежской АЭС, а горючие сжигаются на Белоярской и Кольской АЭС. На Белоярской АЭС имеется установка по переплавке металлических РАО низкой активности.

ХТО в среднем заполнены на 71,8%, однако, хранилища Билибинской и Калининской АЭС заполнены на 79 и 87% соответственно.

ХТО Курской АЭС заполнены полностью. В настоящее время в существующих ХТРО с помощью специальных механических приспособлений производится уплотнение отходов, и освободившиеся объемы заполняются ТРО 1-й и 2-й групп. Строится ХТРО для слабоактивных отходов. Ведется подготовка к прессованию отходов (получена оснастка).

В результате целевых инспекций по проверке обеспечения безопасности при обращении с РАО, проведенных межрегиональными территориальными округами Госатомнадзора России в 1998 году, установлено, что обращение с РАО на Белоярской, Калининской, Курской и Нововоронежской АЭС не соответствует требованиям НД.

Сроки реконструкции старых и строительства новых хранилищ на АЭС России не отвечают темпам и объемам образования РАО.

Осуществляется оснащение АЭС установками кондиционирования РАО. Ни одна АЭС России не имеет полного комплекта установок по переработке ТРО с целью сокращения их объемов методами сжигания, прессования и измельчения, а также перевода ЖРО в формы, пригодные для транспортирования и захоронения.

Выполнение работ по федеральной целевой программе “Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы” задерживается из-за отсутствия финансирования.

Средние индивидуальные дозы внешнего облучения работников и лиц, командированных на АЭС, в первом полугодии 1998 года составляли 0,16 и 0,15 бэр соответственно.

Контрольный уровень по дозе внешнего облучения по согласованию с Госсанэпиднадзором России и с разрешения эксплуатирующей организации “Росэнергоатом” на Билибинской АЭС превысили 19 человек.

Контрольный уровень по дозе внешнего облучения эксплуатирующей организацией “Ленинградская АЭС” установлен равным 3 бэр. Случаев превышения контрольного уровня не было.

В первой половине 1998 года случаев внутреннего облучения персонала и лиц, командированных на АЭС, выше допустимого содержания не отмечалось.

Подготовлены и выданы эксплуатирующим организациям лицензии: на эксплуатацию блока 1 Калининской АЭС; на эксплуатацию блока 2 Балаковской АЭС; на эксплуатацию блока 4 Ленинградской АЭС; на сооружение головного блока с реакторной установкой В-407 (НИТИ); на эксплуатацию ХОЯТ Смоленской АЭС; на эксплуатацию блока 3 Смоленской АЭС ; на сооружение ХЖО-2 Смоленской АЭС.

Межрегиональные территориальные округа Госатомнадзора России рассматривали заявления организаций, привлекаемых АЭС на проведение отдельных видов работ и выдали 35 лицензий и 506 разрешений на проведение работ.

Межрегиональными территориальными округами Госатомнадзора России проведено семь целевых инспекций по учету, контролю и физической защите ядерных материалов (ЯМ).

Учет и контроль ЯМ на АЭС, основанные на поштучном подсчете ТВС, проводились в соответствии с государственными и ведомственными нормативными документами.

Разницы между зарегистрированным в документах и зафиксированным при проведении физической инвентаризации количеством ЯМ не обнаружено.

Доступ к ЯМ на АЭС осуществляется в соответствии со станционными инструкциями по учету и контролю ЯМ. Случаев хищения, утрат и несанкционированного использования ЯМ зарегистрировано не было.

Организация и действия работников АЭС и формирований гражданской обороны на случай аварии определялись планами. Периодичность и порядок проведения противоаварийных тренировок для работников соблюдаются. На АЭС имеются утвержденные в установленном порядке программы и графики общестанционных и противопожарных тренировок.

 

II. Исследовательские ядерные установки

Госатомнадзор России осуществлял государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности и надзор за состоянием ядерной и радиационной безопасности 113 исследовательских ядерных реакторов, критических и подкритических стендов.

Как и в 1997 г., недостаточно финансировались научные программы, что привело к сокращению исследовательских работ, и, следовательно, к уменьшению времени работы ИЯР, увольнению персонала.

В отчетном периоде в эксплуатации находилось около 50% ИЯР, остальные ремонтировались или не работали.

На ИЯР ядерных, радиационных, технических аварий и нарушений условий безопасной эксплуатации, приведших к превышению пределов безопасной эксплуатации, не было. Зарегистрировано 15 случаев срабатывания аварийной защиты и 3 случая аварийных остановок (за аналогичный период 1997 года соответственно 34 и 4 случая).

Нарушения в работе ИЯР за первое полугодие 1998 (1997) гг. вызваны отказами: тепломеханического оборудования - 2 (5) случая; электротехнического оборудования - 1(4) случай; КИП - 8(13) случаев; нарушениями в работе персонала ИЯР- 1(4) случай; прочими причинами - 0(1) случаев.

Нарушения условий нормальной эксплуатации не привели к облучению персонала и загрязнению окружающей среды сверх установленных для нормальной эксплуатации пределов.

Большая часть ОЯТ сосредоточена в хранилищах РНЦ “Курчатовский институт”, ГНЦ РФ “ФЭИ”, ГНЦ РФ “НИИАР”, СФ НИКИЭТ. Основной проблемой остается утилизация отработавшего ядерного топлива нестандартной конструкции на предприятиях Минатома России.

РАО хранятся в хранилищах предприятий или вывозятся на СК “Радон”. В ГНЦ РФ “НИИАР” продолжается захоронение ЖРО среднего и низкого уровня активности в поглощающие пласты - коллекторы, находящиеся на глубине 1 км в пределах действующего опытно-промышленного полигона.

Выбросов и сбросов радиоактивных веществ, превышающих допустимые пределы, не было. Радиационная обстановка не превышала естественного фона.

Мощность дозы облучения работников колеблется от 0,02 до 0,2 мкР/с, что существенно ниже допустимой дозы облучения (0,8 мкР/с).

Индивидуальная доза облучения работников в среднем составила 0,3 бэр за год при допустимой дозе облучения 5 бэр.

Безопасная работа поднадзорных объектов, оборудования и трубопроводов, работающих под давлением, обеспечена благодаря техническим и организационным мерам по устранению нарушений правил безопасности на этих объектах и повышению их безопасности в соответствии с предписаниями Госатомнадзора России.

Безопасность поднадзорных объектов поддерживается на уровне требований норм, правил и инструкций по безопасности в атомной энергетике. Квалификация персонала соответствует требованиям правил и руководящих документов.

 

III. Объекты ядерного топливного цикла

Под надзором Госатомнадзора России находилось 48 объектов, в число которых наряду с промышленными предприятиями топливного цикла (ПТЦ) входят научно-исследовательские и проектные организации, а также организации, осуществляющие перевозки и временное хранение ядерных материалов и отработавшего ядерного топлива, оказывающие посреднические экспедиторские услуги, связанные с экспортом-импортом ядерных материалов.

На объектах ПТЦ отмечен ряд нарушений, не оказавших влияния на безопасность основного производства и не вызвавших переоблучения работников.

Зафиксированы отклонения от штатного режима в работе действующих промышленных реакторов:

15.01.98г. на реакторе “Руслан” в связи с нарушением штатного режима водоснабжения произошло снижение мощности реактора до 4%Мн, сопровождавшееся срабатыванием автоматической защиты. Причина - ошибка работников, обслуживающих систему водоснабжения. После восстановления штатного режима водоснабжения в течение часа реактор выведен на номинальную мощность;

17.01.98г. на реакторе “Руслан” при попытке перемещения вверх стержня СУЗ он упал вниз с высоты 200 мм до уровня нижнего концевика. Причина - отказ блока управления шаговым двигателем. Событие не оказало отрицательного воздействия на работу реактора. Отказавший блок заменен исправным;

04.06.98г. на реакторе ЛФ-2 сформировался ложный сигнал системы управления защиты. Причина - неисправность логического блока автоматического регулятора. Рекомендованы дополнительные профилактические мероприятия на измерительной и логической аппаратуре СУЗ.

Как показал анализ нарушений на объектах ПТЦ, в отчетный период по сравнению с тем же периодом 1997 г. общее число нарушений сократилось, однако значительно число типичных нарушений, связанных с невыполнением требований: к оформлению, ведению, применению документации (технологической, эксплуатационной, ремонтной, учетной, отчетной); к подготовке и допуску к работе персонала; к организации деятельности и осуществлению ведомственного контроля.

Причины нарушений связаны со снижением уровня технологической и исполнительской дисциплины работников объектов ПТЦ.

Существенным отрицательным фактором является практически повсеместное прекращение замены ядерно-опасного оборудования безопасным.

Содержание нуклидов в газовых выбросах и жидких сбросах на объектах ПТЦ значительно ниже установленных уровней.

Остановлены и выводятся из эксплуатации десять промышленных уран-графитовых реакторов (ПУГР): пять - в ПО “Маяк”, три - на СХК и два - на ГХК. Работы по выводу из эксплуатации реакторов осуществляются в соответствии с технологическими регламентами, ведется необходимая техническая документация, проводятся работы по комплексному инженерному обследованию систем и конструкций. Госатомнадзором России рассматриваются заявления на получение лицензий на вывод из эксплуатации ПУГР.

Госатомнадзором России проведены комплексные проверки состояния ядерной и радиационной безопасности крупных предприятий топливного цикла (ОАО “МСЗ”, УЭХК, НЗХК, СХК, ПО “Маяк” ГХК, АО “ЧМЗ” и ряда научно-исследовательских институтов). Они показали, что сохранение ядерной и радиационной безопасности на уровне требований норм и правил в условиях, когда на объектах ПТЦ находится в эксплуатации морально устаревшее и физически изношенное оборудование, является результатом проведения организационных, технических, компенсирующих мероприятий, разработанных эксплуатирующими организациями в соответствии с предписаниями Госатомнадзора России.

Отчетный период отмечен активным переходом к лицензированию деятельности объектов ПТЦ. Выдано 15 лицензий на право осуществления видов деятельности и 27 разрешений на право ведения работ по экспорту и импорту ЯМ.

Состояние обращения с РАО на объектах ПТЦ по сравнению с 1997 г. не изменилось, продолжая оставаться настолько напряженным, что привлекло внимание правоохранительных органов и нашло отражение в обращении Генерального прокурора Российской Федерации по проблемам экологической безопасности России, направленном Президенту Российской Федерации.

Наиболее острой остается проблема хранения и переработки ОЯТ и высокоактивных отходов, образующихся на объектах Минатома России и Минобороны России.

Количество РАО на объектах ПТЦ продолжает увеличиваться. Так, в ПО “Маяк” за пять месяцев 1998 г. образовалось около 460 тыс. м3 жидких и твердых РАО суммарной активностью 16,1 млн. Ки, в том числе 5796 м3 высокоактивных жидких отходов активностью 15,6 млн. Ки, полученных от переработки ОЯТ. Отходы размещены в хранилищах ПО “Маяк”, однако проблема приема, переработки и хранения ОЯТ на единственном в России специализированном предприятии ПО “Маяк” в последнее время резко обострилась, поскольку технические возможности этого предприятия явно недостаточны, к тому же две печи остекловывания ЖРО высокой активности находятся в стадии сооружения. Из-за отсутствия электропечей остекловывания жидкие высокоактивные отходы помещают в специальные емкости-хранилища.

В ПО “Маяк”, на СХК и ГХК около 400 млн. м3 отходов находится в открытых водоемах и специальных бассейнах.

Низкоактивные ТРО на предприятиях Минатома России размещаются в пунктах хранения РАО на территории предприятий, что не соответствует установленным нормативным требованиям.

Неудовлетворительно выполняется Федеральная целевая программа “Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996 - 2005 годы” из-за недостаточного финансирования или зачастую его полного отсутствия.

Тем не менее, в условиях острого финансового дефицита на предприятиях продолжаются работы по обеспечению безопасности обращения с РАО.

Продолжаются работы по сокращению водной поверхности озера Карачай. За отчетный период в озеро уложено 50 тыс. м3 грунта. Низкоактивные жидкие отходы помещают на хранение в водоемы-накопители и продолжают сбрасывать в озеро. Нормы сброса не превышены. Разработаны мероприятия по снижению подземного водопритока в озеро в период повышенной водности, ведется штатный контроль за поведением подземной линзы озера и радиационной обстановкой в его районе.

Несмотря на то, что состояние озера Карачай и Течинского каскада водоемов в целом соответствуют требованиям норм и правил в области обеспечения эксплуатации гидротехнических сооружений 1 класса, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, уровень риска возникновения чрезвычайной ситуации остается высоким. В целях его снижения намечен ряд мероприятий, включенных в Декларацию безопасности Течинского каскада водоемов, разработанную ПО “Маяк”.

Федеральным законом “Об использовании атомной энергии” перед эксплуатирующими организациями и соответствующими органами использования атомной энергии поставлена задача создания фонда для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности объектов ПТЦ. Наиболее важными для обеспечения безопасности из них являются работы, направленные на решение проблем:

  • долговременного хранения и захоронения РАО и ОЯТ;
  • обращения с плутонием, плутонийсодержащиими веществами, МОХ-топливом;
  • подземной закачки жидких РАО, эксплуатации открытых водоемов-хранилищ;
  • хранения отвального гексафторида урана;
  • эксплуатации и вывода из эксплуатации промышленных реакторов;
  • утилизации радиоактивно загрязненного металлолома.

Однако указанные работы не финансируются несмотря на постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 1997г. N 367 “О финансировании работ по выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов”.

Отсутствие основополагающих документов в области обращения с РАО (до сих пор не принят закон “Об обращении с радиоактивными отходами”) является тревожной предпосылкой ухудшения состояния ядерной и радиационной безопасности объектов ПТЦ.

 

IV. Ядерные энергетические установки судов и объекты их жизнеобеспечения

Госатомнадзор России осуществлял государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности и надзор за обеспечением ядерной и радиационной безопасности объектов организаций Минтранса России, Минэкономики России и Минатома России.

Минтранс России

Под государственным надзором находятся 9 атомных судов и 6 судов атомно-технологического обслуживания Открытого акционерного общества “Мурманское морское пароходство” (ОАО “ММП”).

Оборудование АППУ типа ОК-900А имеет продленный ресурс до 100 тыс. часов. Ресурсные показатели систем и оборудования АППУ типа ОК-900А таковы, что к 2002-2005 гг. перед ОАО “ММП” встанет вопрос о необходимости продления ресурса или вывода из эксплуатации атомных ледоколов проектов 1052 и 10521.

Однако, имеется ряд узлов оборудования, состояние которых невозможно проанализировать без специальных технических обследований, например, степень наводораживания титанового материала трубной системы парогенератора.

Для дальнейшей эксплуатации атомных ледоколов проектов 1052 и 10521 с АППУ типа ОК-900А сроком более пяти лет необходимо детальное обследование основного оборудования АППУ и решение вопроса о возможности дальнейшего продления ресурса оборудования.

Под надзором также находится государственное предприятие РТП “Атомфлот”, обеспечивающее базирование атомных судов и судов АТО, ремонт оборудования ЯЭУ, хранение и переработку РАО, проведение транспортно-погрузочных и технологических операций с ядерным топливом. Продолжались работы по модернизации установки по переработке ЖРО. Срок окончания монтажных работ сорван из-за отсутствия финансирования.

Состояние ядерной и радиационной безопасности в ОАО “ММП” и на РТП “Атомфлот” в основном соответствует требованиям НТД.

Минэкономики России

Под государственным надзором находятся: ПО “Северное машиностроительное предприятие”, ПО “Север” (ГМП “Звездочка”), АО “Амурский судостроительный завод” (АО “АСЗ”), Дальневосточный завод (ДВЗ) “Звезда”, завод судового оборудования “Восток”, судоремонтный завод (СРЗ) “Нерпа”, ОАО “Балтийский завод”.

На ОАО “Балтийский завод” приостановлено строительство атомного ледокола из-за отсутствия финансирования. СРЗ “Нерпа” осуществляет ремонтные работы на заказах Минобороны России, ПО “Севмашпредприятие” - строительство, ремонт и утилизацию кораблей с ЯЭУ, ГМП “Звездочка” - ремонт и утилизацию кораблей с ЯЭУ.

На АО “АСЗ”, ДВЗ “Звезда” и заводе судового оборудования “Восток” работы с объектами использования атомной энергии не велись из-за отсутствия госзаказа.

На предприятиях Северодвинска продолжали проводиться мероприятия по постановлению Правительства Российской Федерации от 23.10.95г. N 1030 “О Федеральной целевой программе “Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы”, в том числе:

  • НИПТБ “Онега” закончена доработка документов по проектированию модульной установки по переработке ЖРО с монтажом и вводом в действие в 1997г. на ГМП “Звездочка”, однако из-за отсутствия финансирования все работы по монтажу прекращены;
  • на ПО “Севмашпредприятие” проведены проектно-изыскательские работы по ликвидации хранилища РАО “Миронова гора”. Срок представления рабочей документации сорван из-за отсутствия финансирования. Утвержден “Организационно-технический план ликвидации хранилища на Мироновой горе” со сроком завершения работ до 1999 г.;
  • на ГМП “Звездочка” продолжается реконструкция площадки для временного хранения ТРО. Ввод в эксплуатацию, планируемый еще в 1996 г., сорван из-за отсутствия финансирования. Выполнено 85 % работ.

На предприятиях отрасли ядерная и радиационная безопасность и безопасность проведения потенциально-опасных работ (ПОР) обеспечивается в соответствии с требованиями НТД.

Минатом России

Госатомнадзор России осуществляет надзор за комплексом стендов -прототипов корабельных ЯЭУ НИТИ. Два стенда находятся в стадии эксплуатации, два частично демонтированы.

Активная зона со стенда КМ-1 хранится в хранилище ОТВС N 2 стендового здания N 1.

ОТВС стенда КВ-1 хранятся в бассейне выдержки N 2 хранилища ОТВС N 1.

Свежее топливо хранится в хранилище СТВС стендовых зданий N 2 и 3.

Нарушений требований НТД по ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации стендов-прототипов ЯЭУ НИТИ не выявлено.

Нарушения в работе объектов.

На объектах Минтранса России зарегистрировано 11 эксплуатационных происшествий без выхода радиоактивности в окружающую среду, классифицируемых согласно РД 31.20.42-93 (ЭП-6 - 4, ЭП-5 - 4, ЭП-4 - 1, ЭП-3- 2), из них два со срабатыванием аварийной защиты:

  • атомный ледокол “Россия” - 3 марта 1998 г. сработала аварийная защита реактора N 2 по сигналу “Уменьшение расхода питательной воды” вследствие 100 % -го открытия дроссельного клапана, вызванного скрытым дефектом при монтаже стойки ППУ. Радиационная обстановка и параметры ППУ оставались в пределах нормы;
  • атомный лихтеровоз “Севморпуть” - 26 марта 1998 г. сработала аварийная защита реактора по сигналу “Уменьшение периода удвоения мощности реактора”. Пределы и условия безопасной эксплуатации не нарушены.

На предприятиях Минэкономики России, поднадзорных Дальневосточному межрегиональному территориальному округу, не соблюдаются правила учета и хранения радиационных источников. Так, в январе 1998 г. на АО “АСЗ” при демонтаже датчиков РИД-1 с истекшими сроками эксплуатации из-за неудовлетворительной организации работ произошла утеря одного РИД-1. Расследование проведено под контролем Дальневосточного межрегионального территориального округа. Розыски РИД-1 продолжаются.

В январе 1998 г. в ДВЗ “Звезда” зафиксировано нарушение, связанное с потерей контроля за ИИИ с объекта военного назначения, размещенного на территории предприятия. Источники обнаружены случайно в одном из помещений санитарно-защитной зоны. Материалы переданы в следственные органы.

ОЯТ хранится на ПТБ “Лотта”, ПТБ “Имандра” и ПТБ “Лепсе”. Процесс обращения с ОЯТ в ОАО “ММП” и РТП “Атомфлот” осуществляется по следующей схеме: ОТВС из реактора - хранилище ПТБ “Имандра” (выдержка не менее 6 месяцев) - хранилище ПТБ “Лотта” (выдержка не менее 2,5 лет) - выгрузка на спецпричале РТП “Атомфлот” и загрузка в спецэшелон с использованием ТУК-18 -отправка спецэшелона с ОЯТ в контейнерах ТУК-18 на переработку в ПО “Маяк”.

В первом полугодии 1998 г. отправлены на переработку два эшелона с ОЯТ (один - из Северодвинска в апреле, другой - из Мурманска в июне с ограничением загрузки ТУК-18 в спецвагоны по 2). Работы проводились в соответствии с протоколом и методикой, согласованными Госатомнадзором России и Инспекцией ядерной безопасности Минобороны России.

В рамках международного проекта решаются проблемы выгрузки ОЯТ с выведенной из эксплуатации ПТБ “Лепсе” с последующей подготовкой судна к утилизации и разрезке на металлолом.

Выполнены планируемые работы по повышению безопасности заказа 900 в Северодвинске. Заказ в стадии передачи заказчику.

Инцидентов с ЯМ на предприятиях Минэкономики России и в ОАО “ММП” не было.

Несанкционированных выбросов и сбросов радиоактивных веществ не выявлено.

На атомных судах и судах АО “ММП” ЖРО принимаются и хранятся в специальных цистернах, что исключает несанкционированный сброс ЖРО за борт. ТРО хранятся в спецконтейнерах, находятся в спецпомещениях. ЖРО с атомных судов передаются на спецтанкер или ПТБ, а затем на РТП “Атомфлот” для переработки.

Объемы и технические возможности участков переработки ЖРО на РТП “Атомфлот” позволяют полностью обеспечить потребности ОАО “ММП”, а также частично принимать ЖРО на переработку от объектов Северного флота.

РТП “Атомфлот” с привлечением иностранных инвесторов проводит работы по модернизации установки очистки ЖРО.

На предприятиях Северодвинска сложилась напряженная обстановка, связанная с накоплением ЖРО, невыполнением заказчиком принятых обязательств по вывозу РАО, отсутствием собственных средств переработки ЖРО.

Ведутся работы по созданию модульной установки по переработке ЖРО и аппаратурно-технологической схемы блочной установки очистки малосолевых жидких РАО на ГМП “Звездочка”.

На ОАО “Балтийский завод” ЖРО хранятся в монжюсах заказов и цистернах спецслива. ТРО по мере накопления передаются на спецкомбинат (г. Сосновый Бор).

На СРЗ “Нерпа” обращение с РАО остается без изменений в связи с отсутствием систематического вывоза их с территории завода заказчиком. Частично она решается путем загрузки контейнеров с РАО в утилизируемый блок ППУ. На площадке хранится 267 м ТРО.

В ЗСО “Восток” ЖРО и ТРО отсутствуют. Емкости для сбора и хранения ЖРО осушены, площадка для временного хранения ТРО очищена.

В АО “АСЗ” ЖРО в отчетном периоде не было. Техническое состояние емкостей для хранения ЖРО удовлетворительное.

ТРО, образующиеся в результате эксплуатации изделий, аппаратов, комплексов и проведения радиационного контроля (не более 50 кг/год), хранятся в типовом контейнере. Имеется запас пустых контейнеров.

На ДВЗ “Звезда” объем РАО и ТРО не превышает установленных санитарными правилами норм. На площадке временного хранения находится 22 м3 ТРО. Предполагаемая ранее загрузка радиоактивного крупногабаритного оборудования в три отсечные блока утилизируемых кораблей не осуществляется из-за отсутствия расчетов остойчивости и непотопляемости модулей при изменении их нагрузки выше спецификационной. Накопление ЖРО незначительное из-за низкой интенсивности работ. Завершается строительство плавучего комплекса по переработке ЖРО Тихоокеанского флота.

На стендах НИТИ ЖРО хранятся в монжюсах, дренажных цистернах, а также в баках-накопителях, ТРО - в центральных залах стендов на площадках временного хранения. По мере накопления ЖРО по системе спецканализации передаются на спецкомбинат, ТРО вывозятся автотранспортом. Средства утилизации и переработки РАО в НИТИ отсутствуют.

На поднадзорных предприятиях превышения дозовых нагрузок на работников не выявлено.

Составлены планы мероприятий по защите работников и населения в случае ядерной и радиационной аварии, а также инструкции по предупреждению этих аварий и ликвидации их последствий. Учения и тренировки по отработке мероприятий проводятся нерегулярно и носят формальный характер.

Физическая защита ЯМ и ядерных установок осуществляется силами ВОХР. На период комплектования активных зон устанавливается дополнительная охрана внутренних защитных зон.

Продолжены работы по совершенствованию компьютеризированной системы учета и контроля ЯМ. В Мурманской инспекции создан банк данных о движении ОЯТ на плавтехбазах.

На предприятиях Минэкономики России и в ОАО “ММП” созданы службы по учету ЯМ, в соответствии с требованиями РД-08-02-93 организованы учет и контроль ЯМ. Для нормального функционирования служб разработаны инструкции.

 

V. Радиационная безопасность в народном хозяйстве

В сфере народного хозяйства работало свыше 7 тыс. предприятий и организаций, осуществлявших деятельность в области использования атомной энергии и имеющих около 15 тыс. радиационно опасных объектов.

Количество нарушений: отказы источника в процессе эксплуатации - 3(6) случая; хищения источников - 4(9) случая; обнаружение неучтенного источника - 4(8) случая; обрывы снаряда в скважине при геофизических работах - 5(2) случаев;

потеря источника при транспортировании - 1(0) случай; умышленная разгерметизация источника - 1(0) случай. Количество выявленных межрегиональными территориальными округами Госатомнадзора России инцидентов, приведших к потере контроля над источниками ионизирующего излучения, не может свидетельствовать о стабилизации обстановки.

Следует отметить следующие нарушения:

  • июль 1998 г. - на пункте приема металлолома Корсаковского торгового порта (Сахалинская обл.) обнаружен радиационный источник (РИТЭГ) в разобранном виде, принадлежащий Минобороны России. Ведется следствие;
  • май 1998 г. - освещенные в средствах массовой информации случаи хищения со склада объединения “Тува-кобальт” двух 90-килограммовых контейнеров с цезием-137 активностью 4,ЗКи, и со склада предприятия 000 “ЛУКОЙЛ-Волгоград-нефтепереработка” шести блоков БГИ-90А с цезием-137 активностью 6,5 Ки. Расследование по “Тува-кобальт” не закончено, блоки, похищенные в Волгограде, не найдены;
  • март - май 1998 г. - случаи обнаружения при радиационном контроле поступивших партий металлолома в ТОО “Интеграл” (г. Иркутск), СП “Мирметалл” (г.Хабаровск) и АО “Цветные металлы и сплавы” (г. Мценск) радиационного загрязнения отдельных фрагментов отходов, МЭД на поверхности которых достигала 800 мкР/ч. Последствия радиоактивного загрязнения ликвидированы. Списанные ранее источники из-за отсутствия контроля за дальнейшим их движением, оказались на предприятиях и были бесконтрольно включены в лом для переработки;
  • апрель 1998 г. - грубое нарушение правил перевозки радиоактивных грузов, что привело к хищению 33 комплектов РИА-наборов (г. Москва, В/О “Изотоп”). Проведено расследование, виновные наказаны, приборы возвращены владельцу;
  • март 1998 г. - лучевое поражение сотрудника ЗАО “Монтажная фирма “Радий” (г. Москва). Доза облучения рук 500 Р. Расследование несчастного случая не завершено.

Приведенные случаи хищения и обнаружения неучтенных источников (длительное время бесхозных) подтверждают необходимость внедрения в практику положения о государственном учете и контроле РВ и РАО, разработка которого постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 года №1298 возложена на Минатом России.

В организациях топливно-энергетического комплекса, Роскомнедра, РАО “Газпром” зафиксировано пять обрывов (потерь) каротажных снарядов с радионуклидными источниками цезий-137 на глубинах от 97 до 3230 м. Извлечь источники не удалось. Они захоронены в скважинах методом цементации.

Значительную радиационную опасность для работников и населения представляет использование радионуклидных источников с истекшими сроками эксплуатации. Их количество продолжает расти и вскоре достигнет почти половины общего количества источников.

Крайне сложно решаются в связи с отсутствием финансовых средств вопросы захоронения источников с истекшими сроками службы, извлеченных из мощных гамма-установок, например, в Электрогорском институте нефтепереработки.

Особую тревогу вызывают возможные негативные последствия утери контроля за РИТЭГ, находящимися в ведении Государственного гидрографического предприятия и Минобороны России. Правительство Российской Федерации поручило этим ведомствам принять необходимые меры по обеспечению безопасности при обращении с РИТЭГ. Однако по сообщению Государственного гидрографического предприятия, затраты на эвакуацию аварийных радионуклидных энергетических установок с объектов навигационного оборудования и сдачу их в переработку или на захоронение выражаются суммой 2,5 млн. рублей. Отсутствие финансирования основной деятельности предприятия и мероприятий по обеспечению радиационной безопасности не позволяет выполнить эти первоочередные работы.

Продолжает обостряться проблема обращения с РАО. Из 16 специализированных комбинатов “Радон” два по-прежнему закрыты (Мурманский и Грозненский), загрузка остальных приближается к проектному уровню.

Так, свободный объем хранилищ Ленинградского СК “Радон”, обслуживающего Северо-Западный регион России, немногим более 1000 м3. При среднегодовом поступлении на захоронение 600 м3 РАО прием отходов может быть прекращен уже в 1999 году.

Из трех СК “Радон” Урала (Свердловский, Челябинский и Башкирский) только Свердловский имеет разрешение Госатомнадзора России на захоронение РАО. Что касается Башкирского СК, то до устранения многочисленных нарушений требований радиационной безопасности, ему запрещено захоронение РАО, за исключением закрытых ИИИ. Емкости комбината заполнены практически полностью.

Отсутствие финансирования деятельности особо радиационно опасных производств и объектов (постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95г. № 238) повсеместно приводит к ухудшению состояния радиационной безопасности на комбинатах. И, как следствие, с июня 1998 года Волгоградский СК прекратил работы по эксплуатации и содержанию пунктов хранения РАО. Госатомнадзор России обратился в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с предложением об исправлении ситуации.

Радиоактивность одного отработавшего радионуклидного источника ионизирующего излучения может достигать нескольких тысяч кюри. Захоронение их осуществляется в приповерхностных хранилищах колодезного типа, которые не могут обеспечить безопасное хранение таких источников на весь срок их потенциальной опасности.

Для решения проблемы Госатомнадзором России совместно с Московским НПО “Радон” продолжаются работы по программе обследования в 1998 году спецхранилищ колодезного типа на пяти спецкомбинатах (программа утверждена 03.04.98). Обследование спецхранилищ позволило разработать рекомендации по их дальнейшей эксплуатации с целью обеспечения безопасности работников, населения и охраны окружающей среды. Рекомендации доведены до руководителей спецкомбинатов для практического исполнения. Составлена сводная программа работ по оказанию Московским НПО “Радон” методической и практической помощи спецкомбинатам по вопросам обращения с РАО и охраны окружающей среды на 1998 год.

Анализ параметров радиационной обстановки при захоронении РАО на СК “Радон” показал, что мощность дозы излучения на рабочих местах, среднегодовая объемная активность радионуклидов в воздухе, воде, почве, уровень загрязнения поверхностей в помещениях не превышали допустимых значений и разрешенных уровней.

Трудноразрешаемой остается проблема обращения с РАО из-за закрытия Мурманского СК “Радон”. Руководство спецкомбината практически не предпринимает мер по его реконструкции и приведению в соответствие требованиям радиационной безопасности. Условия хранения РАО на комбинате потенциально опасны.

В результате принятых Кольской инспекцией мер в Мурманской области приостановлено накопление РАО за счет увеличения объемов приема их для захоронения пятью предприятиями, имеющими спецхранилища РАО. Кроме того, к захоронению низкоактивных источников подключен и Ленинградский СК “Радон”.

Длительное время из-за отсутствия финансовых средств не решается вопрос по радиационно - экологической реабилитации испытательного поля п. Вольгинский Владимирской области и НИИ сельскохозяйственной радиологии и агроэкологии (г. Обнинск).

Для частичного решения проблемы обращения с РАО создаются временные хранилища слабоактивных отходов. Так, за счет средств региональных бюджетов Тюменской и Оренбургской областей и по согласованию с территориальными инспекциями Уральского округа продолжают работать пункты временного хранения ИИИ предприятий, не имеющих финансовых средств на их захоронение. ИИИ и РАО на пунктах находятся под контролем, тем самым предотвращается возможность их несанкционированного “расползания” по региону.

В отдельных регионах создалась ситуация, когда предприятия не имеют средств на содержание и замену радиационного оборудования и снять их с эксплуатации не могут по той же причине - отсутствие средств на захоронение.

Превышения основных дозовых пределов, допустимых значений радиоактивных выбросов и сбросов на радиационно опасных объектах не выявлено. Радиационная обстановка не превышала естественного фона.

Индивидуальные дозы облучения работников большинства промышленных предприятий и институтов находятся на уровне 0,1 - 0,5 бэр. Дозы облучения дефектоскопистов переносных гамма-дефектоскопов на протяжении последних лет остаются на одном уровне (около 1 бэр).

 

VI. Учет и контроль ядерных материалов

Инцидентов, связанных с утратой, хищением или несанкционированным использованием ядерных материалов, не отмечено. Расхождений балансовых показателей не обнаружено.

  • Основными нарушениями и недостатками в организации и осуществлении учета и контроля ядерных материалов, выявленными в ходе инспекций, являются:
  • проведение физических инвентаризаций ядерных материалов без измерений в полном объеме ядерных материалов;
  • недостаточное количество измерительной техники и использование устаревшей техники;
  • нарушение сроков поверки измерительной техники и контрольных весов;
  • различие в классе точности весоизмерительной аппаратуры, применяемой для одинаковых целей;
  • показ датчиками уровня жидкости в технологических емкостях только нижнего и верхнего уровней заполнения емкостей;
  • необоснованное сведение к “нулю” неучтенного ядерного материала при подведении баланса;

Органами Госатомнадзора России проведено 77 комплексных, целевых и оперативных инспекций. Основное внимание уделялось вопросам приведения физической защиты в соответствие с требованиями правил в установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. срок (1 января 1999 г.).

В практику надзорной деятельности введены проверки обеспечения физической защиты совместно с представителями ВВ МВД России.

Среди нарушений и недостатков в обеспечении физической защиты ядерных материалов и установок, выявленных в ходе инспекций, следует отметить основные:

  • несоблюдение “правила двух лиц” при работе с ядерными материалами на складах и в хранилищах;
  • нарушение правил оформления документов по ограничению доступа;
  • несвоевременный пересмотр списков на посещение режимных помещений;
  • несвоевременное проведение мероприятий по устранению замечаний;
  • невыявление наиболее уязвимых мест для несанкционированного доступа к ядерным материалам;
  • недостаточность компенсирующих мероприятий по предупреждению несанкционированного ввоза и вывоза ядерных материалов в период ввода в действие детекторов ядерных материалов и металлоискателей;
  • отсутствие противотаранных устройств на автомобильных и железнодорожных контрольно-пропускных пунктах;
  • невыполнение в отдельных категорируемых (режимных) помещениях и зданиях требований обеспечении рубежей физической защиты;
  • отсутствие единой методики при проведении анализа уязвимости на различных предприятиях;
  • наличие недостатков при организации оперативного дежурства (“самоохраны”) внутри охраняемых помещений.

По всем замечаниям и недостаткам в обеспечении физической защиты органами Госатомнадзора России вручены руководителям объектов предписания с требованием составления соответствующего плана мероприятий по устранению указанных замечаний и нарушений.

Несанкционированные действия в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на поднадзорных объектах органами Госатомнадзора России не зарегистрированы.

В то же время результаты инспекций и данные анализа состояния физической защиты, проведенных Госатомнадзором России в первом полугодии 1998 г., свидетельствуют о неполном соответствии физической защиты требованиям ведомственных нормативных документов и ее недостаточной эффективности.

При лицензировании ядерных установок и пунктов хранения учитываются вопросы обеспечения физической защиты с учетом опыта, полученного при подготовке условий действия временных разрешений (в части обеспечения физической защиты).

Выданы лицензии на проектирование и конструирование технических средств физической защиты ЗАО “Эскорт – Центр”, находится на рассмотрении лицензия СНПО “Элерон”.

Проводятся работы по совершенствованию систем физической защиты на восьми ядерно опасных объектах (не относящихся к ведению Минатома России) за счет средств американской стороны. Все проектные и монтажные работы ведутся под постоянным контролем соответствующих межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России.

Завершены работы по совершенствованию систем физической защиты, отвечающей современным требованиям, в МИФИ, ОИЯИ и ПИЯФ.

Завершены работы по совершенствованию систем физической защиты, отвечающей современным требованиям, в МИФИ, ОИЯИ и ПИЯФ.

В Межотраслевом специальном учебном центре Минатома России (г. Обнинск) организовано обучение специалистов Госатомнадзора России основам физической защиты, надзорной деятельности и методам лицензирования в области обеспечения физической защиты.

Учитывая наличие многочисленных проблем, связанных с использованием атомной энергии, ядерных материалов и радиоактивных веществ, состояние ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации в целом еще нельзя признать удовлетворительным.

Для повышения безопасности использования ядерных материалов, атомной энергии и радиоактивных веществ необходимо: обеспечить принятие и реализацию соответствующих правовых актов, связанных с введением в действие федеральных законов “Об использовании атомной энергии”, “О радиационной безопасности населения”; ускорить принятие и введение в действие федерального закона “Об обращении с радиоактивными отходами”; ускорить создание и внедрение в России систем государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; обеспечить ежегодное выделение Госатомнадзору России в полном объеме финансовых средств, необходимых для эффективного государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности; обеспечить финансирование федеральных целевых программ (по обращению с РАО и ОЯТ, физической защите ядерных материалов и др.); принять единую федеральную целевую программу ядерной и радиационной безопасности.

[Содержание] [Главная страница]

 

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность