Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

ПРОГРАММА "ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

ОЯТ - КАЛЕНДАРЬ

ИЮНЬ

1 июня 2001 год

Министр природных ресурсов Российской Федерации направил Председателю Комитета Государственной Думы по экологии Федерального Собрания Российской Федерации В.А.Грачеву Заключения государственной экологической экспертизы по трем законопроектам, разрешающих ввоз иностранного ОЯТ.

При этом 1 же июня он утвердил эти заключения. Зкспертная комиссия была образована в соответствии с приказом от 18-05.2001 № 430 "Об организации и проведении государственной экологической экспертизы проекта федерального закона".

Выводы экспертных комиссий:

***1. Представленный на государственную экологическую экспертизу проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об использовании, атомной энергии" не соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, в частности Закону РСФСР "Об охране окружающей природной среды", и нуждается в устранении имеющихся в нём несоответствий, отмеченных в настоящем заключении.

2. Данный законопроект не содержит правовых норм, касающихся требований экологической безопасности, что не позволяет сделать выводы об экологических и связанных с ними иных последствиях реализации данного законопроекта.

Руководитель экспертной комиссии - Н.П.Шарыло

***1. Проект федерального закона "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных территорий" в представленной редакции в целом соответствует федеральным законам, однако отсутствие четких формулировок, отмеченных в заключении экспертной комиссии, может привести к произвольному толкованию отдельных положений и статей закона и правовым коллизиям при его применении.

2. Экспертная комиссия отмечает необходимость принятия Закона, регулирующего деятельность по реабилитации радиационно загрязненных территорий.

Руководитель экспертной комиссии - Д.А.Криволуцкий

***Экспертная комиссия Государственной экологической экспертизы проекта Федерального закона " О внесении дополнения в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", считает:

- основные положения законопроекта не противоречат законодательству РФ в области охраны окружающей природной среды и охраны здоровья населения;

- законопроект соответствует принципам и требованиям экологической и радиационной безопасности;

- законопроект не предусматривает ограничений прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Руководитель экспертной комисси - А.А. Саркисов

1 июня 2001 год

Председатель Комитета по экологии ГД ФСРФ В.Грачев в соответствии с решением Совета Государственной Думы (выписка из протокола № 75 заседания Совета Государственной Думы от 22 мая 2001 г.) направил в Думу заключения государственной экологической экспертизы по проектам федеральных законов "О внесении дополнений в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории", "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии".

5 июня 1999 год

Саратов

Более тысячи делегатов Второго Всероссийского съезда по охране природы единодушно приняли резолюцию против изменения закона, запрещающего ввоз зарубежных радиоактивных материалов в Россию для хранения или захоронения.

Съезд проходил с 3-5 июня, за два года до того как Госдума приняла Законы, разрешающие ввоз иностранного ОЯТ в Россию.

5 июня 2001 год

На расширенном заседании секции "Радиационная безопасность" Научного Совета РАН по проблемам экологии и чрезвычайным ситуациям была рассмотрена проблема обеспечения безопасности при обращении с отработанным ядерным топливом.

Хотя это заседание и носило название "расширенное", на него не был приглашен ни один из оппонентов идеи ввоза ОЯТ, там присутствовали только заинтересованные люди. Не были рассмотрены ни технические, ни экономические проблемы ввоза. А главное, это заседание было проведено всего за день до принятия в III-ем чтении поправок в Государственной Думе РФ, и оно не могло сыграть никакой роли в уже по существу решенном вопросе.

6 июня 2001 год

Госдума дала разрешение на ввоз зарубежного ОЯТ, приняв в третьем чтении пакет законопроектов.

Профильный комитет - Комитет по экологии.

Были приняты Федеральные законы:

* "О СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ РЕАБИЛИТАЦИИ РАДИАЦИОННО ЗАГРЯЗНЕННЫХ УЧАСТКОВ ТЕРРИТОРИИ" (Документом определяется механизм финансирования специальных экологических программ за счет средств, полученных от переработки отработанного ядерного топлива.). Постановление N 1568-III ГД;

* "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 50 ЗАКОНА РСФСР "ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ"(Документ позволяет с учетом ряда принципиальных условий по обеспечению радиационной и экологической безопасности ввозить в Россию ОЯТ для его хранения и последующей переработки. Радиоактивные отходы будут переведены в компактную безопасную форму.) Постановление N 1569-III ГД;

* "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ".(Документ вводит понятия "тепловыделяющих сборок ядерных реакторов" и "облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов" (ОТС). Заменено понятие "временное хранение" на "временное технологическое хранение".) Постановление N 1570-III ГД;

Как и в предыдущих чтениях все законопроекты обсуждались и голосовались "пакетом".

В третьем чтении проголосовали за ввоз 243 депутата, что на 13 голосов больше

по сравнению со вторым чтением,.

Дополнительные голоса авторы законопроекта получили в основном за счет фракций КПРФ

(7 депутатов) и Агропромышленная группа (3 депутата)

Остальные фракции проголосовали приблизительно также, как и во втором чтении. ЛДПР

была единственной фракцией, проголосовавшей "за" в полном составе.

Фракция "ЯБЛОКО" была единственным депутатским объединением, голосовавшим "против" во всех трех чтениях.

Авторами законопроекта, являлись следующие депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации: В.Войтенко (избирательный округ 0188, Читинская область, член депутатской группы <Народный депутат>), С.Гвоздева (избирательный округ 0161, Свердловская область, член фракции Единство), М.Гришанков (избирательный округ 0184, Челябинская область, член депутатской группы <Народный депутат>), К.Зайцев (избирательный округ 0080, Иркутская оласть, член депутатской группы <Регионы России>),

В.Кадочников (член фракции Коммунистической партии Российской Федерации), В.Каретников (член фракции <Единство>), Е.Лигачев (избирательный округ 0174, Томская область, член фракции Коммунистической партии Российской Федерации), К.Леонтьев (избирательный округ 0163, Свердловская область, член депутатской группы <Народный депутат>), Р.Нигматулин (избирательный округ 0004, Республика Башкортостан, член

депутатской группы <Регионы России>), В.Опекунов (член фракции <Отечество - Вся Россия>)

А.Пузановский (избирательный округ 0094, Костромская область, член депутатской группы <Народный депутат>), Н.Ганза (Член Совета Федерации, Республика Удмуртия), С.Рябухин (Член Совета Федерации, Ульяновская область).

Ранее было запланировано третье чтение по пакету "атомных" законопроектов на 7 июня. Изменить расписание слушаний было решено на заседании ГД утром 6 июня.

10 июня 2001 год

На заседании Центрального совета партии "ЯБЛОКО" принято решение об инициировании всенародного референдума по вопросу о ввозе в Россию отработанного ядерного топлива (ОЯТ).

Решено начать подготовку к сбору 2 млн. подписей, необходимых для проведения референдума. Несмотря на то, что порядка 90% участников социологических опросов высказываются против ввоза ОЯТ, 6 июня 2001 г. Государственная Дума РФ большинством голосов приняла в 3-м чтении поправки к статье 50 закона "Об окружающей природной среде", имеющие разрешительный характер для ввоза в Россию из-за рубежа ОЯТ для хранения и переработки. Единственным депутатским объединением, голосовавшим против принятия поправок в 1-м, во 2-м и в 3 чтении, была фракция "ЯБЛОКО".

20 июня 2001 год

Фракция "ЯБЛОКО" в Государственной Думе призвала членов Совета Федерации на внеочередном заседании верхней палаты парламента рассмотреть и отклонить пакет законов о ввозе в Россию иностранного отработанного ядерного топлива (ОЯТ).

Уважаемые коллеги!

13 июня в Совет Федерации поступил пакет законов - "О внесении дополнений в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии", разрешающие широкомасштабный ввоз в Россию отработанного ядерного топлива (ОЯТ) из-за рубежа с целью долговременного хранения и захоронения.

... Есть все основания полагать, что глубина научной и экспертной проработки законов не соответствует масштабу экологических, экономических и финансовых рисков, связанных с их реализацией. Хорошо известна и крайне отрицательная оценка большинством российских граждан идеи превратить Россию во всемирный ядерный могильник.

... органы законодательной власти более 30 субъектов Российской Федерации уже высказались против одобрения ядерных законов. К сожалению, их позиция может быть проигнорирована. Заседание Совета Федерации назначено на 29 июня с повесткой, в которой отсутствуют два ключевых закона из "ядерного" пакета.

Пытаясь отстранить Совет Федерации от принятия решения по столь важному для страны вопросу, атомные лоббисты ставят верхнюю палату российского парламента на грань унижения и полной дискредитации.

Члены Совета Федерации не могут отстраниться от ответственности за решение вопроса, от которого зависит здоровье и благополучие будущих поколений граждан России. Мы призываем Вас обязать ваших представителей в Совете Федерации выступить с требованием созвать внеочередное заседание верхней палаты не позднее 27 июня с целью отклонения пакета ядерных законов.

Руководитель фракции

Г.А. Явлинский

Совет Федерации расссмотрел и принял на своем заседании 29 июня один из трех законопроектов - "О СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ РЕАБИЛИТАЦИИ РАДИАЦИОННО ЗАГРЯЗНЕННЫХ УЧАСТКОВ ТЕРРИТОРИИ".

Остальные законопроекты из "атомного" пакета были направлены на подпись Президенту без обсуждения их в Совете Федерации.

21 июня 2002 год

Москва

Гринпис России обнародовал два документа, содержащие сенсационные сведения о состоянии дел с ввозом, хранением и переработкой облученного ядерного топлива. В этой связи Президенту России было направлено письмо с требованием положить конец бесконтрольной и опасной деятельности Минатома.

В распоряжении Гринпис России оказался подготовленный Минатомом предварительный вариант "Анализа организации и эффективности работ по выполнению действующих международных соглашений РФ, связанных с ввозом, хранением и переработкой облученного ядерного топлива (ОЯТ) зарубежных ядерных реакторов".

В этом документе впервые публично признается крайне тревожный факт: Минатом продолжает строительство АЭС в Иране при отсутствии договоренности с иранской стороной о возврате облученного ядерного топлива. Таким образом, Иран, используя облученное топливо для наработки плутония, в ближайшем будущем может обзавестись собственным ядерным оружием. В свое время именно так поступила Индия.

По компетентному мнению Госатомнадзора в " Анализе неверно сделан вывод о наличии в Российской Федерации необходимых для приема ОЯТ зарубежных ядерных реакторов административных и технических возможностей, а также достаточной регулирующей основы, некорректно рассчитана прибыль от приема ОЯТ, содержится ряд недостоверных утверждений.., некорректно рассчитана себестоимость услуг российских организаций, поскольку не учтены расходы на приведение завода РТ-1 в соответствие с установленными законодательными и нормативными требованиями, амортизационные отчисления, обязательные налоги и сборы, необоснованно выбрана цена переработки одного килограмма ОЯТ".

22 июня 2001 год

Совет Государственной Думы разослал два законопроекта, касающиеся изменений федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации".

Подписи граждан, поддерживающих инициативу о проведении референдума, предлагается собирать "в порядке и местах, которые определяются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации". Формулировка вопроса, который инициаторы хотят вынести на всенародный референдум, предварительно должна быть утверждена Госдумой и Советом Федерации.

Эта "законодательная инициатива" - грубейшее нарушение как буквы, так и духа российской Конституции. Смысл процедуры всенародного голосования в том, чтобы народ своей волей заставил власть принять решение, которое она не хочет принимать добровольно. Если же обязательным условием ее проведения будет предварительное разрешение властей (почти наверняка отрицательно настроенных по существу вопроса) - то это не иначе, как "создание труднопреодолимых препятствий для граждан на пути реализации их конституционных прав".

Авторы изменений в закон о референдуме почти все представляют проправительственные фракции Думы.

Законопроекты были разосланы через десять дней после того, как "Яблоко" на своем питерском пленуме приняло решение о том, что будет инициировать референдум о запрете на ввоз и хранение в России ядерных отходов.

22-27 июня 1996 год

г. Красноярск

Состоялась II Международная радиоэкологическая конференция "Судьба отработавшего ядерного топлива: проблемы и реальность" .

Из заявления участников:

"Мы предлагаем отложить на ближайшие 50-100 лет практические шаги по развитию работ и строительству новых заводов по переработке (регенерации) отработавшего ядерного топлива с атомных электростанций.

В случае отказа от переработки ОЯТ в настоящее время мы получаем большой резерв времени для развития науки и получения ответов на поставленные вопросы, для совершенствования и развития ресурсо- и энергосберегающих технологий, для совершенствования известных источников энергии, а также для поиска альтернативных, нетрадиционных.

В этом случае мы оставляем потомкам только одну проблему - определить дальнейшую судьбу ОЯТ, находящегося в долговременных хранилищах и постепенно теряющего свою активность".

"Мы руководствуемся только одним - необходимо оставить нашим детям и внукам Землю, пригодную для жизни, необходимо сохранить жизнь на нашей прекрасной планете".

26 июня 2002 год

Губернатор Красноярского края А.Лебедь объявил мораторий на ввоз в регион отработанного ядерного топлива.

Лебедь предъявил Минатому несколько требований, после выполнения которых край рассмотрит возможность отмены моратория. Во-первых, предоплата в валюте за хранение, во-вторых, оплата по мировым ценам, и, в-третьих, перезаключение договора с участием краевых властей.

Хранилище, расположенное рядом с городом Железногорск, приняло первую партию ОЯТ в 1975 году. Ежегодно сюда привозили примерно по 500 кг отходов.

Хранение одного килограмма отходов в районе Железногорска стоит 275 долларов, тогда как мировые расценки на подобные услуги колеблются от 800 до 1000 долларов за килограмм. Однако и эти деньги поступают с задержкой, часто платежи проводятся взаимозачетами.

26 июня 2003 года

В Брюсселе было объявлено о создании межпарламентской рабочей группы по изучению вопроса о целесообразности ввоза отработанного ядерного топлива (ОЯТ) из стран Европейского Союза в Россию для переработки и хранения.

В ее состав вошли депутаты Европарламента от Бельгии, Германии и Финляндии, а также депутаты Государственной Думы Федерального Собрания России Сергей Митрохин (фракция "ЯБЛОКО"), Анатолий Грешневиков и Валентин Лунцевич (оба - депутатская группа "Регионы России").

В первом заседании межпарламентской рабочей группы участвовали также представители отдела ядерной энергетики Европейской комиссии, Генерального директората ЕС, общественных организаций "Беллуна" и "Гринпис".

Сопредседателями рабочей группы избраны: от Европарламента - Барт Стаз (председатель делегации ЕС - Россия), от российской стороны - С. Митрохин.

Члены рабочей группы договорились регулярно обмениваться информацией о возможных планах исполнительных органов европейских стран, касающихся ввоза ОЯТ в Россию. Решено разработать и представить в Еврокомиссию доклад о целесообразности ввоза в Россию отработанного ядерного топлива из стран ЕС. Группа намерена противодействовать проектам в области ядерной энергетики, противоречащим законодательству, несущим опасность здоровью населения и режиму нераспространения, и одновременно развивать сотрудничество между ЕС и Россией по вопросам ядерной и радиационной безопасности.

27 июня 2001 год

Москва

В этот день заканчивался двухнедельный срок, во время которого Совет Федерации должен был рассмотреть, но не рассмотрел пакет законов, разрешающий ввоз ОЯТ.

Законопроект поступил в Совет Федерации 13 июня, и отведенный Конституцией РФ двухнедельный срок истекал именно 27 июня. После чего закон, не относящийся согласно Основному закону к категории обязательных для рассмотрения верхней палатой, имел право уйти на подпись президенту, минуя Совет Федерации. 27 июня могло бы состояться внеочередное заседание СФ, однако положенную дату под давлением лоббистов "атомных" законопроектов просто перенесли на 2 дня позже - на 29 июня. Таким образом, два из принятых законов сразу попали на стол президента.

Дума приняла в третьем, окончательном чтении весь пакет законопроектов по ОЯТ 6 июня. Сразу же после принятия спикер СФ Егор Строев заявил, что "не надо думать, что так просто и легко можно будет проскочить с этим законом в Совете Федерации". В конце июня верхняя палата вообще решила не рассматривать самые одиозные законопроекты из всего пакета, Закон же об экологических мероприятиях был принят СФ. На обсуждениях в Думе не раз подчеркивалось, что все законопроекты взаимосвязаны и поэтому голосовались пакетом.

28 июня 2001 год

Москва

Красная площадь

Несколько десятков активистов Гринпис провели акцию на Красной площади, развернув плакат с обращением к Президенту России. Гринпис призвал Владимира Путина наложить вето на законопроекты, разрешающие широкомасштабный ввоз зарубежного отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) в Россию.

В ситуации, когда российский парламент, проигнорировав мнение своих избирателей, одобрил "ядерные" поправки, Президент России - единственный, кто мог остановить превращение нашей страны в свалку радиоактивных отходов. "По последним данным исследования, проведенного ВЦИОМ, 80% взрослого населения России считает, что Президент должен наложить ВЕТО на законопроекты, разрешающие ввоз в РФ зарубежного ОЯТ. Мы надеемся, что Президент уважает мнение россиян и не допустит нарушения воли граждан России." - говорили гринписовцы.

29 июня 2001 год

Советом Федерации одобрен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ РЕАБИЛИТАЦИИ РАДИАЦИОННО ЗАГРЯЗНЕННЫХ УЧАСТКОВ ТЕРРИТОРИИ" (Постановление N 210-СФ).

Законопроект поступил в Совет Федерации 13 июня, и отведенный Конституцией РФ двухнедельный срок истек 27 июня. После чего закон, не относящийся согласно Основному закону к категории обязательных для рассмотрения верхней палатой ушел на подпись президенту, минуя Совет Федерации. 27 июня могло бы состояться внеочередное заседание СФ, однако положенную дату под давлением лоббистов "атомных" законопроектов просто перенесли на 2 дня позже - на 29 июня. Таким образом, два из принятых законов сразу попали на стол президента.

Дума приняла в третьем, окончательном чтении весь пакет законопроектов по ОЯТ 6 июня. Сразу же после принятия спикер СФ Егор Строев заявил, что "не надо думать, что так просто и легко можно будет проскочить с этим законом в Совете Федерации". В конце июня верхняя палата вообще решила не рассматривать самые одиозные законопроекты из всего пакета, Закон же об экологических мероприятиях был принят СФ.

На обсуждениях в Думе не раз подчеркивалось, что все законопроекты взаимосвязаны и поэтому голосовались пакетом.

30 июня - 5 июля 2002 год

Красноярский край

Антиядерный лагерь призвал Президента России и Красноярские власти остановить импорт ОЯТ.

Антиядерный лагерь - 2002 собрал свыше 60 активистов из более чем 20 экологических организаций России от Калининграда на Западе до Иркутска на Востоке, а также из США и Венгрии. Лагерь был организован экологической группой "Экозащита!" и Международным Социально-Экологическим Союзом. Он располагался между Красноярском и Железногорском, где находится крупнейшее в России хранилище ядерных отходов (или отработавшего ядерного топлива - ОЯТ).

Июнь 1999 год

Non-Proliferation Trust Inc. и Минатом России подписали протокол о намерениях, в соответствии с которым будут прорабатываться технические предложения по строительству на территории России сухого хранилища на 6000 тонн зарубежного ОЯТ.

Июнь 1994 год

Был арестован офицер ВМФ России, который искал выходы на иностранных покупателей урана.

У него было обнаружено 4,5 кг высокообогащенного урана, который он украл на верфи "Севморпуть".

Июнь 1995 год

Спецслужбы России арестовали трех человек, у которых было обнаружено 1,7 кг высокообогащенного урана.

Один из арестованных работал на заводе в Электростали, где использовались подобные материалы.


[Главная страница]

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность