Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

ПРОГРАММА "ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"


ОЯТ - КАЛЕНДАРЬ

МАЙ

5 мая 1999 год

NPT Inc. представил проект, в котором подсчитана стоимость инфраструктуры для хранения ОЯТ.

NPT Inc. считает, что необходимая инфраструктура для проекта хранения ядерного топлива будет стоить 2 миллиарда долларов. По этому сценарию доход России от стран, пожелавших избавиться от собственного ОЯТ, может составить 6-12 миллиардов долларов.

10 мая 2001 год

На заседании МОИП был заслушан доклад В.М.Кузнецова " Основные проблемы и современное состояние безопасности предприятий ядерного топливного цикла Российской Федерации".

В результате всестороннего обсуждения материалов доклада в адрес президента РАН академика Ю.С.Осипова за подписью Президента МОИП, ректора МГУ, академика В.А.Садовничего было направлено письмо, в котором было указано, что обсуждение в Государственной Думе РФ изменений федерального законодательства по ввозу ОЯТ происходит без достаточного научного обоснования. Были направлены письма-обращения в адрес Президента России В.В.Путина и Председателя Государственной Думы РФ Г.Н.Селезнева с просьбой о приостановке законодательного процесса до всестороннего обсуждения этих поправок.

Письма-обращения подписали: лауреат Нобелевской премии, Президент Академии инженерных наук, академик А.М.Прохоров; директор института биохимической физики, академик А.Е.Шилов; академик А.С.Монин; академик О.А.Ладыженская; директор медико-генетического научного центра Российской академии медицинских наук, академик В.И.Иванов; академик И.Р.Шафаревич и др. К тому времени ни одна из организаций РАН даже не поднимала вопроса об обсуждении поправок. В ответ на это обращение было получено письмо от 22.06.2001 г. № 2-10017-2114/576 от и.о. главного ученого секретаря РАН академик Б.М.Мясоедова. Он уведомил МОИП о том, что 05.06.2001 г. на расширенном заседании секции "Радиационная безопасность" Научного Совета РАН по проблемам экологии и чрезвычайным ситуациям была рассмотрена ситуация по проблемам обеспечения безопасности при обращении с отработанным ядерным топливом. Хотя это заседание и носило название "расширенное", на него не был приглашен ни один из оппонентов идеи ввоза ОЯТ, там присутствовали только заинтересованные люди. Не были рассмотрены ни технические, ни экономические проблемы ввоза. А главное, это заседание было проведено всего за день до принятия в III-ем чтении поправок в Государственной Думе РФ, и оно не могло сыграть никакой роли в уже по существу решенном вопросе.

17 мая 2000 год

Ликвидированы природоохранные ведомства, которые осуществляли хотя бы какой-то экологический контроль - Госкомэкология и Рослесхоз.

Их функции были переданы Министерству природных ресурсов (МПР) - ведомству, которое занимается использованием ресурсов окружающей среды. Отныне оно контролирует само себя.

17 мая 2001 год

Управой Района Беговой зарегистрировано Заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы по проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" в соответствии со ст.23 ФЗ "Об экологической экспертизе" (Общественная экологическая экспертиза).

Выводы:

- принятие Федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" приведет к негативным экологическим последствиям. При этом законопроект не обоснован ни экономическими, ни социальными причинами.

- предлагаемый законопроект экологически опасен, экономически нецелесообразен, технологически неподготовлен, социально неприемлем и противоречит действующему законодательству. Данный законопроект не имеет достаточной обоснованности и целесообразности его принятия.

Рекомендации:

- Комиссия рекомендует Государственной Думе, Совету Федерации и Президенту РФ оставить рассматриваемый закон "Об охране окружающей природной среды" без предлагаемых изменений.

- провести государственную экологическую экспертизу перспектив дальнейшего функционирования предприятия ЯТЦ РФ.

25 мая 2000 год

На заседании правительства министр Евгений Адамов заявил, что за 20 лет построит 23 новых энергоблока, отремонтирует старые и увеличит за счет этого выработку электроэнергии в 3 раза. А отходы, которые образуются при работе АЭС утилизирует за счет иностранцев. Это было первым официальным предложением Минатома ввезти в Россию ОЯТ.

Май 1999 год

Американская компания Non-Proliferation Trust Inc. провела переговоры с руководителями Минатома в Москве, всячески поддерживая проект закона "О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива".

Май 2001 год

При транспортировании блоков источников Э-М и БГИ от релейных радиоизотопных приборов из г. Красноярска в г. Ачинск, в 35 километрах от Красноярска при ДТП опрокинулся спецавтомобиль. Блоки источников высыпались из охранной тары (ящиков) на грунт.

Май 2001 год

При осуществлении транспортировки ОЯТ АПЛ на ПО "Маяк" для переработки был выявлен факт поставки с разрушенными ТВС в транспортные упаковочные комплекты ТУК-18, у которых отсутствовала нижняя часть.

Нарушения были вскрыты только на ПО "Маяк" уже после того, как риску было подвергнуто население в регионах следования вагонов с ОЯТ АПЛ. В нарушение ОСТ 95.957-93 поставщик ОЯТ АПЛ провел загрузку в ТУК-18 разрушенных тепловыделяющих сборок, у которых отсутствовала нижняя часть. При этом персонал ПО "Маяк" не был предупрежден поставщиком о нарушении требований безопасности, что могло привести к аварийной ситуации с тяжелыми последствиями для персонала ПО "Маяк" при выгрузке ОЯТ АПЛ из ТУК-18. По счастливой случайности этого не произошло. Однако штатный режим работы был нарушен поисками "пропавшего ядерного топлива", так как в некоторых тепловыделяющих сборках отсутствовало до половины положенного количества ядерного топлива. Эти поиски ни к чему не привели и был сделан вывод, что утеря ядерного топлива произошла на объекте поставщика. Данные нарушения, в том числе недостача ядерного топлива, были соответствующим образом зафиксированы на ПО "Маяк" в Акте состояния спецпродукции (№35/1443 от 25.05.2001). (Источник иформации письмо начальника Госатомнадзора России исх.22.10.2001 № 7-11/821 Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Клебанову).

Описанный выше случай с утерей половины ядерного топлива, вызывает беспокойство по вопросу соблюдения гарантий нераспространения ядерных материалов.


[Главная страница]

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность