Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Вести программы МСоЭС "Общественность и оценки воздействия"
и общественных сетей по оценке воздействия на окружающую среду (РОС-ОВОС / IPNEIA)

21 марта 2002г.

Выпуск подготовлен Н.Гришиным (координатором Программы МСоЭС "Общественность и оценки воздействия"), координатором РОС-ОВОС / IPNEIA


Содержание:

  1. Промежуточные итоги разработки Протокола по Стратегической экологической оценке (СЭО) к Конвенции ЕЭК ООН по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте

  2. Правовое определение оценки воздействия на окружающую среду в России: оценка последствий

  3. Продолжается разработка Руководящих принципов участия общественности в оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте

===================================

1. Промежуточные итоги разработки Протокола по Стратегической экологической оценке (СЭО) к Конвенции ЕЭК ООН по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте

Четвертая сессия Специальной рабочей группы ЕЭК ООН по Протоколу по стратегической экологической оценке (СЭО) к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, состоявшаяся в Варшаве 11-13 февраля 2002 года, продолжила разработку проекта Протокола на основе пересмотренного текста Протокола, подготовленного к варшавской сессии Бюро Конвенции.

Рассылка данного документа по запросам (направленным в наш адрес: ngrishin@online.ru) будет произведена в течение десятидневного срока после рассылки по сети данного сообщения.

Пересмотренный текст содержательной части Протокола содержал большое количество вариантов этого текста, по которым к моменту варшавской встречи не было достигнуто единого мнения. По ряду несогласованных положений проекта Протокола разногласия между участниками его разработки остались и после варшавской сессии.

Среди участников сессии, к сожалению, отсутствовали официальные представители ряда государств-участников СНГ (например, Азербайджана, Белоруссии, России, Туркменистана, Украины), позиция которых на предыдущих совещаниях имела много общего и оказывала существенное влияние на ход дискуссий.

Представители Европейской Комиссии и девяти государств членов ЕС (Австрии, Бельгии, Франции, Соединенного Королевства, Германии, Нидерландов, Финляндии, Швеции, Испании) выступили на совещании с весьма жесткой позицией, предлагая обсуждать не подготовленный Бюро, а свой вариант ряда статей, который был представлен не заранее, а прямо на совещании и не имел перевода ни на русский, ни на французские языки. Представители ЕС прямо заявили, что они разработали свой вариант только потому, что большинство стран ЕС не поддерживает текст, подготовленный Секретариатом.

Председатель Рабочей группы - представитель Норвегии г-н Терри Линд - отклонил данное требование, резонно отметив, что участники совещания не имели возможности заблаговременно ознакомиться с предлагаемым ЕС документом и выработать свою позицию. Ряд делегаций высказался в поддержку этого мнения.

Фактически, версия, предлагаемая ЕС и рядом стран, базировалась на положениях, принятой прошлым летом соответствующей Директивы ЕС. В частности, предлагалось ограничиться рассмотрение проведения экологической оценки только для планов и программ, и именно это понимать под стратегической экологической оценкой. Кроме того, представители ЕС существенно ограничить права общественности на получение информации и участии в процедуре СЭО. Против позиции ЕС активно выступили делегации Польши, Италии, Казахстана, Норвегии, Хорватии и ряда других стан, а также представители общественных организаций.

Компромиссный вариант статьи 4 был подготовлен представителем Швейцарии с участием двух основных оппонентов (Польши и Великобритании). Подготовленный компромиссный вариант предусматривал, что:

  • Каждая Сторона должна обеспечивать своевременное и эффективное участие общественности в процедурах СЭО, когда есть все возможности (для этого участия).
  • Каждая Сторона, используя электронные или иные уместные способы связи, должна обеспечить своевременное предоставление общественности проекта плана или программы и экологического доклада (отчета). Каждая Сторона, должна обеспечить общественности возможность высказать свое мнение в приемлемых (уместных) временных рамках.
  • Стороны, насколько это возможно, должны стараться обеспечивать общественности возможность участия в процедурах определения необходимости проведения СЭО и ее сферы охвата.

Данный текст, устроил большинство стран, при этом многие предлагали отделить общие (основные) положения об участии общественности от положений о консультациях с экологическими (природоохранными) органами и органами здравоохранения (в настоящее время - статья 13 проекта Протокола.Различные точки зрения высказывались и по поводу включения вопросов здоровья в Протокол, процедур определения необходимости проведения оценки, сферы ее охвата и ряда других положений. В конце концов, запутавшись в различных вариантах отдельных статей, которые появлялись на столах участников по несколько раз в день, как правило, без перевода, участники решили поручить Секретариату и Бюро Конвенции подготовить к следующей сессии Специальной рабочей группы новую редакцию Протокола с учетом всех замечаний и предложений. Эту следующую встречу намечено провести 5-8 мая 2002 г. в Осло.

Четвертая сессия Специальной рабочей группы ЕЭК ООН по Протоколу по СЭО завершила первый год работы над Протоколом. Как известно, решением Второй Встречи Сторон Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, состоявшейся в Софии в феврале 2001 года, предусматривалось, что разработка Протокола должна к началу 2003 года, и в мае 2003 года Протокол планировалось представить на рассмотрение и утверждение внеочередного совещания Сторон Конвенции, которое должно быть созвано в связи с проведением пятой конференции министров "Окружающая среда для Европы" в Киеве в мае 2003 г.

Учитывая тот факт, что в соответствии с Правилами процедуры Конвенции предварительная повестка дня вместе со вспомогательной документацией (каковой в случае Протокола по СЭО должен быть подготовленный и одобренный его разработчиками сам текст Протокола) должна распространяться секретариатом среди Сторон по меньшей мере за два месяца до начала совещания (Правило 10), времени для разработки согласованного текста Протокола осталось весьма немного. Поэтому, принимая во внимание различный подход к некоторым принципиальным положениям Протокола рядом участников его разработки, вероятным представляется и такой ход развития событий, при котором разработка Протокола по СЭО будет продолжена дольше первоначально запланированного срока.

Следует отметить, что Киевская резолюция СоЭС по стратегической экологической оценке была представлена участникам первых заседаний Специальной рабочей группы ЕЭК ООН по Протоколу по СЭО и представляется весьма актуальной и в настоящее время.

* * *

2. Правовое определение оценки воздействия на окружающую среду в России: оценка последствий

Коллеги, как известно, в России был принят Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. © 7-ФЗ.

В данном законе (статья 1) дается следующее правовое определение интересующего нас понятия:

"Оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления".

Таким образом, законодатель обратил особое внимание на оценку не столько воздействий планируенмой деятельности на окружающую среду, а оценку последствий.

* * *

3. Продолжается разработка Руководящих принципов участия общественности в оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте

На Втором Совещании Сторон Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (София, 2001) Сторонам было рекомендовано продолжить разработку Руководящих принципов (участия общественности в оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте), в частности, на основе тематических исследований (изучения "конкретных ситуаций" - "case studies") - пункт 3 Решения II/3 Совещания Сторон.

Первым шагом сбора и анализа конкретных ситуаций является разработка формата описания этих ситуаций. Проект такого формата разработан и может быть выслан по запросу (равно как и существующая на настоящее время версия Руководящих принципов) для информации и комментариев.

+++++++++++++++++++++++

Отписаться от дальнейших сообщений, а также послать запрос на получение указанных в данном сообщении материалов можно по адресу: ngrishin@onlinre.ru

Всего доброго и удачи

Николай Гришин

Отправьте запрос на подписку на Вести Программы

На стартовую страницу программы

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность