ћеждународный —оциально-экологический —оюз ћеждународный —оциально-экологический —оюз
  ќ нас | »стори€ и ”спехи | ћисси€ | ћанифест

—ети ћ—оЁ—

  „лены ћ—оЁ—
   ак стать
  членом ћ—оЁ—

ƒела ћ—оЁ—

  ѕрограммы ћ—оЁ—
  ѕроекты и кампании
   членов ћ—оЁ—

—оЁ—-издат

  Ќовости ћ—оЁ—
  "Ёкосводка"
  √азета "Ѕерегин€"
  ∆урнал ¬ести —оЁ—
  Ѕиблиотека
  ѕериодика ћ—оЁ—

¬ести программы ћ—оЁ— "ќбщественность и оценки воздействи€"
и общественных сетей по оценке воздействи€ на окружающую среду (–ќ—-ќ¬ќ— / IPNEIA)

21 марта 2002г.

¬ыпуск подготовлен Ќ.√ришиным (координатором ѕрограммы ћ—оЁ— "ќбщественность и оценки воздействи€"), координатором –ќ—-ќ¬ќ— / IPNEIA


—одержание:

  1. ѕромежуточные итоги разработки ѕротокола по —тратегической экологической оценке (—Ёќ) к  онвенции ≈Ё  ќќЌ по оценке воздействи€ на окружающую среду в трансграничном контексте

  2. ѕравовое определение оценки воздействи€ на окружающую среду в –оссии: оценка последствий

  3. ѕродолжаетс€ разработка –уковод€щих принципов участи€ общественности в оценке воздействи€ на окружающую среду в трансграничном контексте

===================================

1. ѕромежуточные итоги разработки ѕротокола по —тратегической экологической оценке (—Ёќ) к  онвенции ≈Ё  ќќЌ по оценке воздействи€ на окружающую среду в трансграничном контексте

„етверта€ сесси€ —пециальной рабочей группы ≈Ё  ќќЌ по ѕротоколу по стратегической экологической оценке (—Ёќ) к  онвенции об оценке воздействи€ на окружающую среду в трансграничном контексте, состо€вша€с€ в ¬аршаве 11-13 феврал€ 2002 года, продолжила разработку проекта ѕротокола на основе пересмотренного текста ѕротокола, подготовленного к варшавской сессии Ѕюро  онвенции.

–ассылка данного документа по запросам (направленным в наш адрес: ngrishin@online.ru) будет произведена в течение дес€тидневного срока после рассылки по сети данного сообщени€.

ѕересмотренный текст содержательной части ѕротокола содержал большое количество вариантов этого текста, по которым к моменту варшавской встречи не было достигнуто единого мнени€. ѕо р€ду несогласованных положений проекта ѕротокола разногласи€ между участниками его разработки остались и после варшавской сессии.

—реди участников сессии, к сожалению, отсутствовали официальные представители р€да государств-участников —Ќ√ (например, јзербайджана, Ѕелоруссии, –оссии, “уркменистана, ”краины), позици€ которых на предыдущих совещани€х имела много общего и оказывала существенное вли€ние на ход дискуссий.

ѕредставители ≈вропейской  омиссии и дев€ти государств членов ≈— (јвстрии, Ѕельгии, ‘ранции, —оединенного  оролевства, √ермании, Ќидерландов, ‘инл€ндии, Ўвеции, »спании) выступили на совещании с весьма жесткой позицией, предлага€ обсуждать не подготовленный Ѕюро, а свой вариант р€да статей, который был представлен не заранее, а пр€мо на совещании и не имел перевода ни на русский, ни на французские €зыки. ѕредставители ≈— пр€мо за€вили, что они разработали свой вариант только потому, что большинство стран ≈— не поддерживает текст, подготовленный —екретариатом.

ѕредседатель –абочей группы - представитель Ќорвегии г-н “ерри Ћинд - отклонил данное требование, резонно отметив, что участники совещани€ не имели возможности заблаговременно ознакомитьс€ с предлагаемым ≈— документом и выработать свою позицию. –€д делегаций высказалс€ в поддержку этого мнени€.

‘актически, верси€, предлагаема€ ≈— и р€дом стран, базировалась на положени€х, прин€той прошлым летом соответствующей ƒирективы ≈—. ¬ частности, предлагалось ограничитьс€ рассмотрение проведени€ экологической оценки только дл€ планов и программ, и именно это понимать под стратегической экологической оценкой.  роме того, представители ≈— существенно ограничить права общественности на получение информации и участии в процедуре —Ёќ. ѕротив позиции ≈— активно выступили делегации ѕольши, »талии,  азахстана, Ќорвегии, ’орватии и р€да других стан, а также представители общественных организаций.

 омпромиссный вариант статьи 4 был подготовлен представителем Ўвейцарии с участием двух основных оппонентов (ѕольши и ¬еликобритании). ѕодготовленный компромиссный вариант предусматривал, что:

  •  ажда€ —торона должна обеспечивать своевременное и эффективное участие общественности в процедурах —Ёќ, когда есть все возможности (дл€ этого участи€).
  •  ажда€ —торона, использу€ электронные или иные уместные способы св€зи, должна обеспечить своевременное предоставление общественности проекта плана или программы и экологического доклада (отчета).  ажда€ —торона, должна обеспечить общественности возможность высказать свое мнение в приемлемых (уместных) временных рамках.
  • —тороны, насколько это возможно, должны старатьс€ обеспечивать общественности возможность участи€ в процедурах определени€ необходимости проведени€ —Ёќ и ее сферы охвата.

ƒанный текст, устроил большинство стран, при этом многие предлагали отделить общие (основные) положени€ об участии общественности от положений о консультаци€х с экологическими (природоохранными) органами и органами здравоохранени€ (в насто€щее врем€ - стать€ 13 проекта ѕротокола.–азличные точки зрени€ высказывались и по поводу включени€ вопросов здоровь€ в ѕротокол, процедур определени€ необходимости проведени€ оценки, сферы ее охвата и р€да других положений. ¬ конце концов, запутавшись в различных вариантах отдельных статей, которые по€вл€лись на столах участников по несколько раз в день, как правило, без перевода, участники решили поручить —екретариату и Ѕюро  онвенции подготовить к следующей сессии —пециальной рабочей группы новую редакцию ѕротокола с учетом всех замечаний и предложений. Ёту следующую встречу намечено провести 5-8 ма€ 2002 г. в ќсло.

„етверта€ сесси€ —пециальной рабочей группы ≈Ё  ќќЌ по ѕротоколу по —Ёќ завершила первый год работы над ѕротоколом.  ак известно, решением ¬торой ¬стречи —торон  онвенции об оценке воздействи€ на окружающую среду в трансграничном контексте, состо€вшейс€ в —офии в феврале 2001 года, предусматривалось, что разработка ѕротокола должна к началу 2003 года, и в мае 2003 года ѕротокол планировалось представить на рассмотрение и утверждение внеочередного совещани€ —торон  онвенции, которое должно быть созвано в св€зи с проведением п€той конференции министров "ќкружающа€ среда дл€ ≈вропы" в  иеве в мае 2003 г.

”читыва€ тот факт, что в соответствии с ѕравилами процедуры  онвенции предварительна€ повестка дн€ вместе со вспомогательной документацией (каковой в случае ѕротокола по —Ёќ должен быть подготовленный и одобренный его разработчиками сам текст ѕротокола) должна распростран€тьс€ секретариатом среди —торон по меньшей мере за два мес€ца до начала совещани€ (ѕравило 10), времени дл€ разработки согласованного текста ѕротокола осталось весьма немного. ѕоэтому, принима€ во внимание различный подход к некоторым принципиальным положени€м ѕротокола р€дом участников его разработки, веро€тным представл€етс€ и такой ход развити€ событий, при котором разработка ѕротокола по —Ёќ будет продолжена дольше первоначально запланированного срока.

—ледует отметить, что  иевска€ резолюци€ —оЁ— по стратегической экологической оценке была представлена участникам первых заседаний —пециальной рабочей группы ≈Ё  ќќЌ по ѕротоколу по —Ёќ и представл€етс€ весьма актуальной и в насто€щее врем€.

* * *

2. ѕравовое определение оценки воздействи€ на окружающую среду в –оссии: оценка последствий

 оллеги, как известно, в –оссии был прин€т ‘едеральный закон "ќб охране окружающей среды" от 10 €нвар€ 2002 г. © 7-‘«.

¬ данном законе (стать€ 1) даетс€ следующее правовое определение интересующего нас пон€ти€:

"ќценка воздействи€ на окружающую среду - вид де€тельности по вы€влению, анализу и учету пр€мых, косвенных и иных последствий воздействи€ на окружающую среду планируемой хоз€йственной и иной де€тельности в цел€х прин€ти€ решени€ о возможности или невозможности ее осуществлени€".

“аким образом, законодатель обратил особое внимание на оценку не столько воздействий планируенмой де€тельности на окружающую среду, а оценку последствий.

* * *

3. ѕродолжаетс€ разработка –уковод€щих принципов участи€ общественности в оценке воздействи€ на окружающую среду в трансграничном контексте

Ќа ¬тором —овещании —торон  онвенции об оценке воздействи€ на окружающую среду в трансграничном контексте (—офи€, 2001) —торонам было рекомендовано продолжить разработку –уковод€щих принципов (участи€ общественности в оценке воздействи€ на окружающую среду в трансграничном контексте), в частности, на основе тематических исследований (изучени€ "конкретных ситуаций" - "case studies") - пункт 3 –ешени€ II/3 —овещани€ —торон.

ѕервым шагом сбора и анализа конкретных ситуаций €вл€етс€ разработка формата описани€ этих ситуаций. ѕроект такого формата разработан и может быть выслан по запросу (равно как и существующа€ на насто€щее врем€ верси€ –уковод€щих принципов) дл€ информации и комментариев.

+++++++++++++++++++++++

ќтписатьс€ от дальнейших сообщений, а также послать запрос на получение указанных в данном сообщении материалов можно по адресу: ngrishin@onlinre.ru

¬сего доброго и удачи

Ќиколай √ришин

ќтправьте запрос на подписку на ¬ести ѕрограммы

Ќа стартовую страницу программы

–°–њ–µ—Ж–Є–∞–ї—М–љ—Л–µ –њ—А–Њ–µ–Ї—В—Л

–≠–Ї–Њ–Я—А–∞–≤–Њ - –і–ї—П –Я—А–Є—А–Њ–і—Л –Є –ї—О–і–µ–є

–≠–Ї–Њ–Я—А–∞–≤–Њ

–≠–Ї–Њ—А–µ–њ–Њ—А—В—С—А -
   –Ч–µ–ї—С–љ—Л–µ –љ–Њ–≤–Њ—Б—В–Є

–°–Є—Б—В–µ–Љ–∞ –і–Њ–±—А–Њ–≤–Њ–ї—М–љ–Њ–є —Б–µ—А—В–Є—Д–Є–Ї–∞—Ж–Є–Є

–°–Є—Б—В–µ–Љ–∞
   –і–Њ–±—А–Њ–≤–Њ–ї—М–љ–Њ–є
   —Б–µ—А—В–Є—Д–Є–Ї–∞—Ж–Є–Є

–ѓ—А–Љ–∞—А–Ї–∞
   —Н–Ї–Њ—В–µ—Е–љ–Њ–ї–Њ–≥–Є–є

–≠–Ї–Њ–ї–Њ–≥–Є—П –Є –±–Є–Ј–љ–µ—Б

–Ч–љ–∞–є, —З—В–Њ –њ–Њ–Ї—Г–њ–∞–µ—И—М

–Ч–∞ –±–Є–Њ–±–µ–Ј–Њ–њ–∞—Б–љ–Њ—Б—В—М

–Ю–±—Й–µ—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ
   —А–µ—Б—Г—А—Б—Л
   –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞–љ–Є—П

–Ш–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ—Л–µ –њ–∞—А—В–љ—С—А—Л:

Forest.RU - –Т—Б—С –Њ —А–Њ—Б—Б–Є–є—Б–Ї–Є—Е –ї–µ—Б–∞—Е –Ч–∞ –±–Є–Њ–±–µ–Ј–Њ–њ–∞—Б–љ–Њ—Б—В—М –°–Њ–≤–µ—В –њ—А–Є –Я—А–µ–Ј–Є–і–µ–љ—В–µ –†–Њ—Б—Б–Є–є—Б–Ї–Њ–є –§–µ–і–µ—А–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ —Б–Њ–і–µ–є—Б—В–≤–Є—О —А–∞–Ј–≤–Є—В–Є—О –Є–љ—Б—В–Є—В—Г—В–Њ–≤ –≥—А–∞–ґ–і–∞–љ—Б–Ї–Њ–≥–Њ –Њ–±—Й–µ—Б—В–≤–∞ –Є –њ—А–∞–≤–∞–Љ —З–µ–ї–Њ–≤–µ–Ї–∞ –¶–µ–љ—В—А —Н–Ї—Б—В—А–µ–Љ–∞–ї—М–љ–Њ–є –ґ—Г—А–љ–∞–ї–Є—Б—В–Є–Ї–Є

–Ю–±–Љ–µ–љ –±–∞–љ–љ–µ—А–∞–Љ–Є