ЕИБ и ЕБРР: финансирование разрухи Мировая экономика оказывается во все большей зависимости от горстки международных банков, служащих корпоративным и политическим интересам, отличным от интересов общества. Недавняя волна слияний и объединений только еще больше упрочила контроль капитала. Многих вводят в заблуждение те банки, которые заявляют, что способствуют процессу развития различных стран. Они говорят, что стремятся понизить уровень обнищания. Таковы на словах цели многосторонних банков развития. Их действия, однако, говорят совсем о другом. В этой статье рассказывается о двух из них - Европейском инвестиционном банке (ЕИБ) и Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР). В процессе политической и экономической реконструкции Европы, который все более ориентируется на господство финансовых интересов в ущерб интересам простых людей, финансовые организации, такие как Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) играют главную роль. ЕС и страны, участвующие в нем, связаны по рукам и ногам жесткой финансовой политикой, так что право принятия ключевых решений, касающихся экономического, социального и экологического развития оказывается в руках международных финансовых организаций, недоступных для обычных людей. Европейский инвестиционный банк: строительство дороги в ад ЕИБ был основан в 1958 году как финансовая организация Европейского сообщества. Первоначально предполагалось, что он должен поддерживать экономическое развитие стран - членов ЕС. Влияние ЕИБ быстро распространилось на большую часть мира, и сейчас он является одним из самых крупных кредиторов мира. Большинство его кредитов идет на финансирование гигантских инфраструктурных проектов, таких как автомагистрали и дамбы. Это называется "кредит на окружающую среду". Банк финансирует тысячи спорных проектов по всему миру, напрямую влияющих на окружающую среду и жизнь миллионов людей. Несмотря на это, ЕИБ не предоставляет информацию гражданам, пытающимся узнать об этих разрушительных проектах. Нет также ясных экологических правил и нормативов для этих проектов. Заявляя, что борется с нищетой и защищает окружающую среду, банк на самом деле финансирует европейские корпорации. По определению ЕИБ, его главная цель - "поддержать конкурентоспособность европейской промышленности и быстрое развитие торговли как внутри, так и вне союза". 43% всех кредитов ЕИБ идет на строительство дорог в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ), но лишь 1% из них выделяется на общественный транспорт. Банк имеет возможность финансировать множество таких проектов, за которые не берутся другие банки, более открытые для публики и политического давления. Так что скрытность ЕИБ дает ему широкие возможности. Европейский банк реконструкци и развития (ЕБРР) Еще один сильный игрок глобализационной команды - это Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Он был основан после окончания "холодной войны" как одно из проявлений политической и экономической реакции стран Запада на изменения в Центральной и Восточной Европе. Банк должен был служить средством навязывания западной модели экономического развития разрушенным экономическим и политическим системам бывших соцстран. Его устав был принят в 1990 году сорока странами, Европейским экономическим сообществом и Европейским инвестиционным банком. Поскольку большая часть (51%) капитала банка контролируется странами-членами ЕС, Европейский союз реально определяет его политику. ЕБРР предоставляет финансовую, техническую и консультативную помощь как государственному так и частному сектору стран ЦВЕ. Первоначально банк занимался приватизированием (изменением контроля с государственного на акционерный) целых секоров государственных экономических систем. Наибольшее количество кредитов ЕБРР приходится на финансовый, промышленный, транспортный и энергетический секторы. Значительную часть деятельности банка занимает кредитование транспортных проектов. Крупнейшие кредиты ЕБРР на производство машин и строительство дорог не оставляют больших надежд на развитие устойчивой и здоровой в общественном плане транспортной политики в странах ЦВЕ. Банк известен своей поддержкой таких западных автомобильных транснациональных корпораций, как Дженерал моторс, Фольксваген и другие, стремящихся внедрить свое автомобильное производство в страны Центральной и Восточной Европы, с их дешевой рабочей силой и низкими стандартами. В то время как огромное внимание активистов и широкой общественности уделяется Всемирному банку и Международному валютному фонду, неброские многосторонние банки развития ЕИБ и ЕБРР остаются в относительной безызвестности, хотя они финансируют широкомасштабные, общественно и экологически опасные проекты. Настало время вытащить на свет эти организации, проводящие разрушительную политику, и подвергнуть их общественному и демократическому контролю. ЕБРР: финансирование атомной энергетики С самого начала своего существования ЕБРР стал довольно широко известен своей готовностью финансировать проекты развития атомной энергетики. Причина в том, что западные корпорации заинтересованы в получении контрактов на строительство электростанций. Сименс, ЭдФ. Вестингхаус, Дженерал Электрик и другие компании поддерживают тесные взаимоотношения с экономистами ЕБРР, оказывающими влияние на политику правительств. Особенно бурные страсти разгорелись вокруг предложения ЕБРР о финансировании АЭС в Моховце, Словакия. Против предложенного займа в 500 миллионов долларов активно протестовали экологи и население Словакии. Австрийское правительство также поддержало протест. В конце концов правительство Словакии отложило переговоры с банком. После неудачи в Моховце ЕБРР взялся за другой сомнительный проект - финансирование завершения строительства блоков АЭС Ровно-4 и Хмельницкий-2 на Украине. Осуществление проекта уже довольно долго откладывается, и сопротивление как внутри страны, так и на международном уровне, все возрастает. Хотя официальная цель ЕБРР - закрытие небезопасных реакторов, построенных еще в советское время, до сих пор банк не прилагал никаких усилий для достижения этой цели. Вместо этого он помог западной атомной промышленности получить новые контракты в Центральной и Восточной Европе и продлить сроки существования находящихся в критическом состоянии блоков АЭС в регионе.