Рулевые торговли. Как корпорации проталкивают идею развития транспорта Некоторые мировые статистические данные: воздушный транспорт увеличивается на 7% в год, а грузовой воздушный транспорт даже на 10%. С 1970 по 1994 год объем грузовых перевозок по автодорогам Европы вырос на 146,2%, а на железной дороге понизился на 22,3%. Выбросы углекислого газа, смог, шум, ухудшение здоровья, уничтожение природы, распадение местных сообществ, стрессы. В дорожных авариях каждый год погибают 300 000 людей и 1,2 миллиарда животных.1 Можно с уверенностью сказать, что транспорт и его инфраструктура очень негативно влияют на Землю и ее обитателей. Важно понимать, что транспорт и инфраструктура развиваются не сами по себе. Они тщательно планируются, строятся, оплачиваются, рекламируются и используются. ЕКС: прокладывая пути Европейский круглый стол промышленников (ЕКС) был образован в 1983 году с единственной целью - защищать интересы своих членов, 45-ти крупнейших европейских транснациональных корпораций (Нестле, Филипс, Бритиш Петролеум, Сименс, Оливетти, Рено и т.д.). Эти компании прекрасно понимают, что Европейский единый рынок (западно-европейская зона "свободной" торговли, начавшая действовать в 1992 году) - это их главное средство контролирования торговли. ЕКС, имеющий тесные связи с принимающими решения организациями Европейского союза (Советом министров и Европейской комиссией), уверенно направляет Европу в нужном ему направлении - в направлении "свободной" торговли безо всяких препятствий, типа экологических и социальных ограничений. Нейл Киннок, член транспортного отдела Европейской комиссии (не являющийся членом ЕКС), сказал: "Совершенно ясно, что Транс-европейская сеть дорог (ТЕН), наряду с Единым рынком, является надежной гарантией конкурентоспособности и роста производства, а вместе с ним и увеличения числа рабочих мест."2 В 1997 году доходы крупнейших европейских компаний опять возросли, а уровень безработицы в ЕС повысился. ТЕН: план захвата В 1984 году ЕКС предложил план, способствующий росту и процветанию своих компаний. Им нужна была главным образом инфраструктура, позволяющая легко перемещать людей и товары. Поэтому предложение заключалось в строительстве и расширении дорог, высокоскоростных железнодорожных магистралей и аэропортов по всей Европе, в особенности в "периферийных" странах (Греции, Ирландии, Португалии и Испании). Всего через несколько лет этот план был принят на 95% Европейской комиссией, назвавшей его ТЕН - Транс-европейская сеть дорог. Предсказывают, что вследствие ТЕН, вкключающей в себя 140 различных проектов, движение транспорта в ЕС к 2015 году возрастет на 40%. На инфраструктуру планируется потратить небывало громадное количество денег. Требуемая сумма так велика, что ЕС может выделить только 10% (и еще некоторое количество сверх того для "периферийных" стран). Это составит 800 миллиардов германских марок за 15 лет.3 Остальное должно поступить от правительств и частных инвесторов.4 Активное наступление Европейский совет министров транспорта дважды отклонял замечания Европейского парламента экологического и демократического плана. В 1996 году они все же достигли соглашения между собой. "Компромисс" основывался на решении министров, что дороги имеют "доминирующее значение" - доминирующее над природой и людьми. Это вызвало беспрецедентные по масштабу поиски общественных и частных финансовых средств во всех странах-членах ЕС. Однако, большинство проектов так огромны (гигантские автотранспортные мосты, высокоскоростные железнодорожные магистрали, расширение аэропортов), что многие частные инвесторы не спешат принять в них участие. Новейшее средство Европейской комиссии для преодоления финансовых трудностей - это Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Теперь ему разрешено давать на проекты ТЕН 90% "мягких займов" (займов под низкие проценты), вместо прежних 50%. Это позволит финансировать гораздо больше инфраструктурных проектов. Соединительные корридоры: куда тянутся щупальца... Если вы думаете, что ваш любимый лес не посмеют вырубить и проложить на его месте дорогу потому, что вы живете в стране, (все еще) не входящей в ЕС, не обольщайтесь! В 1994 году ЕКМТ (Пан-европейская конференция министров транспорта, в которой прочно доминируют Нидерланды, Великобритания, Германия и Италия) приняла решение о девяти так называемых "соединительных коридорах". Это гигантские инфраструктурные проекты в ЦВЕ - центральной и восточной Европе (главным образом дороги), которые протянутся от Санкт-Петербурга до Софии и от Праги до Москвы. Большинство из них связывают Восток и Запад, облегчая западным компаниям покорение незащищенного и одурманенного рекламой восточного рынка. Несмотря на протесты населения, все страны ЦВЕ сейчас урезают бюджет общественного транспорта, повышают плату за проезд и отменяют автобусные и железнодорожные маршруты, чтобы выделить деньги на дорожное строительство. Даже страна с крепкой экономикой, не входящая в ЕС, не защитит вас. Недавно правительство Швейцарии поддалось сильному давлению транспортных лобби ЕС, и позволило тяжелым 40-тонным грузовикам проезжать через швейцарские Альпы. Споры о тарифах, пошлинах и движении в ночное время все еще продолжаются. Согласно референдуму 1994 года, все грузы через Швейцарию должны перевозиться по железной дороге. Швейцарское правительство столкнулось с сейчас с серьезной проблемой. Его шантажирует ЕС (например, угрожая не принимать воздушный транспорт), заставляя разрешить перевозки грузов по автотрассам. 1 Эти данные взяты из разных источников, таких как "газета" Европарламента (январь 1998), SEEDlinks N22 (август 1996) и информационные материалы Milieudefensie (FoE-NL) (1997). 2 Общая сумма приблизительно сравнима с бюджетом всей Европы на здравоохранение или образование. 3 Lost in Concrete. A SEED Europe (май 1996). 4 Пресс-служба Европейской комиссии, 7-е сентября 1997 г.