Фабрика глобализационных грез: МВФ и Всемирный банк Хотя за последние несколько лет экономическая либерализация во всем мире значительно ускорилась, явление это вовсе не новое. Со времен второй мировой войны наблюдалось некоторое движение в сторону предоставления транснациональным корпорациям более широких возможностей расползаться по свету и делать что им вздумается. Основной задачей конференции Бретон Вудс (1), состоявшейся в 1944 году, было основание такой структуры организаций, которая повела бы мир, по словам Эйзенхауэра, к "частной собственности, свободному предпринимательству", открытым рынкам и свободной торговле - идеального плацдарма для ТНК. Всемирный банк привлекает пристальное внимание экологических активистов, в основном своим финансированием огромного количества разрушительных "развивающих" проектов (гигантских плотин, сети дорог через девственные тропические леса, разработки рудников, проектов интенсивного ведения сельского хозяйства с помощью энергии и химии и т.д.). Финансирование материальной инфраструктуры, необходимой для привлечения иностранных инвестиций, было первоначальной миссией банка. Предполагалось, что это инициирует "процесс развития" в странах третьего мира, каким бы ни был этот процесс. В первые три десятилетия своего существования МВФ оставался довольно незначительной организацией. Его первоначальной целью было помогать правительствам в решении проблем Баланса платежей (БП) и установить систему конвертируемых валют. (2) Такое разделение задач между двумя этими организациями существовало до начала 80-х, потом различия начали заметно стираться. Сначала Мексика, а вскоре после нее множество других развивающихся стран, пригрозили, что не будут платить свои громадные иностранные долги, накопившиеся за предыдущие годы. Эта угроза разрушения всей финансовой системы вынудила МВФ и Всемирный банк раздавать солидные займы, чтобы поддерживать на плаву страны-должники. Новое порабощение Юга Эти новые "программные займы" (3), в отличие от "проектных займов", предназначавшихся для осуществления специфических проектов, сопровождались определенными условиями - так называемыми Программами структурного регулирования (ПСР). МВФ и Всемирный банк сформулировали каждый свою часть этих условий. Основная идея всех ПСР - "тратить меньше, зарабатывать больше, и оплачивать все свои долги вовремя". За новые кредиты страны должны расплачиваться принятием политики уменьшения государственных расходов (прекращением выплаты субсидий, урезанием затрат на социальные нужды, замораживанием зарплаты рабочих, закрытием "непроизводительных" государственных учреждений, приватизацией государственных предприятий), увеличением притока иностранной валюты (девальвированием собственной валюты, привлечением иностранных инвестиций посредством отмены государственного контроля за бизнесом, уменьшением прав рабочих), выполняя в то же самое время все свои обязательства по отношению к иностранным заимодавцам. С 1980 года через эти ПСР прошла почти сотня задолжавших развивающихся стран. Падение Берлинской стены и возникшая вслед за этим у бывших социалистических стран нужда в иностранных кредитах предоставили МВФ и Всемирному банку еще одну возможность навязать свою экономическую модель. Получается, что все перевернулось с ног на голову: хотя первоначально целью Программ структурного регулирования было обеспечение выплаты долгов западным кредиторам, позже долги (или нужда в новых кредитах) превратились в удобную отмычку, с помощью которой МВФ и Всемирный банк вскрывают экономику этих стран. У них просто нет другого выхода, кроме как принять все предписания и открыть свою экономику для иностранной продукции и инвестиций. Государства утратили способность защищать внутренний сектор от иностранных конкурентов. В результате этого во многих странах весь экономический сектор оказался в руках могущественных западных ТНК. Этой зимой произошел исторический прецедент: впервые МВФ прописал передовой индустриальной державе то же самое экономическое снадобье, которое обычно навязывается развивающимся и восточно-европейским странам. В Южной Корее, входящей в ОЭКР (Организацию по экономической кооперации и развитию) и занимающей одиннадцатое место в мире по экономическим параметрам, возникли серьезные проблемы с долгами, связанные с массовой спекуляцией южно-корейской валютой (что само по себе явилось результатом проводимой бешеными темпами экономической либерализации). В конце концов западные кредиторы, возглавляемые МВФ, помогли ей выпутаться из беды, выдав предназначенный для чрезвычайных ситуаций кредит в 55 миллиардов долларов. Это самый большой из когда-либо выдававшихся кредитов. (1) Конференция Бретон Вудс - встреча самых выдающихся экономистов и политиков мира, состоявшаяся в Бретон Вудс, Нью Хемпшир в США. На ней были учреждены Всемирный банк и МВФ, с целью помочь Европе в послевоенном процессе реконструкции. Это послужило также прецедентом для создания в 1947 году Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГСТТ), известного ныне как Всемирная торговая организация (ВТО). (2) Страны с дефицитом БП ( грубо говоря, те страны, которые импортируют больше, чем экспортируют) склонны создавать препятствия на пути торговли, чего, конечно, нужно избежать любой ценой. Система конвертируемых валют также является необхобимым условием для успешной торговли, так как компаниям необходимо иметь возможность перемещать свои доходы. (3) Под Програмными займами подразумеваются те займы, которые предполагается использовать для изменений в структуре экономики страны. В основном програмные займы используются для найма экономистов и юридических экспертов, содействующих приватизации государственных компаний страны, увеличения ее зависимости от экспорта, и для того, чтобы помочь стране изменить законы на более "благоприятствующие рынку".