Святослав Забелин Несколько слов вместо введения. Дорогие друзья! Вчера вечером я вернулся с очень интересной конференции, название которой можно примерно перевести таким образом: "Глобальный диалог: как расширить пространство для людей в эпоху глобализации экномики" (Хельсинки, 5-9 сентября 1998 г.). И спешу поделиться. Представительство на конференции действительно было глобальным и примерно пропорциональным населению, т.е. численно доминировала об- щественность развивающихся стран, а из развитых - за исключением Фин- ляндии - были, в основном, представители небогатых слоев населения. Правда, как-то забыли по Восточную Европу, которая простирается от Одера до Камчатки. От этой части света был я один. Так вот, если на мир взглянуть глазами большинства человечества, то он будет точь-в-точь похож на родные пенаты, т.е. на страны бывшего СССР. С уст делегатов не сходили слова - коррупция на всех уровнях власти, криминализация общества, наркомания, нищета, культурная интер- венция запада, пропаганда насилия и секса, разрушение национальной экономики, деградация государственной власти и государства как таково- го. Особенно важно, что теми же самыми словами, что можно прочитать в любой нашей газете, обыкновенные люди описывают ситуацию во всех странах - и в развитых, и в не-развитых. Повсеместно сокращается численность и процент обеспеченных и быстро растет численность и про- цент бедных. В развитых странах средний класс стремительно съеживается и "проваливается" в бедные слои населения, а совокупное богатство пла- неты концентрируется во все меньшем числе рук. Повсеместны и все дру- гие беды, хотя об этом и не пишут в наших газетах. Но на то и конфе- ренции. В глобальном разрезе разница доходов 20% богатых и 20% бедных в 1997 году достигла отношения почти 70:1. Образно ситуацию описал представитель Бразилии, страны не самой бедной: "Половина населения не спит от голода, другая половина не спит от страха, что за ними придут те, кто голоден". И первый - давно уже очевидный - вывод заключается в том, что с нами не происходит никаких чудес: став частью мировой экономической системы, мы переживаем все прелести естественного развития мировой со- циально-экономической ситуации. Из этого следует, что - поскольку все правительства бСССР, в пер- вую очередь российское, все равно будут пытаться догнать развитый мир по одной из проторенных ранее дорожек, нас ждет углубление кризиса, что бы и кто бы ни обещал. Оставьте надежды на пришествие спасителя Отечества - думайте, как НАМ выбираться всем вместе. Вывод второй заключается в том, что рецепты существования, пред- лагаемые и успешно реализуемые общественными объединениями бедного большинства планеты, коренным образом отличаются от рекомендаций Все- мирного Банка. Конференция в Хельсинки резко отличалась от всех предыдущих соб- раний NGO почти полным отсутствием интереса к вопросам всякого рода благотворительной помощи. Никто не обсуждал - "как просить деньги" и "где просить деньги". В центре обсуждения была проблема перехода от выживания к само- достаточности, к обеспечению независимости от коллапсирующей мировой экономики государств и транснациональных корпораций. Причина социальной катастрофы, в результате которой миллиарды лю- дей на Земле существуют как бы вне экономики и за всеми мыслимыми чер- тами бедности - фундаментальна и проста. Труд в нынешней экономике - это товар. Технический прогресс привел к тому, что этого товара - в избытке, и с каждым днем все больше в избытке. Следовательно - по за- конам рынка - цена этого товара постоянно снижается, а значит снижает- ся и уровень жизни. Автоматически. Ответ, найденный бедными, ассиметричен и адекватен: бартер или простой обмен продукцией. В общем и целом глобальная экономика быстро "распадается" на два сектора, между которыми все меньше и меньше свя- зей - денежный и безденежный. В Аргентине создана три года назад 20 человек создали что-то вро- де клуба по обмену выращиваемой ими продуктами питания, ремесленными изделиями, одеждой домашнего пошива. Сегодня в национальной системе таких клубов, гордо названной Global Barter Network - 120 тысяч чело- век! В США в обиход входят ежегодные ярмарки, во время которых фермеры меняются с горожанами - сельскохозяйственная продукция на одежду и что-то там еще. Все довольны, потому что - гораздо дешевле. Во Франции бартер стал единственной возможностью для фермеров из- бежать уничтожения национальных видов сельского хозяйства. Например, Европейский Союз запретил! торговлю козьим сыром, поставив под угрозу существования целую отрасль и жизнь связанных с ней людей. В Канаде умудрились как-то увязать бартер со специфическими пла- тиковыми картами. Активно используют торги в Интернет. Примерам нет числа. Принципиальной особенностью всех систем является то, что все они основаны на доверии, на межличностных договоренностях, на самоуправле- нии. Население, а не государства, начинают воссоздавать разрушенный мир человеческих отношений снизу, со дна. В IY веке до нашей эры великий мудрец Лао Цзы сказал: "Благостный человек правит через договоренность. Человек вне Благости правит через налоги". Дао Дэ Дзин, #79 Через 2500 лет к этой мудрости независимо пришли миллионы. На смену экономике, в основании которой лежит финансовый и про- мышленный капитал, приходит экономика, в основе которой лежит челове- ческий (социальный) и, неизбежно, природный капитал. Поэтому вторым по частоте использования словом на конференции бы- ло слово "духовность" - spirituality, в том числе, в смысле возвраще- ния к культурным корням. В этой экономике не будет места государству в его прежнем смысле, поскольку бартеризация есть массовый уход от налогообложения. Граждане всего мира таким вот своеобразным способом заявляют, что если они не нужны государству, то государство не нужно им. И они, безусловно, пра- вы. В экстремальной форме это было выражено в тезисе: в мире сущест- вует 10.000 национальных культур с тысячелетними корнями и всего 200 государств, многим из которых не более сотни лет. Что должно иметь большую ценность для людей? Лидер 5-миллионного жреческого сообщества Индии завершил свое выступление и вовсе парадоксальной формулой, которую можно перевести как: "Мир спасут наука, духовность и марксизм". И залом это было встречено аплодисментами. Население Индии - скоро миллиард. Так что рано хоронят бородатого... *** Я спешу поделиться этими впечатлениями, чтобы еще раз донести до членов СоЭС простую мысль. Мир меняется, а мы - стоим на месте. Мы как общество, и мы как организация. Может быть кризис в России (а все остальные "подтянутся") нас отрезвит? Подвигнет на дела во имя себя, своих детей и близких??? Пора ездить учиться не в США и Германию, а в Аргентину или в Аф- рику: и нас там ждут, там с такой теплотой вспоминают о Советском Сою- зе! Мы, говорят, на вас надеялись, а вы??? Очарование Западом, если оно было, проходит (или прошло) - на этой конференции, даже в присутс- твии Президента Финляндии, т.е. даже из вежливости, его не демонстри- ровали. Если мы думаем о будущем, мы должны переосмыслить нашу работу (идеологию мы сформулировали в Заявлении год назад), мы должны развер- нуться лицом от доноров к людям, их насущным проблемам. Вся наша рабо- та должна быть перенацелена на содействие самоорганизации масс для ре- шения самых насущных проблем: от выживания - к самодостаточности - и к достойной жизни. Еще одна найденная формула: будущая цивилизация будет основана на традиционных духовных и культурных ценностях и передовых технологиях. Переосмыслен был и другой основополагающий лозунг экологистов, вы его легко вспомните. Теперь он звучит так: действовать локально так, чтобы это влияло на глобальную ситуацию. Думайте, думайте и действуйте. Успехов всем. Свет Забелин