Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
за чистое производство алюминия

"Алюком-Тайшет": сплошной обман и никакого мошенничества

Правила игры в алюминиевый покер

  В последних числах декабря стало известно, что Заместитель Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Гульченко Л.П. отозвала решение о размерах санитарно-защитной зоны, в связи с имеющимися у "Алюком-Тайшета" нарушениями и отступлениями от проектной документации. Что кроется за этим решением, и что сегодня происходит на предприятии? На эти вопросы мы попытаемся ответить в материале, подготовленном представителями Социально-Экологического Союза.
  Обещанного, как известно "три года ждут". Два года назад, когда "Алюком-Тайшет" начинал свою деятельность, звезды над Иркутской областью засветились заманчивым алюминиевым светом. Иркутской промышленности были обещаны обильные иностранные инвестиции, жителям Тайшета долгожданная хорошо оплачиваемая работа, бюджетам всех уровней солидные налоговые прибавки. Как водится у сибиряков, к инициативе предпринимателей отнеслись с полным доверием и оказали всяческую поддержку: губернатор гарантировал налоговые льготы на период становления, а Тайшетский район предоставил на выбор несколько земельных участков. В иркутской и московской прессе появились десятки статей, рассказывающих о новой перспективной технологии производства алюминия, и новаторских методах защиты населения и природы от промышленных выбросов. Владельцы завода обещали построить уникальный и безопасный завод, который должен был стать флагманом российской цветной металлургии. И тут начались чудеса…

Джентльменам верят на слово даже за покерным столом

  Для отработки новой технологии "Алюком-Тайшет" решил построить "опытно-экспериментальный участок по испытанию группы электролизеров с обожженными анодами на силу тока 130 кА", и разместил его на готовых площадках бывшего комбината железобетонных конструкций, которые, правда, были совершенно не пригодны для металлургического производства. Причина таких действий кроится в том, что владельцы "Алюком-Тайшета" решили немного сэкономить на капитальных затратах. И тут в алюминиевой колоде появился первый крапленый джокер. Пункт 4.1.2. санитарных правил определяет: "производство алюминия способом электролиза расплавленных солей алюминия (глинозема) относится к классу I санитарной классификации", и это предусматривает санитарно-защитную зону в 1000 метров, а построенный опытно-экспериментальный участок находится на расстоянии менее 300 метров от жилой застройки. Видимо, подлинной целью эксперимента, по замыслу владельцев, должно было стать здоровье жителей города Тайшета. Ведь даже для неспециалистов, очевидно, что подобное соседство серьезно угрожает здоровью и жизням жителей города, так как в течение часа работы один только электролизер выбрасывает в окружающую среду от 3000 до 5000 кубометров вредных газов, а в экспериментальном цеху планировалось построить не меньше чем 32 электролизера. В современной промышленной практике используют комплексные методы очистки таких газов, однако, для этого требуется строительство очистных сооружений, стоимость которых составляет около 10% стоимости завода. Согласно проекту при 100-процентной загруженности 32-х электролизеров должно образовываться 150 тысяч кубометров в час отходящих газов, содержащих окислы серы, фтористый водород и другие, вредные для человека и биосферы вещества.
  Для того чтобы успокоить горожан "Алюком-Тайшет" пообещал построить 6 модулей газоочистки по проекту Санкт-Петербургского института "НИИОГАЗ-ПРОЕКТ" с объемом газов, подаваемых на один модуль - 25 тысяч кубометров, а всего - 150 тысяч кубометров, что позволило бы уловить большую часть выбросов. И в середине 2001 года, после прохождения проектом всех дополнительных экспертиз, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды (ГУПР) Иркутской области утвердило положительное заключение Государственной экологической экспертизы на представленный проект. Казалось бы, все экспертные процедуры соблюдены: строй завод, строй очистные. Однако в алюминиевой колоде появился второй крапленый Joker: При строительстве газоочистных сооружений на опытно-экспериментальном участке, заявленном к пуску, не построены 5 из 6 модулей "сухой" газоочистки при монтаже всех 32 электролизеров и смонтирован обводной газоход, позволяющий выбрасывать неочищенные газы прямо в трубу. Данные нарушения закона были отражены в официальных документах по результатам обследования в апреле 2002 года специалистами отдела госконтроля ГУПР Иркутской области (акт №20а, протокол об экологическом правонарушении №20а) и за допущенные нарушения Федерального Закона "Об охране окружающей среды" было вынесено постановление о прекращении строительства данного объекта.
  Первые лица "Алюком-Тайшета" тогда и не думали оспаривать постановления и бодро пообещали устранить все недостатки и известить об этом общественность. Однако из всего комплекса работ реально был выполнен только демонтаж обводного газохода, который представляет собой небольшую трубу, ее можно монтировать и демонтировать в зависимости от появления государственных инспекторов хоть 5 раз в течение рабочего дня, с помощью нехитрых русских приспособлений в виде гаечного ключа и ненормативной лексики. Как потом стало известно, никто из руководства предприятия и не думал приниматься за строительство оставшихся 5-ти модулей газоочистки, хотя строительство проектного количества очистных могло сделать производство безопасным для жителей Тайшета. В сделанных нарушениях смогли убедиться активисты иркутских молодежных организаций, которые провели в последних числах июня пикетирование у ворот предприятия. На кадрах, которые обошли затем всю страну, видно, одиноко стоящий единственный модуль газоочистки и лежащий возле него временно демонтированный обводной газоход, которые были сняты на любительскую видеокамеру.
  Но уже 1 июля пресс-служба "Алюком-Тайшет" распространила заявление о том, что все спорные вопросы разрешены и принято решение начать испытания 6 электролизеров с одним существующим модулем газоочистки, на что якобы уже получено положительное заключение госэкспертизы.
  Буквально на следующий день Валентин Малахов, представитель Главного управления природных ресурсов в Тайшете, назвал это утверждение "не соответствующим действительности". Таким образом, на свет выплыла крайне неприятная для предприимчивых дельцов правда: оказалось, что разрешения на запуск экспериментального производства не существует (попытка выдать за этот документ "Акт проверки…" не увенчалась успехом). Возмущенные жители Тайшета направили письма в областную прокуратуру, губернатору, общественным организациям региона. Позиция губернатора была высказана довольно четко: "Пока не будут выполнены все требования законодательства, производство пущено быть не может!".
  Однако вместо того, чтобы в срочном порядке исправлять указанные контролирующими органами недоделки, генеральный директор "Алюком-Тайшет" Рева Пак заявил: "Нам в Иркутской области мешают работать…"

Плохо танцующий джентльмен никогда не станет при дамах сознаваться в истинных причинах своего неумения.

  Без всякого разрешения, без согласования, без экологической экспертизы на опытно-экспериментальном участке начали строить новую и тоже экспериментальную установку, которая по решению узкого круга специалистов из иркутской организации "СибВАМИ" предназначалась для замещения так и недостроенных газоочистных модулей. В результате этого на предприятии ОАО "Алюком-Тайшет" представленном к пуску не только отсутствовали проектные очистные сооружения, но и присутствовали отсутствующие в проектной документации конструкции, выдаваемые за экспериментальную газоочистную установку. Но на самом деле формально эта установка до сегодняшнего дня продолжает оставаться установкой неизвестного назначения, а это уже является грубейшим нарушением Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды". В связи с выявленными нарушениями 19.07.2002 года ГУПР Иркутской области на основании Акта проверки от 18.07.2002 г. № 4а вынесло Постановление о приостановлении строительства блока так называемой "сухой" газоочистки по варианту "СибВАМИ" на 128000 кубометров не предусмотренного рабочим проектом и не прошедшего государственную экологическую экспертизу. Строительство было приостановлено до устранения отмеченных недостатков.
  Дальнейшее строительство газоочистных модулей стало невозможно без проведения государственной экологической экспертизы проекта очистных сооружений. В соответствии с требованиями природоохранного законодательства, для продолжения строительства ОАО "Алюком-Тайшет" должен был представить государственным контролирующим органам соответствующие документы. Поэтому ГУПР Иркутской области письмом №1-313 рекомендовал ОАО "Алюком-Тайшет" для возобновления строительства разработать новую скорректированную документацию, в которой отразить принятый к реализации экспериментальный вариант "сухой" газоочистки "СибВАМИ" и пилотный вариант пуска шести электролизеров на один модуль "сухой" газоочистки по варианту НПФ "Газоочистка" ЗАО "НИИОГАЗ-Проект, Санкт-Петербург".

Но если у джентльмена в рукаве лишняя карта, то это уже не джентльмен.

  Вместо этого ОАО "Алюком-Тайшет" представил государственным природоохранным органам неполную и некорректную документацию. 9.09.2002 года ОАО "Алюком-Тайшет" письмом за № 1036/1 представило в ГУПР по Иркутской области дополнительные материалы к рабочему проекту, прошедшему в 2001 году государственную экологическую экспертизу. Аналогичные дополнительные материалы также были представлены в областной центр госсанэпиднадзора (ЦГСЭН). Так как эти документы не соответствовали требованиям законодательства, 23.09.2002 года ГУПР по Иркутской области вернул представленные на государственную экологическую экспертизу дополнения к рабочему проекту. Основанием для возврата явилось то, что для проведения государственной экологической экспертизы необходимо представить не дополнения к рабочему проекту, а откорректированный рабочий проект с полным комплектом технической документации, в том числе по газоочистной установке.
  5 сентября "Алюком-Тайшет" устраивает "общественные слушания", итог которых оказался вполне предсказуем: "жители Тайшета не высказали НИКАКИХ претензий к строителям".
  19 сентября в "Восточно-Сибирскую правду" и природоохранные организации региона приходит письмо от врачей Тайшета. Оказывается никто их на общественные слушания не приглашал, и вообще на слушаниях присутствовали только желательные для алюминьщиков лица. Тайшетские медики в своем открытом письме обратились к общественным организациям с просьбой провести общественную экологическую экспертизу опытно-экспериментального участка.
  Своими действиями ОАО "Алюком-Тайшет" вынужденно признало, что при строительстве были допущены существенные отклонения от согласованного проекта. ГУПР по Иркутской области проинформировал заказчика и генпроектировщика о том, что утвержденное приказом КПР Иркутской области от 25 июля 2001 года №253 положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы утратило юридическую силу, в соответствии со статьей 18 Федерального закона Российской Федерации "Об экологической экспертизе", поскольку в проект внесены изменения.

Внимательно следите за руками! "Алюком-Тайшет" тасует колоду и сдает уже крапленые карты.

  Руководство ОАО "Алюком-Тайшет" понимая, что измененный проект не отвечает требованиям по обеспечению экологической безопасности и не сможет пройти государственной экологической экспертизы принимает решение подменить документы. И под видом комплекса из 6 модулей газоочистки по проекту Санкт-Петербургского института "НИИОГАЗ-ПРОЕКТ", получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, провести проект экспериментальной установки, разработанный иркутским институтом "СибВАМИ", и тем самым ввести в заблуждение, как государственные природоохранные органы, так и членов общественной экологической экспертизы, которая была зарегистрирована на основании заявлений и обращений граждан.
  Таким наглым поведением и откровенным нежеланием исполнять требования природоохранного законодательства "Алюком-Тайшет" восстановило против себя жителей города, которые стали жаловаться во все инстанции и, что характерно, встречать понимание от обычно не очень приветливых чиновников и бюрократов. Появилась помощь и со стороны общественных организаций, поднаторевших в борьбе с экологическими правонарушителями.
  В соответствии со ст. 19 ФЗ "Об экологической экспертизе" и рекомендацией Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды (ГУПР) Минприроды РФ по Иркутской области, общественная организация Социально-Экологический Союз оказала организационную поддержку группе общественных инспекторов, приехавших из Красноярска, Томска, Москвы и Челябинска. Согласно ст. 22 ФЗ "Об экологической экспертизе" заказчику проекта завода ОАО "Алюком-Тайшет" был отправлен запрос о предоставлении экспертам общественной экспертизы полного комплекта проектной документации опытно-экспериментального участка (ОЭУ).
  Одновременно общественно-экологическая экспертиза обратились в ГУПР МПР РФ по Иркутской области и запросила документацию по проведенной в 2001 году государственной экологической экспертизе рабочего проекта ОЭУ, информацию о предварительных результатах государственной экологической экспертизы нового проекта ОЭУ, а также направила официальное обращение об участии экспертов общественной экспертизы в заседаниях государственной экспертной комиссии по рассматриваемому проекту. Обращения общественной экспертизы были удовлетворены.
  Понимая, что дело приобрело общественный резонанс и подмена скоро раскроется, руководство "Алюком-Тайшета" 14.10.2002 года письмом за №1173 отзывает из ГУПР дополнительные материалы "Газоочистные сооружения и охрана окружающей среды", а затем и из ЦГСЭН письмом за №1200 от 18.10.2002 года.
  Но игра крапленой колодой была продолжена. Вся последовательность событий хорошо иллюстрирует тот факт, что руководство "Алюком-Тайшета" стремится запустить производство любой ценой, и до здоровья граждан ему нет никакого дела. А в это самое время на государственные контролирующие органы обрушивается поток "крапленых" документов. Генпроектировщик опытно-экспериментального участка ОАО "СибВАМИ" направляет письмо в ГУПР Иркутской области от 18.10.2002 года за № 68/1275, где утверждает, что в проекте, прошедшем в 2001 году государственную экологическую экспертизу, были заложены газоочистные сооружения, разработчиком которых является именно "СибВАМИ".
  В ответ на это и в соответствии с законодательством, ГУПР Иркутской области ознакомило членов общественной экологической экспертизы с имеющимися в государственных органах документами. Согласно экспертным заключениям НИИ "Атмосфера" МПР России; ООО "Алкорус инжиниринг"; Госгортехнадзора России; санитарно-эпидемиологическому заключению с протоколом санитарно-эпидемиологической экспертизы; экспертно-гигиеническому заключение № 5/26/01 НИИ Экологии человека и гигиены окружающей среды им.Сысина, - представленными на государственную экологическую экспертизу проекта в 2001 г, проектировщиком блока "сухой" газоочистки опытно-экспериментального участка является НПФ "Газоочистка" ЗАО "НИИОГАЗ-Проект, Санкт-Петербург". Следовательно, государственная экологическая экспертиза в ГУПР Иркутской области проведена по "сухой" газоочистке разработки "НИИОГАЗ-Проект", при этом другие варианты не рассматривались.
  Когда джентльмены обнаруживают на карточном столе три Jokerа, то никто не встает из-за стола до тех пор пока лгун и обманщик не сознается или справедливый судья не определит кто шулер.
  10.12.2002 Заместитель Главного государственного санитарного врача Российской Федерации отзывает решение о размерах санитарно-защитной зоны, в связи с имеющимися у "Алюком-Тайшета" нарушениями и отступлениями от проектной документации.

  С такими бесславными результатами подошло руководство "Алюком-Тайшета" ко второй годовщине своей деятельности. Оставляя за собой череду скандалов, новоявленные алюминиевые бароны продолжают угрожать газовой атакой жителям города, всего два года назад гостеприимно распахнувшими перед ними ворота. Обмануты все: и те, кто надеялся на новую работу, и те, кто хотел на собранные налоги строить дороги и больницы, те, кто читал газетные статьи и проектные документы, кто поддерживал и кто сомневался. Оказалось, что алчность и жадность рождают только хамство и безответственность, что сиюминутная выгода затмевает сознание и лишает остатков совести. Как утверждают участники общественно-экологической экспертизы, государственные природоохранные органы в полном объеме исполняют требования российского законодательства. Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды по Иркутской области справедливо добивается от руководства ОАО "Алюком-Тайшет" выполнения всех требований закона в целях обеспечения защиты населения города Тайшета и охраны окружающей природной среды.
  Хочется надеяться, что звезды над Тайшетом никогда не закроет зловонное алюминиевое облако. Обещанного, как известно "три года ждут". Остался один год…

  При подготовке статьи были использованы официальные документы Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Иркутской области, Центра санитарно-эпидемиологического надзора по Иркутской области, материалы общественно-экологической экспертизы по проекту Опытно-экспериментального участка по испытанию группы электролизеров с обожженными анодами на силу тока 130 кА, статьи в газете "Восточно-Сибирская Правда", материалы ИА "Телеинформ".

  Сопредседатель Красноярского отделения Социально-Экологического Союза.

  Максим Шингаркин

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность