Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Беловежской пущи

Киллер Беловежской Пущи - 2.
Национальный парк с высоты независимого полета

Беловежскую пущу можно уничтожать не только вырубая живой лес, шастая по ней со снайперской винтовкой и стреляя во все, что видно в оптический прицел. Пущу можно уничтожить скорее бездумной экономической деятельностью, что в принципе и делается. Но для этого надо наплевать на природоохранный закон и статус Национального парка, где основной идеей должна стать мысль СОХРАНИТЬ УНИКАЛЬНЫЙ ПЕРВОБЫТНЫЙ ЛЕС, ибо он единственный такой в Европе. Вот на этом и надо было играть и зарабатывать деньги — на уникальности, единственности и неповторимости природы беловежского края. Здесь должна присутствовать только наука и лесная охрана. Но тогда в пущу ни с винтовкой, ни с топором, ни с пилой ни шагу! Или же очень осторожно, чтобы не навредить первобытному лесу.

Да какая, к черту, наука, когда казна пуста, когда надо создать видимость рачительного хозяина. Поэтому здесь даже каждый пень должен давать прибыль. Так в Беловежской пуще появился «хозяйственник» Бамбиза, который получил национальную известность за вырубку уникальных Припятских пойменных дубрав. Ну и что, скажет кто-нибудь из непосвященных или его «благодетелей», ведь он превратил Национальный парк в курицу, несущую золотые яйца? Да бросьте, как дотировалась пуща из бюджета, так она дотируется и сейчас. Кроме прибыли от хозяйственной деятельности на ее содержание ежегодно тратится из бюджета до миллиона долларов в пересчете с рубля. А с учетом мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий в последние годы — и того больше. Интересно другое: если посмотреть на уровень зарплат местных работников и внешний вид поселка в Беловежской пуще, то впору задаться вопросом, как, вырубив столько первобытного леса из сосны с ценной красноватой древесиной и первосортной ели, можно оставаться нищим? Ведь за время правления Бамбизы через лесопилку прошла не одна сотня тысяч кубов древесины. Да какой! И не только через лесопилку. Но оставим это на потом, придет время, лесники все расскажут.

Итак, я приезжаю в Национальный парк и вижу, что офис его трещит по швам. В чем дело? Его срочно переделывают под гостиницу. Тогда я спрашиваю работников парка, мужики, зачем же это делают, ведь имеющиеся гостиницы полупусты. Сам убедился, посетив их. К тому же 3 года назад в административном здании был проведен капитальный ремонт, достроили третий этаж под научные лаборатории, денег угрохали сколько, что же рвут-то кровные? А нам по чем знать, отвечают. То ведь ремонтировали при прошлых директорах. А нынешний директор Бамбиза приказал все, что создавали предыдущие, переделать. Вот и рвут паркет и рушат стены. Нам бы хоть деньги какие заработать, да семью прокормить, да продержаться до лучших времен.

Теперь скажите: здесь есть логика? Где здесь «разумность» великого хозяйственника Николая Бамбизы? Ведь это же такие потери, если подсчитать все вместе, что было раньше вложено и что сейчас тратится. Где же разумная экономика?

Но это далеко не первая глупость. В 2001–03 годах во всех гостиницах и в ресторане Национального парка был проведен капитальный ремонт. К этому никаких претензий. Хотя новый дизайн у специалистов вызывает некоторые удивления. Но для покрытия больших расходов были установлены большие цены: для иностранцев номер стоит от 50 до 220 евро, для белорусов — 25–125 евро в пересчете с рубля. То есть цены выше европейских звездочных отелей, в то время как сервис и качество обслуживания существенно ниже. Не знаю, как думают на этот счет европейцы, но я бы, «новый белорус», так сказал Бамбизе. Ты что думаешь, за то, что я из окна посмотрю на дерево, буду бегать с девкой по пуще и выпью двести грамм водочки под вековым дубом, должен платить 50 — 125 евро? За такие деньги мне твоя тишина сто лет не нужна. Да я за эти деньги сниму девок, выпью шампанского и оттянусь по полной программе не выходя из своей собственной квартиры. Или же в городской гостинице за вполне разумную сумму. И зачем мне ехать умирать от скуки за 200 километров, что я в пуще буду делать столько дней, ты думал об этом, директор Бамбиза?

Что скажет по этому поводу средний белорус? Да он попросту пошлет его подальше. Потому что в Беларуси за эти деньги трудовой народ отдыхать не будет. Средний белорус, годами накопив денег, поедет к морю, где солнце, где есть рынок развлечений. Да, собственно, чего ехать в пущу, на что смотреть? От былой сказочной и дикой пущи после масштабных рубок мало что осталось, ее уже не узнают сами работники Национального парка. Во, как надо хозяйничать, поучитесь бывшие директора, думавшие раньше о сохранении Беловежской пущи!

Кстати, а что же думают по поводу реконструкции административного офиса сами работники парка? Что думают эти «овечки» «пастуха — великого хозяйственника»? Называю их так, потому что нормальные люди не молчали бы, когда их переселяют в гаражи и закоулки промышленной зоны, селят над мастерскими, где смрад и вонь. Где бывшие туалеты приспосабливают под научные лаборатории. Нормальные люди любыми способами протестовали и сопротивлялись бы невиданному ранее глумлению и насилию и над ними, и над пущей. Подумать только, во что превратил Бамбиза природный феномен, входящий в список мирового наследия человечества, а заодно и людей, живущих среди этого феномена?

Весьма сомнительно, чтобы хоть один его серьезный проект дал ожидаемую прибыль. Все покрыто тайной. Видя, как все реконструируется и изменяется, как безжалостно рушится все то, что создавалось предыдущими директорами, становится не по себе. В пуще все меняется с бешенной скоростью и безвозвратно. Многие прожекты просто пахнут дурью. Само переселение из административного офиса можно назвать удачным только с точки зрения самосохранения варвара белорусской природной сокровищницы. Он разбросает архивы, всю бухгалтерскую документацию по закоулкам, уничтожит все следы и оправдается, что растерялось при переезде. А ведь по законодательству архивная производственная документация должна сохранятся должным образом от 3 до 50 лет, не говоря уже о научных трудах и коллекциях. Но останутся люди, которые были свидетелями, если наступят другие времена, когда будет править закон.

Да, останутся люди. Вот что сегодня они говорят:

В Беловежской пуще нужны послушные исполнители и «мутная вода». Но они-то, те, кто сейчас преданно служит, первые и «сдадут» Бамбизу, когда придут другие начальники. Это будет их месть за унижение, через которое некоторые из них проходят чуть ли не ежедневно и по нескольку раз. Их волнуют научные разработки? Да полноте! Заработают ли гостиницы много валюты? Не смешите. Посчитайте, сколько заработали уже имеющиеся в парке 4 отеля, которые большую часть года пустуют. Заполненная же в деревне чужими наемными рабочими гостиница валюты не дает. Иностранцы в пуще редки, впрочем, как и разум в последние годы в Нацпарке. Многое здесь глупо и безрассудно. Еще раньше, лет 8 назад, построили теннисный корт с синтетическим покрытием за 25 тысяч долларов. Он на грани вымирания от тоски, мхом порос, так «часто» на нем теннисисты бегают. Затем был лесозавод. До сих пор «валюту» от продажи за границу древесины пачками в кассе получаем. Теперь возле переделываемого под гостиницу офиса строят бассейн для туристов. Естественно, для богатых. Под бассейн вырубили участок прекрасного живого леса, где росли старые сосны с подпирающими небо вершинами. Но если богатых туристов не будет, то бассейн ждет печальная судьба корта. Что имеем в общем итоге? Ни валюты, ни науки. Только одного «реформатора», которого надо семь раз подумать, прежде чем подпускать к руководству даже фермой. Словоблудие? Если бы…

Как стало известно из компетентных неофициальных источников, во второй половине октября некто Николай Бамбиза (может, однофамилец?) отправился отдыхать в солнечную Италию. Черт побери, а почему это он не захотел отдохнуть в гостиничных номерах Беловежской пущи? Или Припятского национального парка? Потому что сыт от белорусской действительности, прав я, значит! В минском аэропорту при проверке зафиксирован пронос патронов! От какого оружия? Да от карабина. Некто Николай Бамбиза вначале отшучивался, мол, ребята, да они у меня по всему дому валяются, потому и в карман попали случайно, спешил и не заметил. Такого, наверное, в аэропорту еще не слышали. Кто другой еще станет так подсовывать себя под несколько статей Уголовного кодекса. Возможный «террорист» был снят с рейса, а домой, где «повсюду валяются патроны», нагрянули ребята из соответствующих служб. Оказалось, что дом Николая Бамбизы находится в Беловежской пуще. Оказалось, что Николай Бамбиза и есть тот генеральный директор всемирно известного национального парка, а никакой не однофамилец. Что оставалось делать? Да уж говорить, что патроны ему подсунули. Даже если бы у него в аэропорту обнаружили патроны от пистолета, который ему разрешается по долгу службы хранить, что бы было? А спросите у таможенников или пограничников. Спросите у ребят из прокуратуры, что положено человеку, у которого раньше изъяли боевую снайперскую винтовку с оптическим прицелом, которую он не имел права хранить дома и которую украли? Это целая страница статей Уголовного кодекса. Статей очень серьезных.

Первый раз его друзья-начальнички «отмазали» от уголовного дела за незаконное хранение и ношение боевой снайперской винтовки. И вот очередной случай, который также постарались тотчас же замять. Да ведь еще не все. «Злые языки» распространили информацию, что затем, после снятия с рейса, при тщательном досмотре в аэропорту у Николая Бамбизы, именно не однофамильца, а директора Нацпарка, нашли крупную сумму «баксов», которые он, наверное, на «карманные расходы» пытался вывезти в Италию. Это ж как надо работать директором в течение двух с половиной лет, чтобы накопить столько денег!? Хотя, возможно, задержание «баксов» директору приписывают его недоброжелатели, которых он сумел за 2 года работы в Беловежской пуще накопить не одну сотню, как в самом национальном парке, так и за его пределами.

В одном абсолютно прав Николай Бамбиза: надо срочно, пока друзья-начальники покрывают, очень срочно перестраивать административный корпус и перевозить архив с документами в другое место, говорят, в помещение над котельной. А там смотришь, вдруг может возникнуть маленький пожар… И ничего что в это же помещение, на котельную, перевезли вместе с архивом библиотеку Беловежской пущи, в которой много старых и ценных книг, в том числе изданных еще при царе-батюшке Российской империи. Какие уж тут книжные раритеты, если срочно следы заметать надо…


Кирилл ВАСИЛЬКОВ
Независимая экологическая экспертиза, г. Гродно

Специально для сайта «Беловежская пуща — XXI век», 01.12.2003

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность