Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Последние события

ИНФОРМАЦИОННЫЙ УДАР ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ БЕСПРЕДЕЛУ

Министру транспорта Кирпе вручили диплом "Враг заповедников Украины"

25 февраля в Киеве состоялась очередная пресс-конференция, организованная Украинской коалицией "За дикую природу" и Экологической академией Украины, посвященная защите Дунайского заповедника. В ней приняли участие - академик НАН Украины, народный депутат Украины К.Сытник, академик НАН Украины Д.Гродзинский, член-корреспондент НАН Украины Б.Данилишин, директор Дунайского заповедника А.Волошкевич, представители Коалиции "За дикую природу" и члены МСоЭС С.Шапаренко, О.Листопад, В.Борейко, а также около 40 журналистов.

Один из лидеров Коалиции С.Шапаренко в торжественной обстановке вручил министру транспорта Украины Г.Кирпе (из-за неявки последнего - его двойнику в виде полуметрового чучела) почетный диплом "Враг заповедников Украины". Так экологи отметили выдающиеся заслуги Г.Кирпы в деле беспрецидентного лоббирования строительства судоходного канала через сердце Дунайского заповедника. Кроме этого на пресс-конференции было заявлено, что несколько народных депутатов и экологических организаций будут подавать в Конституционный суд Украины с требованием признать последний Указ Президента Украины Л.Кучмы о Дунайском заповеднике противозаконным.

Для справки - около 3 лет по инциативе организаций - членов МСоЭС продолжается кампания в зашиту Дунайскойго биосферного заповедника, на территории которого Минтранс Украины пытатеся построить судоходный канал.

Как сказал академик Национальной академии наук Украины К. Сытник, "Дунайский заповедник - не только "украинский", он необходим всему миру. Наши же чиновники просто не понимают, что они творят".

На пресс-конференции выступили академик Национальной академии наук Украины (НАНУ), народный депутат Украины, К. Сытник, академик НАНУ Д. Гродзинский, член-корреспондент НАНУ Б. Данилишин, директор Дунайского заповедника А. Волошкевич, представитель Коалиции "За дикую природу" О. Листопад. Выступавшие отметили, что ситуация, сложившаяся вокруг Дунайского заповедника знаковая - в ней, как в зеркале, отразилось отношение властей Украины к природно-заповедному фонду в целом.

Украина уже традиционно обещает достигнуть великих результатов в охране природы. Однако насколько много обещается, настолько мало реализуется на практике. О "европейском стремлении" принято лишь говорить - мы с легкостью ратифицируем международные конвенции, и с той же легкостью игнорируем их исполнение.

Министерство транспорта на протяжении нескольких лет лоббирует вариант судоходного хода Дунай - Черное море через гирло Быстрое. Данный вариант имеет единственное преимущество перед альтернативными: судоходный ход на Быстром придется регулярно расчищать от речных наносов, на что ПОТРЕБУЮТСЯ МИЛЛИОННЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ВЛИВАНИЯ, ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОТОРЫХ БУДЕТ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО.

Вначале Минтранс старался просто изъять часть территории заповедника, а когда эти планы благодаря противодействию Национальной академии наук и общественности не удались - г. Кирпа пошел другим путем. Транспортники "подружились" с Вилковской мэрией (ее земли граничат с землями заповедника), и та подала ничем не обоснованный судебный иск на то, что заповедник якобы незаконно получил акт на землепользование. Всемогущий друг мэрии подключил "админресурс", и в середине февраля Одесский хозяйственный суд удовлетворил иск горсовета Вилково. Вскоре после этого на совещании в Одесской администрации г. Кирпа поблагодарил суд "за правильное политическое решение" (!!!). Благодарность характерная - суды у нас продолжают принимать решения ПРАВИЛЬНЫЕ, а не объективные, - как и 70 лет назад...

Сейчас в Украине идет земельная реформа, часть земли уже распаевана, у нее появились свои хозяева. А где гарантия, что, если эта земелька понравится какому-нибудь олигарху, он не сможет забрать ее? Так же, как Минтранс забирает землю у заповедника...

Минтранс наступает на заповедник с разных сторон. 2 февраля вышел Указ Президента Украины "О расширении территории Дунайского биосферного заповедника", которым в заповедник включаются остров Стамбульский - с 300-ми огородами местных жителей, и верховья водохранилища Сасык - многострадального водоема, экосистемы которого были нарушены, когда Сасык отделили от моря дамбой. Оба этих участка не имеют природной ценности - здесь нечего заповедать. Никакими специалистами они никогда не предлагались для включения в заповедник.

В то же время, указ, формально не исключая Быстрое из заповедника, переводит его из зоны наиболее строгой охраны в зону охраны наименьшей.

Известно, что к его проекту приложил руку г. Комарчук - нынешний заместитель начальника Госслужбы заповедного дела. Достижениями в охране природы г. Комарчук не известен, широкая общественность узнала о нем благодаря представлению Генпрокуратуры Украины, в котором он фигурирует как один из коррупционеров природоохранного ведомства. С его легкой руки, например, "исчезло" более 400 тысяч гривен, выделенных на реконструкцию крымских парков-памятников садово-паркового искусства; "старается" он решить и проблему Дунайского заповедника.

Не скрывает ли указ под формальным расширением заповедника свои истинные цели - дать зеленый свет планам Минтранса? Интересно и другое: любое изменение деятельности заповедников требует научного обоснования. Почему в заповедник должны быть включены остров Стамбульский и верховье Сасыка? Чем они ценны? Почему природные комплексы Быстрого перестали требовать строгой охраны? Они потеряли свою ценность? (Во-первых, не перестали: гирло Быстрое - одна из ценнейших территорий заповедника; во-вторых, утрата территорией своей ценности - единственная возможная причина для ослабления или прекращения ее охраны.)

Научные организации такого обоснования не готовили. Интересно, кто его сделал, кто обошел в болотниках территории, статус которых был изменен новым указом? Комарчук? Чиновники Администрации Президента? Или сам Леонид Данилович?

В конце октября прошлого года для оценки влияния альтернативных вариантов канала на Дунайский заповедник его посетили эксперты ЮНЕСКО и Рамсарской конвенции. Г. Комарчук сделал все, чтобы эксперты, во-первых, не увидели заповедника, во-вторых, поддержали минтрансовский вариант канала. Несмотря на его усилия, эксперты указали, что вариант через Быстрое - худший из всех возможных.

Перед их приездом, 16 - 20 октября Минтранс собирает на свой семинар 10 никому не известных научных сотрудников из разных стран - от Вьетнама до Грузии, и тратит на этот семинар порядка 100 тысяч гривен. "Правильные эксперты" выступают "за" канал по Быстрому.

Дальше события развивались по известному сценарию: заключение экспертов ЮНЕСКО и Рамсара "теряется" под сукном у г. Комарчука, а Минтранс во всех СМИ трубит, что международные эксперты поддерживают его планы. Если бы не усилия Национальной академии наук, заключение экспертов ЮНЕСКО и Рамсара, наверное, и до сих пор в Украине было бы известно только г. Комарчуку и его друзьям...

Третье направление наступления Минтранса - экологическая экспертиза его планов. Вся его нынешняя деятельность вокруг Дунайского заповедника базируется на выводе N 105 государственной экологической экспертизы, утвержденном Минэкоресурсов 10 июля 2003 г. Этот вывод очень интересный: его можно трактовать по желанию - то ли можно строить канал в заповеднике, то ли нельзя. Однако 10 февраля этого года Хозяйственный суд г. Киева удовлетворил иск Благотворительного фонда "Экоправо-Львов" и признал этот вывод недействительным. Тем не менее, Минтранс решение суда не останавливает.

В последнее время ценные природные и рекреационные территории испытывают настоящее наступление со стороны "денежных мешков". Участники пресс-конференции назвали целый ряд таких фактов: у Донецкого ботанического сада из 200 га было изъято 100, сейчас планируется изъять еще 40 гектар... У Никитского ботсада забрана прибрежная зона... Древние горные леса, "пралесы", еще сохранились в Карпатах (а, например, в Альпах они уже исчезли) - сейчас их рубят 246 фирм!.. Из 40 крымских противотуберкулезных санаториев приватизировано 36!.. Территории и организации, до последнего времени находившиеся в общенациональной собственности, постепенно приватизируются.

Подавляющее большинство подобных проектов, как и дунайская экоэкспертиза, так или иначе, проходят через Минэкоресурсов Украины. По мнению большинства выступивших на пресс-конференции, нынешний его состав вообще не отвечает интересам сохранения окружающей среды, а лишь лоббирует интересы определенных финансовых и властных кругов.

По выступлениям на пресс-конференции подготовил С. Шапаренко, Украинская Коалиция "За дикую природу"

Дополнительнай информация:
Вл.Борейко, Киевский эколого-культурный центр (МСоЭС), Украинская коалиция "За дикую природу" - kekz@carrier.kiev.ua.

25.02.2004

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами