Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Последние события

Дунайский заповедник под прессом Минтранса Украины

  Есть такая птица - баклан. Одна из особенностей биологии это птицы состоит в том, что селясь колониями, бакланы за несколько лет своим едким пометом буквально убивают деревья, на которых селятся. Через некоторое время колония перемещается, и все начинается с начала. Птица сия живет и в Дунайском биосферном заповеднике, впрочем, претензии к ней только у рыбаков - слишком много рыбы ест. Более опасными для заповедника оказались другие любители миграций.
  Мы уже описывали ситуацию, сложившуюся вокруг заповедника в 2001 году. Тогда Минтранс Украины фактически без каких-либо документов - экспертизы и даже проекта - попытался начать работы по созданию нового судоходного канала в дельте Дуная. Причем судоходный канал хотели быстренько "сляпать" в заповедной зоне - углубив гирло Быстрое. Тогда протесты научных кругов и общественности возымели действие - и Минтранс временно был вынужден отступить, благо и президент Кучма повелел соблюсти законность и рассмотреть альтернативные проекты.
  В настоящее время создана рабочая группа по рассмотрению различных вариантов проекта канала, она должна закончить работу ко 2-му сентября, а 15 сентября на заседании Кабинета Министров судьба пресловутого канала должна решиться...
  Дунай - вторая по величине река Европы, протекающая по территории 9-ти стран. На её берегах расположены четыре европейские столицы.
  В 1991 г. ЮНЕСКО включило всю дельту Дуная в список Мирового природного и культурного наследия. Несмотря ни на что, в дельте все еще водятся осетры, да не какие-нибудь, а огромные 200 килограммовые белуги. Правда, с каждым годом их все меньше - только в Сербии варварским способом - с помощью крючьев - добывают десятки тонн.
  В дельте Дуная гнездятся два вида пеликанов - розовый и кудрявый. Когда-то территория распространения этих древних птиц была гораздо шире. В XVIII веке пеликаны гнездились в Забайкалье, в XIX - по Волге до Казани, по Уралу до Илека, в XX - в Закавказье, на мелководьях северного Каспия. В настоящее время в этих районах гнездовий нет, а там, где пеликаны ещё гнездятся, численность их очень мала. Здесь же, в центре Европы, сохранился затерянный мир Дунайских плавней. Из-за поворота канала навстречу лодке поднимаются в воздух огромные птицы, совсем непохожие на замученных и грязных оборвышей, которых обычно видят в зоопарках горожане. Срываются с места цапли - серые, рыжие, желтые, белые - большая и малая, гомонят чайки и крачки... Дельта Дуная - птичий мир, и многие из его обитателей занесены в Красную книгу. Глядя на мирно пасущихся в зарослях водяного ореха больших и малых, молодых и взрослых пернатых, начинаешь понимать, насколько оскудела природа вокруг городов, да и вообще в большинстве мест, из-за неразумного вмешательства человека. В Гирле Быстрое находится основное место лова дунайской сельди, - рыбы, с которой живут все нижне-дунайские рыбаки.
  Птицы, рыбы, звери не знают границ. Разумным шагом в свое время была идея создания единого биосферного резервата с украинской и румынской сторон, сейчас она претворяется в жизнь - в румынской части дельты также есть заповедник. По этой же причине абсурдна идея, проталкиваемая Минтрансом - "разрезать" заповедник на две части, сняв охранный режим с Быстрого.
  Как нам стало известно, Минтранс все-таки добивается именно варианта по Быстрому.
  Так, в письмах в Администрацию Президента Минтранс настойчиво предлагает изменить границы заповедника, изъяв 319 гектаров территории для судоходного пути. Тот факт, что Дунайский биосферный заповедник - территория, имеющая мировое значения, в Минтранса просто не понимают, иначе чем объяснить их толкование международных конвенций и договоров - чиновники считаются, что согласно этим документам, страна имеет право вести хозяйственную деятельность на своей территории так, как считает нужным, если при этом не наносится ущерб окружающей среде других стран.
  Поначалу подобная позиция вызывает у любого мало-мальски разумного человека недоумение - ведь этот проект разрушит не только заповедник, но и будет стоить больших денег, причем не одномоментно - когда будет углубляться Быстрое, но и каждый год. Дело в том, что Дунай - самая мутная река Европы, несущая с собой десятки миллионов тонн ила. В дельте идут постоянные процессы намыва новых островов, и даже в море из выносов Дуная уже образовалась песчаная коса - "самая молодая в Европе суша", как ее здесь называют. Таким образом, для того, чтобы сохранить предполагаемый Минтрансом канал судоходным, на ежегодную бессмысленную борьбу с природой - то есть, на выгребание наносов ила со дна канала, будут тратиться миллионы.
  Вот здесь-то и таится разгадка настойчивости минтрансовцев - почему они хотят продавить вариант "по Быстрому". "Быстрое" обеспечит Минтранс работой и деньгами на долгие годы - причем посчитать, сколько же реально денег потрачено, обычно при аналогичных работах практически невозможно.
  Причем понятно, что вынутые кубометры будут сваливаться тут же - в заповедные плавни и на огороды жителей Вилково. Собственно, Минтранс даже и не отрицает, что собирается нанести ущерб - он требует посчитать его "с точностью до миллиона гривень" - этакий широкий жест. Еще бы, ведь денежки то не свои - бюджетные... А бюджет Украины, между прочим, по данным Украинской налоговой инспекции, процентов на 70 состоит из подоходного налога простых украинцев... То есть простые граждане со средней зарплатой 165 гривен (около 40 долларов) в месяц, должны оплачивать Минтрансовские аферы?
  Рассуждения о потенциальной прибыльности проекта пока ничем не подтверждается. Зато вся история судоходства на Дунае подтверждает обратное. Интенсивная заносимость русла и необходимость постоянных дноуглубительных работ не раз ставило Дунайское пароходство на грань банкротства. Соседняя Румыния, испытывая аналогичные проблемы, ещё в 1949 году предприняла кардинальный шаг, начав строительство шлюзованного канала , соединяющий Дунай с черноморским портом Констанца. Суммарная стоимость такого канала безусловно выше, чем углубление гирла Быстрое, однако, если посчитать расходы по поддержанию режима судоходства хотя бы на десятилетие, уже получатся сопоставимые суммы. С одной лишь разницей - после работ по проекту Минтранса останется исковерканная речная система, как это уже произошло в районе порта Усть-Дунайск и базового морского канала для судов советского Дунайского пароходства. В середине 80-х годов объём черпания грунта достигал 3-4 миллионов кубометров, при этом дноуглубление велось круглый год, практически непрерывно. Закончилось это героическое покорение природы, как известно, необходимостью прокладки нового пути из реки в море. Подобно бакланам, министерство транспорта, оставив после себя изуродованную природу, хочет перебраться на новое место, дабы начать всё с начала.
  30 июля 2002 года

  Дополнительная информация:
Пресс-служба ЦКИ МСоЭС,
Дунайский биосферный заповедник, Килия
+ 38 (04843) 2-15-77
e-mail: reserve@odtel.net

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность