Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Последние события

\\|// БАЙБАК \\|// Украинская коалиция "За дикую природу" (# 129 от 23.06.05)

КТО В УКРАИНЕ ВЫШЕ ЗАКОНА?

Защитники "Дельта-Лоцман", Голова Верховной Рады В. Литвин и губернатор Одесской области В. Цушко, требуют продолжить дноуглубление на Быстром - невзирая на его законность


7 июня 2005 г. министр охраны окружающей природной среды Украины П. Игнатенко приказом N 199 командировал в Одесскую область комиссию по проверке деятельности Госэкоинспекции Северо-западного региона Черного моря. Комиссии было поручено обратить особое внимание на соблюдение требований природоохранного законодательства во время дноуглубительных работ при сооружении глубоководного судового хода Дунай - Черное море на гирле Быстром. До окончания проверки действие разрешения на дноуглубительные работы было приостановлено.

Маршрут канала Дунай - Черное море через гирло Быстрое был выбран Минтрансом без объективной экологической экспертизы и анализа альтернативных вариантов. Его реализация продвигалась с нарушениями национального законодательства и международных обязательств Украины, под административным и фискальным давлением на оппонентов. По мнению многих украинских и зарубежных экспертов этот вариант канала экономически необоснован и экологически опасен.

Следует отметить, что данные выводы касаются лишь варианта канала через гирло Быстрое, а не восстановления судоходства в украинской части дельты Дуная вообще! - детищу Минтранса существуют 8 альтернатив, рассмотрение которых Минтрансом Г. Кирпы саботировалось.

Против судового хода по гирлу Быстрое последовательно выступают Национальная академия наук Украины, украинская и международная экологическая общественность. Отрицательное мнение украинской общественности относительно данного проекта в очередной раз было высказано в резолюциях всеукраинских конференций, прошедших в начале июня и охвативших едва ли не всю экологическую общественность Украины: IV Конференции "На Зеленой платформе" (4 - 5 июня, Евпатория) и Хортицкого форума (4 - 6 июня, Запорожье). Против данного проекта выступили участники общественных слушаний, состоявшихся 7 июня в Одессе; 204 неправительственные организации и отдельные граждане из Украины, России, Беларуси, Молдовы, Туркменистана и Израиля, подписавшие открытое письмо Президенту Украины "Строительства столетия" Минтранса в контексте принципов деятельности нового правительства Украины" и другие.


Фактически, приказом N 199 Минприроды Украины впервые сделало попытку объективно оценить влияние на окружающую среду этого одного из самых резонансных проектов Минтранса последних лет.

В ответ на нее вр. и. о. директора главного подрядчика канализации Быстрого, госпредприятия "Дельта-Лоцман", О. Салимов письмом от 10. 06. 05 попросил министра охраны окружающей природной среды восстановить действие разрешения "с целью предотвращения отрицательных экономических и политических последствий" и предложил "вопрос законности выдачи указанных разрешений решить на основании выводов комиссии, назначенной Вами". То есть господин Салимов, обходя экологические последствия дноуглубительных работ (из-за неопределенности которых, кстати, действие разрешения и было приостановлено!), предлагает разрешить вести эти работы и дальше, а их законность выяснить задним числом... Соблюдение экологического законодательства - пустая формальность, которой при большом желании можно и пренебречь?


Как и ранее, Дельта-Лоцман продавливает необходимые для себя решения, не считаясь с требования законодательства и привлекая на свою сторону авторитетных сторонников. Так, 18 июня на сайте Всеукраинской экологической лиги (http://www.ecoleague.net/5623003-169-1507.html) появилось сообщение о письме Головы Верховной Рады В. Литвина к Президенту и Премьер-министру Украины о срочном продолжении дноуглубления на Быстром. Вслед за О. Салимовым спикер не обращает внимания на экологические последствия этого проекта, и пугает исполнительную власть ущербом "для национальной экономики".

Интересно, что Голова Верховной Рады призывает правительство "решить вопрос государственного финансирования проекта". В ответ на обвинения общественности в экономической нецелесообразности канала на Быстром, в том, что этот проект является "дырой" для бесконтрольного получения бюджетных средств, "Дельта-Лоцман" постоянно утверждала о высокой экономичности канала на Быстром (об этом, в частности, пишет и О. Салимов). Если все так, зачем господин Литвин печется о государственном финансировании канала?

Кстати, господину Литвину следует напомнить, что опыт использования средств у "Дельта-Лоцман" большой: комплексная проверка ее деятельности Минтрансом установила значительные нарушения в финансово-хозяйственной деятельности, в частности, непроизводительные затраты на сумму более 105 млн. грн., завышение цены при закупке товаров, услуг на сумму 85,3 млн. грн., незаконные выплаты на 4,6 млн. грн., в том числе бывшему директору "Дельта-Лоцман" В. Бездольному - в размере 864,3 тыс. грн. Также установлено, что при убыточной деятельности (!) неправомерно предоставлены 9,4 млн. грн. на благотворительную и финансовую помощь. По фактам злоупотребления служебным положением и превышения должностных полномочий 23 мая текущего года прокуратурой Николаевской области, а 8 июня текущего года - Генеральной прокуратурой возбуждены уголовные дела (по сообщению ЛIГАБiзнесIнформ, http://www.liga.net/news/149561.html).


Другой высокопоставленный лоббист интересов "Дельта-Лоцман", губернатор Одесской области В. Цушко на пресс-конференции 18 июня 2005 года заявил, что "Дельта-Лоцман" должна работать и копать". По его словам, судоходство через гирло Быстрое не наносит никакого ущерба Дунайскому биосферному заповеднику: с начала года по каналу прошло 600 судов и "ни одна птичка не пискнула" (Майдан-ИНФОРМ, http://maidan.org.ua/static/news/1119262619.html). Губернатор вообще должен был разобраться, о чем идет речь, и не путать вред от дноуглубительных работ с вредом от прохода судов...

Тем не менее, судя по всему, господину Цушко и не следует разбираться в сложных для него вопросах: главное, что еще один чиновник высокого ранга поддержал "Дельта-Лоцман" - без фактического обоснования и вопреки законодательству, но поддержал!


Учитывая указанное выше, мы считаем подобные заявления формой давления на Министерство охраны окружающей природной среды Украины, цель которых - избежать объективной оценки влияния судоходного хода на гирле Быстрое на окружающую природную среду.

Следует напомнить, что экономическая целесообразность этого проекта вызывает большие сомнения. Поэтому подобное жесткое его продвижение не может иметь ничего общего с восстановлением судоходства в украинской части дельты Дуная, а является лишь лоббированием интересов узкого круга государственных чиновников.

В цивилизованной стране, которой стремится стать Украина, пренебрежение законностью ради интересов приближенных к власти невозможно!


Председатель Совета ЭкГ "Печенеги", С. Шапаренко
Украинская коалиция "За дикую природу"


КОНТАКТЫ:
Экологическая группа "Печенеги" (Харьков): Сергей Шапаренко;
тел. (0572) 52-27-71, pecheneg@ic.kharkov.ua

Подготовлено
ЭкГ "Печенеги"
Украинская коалиция "За дикую природу"

23. 06. 2005

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность