Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Последние события

\\|// БАЙБАК \\|// Украинская коалиция "За дикую природу" (# 165 от 3.10.05)

НОВОСТИ КАМПАНИИ ПО СПАСЕНИЮ ДУНАЙСКОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА (59)

В этом выпуске мы предлагаем вашему вниманию обзор событий, происшедших вокруг канала Дунай - Черное море с июня этого года по настоящее время.

Данные материалы приготовлены преимущественно на основании статьи директора Дунайского биосферного заповедника, Александра Волошкевича, "Судоходный канал по Быстрому: обзор последних событий". Статья была опубликована в газете "Дельта и человек" (N 14 - 15 от 30 сентября 2005 г.).

* * *

26 МАЯ 2005 г.

С приходом нового министра транспорта Евгения Червоненко мы надеялись, что будет сделан реальный анализ сложившейся канальной проблемы и принято действительно системное решение. Однако закончилось все интервью в газете "Галицькi контракти" (а потом и в "Обозревателе", "Контрактах", "Вечерних Вестях" и т. д.), где министр (на фото - с автоматом Калашникова в руках) утверждал, что против канала борются потому, что он мешает нелегально добывать черную икру, браконьерским способом вылавливать дунайскую сельдь, выжигать тростник...

Очень свободно министр обращался и с цифрами стоимости строительства канала. Если в среднем она называлась ГП "Дельта-Лоцман" 55 млн. долларов, то, отчитываясь о 100 днях работы ведомства, Е. Червоненко назвал 11 млн. ("Киевские ведомости" от 26 мая 2005 г.). Что это - скрупулезные расчеты опытного менеджера, бравада или разница в 44 млн. долларов куда-то бы ушла на другие цели? А какую бы сумму назвали сейчас, в конце сентября?

Если раньше "Дельта-Лоцман" утверждала, что объемы ремонтного черпания не превысят 300 тыс. кубов, то уже в конце мая в этой статье цифра называлась в 4 раза больше - 1,2 млн., а ведь после этого прошел чрезвычайно мощный летний паводок.

* * *

7 ИЮНЯ 2005 г.

7 - 8 июня Одессе 2005 г. были проведены общественные слушания по вопросу строительства глубоководного судного хода "Дунай - Черное море" через территорию Дунайского биосферного заповедника с широким участием всех заинтересованных сторон.

Материалы этих слушаний были переданы Кабинету Министров Украины. Резолюция Одесских общественных слушаний фигурирует в официальном выводе N 290 государственной экологической экспертизы относительно рабочего проекта "Создание глубоководного судового хода Дунай - Черное море на украинском участке дельты. Полное развитие".

В ней участники слушаний, в том числе, предложили Кабинету Министров:

  • Рассмотреть существующие альтернативные проекты строительства ГСХ "Дунай - Черное море".
  • Поручить Министерству охраны окружающей природной среды провести с привлечением общественности государственную экологическую экспертизу альтернативных вариантов.
  • Представить на рассмотрение общественности экономическую целесообразность проектов ГСХ, в том числе "нулевой" вариант.
  • Поставить вопросы об административной ответственности виновных в нарушении процедур и законодательства Украины, международных обязательств нашего государства в процессе "пробивания" сомнительного варианта через гирло Быстрое.
  • В случае подтверждения экономической неэффективности проекта ГСХ через гирло Быстрое обеспечить возвращение бюджетных средств.
  • Придерживаться всех необходимых ограничений во время нерестового периода и в период гнездования.
  • Обеспечить открытость в расходовании средств из фонда охраны окружающей природной среды, которые были уплачены ГП "Дельта-Лоцман" в качестве компенсации убытков ихтиофауне, и направить их на развитие Дунайского региона Украины.
  • Внести предложения Президенту относительно отмены Указов Президента Украины N 117/2004 от 02. 02. 04 г. "О расширении территории Дунайского биосферного заповедника" и N 502/2003 от 10. 06. 03 г. "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 6 июня 2003 года "О состоянии выполнения Указа Президента Украины от 10 августа 1998 года N 861 "О создании Дунайского биосферного заповедника" и перспективы строительства судоходного пути Дунай - Черное море".

* * *

15 ИЮНЯ 2005 г.

Министр транспорта и связи Евгений Червоненко отстранил от занимаемой должности директора ГП "Дельта-Лоцман" Виктора Бездольного за целую серию махинаций, нанесших государству ущерб свыше 100 млн. грн. В частности, в "Моряке Украины" от 15 июня 2005 г. указывается, что непродуктивные расходы в "Дельта-Лоцман" составили более 105 млн. грн., завышенная стоимость работ - 85,3 млн. грн., произведено незаконных выплат на сумму 4,6 млн. грн., в том числе самому В. Бездольному - 864,3 тыс. грн., при убыточной деятельности неправомерно предоставлено 9,4 млн. грн. финансовой помощи.

Самое интересное, что уголовное дело возбуждено по ч. 2 ст. 364 Уголовного Кодекса Украины. Именно по этой части этой статьи ровно год назад В. Бездольный своим официальным письмом просил возбудить уголовное дело против должностных лиц Дунайского заповедника.

В прессе, в том числе и местной, много раз публиковали открытое письмо "Дельта-Лоцман", заканчивающееся абзацем: "Учитывая решающую роль В. Бездольного в деятельности ГП "Дельта-Лоцман", коллектив предприятия подчеркивает, что в случае увольнения его с должности директора, выразит недоверие каждому назначенному на эту должность руководителю". Писалось, что через 15 суток после оглашения этого открытого письма "лоцманы" имеют право прекратить работы. Однако, как в случае угрозы руководителя Вилковского филиала "Дельта-Лоцман" В. Прокопенко прекратить работу, если Президентом Украины будет В. Ющенко, такого не произошло, так и сейчас "Дельту-Лоцман" возглавляет новый директор - А. Голодницкий, и предприятие продолжает работать.

* * *

29 ИЮЛЯ 2005 г.

Несмотря на утверждение В. Каткевича: "Мебиус" вернется на Быстрое" (газета "Зеркало недели" от 16 - 29 июля 2005 г.), этого не произошло.

С немцами так и не рассчитались за выполненные работы, долг составляет 13,6 млн. евро.

Все свои вагончики из Вилково они вывезли. Обещанное 16-этажное здание с шикарным офисом, гостиницей и т. д. построено в Вилково не было. Не было создано и обещанных 900 рабочих мест. Не произошла и обещанная расчистка Белгородского гирла (центрального вилковского "проспекта"). Даже из рассчитанной суммы ущерба от строительства канала в 1,5 млн. грн. для компенсации ущерба в место его нанесения никому не пришло ни копейки.

Одним словом, обещанных Нью-Васюков из города Вилково не получилось. Все это происходит тихо и незаметно, и не слышно тех голосов, которые взахлеб восторгались этими дутыми обещаниями.

* * *

30 ИЮЛЯ 2005 г.

К Быстрому подошло три судна - землечерпалка "Скадовск" и две шаланды для перевозки грунта и сброса его на морскую свалку. В различных газетных публикациях упоминалось, что на эти цели было выделено 8 млн. грн. бюджетных денег. Помучившись меньше месяца (или закопав эти 8 млн. грн.?), суда с Быстрого ушли.

По имеющейся информации, хозяин судов - "Черномортехфлот" официально разорвал договор с "Дельта-Лоцман".

* * *

7 АВГУСТА 2005 г.

Международная природоохранная ассоциация Proact International (http://www.proact-campaigns.net/) возобновила общественную кампанию электронных и факсовых писем против сооружения канала Дунай - Черное море на гирле Быстрое в адрес Президента Украины и исполнительных органов ЕС.

В ходе этой кампании с 7 августа по 3 октября против данного проекта выступило 918 человек из разных стран мира.

* * *

12 АВГУСТА 2005 г.

Директор ООО "Голубая Нива - 2005" М. Карбунян обратился к начальнику Придунайской региональной инспекции Минприроды Р. Братковой с письмом, в котором указал 7 участков реки, потерянных как промысловые тони и нерестовые участки. В письме также указывались факты многократных выбросов грунта на других участках (62 км, 64 км, рукав между островами Катенька и Кислицкий), которые привели к обмелению и превращению отдельных участков в свалки мусора и коряг. Нерестовые участки сократились.

В результате обследования этих участков комиссией во главе с Р. Братковой был составлен официальный акт, в выводах которого констатируется:

"1. ГП "Дельта-Лоцман" не соблюдает условия выдачи разрешений на размещение грунта в экспериментальном режиме на о. Катенька (участок N 11 а - 49,7 - 52,2 км), подводный гидроотвал в районе 60,5 км р. Дунай, о. Кислицкий (участок N 6 площадью 20,4 га и 12,75 га - земли запаса Кислицкого с/совета, участок N 9 площадью 12,93 га - Кислицкий с/совет и земли граждан), что привело к заиливанию проток между островами Катенька и Машенька, Большой Даллер и Малый Даллер, Кислицкого рукава р. Дунай вдоль островов Большой и Малый Даллер, заиливанию традиционных участков рыбного промысла, потере нерестилищ, сокращению рыбных запасов, уменьшению объемов добычи рыбы и ухудшению финансового состояния, как рыбодобывающих предприятий, так и рыбаков.

Все лето землесосы заливали илом остров Кислицкий2. ГП "Дельта Лоцман" не представлены в Госуправление экологии результаты экспериментальных отвалов грунта по каждому земельному участку и гидроотвалам с 24 - 53 км и с 60 - 77 км р. Дунай (результаты мониторинга, мероприятия по рекультивации и дальнейшего использования земельных участков, оценка возможных негативных экологических и социальных последствий, расчет ущерба, нанесенного окружающей природной среде) для определения возможности использования под отвалы грунта других испрашиваемых земельных участков".

На фото: "Все лето землесосы заливали илом остров Кислицкий".

* * *

19 АВГУСТА 2005 г.

представители Делегация Международной организации "Гринпис" проехала все придунайские страны с огромным флагом с призывом на различных языках "Спасите дельту Дуная!". На флаге стоят подписи всех, кто неравнодушен к судьбе этого уникального уголка планеты.

19 августа 2005 г. этот марафон был закончен в г. Измаиле, где флаг был вручен администрации Дунайского биосферного заповедника.

На фото: представители "Гринпис" вручают флаг А. Волошкевичу.

* * *

27 АВГУСТА 2005 г.

Все работы на гирле Быстрое были прекращены. "Дельта-Лоцман" не выдержала схватки с самой мутной рекой Европы и землечерпалка "Скадовск" ушла, предоставив Дунаю возможность снова продолжать естественный процесс дельтообразования.

* * *

15 СЕНТЯБРЯ 2005 г.

Дунайский биосферный заповедник посетила делегация Международной Комиссии по защите реки Дунай во главе с президентом этой влиятельной организации, Иштваном Ори.

И. Ори прямо заявил о недопустимости подобного строительства через территорию заповедника.

* * *

28 СЕНТЯБРЯ 2005 г.

Можно лишь порадоваться тому, что в этот день были начаты работы по дноуглублению соединительного канала, ведущего в порт "Усть-Дунайск". Здесь планируется восстановить глубины до 4 м.

* * * "Канал по Быстрому уже тихо умер, или его сторонникам все-таки удастся "выбить" наших с вами 300 млн. бюджетных гривен и начать их зарывать с начала? Сейчас трудно что-то прогнозировать в нашей стране.

В последнее время я много общался с коллегами, которые предупреждали, что у канала по Быстрому нет перспективы. Ни у них, ни у нас нет сейчас ни злорадства, ни разрывания рубашек со словами "мы же говорили, мы предупреждали!". Есть горечь и очередная обида за державу.

На совещании 9 сентября 2005 г. в министерстве иностранных дел, посвященном канальной проблеме, руководитель рабочей группы при Президиуме НАН Украины по проблеме сооружения судоходного пути, член-корреспондент НАНУ Б. Данилишин очень правильно предложил: "Все, кто был причастен к строительству судоходного пути по Быстрому, должны немедленно покаяться перед украинским народом".

Украине, как морской державе, безусловно, нужен свой судоходный путь Дунай - Черное море. Чем раньше мы возьмемся за строительство реального, экономически целесообразного и экологически безопасного канала (на этот раз, вначале хорошо подумав), тем будет лучше для всех".

Директор Дунайского биосферного заповедника, А. Волошкевич


КОНТАКТЫ:
Дунайский биосферный заповедник: дир. Александр Волошкевич;
тел. \факс: (04843) 4-46-19 или 3-11-95; reserve@it.odessa.ua
Экологическая группа "Печенеги" (Харьков): Сергей Шапаренко; тел. (0572) 52-27-71, pecheneg@ic.kharkov.ua

Подготовлено
ЭкГ "Печенеги", членом Международного Социально-Экологического Союза. Украинская коалиция "За дикую природу"

21. 10. 2005

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность