Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Документы

Средствам массовой информации

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
коллектива Дунайского биосферного заповедника Национальной Академии Наук Украины


  Коллектив Дунайского биосферного заповедника (далее ДБЗ) в силу целого ряда объективных причин стал причастным к решению важной государственной проблемы - восстановлению судоходства в украинской части Дуная. Любой из существующих вариантов судового хода должен пройти через ту или иную зону территории ДБЗ. Поэтому с самого начала как ДБЗ, так и Национальная академия наук Украины (далее НАНУ), в подчинении которой находится заповедник, заявляли, что речь должна идти о минимизации ущерба уникальной природе дельты Дуная и поиске компромиссных решений.
  В нашей последней "живой", продолжающей расти, дельте Европы, сосредоточены редкие и исчезающие представители мировой фауны и флоры. Достаточно сказать, что в заповеднике живет 104 вида животных, занесенных в Красную книгу Украины. При этом для птиц это вообще 63 % от занесенных в этот документ, а например, все виды рыб, включенные в Европейский Красный список, встречаются в заповеднике.
  Начиная еще с 1967 года этот уголок с огромной концентрацией жизни государство заповедало, а потом еще трижды расширяла заповедник Постановлениями Совета Министров УССР. За время независимой Украины важным шагом стал Указ Президента Украины от 10. 08. 1998 года "О создании Дунайского биосферного заповедника".
  Уже в начале рассмотрения различных вариантов канала экологам была отведена роль статистов, которые должны написать обоснования под выбранный Минтрансом вариант. Вместо поиска путей уменьшения ущерба предлагалось оценить стоимость уникальной природы в денежном эквиваленте с точностью до миллиона гривен для выплаты компенсации. Узковедомственный подход навязывался при решении всех вопросов. При этом не принималось во внимание, что выбранный Минтрансом вариант по гирлу Быстрое неизбежно связан с выемкой миллионов кубических метров грунта и борьбой с естественным процессом дельтообразования самой мутной реки Европы, сбросом этого грунта в море и на мелководье заповедной акватории, перераспределением стока и отмиранием ряда гирл, уничтожением мест гнездования птиц и нереста рыб, гибели их молоди, нефтяным и шумовым загрязнениям, и т. п.
  Благодаря стараниям Минтранса Украина нарушит целый ряд как национальных законов, так и взятых на себя международных обязательств. Но главный парадокс ситуации состоит в том, что канал по гирлу Быстрое не имеет экономических перспектив. Исходя из реалий существующего низкого отечественного грузопотока канал главным образом (на 84%) рассчитанный на проход иностранных судов. Но путь в верхний Дунай через существующий румынский канал Констанца-Черновода короче на 350 км. Высококвалифицированные экономисты в своих расчетах убеждают, что даже, если проход через канал по гирлу Быстрое будет полностью бесплатным, такой крюк судовладельцам все равно будет делать невыгодно. Будущий канал неминуемо ждет судьба соседнего с нами многострадального Сасыка или печально известного нефтепровода Одесса-Броды, о чем, кстати, предупреждали ученые НАНУ. Национальная академия наук за много десятилетий доказала свою компетентность и независимость от временных политических интересов и правоту в прогнозах, которые она давала.
  Отрицательный вывод относительно канала по гирлу Быстрое сделала многочисленная группа высококвалифицированных специалистов НАНУ. Приглашенные Министерством иностранных дел эксперты ЮНЕСКО и Рамсарской конвенции подтвердили его. Уже в апреле этого года Киевский Национальный университет им. Т. Г. Шевченко после проведения ученых советов семи факультетов, в которых приняли участие 109 специалистов, признал экспертную оценку относительно канала по гирлу Быстрое недостаточно обоснованной и предложил объявить тендер на лучший проект создания канала. В связи с этим наши оппоненты срочно передали документацию на этот раз в Харьковский Национальный университет. Мы выражаем надежду, что его ученые также будут иметь мужество отстоять свои научные выводы и не пойдут против своей совести, несмотря на давление.
  Национальная академия наук Украины с самого начала постановления проблемы предложила альтернативный вариант канала из затона Базарчук в Жебрияновскую бухту, в обход активной части дельты, с неминуемыми крупномасштабными дноуглубительными роботами. Именно здесь на материке можно построить дороги и современный порт в бухте, который будет реально конкурентоспособным, но этот вариант фактически был проигнорирован и сознательно дискредитирован Минтрансом. Не имея весомых аргументов и понимая, что в честной, цивилизованной дискуссии им не убедить руководство страны и общественность, наши оппоненты начали использовать другие методы.
  Согласно приказу Минтранса с 10. 07. 2003 года органы местной власти начали целую серию судебных заседаний с целью изъятия у заповедника вообще всех проток и внутренних водоемов, на которые мы имеем государственный акт на право постоянного пользования.
  Деятельность заповедника была предана тотальной проверке десятками комиссий. Хотя каких-либо грубых нарушений, а тем более злоупотреблений в деятельности администрации ДБЗ ни единой из комиссий установлено не было, очень похожие по смыслу и стилю жалобы, написанные под диктовку профессионалов, продолжали идти вверх, а в заповедник снова и снова ехали контроллеры.
  В чем только не обвиняли администрацию и коллектив ДБЗ авторы писем! Такие письма часто подписывались вчерашними нарушителями заповедного режима и природоохранного законодательства, в судебном порядке привлеченными в свое время к ответственности.
  Сторонники канала по гирлу Быстрое, может того и не всегда желая, нашли общий язык с теми, для кого заповедник стал ненавистным символом соблюдения природоохранного законодательства и режима заповедной территории, кто еще до проблемы канала не хотел бы видеть в дунайской дельте организацию, мешающую удовлетворять эгоистические, корыстные интересы. Мы сполна ощутили на себе всяческий арсенал "убеждения" инакомыслящих в нашей стране.
  Положительную роль в этой ситуации могла сыграть конструктивная позиция Минприроды, но, к сожалению, главное природоохранное ведомство страны вместо отстаивания государственных интересов заповедного дела, стало на путь прямого лоббирования интересов Минтранса Украины.
  ДБЗ является национальным достоянием не только Украины, но и всего мира, что подтверждено соответствующим дипломом ЮНЕСКО от 2 февраля 1999 года. Поэтому украинская и международная общественность, представители авторитетных международных организаций более чем из 70 стран мира прислали тысячи писем, протестуя против уничтожения заповедника. Нас поддерживают письмами, публикациями, выступлениями представители самого широкого спектра политических сил, понимая, что общегосударственное достояние стоит выше политических пристрастий.
  Ситуация, которая сложилась сегодня вокруг ДБЗ является знаковой не только с морально-этической, правовой или политической точек зрения. Если будет создан прецедент изъятия земель заповедника, то и другие заповедники Украины тоже будут обречены на уничтожение.
  На наш взгляд, ситуация вокруг ДБЗ приобрела такую широкую огласку среди украинского и международного сообщества еще и потому, что проблему стараются решить нецивилизованными методами.
  Начало 2004 года не оправдало надежд коллектива заповедника на то, что худшие времена уже позади. В состоянии наших оппонентов кое-кто стал полностью терять здравый смысл и ощущение всякой меры.
  Вилковским горсоветом и государственным предприятием "Дельта-лоцман" 3 марта 2004 года были проведены так называемые общественные слушания по данному вопросу. На них были приглашены исключительно сторонники строительства канала через гирло Быстрое, а несколько сотрудников ДБЗ стали единственным исключением. Некоторые ораторы опустились даже до обвинений работников заповедника в измене Родине, в служении интересам Румынии, в финансовой поддержке Румынией администрации ДБЗ за ее позицию относительно судоходного канала (!!!). До этого нашим сотрудникам уже грозили и физической расправой, и даже таким средневековым методом, как выселением директора заповедника из города. Кажется, что грань уже перейдена.
  Окрыленные всем этим местные чиновники Вилковского городского совета, Килийской райгосадминистрации, при активной поддержке ДП "Дельта-Лоцман" Минтранса, учитывая значительную географическую отдаленность ДБЗ от НАН Украины и Киева, стали проявлять еще большую активность. Возникло стремление оторвать от заповедника еще и территорию Стенцовско-Жебрияновских плавней площадью свыше 7 тыс. га.
  Распространяются слухи, что заповедника уже не существует, что у него уже отобраны протоки и внутренние водоемы, и природоохранный режим отсутствует, причем это преподается даже в официальных письмах в наш адрес.
  Защищая интересы государства и честно делая свое дело, мы надеемся на то, что решению этого вопроса будет уделено больше внимания, мы будем реально защищены от ведомственного экстремизма и неукротимой чиновничьей вакханалии.
  Учитывая вышеупомянутое, коллектив Дунайского биосферного заповедника НАН Украины обращается к глубокоуважаемым руководителям нашего государства с просьбой и требованием:
  • защитить Дунайский биосферный заповедник - общегосударственное достояние - от своеволия чиновников, положить конец безосновательным обвинением, дезинформации и клевете на деятельность ДБЗ; бесконечным проверкам заповедника, которые парализуют его работу;
  • перевести решение важной государственной проблемы - восстановление судоходства на украинской части Дуная в цивилизованное русло, освободить его от спекуляции и поиска "врагов";
  • обеспечить уважительное отношение к природоохранному законодательству Украины и ее международных обязательств органов власти и местного самоуправления в Килийском районе Одесской области.
  Коллектив Дунайского биосферного заповедника Национальной академии наук Украины

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность