Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Документы

  В международный день водно-болотных угодий БФ «Экоправо-Львов» обратился с письмом к Президенту Украины по вопросу незаконного строительства канала Дунай-Черное море. В частности, письмо содержит просьбу обеспечить проведение адекватного, полного и объективного исследования социально-экономичной, экологической и правовой обоснованности строительства второй очереди канала, привлечь экспертов Национальной академии наук Украины, международных экспертов, и сравнения с альтернативными вариантами строительства канала.

Письмо к Президенту Украины по вопросу незаконного строительства канала Дунай-Черное море.

   Президенту Украины господину Ющенко В.А.
  2 февраля 2005 г.

   Уважаемый Виктор Андреевич!
  Хотим обратить ваше внимание на строительство канала Дунай – Черное море, подрывающее международный имидж нашего государства и ставящее под угрозу существование Дунайского биосферного заповедника. Дунайский биосферный заповедник есть частью билатерального трансграничного украино-румынского резервата “Дельта Дуная”, что внесенный во Всемирную сеть биосферных заповедников ЮНЕСКО, признанный экологическим сердцем Европы (325 видов птиц и 75 видов рыб, 38 из них - занесенных к Красной книге)

НАРУШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ НЕСОВМЕСТИМО С ЕВРОПЕЙСКИМ ВЫБОРОМ УКРАИНЫ

  Строительство канала нарушает международные обязательства Украины, взятые ею при подписании и ратификации следующих конвенций: Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция), Соглашения о сохранении афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц, Конвенции о сотрудничестве по защите и устойчивому использованию реки Дунай (Дунайская конвенция); Конвенции об оценке влияния на окружающую природную среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо); Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом как среда обитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция); Конвенции о доступе к информации, участия общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, которые касаются окружающая среда (Орхусская конвенция). В то же время, на открытии канала Президент Л. Кучма лицемерно объявил о соблюдении Украиной всех экологических требований и норм законодательства, в том числе международных, во время строительства канала.
  Эксперты секретариата Рамсарской конвенции и Бюро МАБ (ЮНЕСКО) исследовали ситуацию и высказали свое мнение в общем отчете. Они пришли к выводу, что вариант строительства через гирло Быстрое является наихудшим с экологической (вреда окружающей среде) и экономической точки зрения.
  Европейская комиссия, обеспокоенная ситуацией с несоблюдением Украиной международных обязательств, по приглашению Украины направила миссию в дельту Дуная 6 - 8 октября 2004 года. Объединенный отчет Европейской комиссии и секретариатов международных конвенций отмечает, среди прочего, о несоблюдении демократических процедур привлечения общественности в процесс принятия решений, и причинении неотвратимого вреда природе вследствие строительства канала.
  Дело относительно игнорирования мнения общественности и нарушения его прав на участие в процессе принятия решений относительно экологической экспертизы проекта, было инициировано нашей организацией и слушалось 17 декабря 2004 г. в Комитете по соблюдению Орхусской конвенции. Правительство Украины не ответило на поставленные Секретариатом конвенции вопросы, и не появилось на заседании Комитета по приглашению ЕЭК ООН. Комитет находится в процессе вынесения решения относительно невыполнения ст. 6 Конвенции, о чем будет объявлено на следующей Конференции Сторон 25 - 27 мая 2005 года.

НЕДЕМОКРАТИЧНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

  Процесс планирования и строительства глубоководного судового хода Дунай - Черное море через гирло Быстрое на территории Дунайского биосферного заповедника (ДБЗ) отличается особыми цинизмом, недемократичностью и незаконностью.
  Главным лоббистом строительства канала выступило Министерство транспорта Украины, которое путем манипуляций, злоупотреблений, нарушений законодательства, административного давления, дезинформации и игнорирования общественного мнения добилось начала строительства. Одиозные планы бывшего министра Г. Кирпы поддерживали бывший Президент Украины Л. Кучма, Министерство охраны окружающей природной среды Украины.
  Против строительства канала по гирлу Быстрое выступали Национальная Академия Наук, (в ведении которой находится ДБЗ), многочисленные общественные организации Украины и общепризнанные международные организации, правительства США, Румынии, Европейская комиссия, международные эксперты и граждане.
  Для сооружения канала по варианту, выбранному Минтрансом, через гирло Быстрое, существовало немало препятствий, в частности законодательных:
  1. на момент планирования строительства гирло Быстрое находилось в заповедной зоне ДБЗ, в которой запрещена любая хозяйственная деятельность (ст. 16, 18 Закона Украины “О природно-заповедном фонде Украины”). Минтранс инициировал принятие Указа Президента от 2. 02. 04 г. "О расширении территории Дунайского биосферного заповедника", которым были изменены зонирование заповедника и переведено около 1000 га земель заповедной зоны (включая гирло Быстрое) в зону антропогенных ландшафтов, где разрешена хозяйственная деятельность.

  2. На момент планирования строительства канала ДБЗ владел государственным актом на право постоянного пользования землей, включая гирло Быстрое. Минтранс с помощью местного совета инициировал судебный процесс по признанию недействительным государственного акта ДБЗ на земле и путем давления на судей всех уровней добился положительного решения по делу, мотивируя это защитой интересов местного населения. Минтранс также подготовил и добился подписания Президентом Указа от 10. 06. 03 г. № 502/2003, который внес так называемые „редакционные” правки и изъял из территории ДБЗ протоки и внутренние водоемы, в т. ч. гирло Быстрое, чем поставил под вопрос самую целесообразность существования ДБЗ как водно-болотного угодья международного значения.

  3. Во время проведения государственных экологических экспертиз ТЭОи и рабочего проекта канала Дунай - Черное море Министерство охраны окружающей природной среды Украины сознательно нарушило действующее законодательство, принципы проведения государственной экологической экспертизы, таких как гласность, научная обоснованность, объективность, законность и учет общественного мнения. Министерство, пренебрегая своими обязанностями, одобрило указанное строительство и поставило под угрозу существования ряда краснонокнижных видов растений, животных, промышленный улов дунайской сельди всеми причерноморскими странами.

  4. При принятии решений относительно строительства канала не было учтено общественное мнение, созданы препятствия для участия общественности в принятии решений по каналу, постоянно скрывалась правдивая информация, и общественности не предоставлялась возможность высказать свою точку зрения, отказано в доступе к документам, касающимся строительства.

  5. О недопустимости реализации хозяйственных проектов за счет территорий природно-заповедного фонда подчеркивал Верховный совет во время парламентских слушаний относительно соблюдения требований природоохранного законодательства в Украине в феврале 2003 года. Поэтому, строительство канала на уникальных природных комплексах Дунайского биосферного заповедника и водно-болотных угодий международного значения является недопустимым.
  Против администрации Дунайского биосферного заповедника после 20 проверок деятельности, которые не обнаружило ни каких нарушений, было возбуждено уголовное дело – без соблюдения элементарных требований Уголовно-процессуального Кодекса. Директору заповедника г. Александру Волошкевичу, преданного своему делу и защищающего заповедник, грозили неизвестные лица и распространялись слухи о его смерти. Международный Союз охраны природы на своем конгрессе в листопаде 2004 года в Бангкоке принял специальную резолюцию, в которой просил правительство Украины прекратить преследование г. Волошкевича и администрации заповедника.

   В связи с вышеприведенным и принимая во внимание многочисленные рекомендации международных экспертов и обязательства правительства Украины перед международным сообществом, просим Вас, уважаемый господин Президент:

  • обеспечить проведение адекватного, полного и объективного исследования социально-экономической, экологической, правовой обоснованности строительства II очереди канала Дунай - Черное море с привлечением экспертов НАНУ, международных экспертов, со сравнением альтернативных вариантов прохождения канала;

  • отменить: Указ Президента Украины "О расширении территории Дунайского биосферного заповедника" от 2. 02. 04 N 117/2004; Указ Президента Украины "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 6 июня 2003 года "О состоянии выполнения Указа Президента Украины от 10 августа 1998 года N 861 "О создании Дунайского биосферного заповедника" и перспективы строительства судоходного пути Дунай - Черное море" от 10 июня 2003 N 502/2003 как не отвечающие международным обязательством Украины, и нарушающие национальное законодательство;

  • закрыть незаконно возбужденное прокуратурой Одесской области уголовное дело № 051200400099 против должностных лиц ДБЗ;

  • дать поручение провести объективное расследование и оценку вреда, причиненного незаконным строительством первой очереди канала Дунай - Черное море.
   Мы уверены, что указанные действия будут оказывать содействие восстановлению авторитета Украины, как демократического государства, в глазах международного сообщества.

   С уважением,
Президент БФ “Экоправо-Львов”, проф. Кравченко Светлана Николаевна

  СПРАВКА: Благотворительный фонд "Экоправо-Львов" - неправительственная международная организация, основанная в 1994 году с целью предоставления помощи в защите экологических прав физическим и юридическим лицам, содействие развития природоохранного дела, экологического образования, науки и культуры.

  ПРИМ.: БФ “Экоправо-Львов” готов предоставить дополнительную информацию или копии упомянутых в письме документов.

seu-info@seu.ru