Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Документы

Переписка чиновников с общественностью

  На свое письмо в защиту Дунайского биосферного заповедника, адресованное Президенту Украины, Галина Гузь из Алчевска получила ответ от заместителя начальника Государственной службы заповедного дела Минэкоресурсов Украины, С. Комарчука. Насколько мы знаем наше экологическое министерство, такие же письма должны были получить и другие участники кампании. Поэтому ниже мы приводим сам ответ и наши комментарии к нему:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА
01014, г. Киев, ул. Тимирязевская, I, тел./факс: 2949556,
e-mail: parks@parks.freenet.kiev.ua
04. 11. 2003 N 33-7-10/754

Гражданке Гузь Г. В.

   Государственная служба заповедного дела Минэкоресурсов Украины рассмотрела Ваше письмо относительно строительства судового хода через территорию Дунайского биосферного заповедника и сообщает.
   В июле с. г. Минэкоресурсов утвердило Вывод государственной экологической экспертизы. В соответствии с выводами научных работников, при существующем на данное время зонировании ДБЗ, влияние от реализации любого из рассмотренных вариантов проекта на окружающую природную среду нельзя считать допустимым. При оценке влияния от реализации проекта на окружающую природную среду, без учета заповедного статуса территории, наиболее оптимальной можно считать реализацию варианта "Рукав Быстрый".

   Все дело в том, что госэкоэкспертиза "заповедный статус территории" должна была учесть. Проигнорировав его, она нарушила п. 6 ст. 6 Закона Украины "Об экологической экспертизе": основным принципом экологической экспертизы является законность. То есть экспертиза должна была исходить из действующего нормативного поля (по которому на Быстром запрещена реализация проектов, подобных сооружению судоходного хода), а не из тех изменений, которые мнятся разработчикам экоэкспертизы, или чиновникам министерства.
   Ведь эти самые изменения (отмена абсолютно заповедного режима на Быстром) должны происходить на основании выводов данной экспертизы! Факт нарушения Минэкоресурсов украинского законодательства (вывод утвердил зам. госсекретаря Минэкоресурсов А. Гриценко) господин Комарчук в своем письме "обходит".

   На данное время Распоряжением Кабинета Министров Украины от 13. 10. 03 г. N 598-p утверждено ТЭО строительства глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море на украинском участке дельты по варианту "устье Быстрое".

   Кабмин Украины основывал свое распоряжение на выводах комплексной государственной экспертизы, подготовленной Украгроинвестэкспертизой, и которая, в свою очередь, опиралась на выводы экоэкспертизы. В выводах комплексной экспертизы оговорка "без учета заповедного статуса территории" волшебным образом дематериализовалась. И ее вывод уже имел следующий вид: "Украгроинвестэкспертиза рекомендует принять вариант создания глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море по рукаву Быстрый как наиболее целесообразный с ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ [выд. наше], экономической, технической и гидрологической точек зрения". То есть Украгроинвестэкспертиза открыто проигнорировала требования Закона "О природно-заповедном фонде Украины".
   В соответствии с Законом Украины "Об охране окружающей природной среды", Минэкоресурсов осуществляет государственный контроль за соблюдением норм экологической безопасности. Данное же нарушение их Украгроинвестэкспертизой оно не заметило - наверное, сказывается собственное нарушение этих же норм при утверждении экоэкспертизы... Об этом господин Комарчук также не вспоминает.
   Вообще же, принятие Кабмином Украины распоряжения о канализации заповедника - яркий пример сегодняшней круговой поруки украинских чиновников и "прикормленных" специалистов. Киевский национальный университет вместе с Украинским центром менеджмента земли и ресурсов подготовили экоэкспертизу, Минэкоресурсов утвердило ее выводы, Украгроинвестэкспертиза на их основании подготовила выводы комплексной экспертизы, Укринвестэкспертиза их утвердила, Кабмин принял распоряжение о сооружении канала в абсолютно заповедной зоне Дунайского биосферного заповедника... - конкретные лица, представляющие определенные учреждения, создали цепочку для реализации проекта, нарушающего нормы действующего законодательства. Но за это нарушение персонально не отвечает никто из них! Крайнего не найдешь...

   Во исполнение абзаца 2 статьи 2 Указа Президента Украины "О решении Совета Национальной безопасности и обороны Украины от 6 июня 2003 года..." относительно оптимизации границ Дунайского биосферного заповедника, заповедной зоны, проведения зонирования его территории с учетом необходимости комплексного решения общегосударственных, региональных, местных проблем, международных обязательств Украины, дополнительного заповедания ценных природных комплексов, Минэкоресурсов Украины при участии Национальной академии наук разработало проект Указа Президента Украины "О расширении территории Дунайского биосферного заповедника, проведения зонирования его территории и оптимизации управления заповедником". Вышеупомянутым проектом Указа предполагается расширение территории заповедника, при этом земли, внутренние протоки и водоемы не изымаются из территории ДБЗ.

   Проект Указа Президента Украины "О расширении территории Дунайского биосферного заповедника..." Минэкоресурсов разрабатывало без участия Национальной академии наук Украины - своими силами... В соответствии с ним заповедник должен быть расширен в основном виртуально, без изъятия земель у землепользователей: 6170 виртуальных гектар против 1400 гектаров реальных. А земли, которые остаются у бывших землепользователей, будут охраняться постольку, поскольку эту охрану поддержат их "хозяева", - в действительности данный проект указа направлен лишь на формальное расширение заповедника.
   Но наиболее интересный момент в нем - 4 пункт: "Отвести земли под протоками р. Дунай к землям водного фонда с сохранением традиционного водопользования" (подробно см. наше сообщение "НОВОСТИ КАМПАНИИ ПО СПАСЕНИЮ ДУНАЙСКОГО ЗАПОВЕДНИКА (2)"). "Традиционное водопользование" допускает и сооружение судоходных путей. Этим проектом Минэкоресурсов открывает путь Минтрансу, одновременно создавая иллюзию сохранения заповедника. Пусть Минтранс роет свои каналы, главное, что "при этом земли, внутренние протоки и водоемы не изымаются из территории ДБЗ"!

   В результате рассмотрения всех предложений и замечаний, а также с учетом согласований землевладельцев и землепользователей, местных органов власти и самоуправления, готовится окончательный вариант проекта Указа Президента Украины, который будет представлен на рассмотрение Кабинету Министров Украины.
   После подписания Указа будет разработан, согласован с заинтересованными центральными органами исполнительной власти и местного самоуправления и утвержден Проект организации территории и охраны природных комплексов Дунайского биосферного заповедника и его зонирования с учетом необходимости комплексного решения общегосударственных, региональных и местных проблем. Решение о строительстве глубоководного судового хода через территорию Дунайского биосферного заповедника будет считаться принятым лишь в случае подписания указанного указа, соответствующих изменений в зонировании территории заповедника и решения вопроса отвода земли под строительство данного глубоководного судового хода.
   В соответствии со ст. 51 - 54 Закона Украины "О природно-заповедном фонде Украины" вопросы относительно создания и расширения природно-заповедного фонда Украины находятся в компетенции центрального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды (Минэкоресурсов Украины).

Заместитель начальника, С. Комарчук

Остапченко 295-35-72

ВМЕСТО ВЫВОДА:
   Проблемой ДБЗ господин Комарчук пристально занимается где-то из августа этого года. С этих пор Минэкоресурсов заняло "странную" позицию в данном вопросе.
   Может, учитывая склонности господина Комарчука и недавнее переподчинение Государственной службы заповедного дела новообразованному Госкому природных ресурсов Украины, предложить переименовать ее в ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗАПОВЕДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ?

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность