Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Другие номера газет

"Дельта и человек" №12

О рыболовстве по ту сторону Дуная

  В рыболовной отрасли Румынии, главным образом на территории биосферного заповедника (они его именуют резерватом), в состав которого вошла практически вся часть румынской дельты общей площадью 580 тыс. га, осуществляется в настоящее время глубокая реформа. Правовой основой ее является принятый в апреле 2001 года парламентом Румынии "Закон о рыболовстве". Согласно законодательству Румынии, вопросы рыболовства в заповедной дельте являются компетенцией администрации биосферного резервата.
  Указанный выше закон лимитирует количество рыбаков в дельте. Он же оговаривает, что рыбаком может быть только местный житель.
  На конец октября 2001 года администрация резервата выдала примерно 1500 индивидуальных разрешений для рыбаков, на ноябрь 2002 года - около 1700. Продолжает наблюдаться тенденция естественного сокращения рыбаков. Связано это с тем, что после свержения режима Н. Чаушеску в 1989 году и резко ухудшившейся экономической ситуацией в стране в рыбаки пошли многие из тех жителей дельты, кто потерял прежнюю работу. Максимальное количество рыбаков достигло тогда почти 5 тыс. человек. Сейчас из рыболовецкой среды уходят непрофессионалы и те, кто не может в силу ряда причин выполнить установленную минимальную норму вылова рыбы, составляющую 500 кг.
  Две трети рыбаков осталось работать в бывших кооперативах, одна треть стала индивидуалами. Боязнь рыбака становиться индивидуалом во многом связана с неготовностью самостоятельно организовывать свой промысел, вести необходимую документацию, платить налоги с уже заработанных наличных денег. В кооперативе практически все это делает вместо рыбака бухгалтерия.
  В каком направлении пойдет процесс? Будет увеличиваться количество индивидуалов и расти их роль в дельте, или верх возьмут кооперативы (фирмы)? Налицо - неустойчивость положения.
  Особенностью реформы рыболовства в румынской дельте является то, что выловленная индивидуалом или "кооператором" рыба должна сдаваться на приемные пункты для регистрации. Как правило, здесь она и продается фирмам-заготовителям, имеющим разрешение от администрации резервата. Рыбак, после регистрации улова на приемном пункте, может рыбу и самостоятельно продавать в другом месте, но, как правило, он ее сдает тут же, учитывая бездорожье и удаленность населенных пунктов, где имеется спрос.
  Рыбак должен обязательно иметь контракт с одной или несколькими фирмами на продажу улова. Ни фирма не имеет права принимать рыбу без контракта, ни рыбак сдавать эту рыбу без него.
  Наличие нескольких фирм, скупающих улов, ведет к выгодной для рыбака конкуренции. Он продает той фирме, которая назначает более высокую цену. Практически рыбак получает 60-65% от рыночной стоимости улова. Это радикально изменило существующую до этого ситуацию. "Черный рынок", забиравший ранее примерно 70-75% рыбы, сократился более чем в два раза. Увеличились доходы рыбаков. Сейчас румынский рыбак в дельте получает в среднем в месяц 3-4 млн. лей (немногим более 100 долларов США).
  Рыбак также получает 90 % от стоимости сданной им икры осетровых. Официальная цена 1 кг черной икры в г. Тульча в конце лета 2002 года была равна 200 долларов США. Результат не заставил себя долго ждать. Если до реформы рыболовства по всей Румынии официально добывалось около 200 кг черной икры, то сейчас этот показатель вырос на целый порядок. Например, с января по июль 2002 года рыбаками дельты было официально сдано 1032 кг икры белуги, 189 кг икры осетра и 620 кг икры стерляди. Общее количество ежегодно сдаваемой икры осетровых достигает нескольких тонн.
  Положительные результаты реформы рыболовства в румынской части дельты Дуная следует рассматривать как важный фактор стимулирования назревших преобразований в рыболовстве в украинской дельте.
  Распространение этого опыта, его пропаганда и правильная интерпретация превращается в одну из важных составных проблемы рационального использования природных ресурсов в двустороннем резервате.
  И в румынской, и в украинской части дельты Дуная в течение последних 15-20 лет наблюдается неуклонная тенденция сокращения уловов. Об этом свидетельствует и официальная статистика, и "черный рынок". Сокращаются абсолютные уловы, уменьшается вылов рыбы по видам.
  Румынские специалисты установили прямую связь между уровнем воды в дельте и уловами рыбы, главным образом карповых. Затопление увеличивает кормовую базу, площадь нерестилищ. Однако эта зависимость прослеживалась в румынской части дельты лишь до начала 70 годов XX века.
  Официальная политика Румынии при Н. Чаушеску по превращению дунайской дельты в район интенсивного сельского хозяйства выразилась в масштабном строительстве, начиная с 1961 года, дамб, осушении территорий. Было одамбовано до 100 тыс. га площадей. Уже к 1971 году природное равновесие нарушилось. Даже при высоких уровнях воды дамбы сокращали затопление территорий с известными последствиями.
  Строительство дамб преследовало и другую цель, прямо связанную с рыболовством. Речь шла о создании в плавнях прудов. К 1997 году в румынской части дельты под пруды было занято уже 40 тыс. га плавневых угодий. Каков же результат? Производительность прудов оказалась крайне низкой - менее 100 кг рыбы на 1 га. В 1977 году, самом урожайном в искусственных водоемах Румынии, пруды с площади 20 тыс. га дали 4,5 тыс. тонн рыбы. В 90-е годы, несмотря на увеличение прудовых площадей до 40 тыс. га, уловы остались прежними. А с 10 тыс. га прудов, созданных в последние годы не на лучших участках, так как их практически уже не осталось, а инерция строительства прудов продолжала работать, не было продано ни одного килограмма рыбы.
  Аналогичные процессы происходили примерно в то же время и в украинской части дельты. Под выращивание риса и других сельскохозяйственных культур было одамбовано около 30 тыс. га плавневых территорий. Это имело отрицательные последствия не только для рыбы, но и для птиц, потерявших прекрасные кормовые места и места гнездования.
  Сказанное следует рассматривать в качестве отрицательного опыта природопользования в дунайской дельте, который должен служить хорошим уроком.
  Непростая экономическая обстановка в Румынии, постоянный дефицит госбюджета создают предпосылки для принятия таких государственных решений, касающихся дунайской дельты и заповедника, которым трудно дать однозначную оценку. Отметим, что в Румынии отсутствует аналогичная нашей система лимитов, а также их платного предоставления со стороны государства рыболовным предприятиям (кооперативам) и рыбакам-индивидуалам.
  Администрация резервата на основе определенного перечня необходимых документов выдает разрешение на использование того или иного природного ресурса, включая рыбу. Отметим, что отсутствие такого разрешения у организации (фирмы) чревато для ее руководителя наказанием в виде лишения свободы сроком до 10 лет.
  Так, летом 2002 года стало практически осуществляться в дельте в сфере рыболовства своеобразное концессионирование. Кратко его суть и содержание таковы: румынская часть дельты в рамках биосферного резервата была разделена, в зависимости от количества рыбных ресурсов и географического расположения водоемов, на 25 зон. Поскольку румынские специалисты располагают примерными данными о количестве рыбы в каждой зоне, историческом прошлом и перспективе рыбного промысла в указанных районах, была определена сумма, выплатив которую разово в госбюджет, та или иная организация (или группа организаций) получает право взять в аренду данную зону сроком на 30 лет для организации и осуществления рыбного промысла. В последующем фирма ежегодно вносит определённую арендную плату, которая будет корректироваться в зависимости от состояния рыбных запасов в этой зоне, размеры которых будут постоянно отслеживаться специалистами.
  Указанная аренда осуществляется при выполнении целого ряда условий. Одним из них является то, что арендатор (фирма, предприятие или их группа) обязан взять на работу сроком не менее чем на год всех рыбаков, работающих в этой зоне на момент её передачи в аренду. Только через год фирма (фирмы) имеет право пересмотреть контракт с рыбаками и внести изменения в интересах фирмы, в том числе и уволить рыбака.
  Согласно условиям аренды арендатор берёт на себя ряд функций, связанных с охраной рыбных ресурсов, территорий водоёмов.
  Непременным требованием к участникам объявленных торгов на сдачу в аренду "рыбных зон", является наличие у фирмы офиса в г. Тульча или непосредственно в дельте, а также опыта работы в ней. Два эти условия были предусмотрены, чтобы несколько успокоить организации и фирмы (а их насчитываются многие десятки), которые уже не первый год работают в рыбной отрасли, что их интересы и факт существования никто не игнорирует. Замысел авторов вышеназванной реформы понятен:
  а) единовременно в госбюджет поступают значительные финансовые средства по итогам проведенных торгов, постоянным будет приток в бюджет средств от ежегодных арендных платежей;
  б) в дельту придут фирмы с прочным финансовым положением, которые смогут финансировать развитие инфраструктуры рыбного промысла, обеспечивать качественную переработку рыбы и конкурентную способность рыбной продукции;
  в) фирмы-победители, как уже отмечалось, возьмут на себя ряд функций, которые лежат на плечах администрации заповедника, и которые, в силу ряда причин, главным образом объективного характера, она не в состоянии должным образом выполнять;
  г) резко сократится количество организаций и фирм, с которыми государству придётся иметь дело в сфере рыболовства. Упростится управление этой важнейшей отраслью хозяйственного использования природных ресурсов. Выражается надежда, что успешная реализация подобного проекта принесёт в дельту больше порядка.
  Реакция многих природопользователей румынской части дельты на планируемые нововведения крайне неоднозначна. Руководители фирм, с которыми автору удалось побеседовать, и у которых очень значительны шансы победить на торгах, говорили, естественно, о положительной стороне реформы, о её государственной значимости и пользе для активизации хозяйственной жизни в дельте в целом. Однако представители мелких и средних фирм, работающих в сфере рыболовства, были весьма озабочены развитием событий и, не скрывая, выражали тревогу и негативное отношение к проекту. Суть опасений, которые беспочвенными назвать нельзя, в следующем:
  а) в дельту могут прийти организации и фирмы, заработавшие большие деньги за её пределами, и повести политику, не отвечающую интересам местного населения, установившимся традициям;
  б) мелкие и средние рыбные предприятия и фирмы, выполняя идущие сверху в течение последних лет решения об организации труда и переработке продукции на уровне, близком к европейскому, вложили немалые средства в строительство и оборудование рыбоприёмных пунктов, закупку холодильных установок, транспорта и т.д. Денег, чтобы на равных участвовать в торгах, они не имеют. Приход новых "хозяев" в дельту может положить конец их бизнесу, свести на нет усилия многих лет;
  в) что будет с рыбаками, которые отработают год в фирме-арендаторе, а потом могут оказаться на улице, так как в услугах части рыбаков фирма, применив новые технологии, может уже и не нуждаться?! При отсутствии в дельте выбора трудоустройства, наличии значительной безработицы, не приведёт ли это к росту социальной напряженности?!;
  г) новые фирмы, дополнительные капитальные вложения, стремление получить максимальную отдачу от вложенного - не приведёт ли всё это к ещё более интенсивному использованию рыбных ресурсов, притом, что общее снижение уловов становится в дельте всё более острой проблемой?
  По имеющейся информации, работы по распределению "рыбных зон" через национальные торги приостановлены осенью 2002 года. Одна из главных причин - возможные отрицательные последствия реформы, о которых мы говорили выше.
  Каждому рыбаку, да и не только рыбаку, будет небезынтересно познакомиться со статистикой уловов в румынской части дельты. Приведем несколько цифр: за три месяца 2002 года (январь-март) в заповедной дельте Румынии было выловлено - 56201 кг плотвы, 775 кг густеры, 3892 кг окуня, 158320 кг карася, 34645 кг сазана, 2423 кг линя, 175240 кг леща, 25749 кг сома, 29339 кг судака, 9882 кг щуки. Сельди за этот период было выловлено 177506 кг.
  Когда мы знакомимся с такой статистикой, не надо удивляться и забывать, что румынская часть дельты почти в пять раз больше, чем дунайская дельта в Украине.

  Василий Федоренко,
  зам. директора ДБЗ по охране,
  кандидат исторических наук


Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность