Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Другие номера газет

"Дельта и человек" №14

Как ученые «уголовниками» стали.

   События, произошедшие неделю тому в нашем заповеднике, как обычно, вызвали противоречивые слухи. Чтобы быть документально точными в их изложении и последующей оценке, приводим ниже наше официальное письмо:

№ 194 от 05.11.2004г.


Президенту
Национальной академии
наук Украины
академику
Патону Б. Е.

   Уважаемый Борис Евгеньевич!
   Как Вам уже известно, 02. 11. 2004 года в 14 ч. 30 мин. в офисе Дунайского биосферного заповедника появился следователь Дунайской транспортной прокуратуры вместе с четырьмя милиционерами, который официально ознакомил нас с уголовным делом, возбужденным против должностных лиц заповедника, и начал изъятие компьютеров и документов, которое продолжалось до 21 ч. 30 мин. Были изъяты все 340 томов бухгалтерских документов, которые вместе с изъятием компьютера бухгалтерии со специальной программой заблокировало нашу финансово-хозяйственную деятельность и возможность выплатить заработную плату коллективу. Также были изъяты входящая и исходящая переписка, приказы, договора, материалы прошедших проверок и т. д. Сейчас у нас нет документов, чтобы аргументировано готовиться к защите с необходимыми ссылками.
  Мы уже писали, что директор ГП "Дельта-Лоцман" еще 03. 09. 2004 года в своем письме прокурору Одесской области писал, что заповедник активно противодействовал разработке и реализации строительства канала по гирлу Быстрое, и предлагал принять решение относительно привлечения нас к уголовной ответственности по статье 364 "Злоупотребление властью или служебным положением". Прокуратура, идя навстречу этим пожеланиям, именно по такой статье и возбудила уголовное дело, как мы теперь выяснили, еще в субботу, 25. 09. 2004 года. На международной конференции в Одессе, посвященной приезду в Украину представителей многочисленных международных организаций и конвенций по проблеме сооружения судоходного пути, мы сообщили о таком возможном ходе событий. Тем не менее, нам не известно, по какой причине нас на протяжении 40 суток не знакомили с этим делом.
  Мы уже отправили обращение в суд относительно этого постановления, которое базируется на акте проверки контрольно-ревизионного отдела еще от 05. 03. 2002 года. Как Вам известно, августовская проверка КРВ ничего не дала нашим оппонентам, и главный контролер-ревизор поплатился за это должностью.
  Но в постановлении об уголовном деле даже информация из этого акта грубо искажается. Так, например, 33 % от инкриминированной нам суммы убытков государству приходится на "приобретение и отнесение на баланс факса, 1992 года изготовления, завышенной стоимостью в 16243 гривны". На самом деле в акте такого слова нет, так как заповедник этот факс не покупал, его подарили еще в 1992 году сотрудники Международного фонда охраны природы (WWF). Я вообще еще не работал тогда директором, и принял его с такой балансовой стоимостью.
  То же самое можно сказать относительно других статей - недополучение арендной платы за безвозмездную передачу в аренду пограничникам, СБУ и рыбинспекции рации, компьютеров и двигателя для лодки. Но как мы уже писали в объяснениях, именно эти бюджетные организации реально, с оружием в руках, помогали охранять заповедные и новые присоединенные территории. Такой же уровень аргументации и относительно моей командировки в апреле 2000 года в Белград, куда мы отвезли нашим транспортом официальную делегацию Украины на сессию Международной комиссии по вопросам рыболовства в р. Дунай. Департамент рыбного хозяйства, в условиях отсутствия финансирование для путешествия, обратился к нам с просьбой найти финансы для этого, что мне и удалось сделать с помощью WWF. Встреча прошла успешно, фонд принял отчет за использованные средства. Тем не менее, контрольно-ревизионный отдел стал обвинять меня в том, что в квитанции отеля не было печати, и требовал возвратить деньги государству, которые я не брал, поэтому я и объяснил, что речь может идти не о возвращении, а об их дарении, и предложил им обратиться в суд.
  Такие вещи, связанные в первую очередь с какими-то процедурными нормами оформления бухгалтерской отчетности, лежат в основе и других утверждений, о которых пишет прокуратура.
  Главное, что еще два с половиной года назад прокуратура и правоохранительные органы чрезвычайно пристально изучали этот акт КРО и никаких злоупотреблений, на основе которых можно было бы возбудить уголовное дело, не обнаружили.
  В наших семи заявлениях должностных лиц заповедника в суд мы указали также, что преступление, предусмотренное ст. 364 УКУ, не входит в сферу деятельности и компетенции транспортной прокуратуры, хотя мы все хорошо понимаем, почему именно так произошло.
  Главное, что в нарушение законодательства, в постановлении не указано конкретное лицо, а указаны все должностные лица Дунайского биосферного заповедника, и это лишает меня и сотрудников права на защитника на допросах, которые уже планировалось следователем с 05. 11. 2004 года. Непонятно кто мы сейчас - свидетели, подозреваемые или обвиняемые. Свидетелям нельзя являться на допрос с адвокатом, и, лишенные правовой помощи, они вынуждены давать нужные следствию свидетельства под давлением, а потом их в процессе расследования переквалифицирывают в подозреваемых. Однако, если подзащитный в статусе свидетеля расписался во всех грехах, то дело практически непоправимо - по статистике лишь в 40 % случаев суд не принимает во внимание отказ от первичного свидетельства, и обвинение строится на сведениях, полученных на первых допросах. Очевидно, что прокуратура таким образом будет стараться осуществить сбор какого-либо материала и стараться потом привлечь нас к ответственности уже как физических лиц.
  С 2 ноября 2004 года Украинский научно-исследовательский институт экологических проблем, в конце концов, получил деньги от Минтранса и начал рассылку средств участникам мониторинга за влиянием судоходного пути "Дунай - Черное море". Планировали участие в мониторинге и мы, но старания власти решить канальную проблему силовым методом пока что перечеркнуло эти планы...
  Последние события вокруг Дунайского биосферного заповедника получили большой резонанс в цивилизованном мире, и мы получаем сейчас письма поддержки из разных международных организаций и конвенций. Резко отрицательно оценили эти события руководители обеих миссий, которые были в заповеднике летом - соответственно господин Эладио Фернандес-Галиано из Совета Европы, и Ян Квет, возглавлявший общую миссию ЮНЕСКО и Рамсарской конвенции. Поэтому мы считаем, Борис Евгеньевич, что это самоуправство не только заблокировало нашу деятельность, но крайне отрицательно повлияло на имидж нашего государства, в особенности в контрасте с последними усилиями Министерства иностранных дел Украины по урегулированию связей с различными международными учреждениями относительно дунайской проблемы. Я уже не говорю об освещении этих действий власти в нашей стране в контексте выборов Президента Украины.
  Мы расцениваем такие действия наших оппонентов как желание дестабилизировать работу заповедника с целью уменьшения контроля с нашей стороны за строительством глубоководного судоходного пути "Дунай - Черное море".
  В связи с этим еще раз просим Вас, Борис Евгеньевич, защитить Дунайский биосферный заповедник – общегосударственное достояние - от произвола чиновников.

С уважением,
директор Дунайского
биосферного заповедника
Волошкевич А. Н.


Послесловие.

  Вообще, когда директор ГП «Дельта-лоцман» В.В. Бездольный пишет письма и получает ответы из местных органов власти, то он фактически ведет переписку с самим собой. Достаточно сказать, что когда Одесская межрайонная природоохранная прокуратура в начале августа этого года проверяла заповедник в связи с очередным письмом-жалобой Вилковского городского головы И.В. Тимошенко в адрес обласного прокурора с многочисленными приложениями на 24 страницах, то этих приложений в Вилковском городском совете не было. Их начали направлять представителю природоохранной прокуратуры непосредственно в офис заповедника по факсу из г. Николаева, из офиса ГП «Дельта-лоцман». Этот факт красноречиво свидетельствует о реальном заказчике антизаповедницкой кампании и распределении в ней ролей.
  В день посещения заповедника транспортной прокуратурой только что вернувшаяся из Парижа, из организации ЮНЕСКО делегация Министерства иностранных дел и Минприроды распространила информацию, что там было представлено новое зонирование заповедника, даны убедительные ответы на вопросы представителей международных организаций и вообще конфликт разрешается…
  Хочу особо подчеркнуть, что Проект организации территории заповедника, составной частью которого является новое зонирование, был разработан на деньги Минтранса в г. Харькове. Он не ведом ни Национальной академии наук Украины, ни Дунайскому биосферному заповеднику, и ими не согласован. В нарушение норм нам не предоставили возможность согласовать и техническое задание этого Проекта, и что там нарисовали и написали люди, никогда в дельте не бывавшие, мы не знаем. Единственное, что ситуация изменилась по сравнению с началом сентября, когда мы в номере № 42 нашей газеты писали о том, что «Даже наш городской голова И.В. Тимошенко, интенсивно сотрудничавший с Минтрансом и Минприродой в последнее время, ничего об этом не знает». Но теперь он уже знает.
  14 октября 2004 года в Вилковском городском совете в присутствии городского головы, зам. начальника государственной службы заповедного дела Минприроды С.С. Комарчук два часа рассказывал о результатах работы по Проекту и о зонировании, которое они везут в Париж. Представителей заповедника на это совещание не позвали и как там «нас без нас женили», мы не знаем. Во время приезда экспедиции из Харькова, из Украинского научно-исследовательского института экологических проблем на Сасык, мы видели предполагаемое зонирование, но что окончательно увезли в Париж – мы не знаем. Поэтому, пользуясь оказией, прошу всех природопользователей не звонить в заповедник с просьбой подтвердить или опровергнуть различные слухи, а обращаться напрямую в городской совет.
  В целом таинственное, секретное перезонирование территории, закрепленной за нами госактом, продолжающиеся судебные разбирательства (теперь уже в Верховном суде Украины) по вопросу принадлежности проток и внутренних водоемов, тоже закрепленных за нами госактом, наводят на грустные размышления о реалиях в нашей стране и гарантиях защиты территории, которая кому-то для чего-то приглянулась…
   У нас достаточно высокообразованный коллектив, много кандидатов наук, нас поддерживает Национальная академия наук Украины, украинская и международная общественность (на 6 ноября 2004 года в нашу защиту выступило уже 50486 организаций и отдельных граждан из 90 стран мира), нас защищают многочисленные международные конвенции, у нас имеется сертификат ЮНЕСКО на нашу территорию, на нашей стороне здравый смысл, и, тем не менее, борьба за территорию заповедника продолжается. А что тогда делать простому крестьянину, если его участок завтра кому-нибудь приглянется, и у него власти заберут долгожданный и выстраданный госакт на землю!?
   Вообще нормальна ли ситуация в стране, когда согласно прямому приказу Минтранса от 10-го июля 2003 года власти начинают судебную кампанию по изъятию проток у заповедника, а прокуратура возбуждает заказное уголовное дело?
  Возвращаясь к рейду транспортной прокуратуры. Необходимо отдать должное ее следователю Кузнецову С.В. и работникам милиции – они выполнили свои служебные обязанности спокойно, сдержанно и корректно, с необходимыми разъяснениями, и никаких претензий у нас именно к ним нет. Мы еще шутили с работниками нашей бухгалтерии, глядя на непривычно пустые полки шкафов, по которым стал гулять сквознячок, что вот и настала для них пора долгожданных отпусков или отгулов, потому что на работе уже делать нечего.
   Но если, например, именно я со своим, уже можно сказать богатым жизненным опытом, воспринял все это философски и даже с юмором, то так не могут сделать наши сотрудники, которые либо моложе, либо не имеют опыта восприятия разных «наездов». Ведь все таинственные должностные лица (а в постановлении их круг не очерчен) прекрасно знают, что они не преступники и не воры. Как Вы думаете, за кого они будут голосовать 21 ноября? Что они рассказывают родственникам, друзьям и знакомым?
  Трижды прав лидер популярной рок-группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук, сказавший в своем интервью для «Зеркала недели» (№ 43 от 29.09.2004 года): «Я не хочу выходить на политические баррикады – меня туда толкает жизнь и моя совесть». Опровергая, кстати, провокационное использование имени группы другими кандидатами он подчеркнул: «Я могу сказать только одно: если вы действительно любите «ВВ» и «Океан Эльзы», вы будете верить Ющенко».
  Мы всегда считали, что экологи должны быть вне политики и заниматься своим делом. Но реальность сложилась так, что политика вошла в каждый дом, в каждую организацию, и от её поворотов зависят судьбы миллионов людей.
   В последнее время, когда я смотрю на своего маленького семилетнего сына, я все чаще думаю о том, что его ждет – беспредел или европейское цивилизованное государство?

А.Волошкевич


Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность